Статья Влияние дидактических игр на развитие речи детей
статья на тему

Иванова Ангелина Анатольевна

 

 

Влияние дидактических игр на развитие речи детей 

с умеренной умственной отсталостью

в группе продленного дня 

 

Лишь дидактическая игра в совокупности с методами обучения способствует развитию речи ребенка.

Ф.Лабрюйер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_didakticheskih_igr_na_razvitie_rechi_detey.docx544.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

на тему: «Влияние дидактических игр

на развитие речи детей

с умеренной умственной отсталостью

в группе продленного дня»

(из опыта работы)

                                                       

Автор: Иванова Ангелина Анатольевна

 

                                                 2012 год

Влияние дидактических игр на развитие речи детей  

с умеренной умственной отсталостью

в группе продленного дня  

Лишь дидактическая игра в совокупности с методами обучения способствует развитию речи ребенка.

Ф.Лабрюйер

            Актуальность проблемы развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью объясняется тем, что общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании, но и в характере его формирования.

Целью данной статьи является анализ влияния дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать  основные теоретические представления о речи детей с умеренной умственной отсталостью;

- рассмотреть влияние дидактических игр на развитие речи детей с нарушением интеллекта.

Среди детей с умеренной умственной отсталостью много детей с нарушением фонетической стороны речи, серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых детей в лексике, но еще сложнее протекает процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи -  умения построения сложных, логичных, осмысленных и грамматически правильных высказываний.

Основной задачей развития коммуникации является формирование умения общаться в коммуникативных ситуациях с использованием монологической и диалогической речи. Общение предполагает обмен идеями, мыслями и эмоциями. Оно включает в себя предоставление информации, ее получение, описание событий, составление просьб, выражение чувств, изложение мыслей.

Пассивный язык относится к тем словам и идеям, которые человек понимает. Это информация, воспринимаемая зрением или слухом.

Активный, выразительный язык, относится к словам и идеям, которые человек использует для общения с другими. Выразительный язык включает в себя:

- инициативный язык, которым начинают общение;

 - язык ответа - реакцию на словесную инициативу другого.

Диалог - заранее подготовленный, или, чаще, неподготовленный разговор собеседников, в основном, двух собеседников. Разговор трех или более собеседников иногда называют полилогом.

Для диалогов характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов, свойственный  разговорной речи.

Ситуация устной речи каждую минуту создает мотивацию нового поворота речи, разговора, диалога. При этом не возникает необходимости в намерении создания мотивации речи, так как она динамически регулируется и является мотивированной в данной ситуации.

Диалогическая речь детей с умеренной умственной отсталостью неполноценна. Диалог редко возникает по инициативе ребенка, так как ребенок обычно мало интересуется окружающим и редко задает взрослым вопросы или вступает в беседу по собственной инициативе. На начальных этапах при беседе с детьми следует избегать резких оценок неправильных ответов и частых исправлений. Это снижает и без того малую активность детей с нарушением интеллекта.

Большое значение имеет выработка у умственно отсталых детей умения спрашивать, отвечать, выслушивать разъяснения, указания, советы. Главное усилие при этом должно быть сосредоточено на создании у детей необходимости в общении, в побуждении к обмену мыслями и впечатлениями на основе все большего усложнения выполняемой ими деятельности.

Требуется создать такую обстановку, чтобы ребенок задавал вопросы, так как если ребенок в процессе беседы спрашивает самостоятельно о чем-то, то его речевая деятельность активизируется. Вопросы ребенка приближают организованный воспитателем диалог к естественной, непринужденной беседе.

Монолог - более сложный для говорящего, чем диалог, вид речи. У человека в процессе произнесения монологической речи чаще всего отсутствует внешняя поддержка.

Переход от участия в разговоре, поддерживаемом и направляемым собеседником, к самостоятельному монологическому, более или менее развернутому высказыванию, протекает у детей с умственной отсталостью достаточно сложно. Дети длительное время задерживаются на этапе, когда их речь уже не является только ответом на вопросы, но еще не представляет собой целого рассказа. В этот период ребенок нуждается в постоянной помощи воспитателя. В одних случаях эта помощь приобретает вид вопроса, в других - воспитатель сам продолжает оборвавшийся рассказ ребенка до определенного момента, чтобы ребенок затем доканчивал начатое высказывание. Затем появляется потребность передать более или менее обширное смысловое целое (объяснение, описание, рассказ), предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь Связная речь – это речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Ситуативную речь и связную речь нельзя противопоставлять: они сосуществуют, но употребляются каждая в зависимости от цели сообщения.

Основной формой ситуативной речи является диалог. Имея конечной целью развитие связной речи, воспитатель будет стремиться научить детей пользоваться полной, законченной фразой, сознательному умеренному использованию указательных слов и местоимений, тренироваться в кратком и точном изложении мысли.

Диалог, как основная форма ситуативной речи, является подготовкой к связной речи. После того, как ребенок научился свободно владеть диалогической речью, можно перейти к связному рассказыванию, и в самых различных ситуациях требуется связное, последовательное изложение мыслей. Такая необходимость возникает при рассказе о пережитых событиях, при описании увиденного, при пересказе прочитанного.

 Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и полно излагать свои мысли.

Эффективным методом для развития связности речи предлагается такой, при котором работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Потом следует учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

Предложение - основная единица речи. Работу над предложением надо вести в трех направлениях:

первое направление - это отработка содержательной стороны предложения;

 второе - работа над речью;

 третье - формирование грамматического строя предложения, т. е. отработка навыков правильного соединения слов.

Структура используемых ребенком предложений служит показателем того, насколько он овладел речью. По мере продвижения ребенка в речевом развитии построение его речи усложняется, предложения становятся правильно сформированными, увеличивается количество слов в предложении.

Построение сложных предложений состоит в понимании построения простых предложений. Действуя по аналогии, учащиеся учатся вычленять более глубокие отношения между предметами и явлениями и выражать свои мысли в сложных предложениях.

Игра у детей является основным видом деятельности. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам добровольно подчиняется определенным правилам, и выполнение этих правил доставляет ему удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. В игре дети учатся контролировать свое поведение. В игре они имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, тем более ценной бывает игра, направляемая воспитателем. Для становления самостоятельности у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации замыслов.

Основой игры является мнимая ситуация. Мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Создание мнимой ситуации возможно благодаря развитию воображения. Развитие воображения тесно связано с детской игрой. Оно является необходимым условием возникновения игры. Дети развиваются в игре. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным.

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у детей высших психических функций посредством коррекционно-развивающей работы. У ребенка с умеренной умственной отсталостью нарушено внимание, сосредоточенность, слабо развита любознательность.

Комплексный подход в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью включает следующие компоненты:

- ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности;

- организация дидактической игры;

- предметной игровой среды;

- общение взрослого с детьми в процессе игры;

-  взаимосвязь педагога-дефектолога с воспитателем.

Роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Методика развития речи должна предусматривать следующие задачи:

- развитие диалогической и монологической речи в  конкретных ситуациях общения;

- синтаксических навыков и умений, используя речевые упражнения;

- умение логически развивать мысль;

- строить высказывание в определенной последовательности, постепенно используя сложные предложения.

Эти задачи могут быть достигнуты разными путями в зависимости от используемой методики. Учебно-воспитательный процесс является открытой системой, включающей в себя задачи, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, а также деятельность воспитателя и ребенка. Необходимо определиться с основополагающими принципами, положенными в основу такой концепции. Для развития коммуникативных навыков надо осуществить следующие принципы:

- активизация деятельности каждого ребенка;

- вовлечение в активный познавательный процесс всех детей;

- развитие различных видов речевой деятельности.

В основе развития речи лежит устная практика. В группе продленного дня много времени следует уделять устной практике с целью развития коммуникативных навыков.

Несмотря на низкую концентрацию внимания, его неустойчивость, поверхностное восприятие информации, трудность запоминания, недостаточную образность воображения детей с умеренной умственной отсталостью, существуют значительные возможности для организации развивающего обучения через дидактическую игру.

Чтобы деятельность ребенка была полноценной, нужен достаточно высокий уровень речевого развития, который предполагает определенную степень усвоения языковых средств.

Особенности развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью выражаются в малой распространенности предложений, пропуске слов, словосочетаний, редком использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, неправильном их построении, нарушении связи слов в предложении, нарушении порядка слов.

Методы развития речи сочетаются задачами коррекционно-воспитательной работы и особенностями развития детей с нарушением интеллекта.

Развитие речи тесно переплетается с развитием внимания, запоминания, произвольной памяти. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на коммуникацию между детьми и между ребенком и взрослым постепенно усложняются.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование речи, которое напрямую связано с развитием произвольного внимания. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Первостепенной задачей формирования речи у детей        с умеренной умственной отсталостью является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям:

 - формирование у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется мотивация на получение продуктивного результата своего труда;

- создание условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.

Для этого ребенку дают возможность наблюдать примеры игр. Воспитатель, выполняя различные действия на глазах у детей, действует очень заинтересованно, сопровождает свои действия словесным пояснением, применяет игровые приемы, изображая увлеченного деятельностью человека. Самое непосредственное подражание в жизни ребенка занимает особое место. Подражание у детей не только формирует конкретные умения, но и дает возможность увидеть, почувствовать отношение к деятельности. По подражанию ребенок не только усваивает навыки, приобретает умения, но и учится эмоциональному поведению.

Постепенно речь ребенка усложняется. Особое внимание уделяется тому, чтобы деятельность ребенка в игре соединялась со словом, чтобы ребенок пользовался перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (жестов, мимики, эмоций), мог осуществлять более сложные действия с опорой на восприятие (в процессе изображения, создания выразительного образа в игре, в ходе рассказывания).

Развитие речи осуществляется по нескольким направлениям:

-  в процессе специальных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие речи.

 Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве вступительной части занятия.

- в ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка
социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в изображении), восприятия самого себя и окружающих его сверстников.

Эти игры проводятся как самостоятельно, так и с целью формирования ролевого поведения, создания образов в театральных играх, в ходе работы с художественной литературой как подготовительные для сюжетной игры, так и для ее обогащения.

- в продуктивной деятельности - рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком;        

- на занятиях по музыке, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

Коротко о дидактической игре

            Одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения умственно отсталых детей  дидактической игре является развитие интереса и целенаправленное обучение ей.

      Не все сразу дидактические игры должны быть размещены в поле зрения ребенка. Их нужно предъявлять по одной. Занятия  по обучению детей дидактической игре проводятся подгруппами и сочетаются с индивидуальными. Со временем количество детей в подгруппах увеличивается.

      Необходимо направить усилия на формирование у детей устойчивого интереса и внимания к совместной деятельности со взрослым, на формирование у детей адекватного поведения, на выполнение установленных в игре правил, на развитие усидчивости в процессе игры и умения играть вместе.

Дидактические игры коррекционной направленности

Коррекционно – развивающиая игра

«Волшебные колпачки»

«Оригинальные цветные бусы»

Задачи: знакомство с материалами, образцами, карточками; формирование устойчивого интереса к работе с новым материалом; формирование позитивных эмоций от результата деятельности.
Материал: цветные крышки; прозрачные коробки; цветные шнурки; планы-схемы.
Краткое описание задания

1. Нанизываем бусы, разные по цвету (на белый шнурок — белые крышки, на черный шнурок — черные крышки).
2. На шнурок собираем крышки двух цветов: а) коричневые — голубые, б) белые — черные, в) зеленые — желтые, г) красные — белые, д) синие — зеленые, е) желтые — красные.
Примечание: каждому ребенку дается одна из схем, дети чередуют цвета.


Дидактическая игра «Слышит ли рука ухо?»

Задачи: научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под...); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре.
Материал: двойные полоски на каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с колпачками разных цветов, карточки с 16 квадратами, план-схема.
Краткое описание задания

1. Дети выкладывают колпачки на нижней полоске двойной карточки по плану-схеме (красные — зеленые, красные — зеленые). Проговаривают свои действия: слева от зеленого — красный, справа от красного — зеленый; или зеленый после красного, перед зеленым — красный.
Примечание. Для каждого ребенка своя схема цветов. На верхней полоске дети выкладывают колпачки по словесной инструкции.
2. Работа с карточками из 16 квадратов:
а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1) белая — красная — черная — синяя, 2) голубая — коричневая — зеленая — оранжевая, 3) зеленая — желтая — коричневая — черная,

4) красная — оранжевая — желтая — коричневая, 5) синяя — голубая — оранжевая — желтая, 6) черная — коричневая — белая — голубая. Для каждого ребенка — своя схема.
б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.


«Разноцветные бусы»

Задачи: продолжать знакомить детей с планом-схемой; учить выкладывать бусы по образцу; учить выкладывать бусы с использованием речевого образца; упражнять детей в нанизывании бус без использования зрительного образца.
Краткое описание задания
1. Обратить внимание детей на расположение цвета на плане-схеме. Учить описывать расположение крышек разного цвета на образце

2. Детям дается образец на 10 секунд, затем убирается, и дети собирают бусы с опорой на зрительную память. Для каждого ребенка — свой образец. После выполнения дети сверяют задание с образцом.


«Красивый орнамент»

Задачи: формирование устойчивого зрительного восприятия; тренировка пространственного мышления; обучение контролю за своей деятельностью; упражнение в собирании бус по определенной речевой схеме (чередование: два-три колпачка + вкрапление заданного цвета).
Материал: план-схема, карточки с речевыми образцами (две желтых + одна красная, две зеленых + одна красная, две синих + одна красная, две белых + одна красная), цветные крышки и цветные шнурки. 
Краткое описание задания

1. Дети собирают бусы, где цвет выбирают сами.
2. Дети собирают бусы по предложенным планам-схемам. Например: два красных — один белый, два желтых — один белый, два зеленых — один белый, два голубых — один белый.


Игра «Сороконожка»

Задачи: учить детей действовать строго по образцу и словесной инструкции (каждая вторая — синяя, каждая пятая — красная); учить детей распределять и концентрировать внимание при обязательном выполнении инструкции; продолжать формировать у детей самоконтроль в процессе выполнения задания; воспитывать в детях самостоятельность.
Материал: речевая инструкция, схема-образец.
Краткое описание задания

Цвет крышек дети выбирают сами, но каждая вторая крышка синяя, а каждая пятая — красная. Схема выполнения предлагается каждому ребенку.


«Собери бусы»

Задачи: учить детей собирать бусы по речевому образцу; закреплять умение детей собирать бусы с опорой на зрительную память; продолжать развивать пространственное восприятие ребенка; формировать зрительное внимание в целенаправленной деятельности с образцом.
Материал: образцы разнообразных бус по количеству детей; планы-схемы по количеству детей; цветные колпачки и шнурки.
Краткое описание задания

Дети рассматривают планы-схемы (в большом количестве), стараются найти логическую закономерность, выбирают одну из них и собирают по ней бусы.
1-й вариант: 5 разных цветов, повторяющихся поочередно.
2-й вариант: 6 цветов (четыре — разных, два одинаковых).
3-й вариант: 7 цветов (четыре — разных; три — повтор).


«Найди ошибку»

Задачи: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память.
Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание задания

Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний).

Детям дается схема, по которой они собирают бусы.

Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.

Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.

«Прямые и обратные цепочки»

Задачи: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности.
Материал: план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки.
Краткое описание задания
Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.


«Шустрая муха»

Задачи: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью.
Материал: карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку.
Краткое описание задания
Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.


«Выложи букву»

Задачи: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы (Г, Т, Н, П, С, О); закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.

Материал: по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами).
Краткое описание задания
1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)
2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».)
3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».)
4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».)
5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».)
6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».)
7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)


«Запомни и повтори»

Задачи: формировать устойчивое зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; закреплять в речи детей слова, обозначающие пространственные отношения (красный — рядом с ним синий, желтый после красного, синий — под красным).
Материал: по две карточки из 9 квадратов на каждого ребенка и по 12 цветных колпачков (количество колпачков дается больше, чем квадратов на карточке, чтобы у детей был выбор); четыре плана-схемы (демонстрационный материал). Для школьников можно использовать карточки из 16 квадратов.
Краткое описание задания
1. Детям предлагается план-схема на четыре-пять секунд: посмотри и запомни.
2. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце.
3. Сравни с образцом и проверь точность выполнения (найди ошибки по цвету и месту).
Примечание. Задание повторяется 3–4 раза. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, не подсматривая у товарища. Можно использовать элемент соревнования при оценке итогов. Вторая карточка используется при проверке задания.


«Игра с предлогами»

Задачи: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой.
Материал: карточки с планом-схемой на каждого ребенка. Цветные колпачки.
Краткое описание задания
Словесные инструкции: перед красным — всегда синий, за зеленым — белый, между белым и желтым — коричневый. (Словесные инструкции даны на планах-схемах.) После выполнения задания дети обмениваются схемами и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.


«Что изменилось?»

Задачи: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.
Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.
Краткое описание задания
Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения.


Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задачи: те же, что в 13-м занятии.
Материал: карточка из 16 квадратов, 12 пробок.
Краткое описание задания
По очереди убираются с карточки 1–4 пробки; дети угадывают, каких пробок не стало и где они были на карточке.


«Запуск ракеты»

Задачи: учить детей строго соблюдать словесную инструкцию; закреплять знания о пространственных отношениях между предметами; развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие; формировать навыки контроля над результатом своей деятельности.
Материал: карточки из 9 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков на каждого ребенка; планы-схемы.
Краткое описание задания
1. Выложи верхнюю, среднюю и нижнюю строчки карточки колпачками разного цвета.
2. Выложи три столбика колпачками разного цвета (правый, левый, средний).
3. Выложи три разных цвета на верхней строчке; на второй и третьей строчке – те же цвета, но в другой последовательности.


«Нарядный коврик»

Задачи: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус.
Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы.
Краткое описание задания
1. Выложить заданную букву на листе бумаги.
2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги.

3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением середины и углов листа.
4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.


«Смекалка»

Задачи: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.

Материал: карточка из 16 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой словесной инструкцией для взрослого.
Краткое описание задания
Диагональю карточка из 16 квадратов делится на две части. Колпачки выкладываются по обе стороны диагонали:
а) разных цветов,
б) двух контрастных цветов,
в) симметрично относительно диагонали (разными цветами).


«Шахматная доска»

Задачи: закрепление навыков пространственной ориентировки на карточке из 64 квадратов; развитие пространственного мышления, устойчивого зрительного восприятия.
Материал: по одной карточке из 64 квадратов на каждого ребенка. По коробочке колпачков двух цветов.
Краткое описание задания Дети упражняются в выкладывании колпачков двух цветов в шахматном порядке.


«Секретный шифр»

Задачи: развитие логического мышления; развитие устойчивого зрительного восприятия; закрепление навыков пространственной ориентировки.

Материал: карточка с шифром (каждый цвет соответствует определенной цифре) на каждого ребенка; карточка из 16 квадратов на каждого ребенка.
Краткое описание задания
Каждому ребенку дается отдельная карточка, где на одной стороне — схема, на другой — шифр. Дети выкладывают узор по шифру на пустую карточку из 16 квадратов. Допускается сличать шифр с образцом при затруднениях.


«Маленький дизайнер»
(Придумай задание и научи своих товарищей)

Задачи: развивать творческое мышление, воображение и восприятие; учить детей формулировать свою цель и добиваться ее выполнения.
Материал: листы бумаги на каждого ребенка; карточки из 9 и 16 квадратов; карточки-полоски; цветные колпачки в коробочках; цветные шнурки.
Краткое описание задания
1. Дети придумывают узоры на листах бумаги.
2. Составляют схемы цветовых решений на карточках из 9 и 16 квадратов.
3. Сочиняют цветовые цепочки для составления оригинальных бус.
4. Делятся своими находками с товарищами.
5. В конце занятия оформляется альбом с работами детей.

Примечания к рисункам:
Условные обозначения цвета: б – белый, г — голубой, Ж – желтый, З – зеленый, К – красный,
Ко – коричневый, О – оранжевый, С – синий, Ч – черный.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

НАЙДИ  ПАРУ

 НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

"СОЛНЫШКО"

ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА

 НАЙДИ ПАРУ

"ВОДНЫЙ МИР"

ИГРЫ НА ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ

"СОСЧИТАЙ ГРИБОЧКИ"

СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ

"КОТ"

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ

ЧЕТВЕРТЫЙ-ЛИШНИЙ

ГДЕ ЧЬЯ ТЕНЬ

"СОБЕРИ ЧАШКУ"

"ПОДБЕРИ НОСОК"

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

"ВРЕМЕНА ГОДА"

"УЧИМ ВРЕМЯ"

УЧИМ ЦВЕТА игра1

УЧИМ ЦВЕТА игра2

СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

"ПАЛЬЧИКИ"

"КТО КЕМ БУДЕТ?"

"КТО ЧТО ЕСТ?"

"КТО ЧТО ЕСТ?" игра2

"ЦВЕТА-РАДУГИ"

"ДНИ НЕДЕЛИ"

"ФРУКТЫ И

ОВОЩИ"

ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Развивающая игра «Найди по букве»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие у детей чувства ритма»

В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обста...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.     Рука  настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...

Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дипломная работа по теме "Влияние   дидактических игр  на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация на тему "Влияние детского фольклора на развитие речи детей"

Истоки народного песенного творчества восходят к глубокой древности. Еще задолго до появления письменности у народов были свои обычаи и обряды, заговоры и заклинания, песни и поверья, трудовые ...

"Влияние дидактических игр на развитие речи детей"

quot;Влияние дидактических игр на развитие речи детей"...