Эстетическое воспитание на кружковых занятиях в школе 8 вида
методическая разработка (7 класс) по теме

   

Работа с детьми ОВЗ  показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikacii_na_temu.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

КС (К) ОУ  «Цивльская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернета №2»

Материал для публикации на тему:

«Эстетическое воспитание учащихся

на кружковых занятиях в школе  VIII вида»

Федорова Светлана Ясоновна,

воспитатель специальной (коррекционной) школы-интернат.

2012год

Эстетическое воспитание учащихся

на кружковых занятиях в школе  VIII вида

С.Я. Федорова, воспитатель Цивильской специальной (коррекционной) школы-интернат №2

В Цивильской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат №2 я работаю уже больше двадцати лет. Много детей прошло передо мной и главная наша задача - помочь детям приспособиться к жизни, адаптироваться. В последние годы я работаю над темой «Эстетическое воспитание учащихся на кружковых занятиях». Считаю, что эта тема актуальна и важна, так как говорил великий классик «Красота спасет мир». Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Моя работа с детьми ОВЗ  показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Я считаю, что наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.

Во время занятий творческим трудом я  решаю следующие задачи:

- коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;

- развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;

- знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;

- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;

- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

При организации внеурочной работы я соблюдаю следующие принципы:

- выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;

- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;

- подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам.

В содержание кружкой работы я включаю изготовление поделок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе.

Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатель во вспомогательной школе ведет кружок или оказывает практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы моим воспитанникам в жизни.

Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся, подготовленности самого воспитателя.

Занятия обычно провожу один раз в неделю по 1,5-2 часа. На первых занятиях детей знакомлю  с оборудованием, выполняем практические задания по образцу, чертежу. На последующих занятиях детям даю задания вносить дополнения и изменения в поделки. Когда у детей накопится достаточный материал, можно давать им задания самостоятельно изготовлять поделки.

Я стремлюсь максимально расширять кругозор детей доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме, воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков проводится во второй половине дня. В зависимости от условий образовательного учреждения – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:

- занятия кружков должны проводиться не ранее чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

- если занятия кружка проводятся после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

- как правило, не проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина).

Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки и эта работа не требует дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.

Одно занятие кружка продолжается не больше 1часа. Во время работы следует организовать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако во вспомогательной школе могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, машинной вышивки и вязания, на которые способна лишь небольшая часть детей с нарушением интеллекта.

Надо правильно организовывать работу кружков. Прежде всего надо четко определить время и место работы каждого кружка и узнать, сколько детей, из каких групп будут в это время заниматься.

Занятия каждого кружка во вспомогательной школе следует проводить не чаще одного раза в неделю, но и не реже одного раза в две недели.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем, чтобы очень тактично помочь ученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу провожу без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в тот кружок, в который он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом кружке вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком кружке, в котором он хочет.

В общей системе воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера – отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и могут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься кружковой работой более устойчивым и способствует формированию у ребенка стремления и далее совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.

Уже в самом начале деятельности в кружке  я рассказываю детям в общих чертах, чем они будут заниматься, чему  научатся и какую затем полезную для всех работу они смогут сделать.

Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно организовывать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.

Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков. Здесь в процессе работы у детей с нарушением интеллекта преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Организуя работу кружков, не  забываю, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.

Во время работы в любом кружке, где дети делают что-то своими руками, должны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.

Это работа приносит удовлетворение не только мне, но и моим воспитанникам. Мы находимся в постоянном поиске творческих идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению"

Доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях по внеклассному чтению"....

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...

Эстетическое воспитание на театральных занятиях.

 Одной из серьезных задач воспитания личности является необходимость научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни. И над этой задачей необходимо длительное время работать.  ...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

Статья "Значение эстетического воспитания при изучении биологии в школе"

Мы все привыкли к тому, что эстетическое воспитание в школе происходит в  лучшем случае  в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках изобразительного ис...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...

«Эстетическое воспитание в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида»

quot;Система эстетического воспитания должна быть,прежде всего, единой, объединяющей все предметы,все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника,где каждый предмет, каждый вид занятия имее...