Наперсница волшебной старины
методическая разработка (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие, посвящённое няне Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napersnica_volshebnoy_stariny.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУО «Локнянская средняя общеобразовательная школа»

   

         

«НАПЕРСНИЦА ВОЛШЕБНОЙ СТАРИНЫ»

Подготовила и провела: Костина Е.Б.,

 учитель русского языка и литературы.

(Работа была представлена на семинаре директоров)

«НАПЕРСНИЦА ВОЛШЕБНОЙ СТАРИНЫ»

   ЦЕЛИ: 1.Расширить и углубить знания учащихся об Арине Родионовне Яковлевой, няне А.С. Пушкина; рассказать о ее судьбе и той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве гения.

        2. Воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к родным, взаимоуважение, доброту и чуткость.

   ОБОРУДОВАНИЕ: стенд с иллюстрациями «Пушкин и Арина Родионовна», плакат «Путешествие в сказочное государство».

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 Ведущий: В 1984 году в Пскове был открыт памятник «Пушкин и Крестьянка» скульптора Олега Комова. Изображая в скульптуре рядом с поэтом русскую крестьянку, Комов, конечно же, имел в виду няню.

 Чтец: Не туман истаял

спозаранку -

        пала покрывала пелена.

           Перед нами

                         Пушкин

                                       и Крестьянка,

           Ну, а кто ж по имени она?

           Слушайте, ответьте,

                                              псковитяне,

            Чей же здесь изваян

                                              лик и взгляд!

            Может это пушкинская няня,

            О которой помнят

                                           стар и млад?

            Но еще весомее по силе

            За ответом мыслится ответ:

          - Это просто Пушкин и Россия.

 Это просто вечность и поэт.

 Это дань любви такого рода,

 Что пред нею меркнут все слова.

 Это путь таланта и народа.

 Это образ кровного родства…

 Смотрим –

                     горожане и сельчане –

 на черты

                   Крестьянки и Певца.

 И сама торжественность

         Молчанья

                        возвышает души и сердца.

 Ведущий:     Ребята, что вы знаете об Арине Родионовне, няне Пушкина?

Недалеко от Гатчины расположено село Кобрино, где когда-то жила няня Пушкина  А.Р. Яковлева, там, в 1937 г. была открыта изба-читальня А.Родионовны, неграмотной крепостной крестьянки – в истории русской литературы другого такого примера нет. Это пример глубокого уважения русских людей ее светлой памяти, признание ее огромных заслуг перед русской культурой.

Сегодня мы попытаемся воссоздать облик этой вошедшей в русскую историю женщины по крупицам биографических сведений; облик той, с именем которой связана не только жизнь великого поэта, но и его творчество. Какую же роль сыграла няня в жизни Пушкина? Об этом мы узнаем в конце нашего мероприятия.

 Ученик: В суровых северных лесах в озерном краю под Петербургом спряталось маленькое село  Суйда.  В 1759 году это село перешло во владение к прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу  Ганнибалу. За год до этого, 10 апреля 1758 года, в одной из бедных из Суйды   родилась девочка, которую звали Аришей. Полжизни провела Ариша в деревне, познав тяготы нужды и крепостной неволи. Росла Ариша веселой, говорливой да  работящей. Все спорилось в ее руках. А вечерами любила она слушать сказки да песни.

Подросла и сама стала собирать детвору да сказки ей сказывать. Много волшебных преданий да историй услышала Ариша от деревенских женщин, скрашивавших свой труд песнями да сказками. И все их, словно сокровища бесценные золотые, хранила ее память. Пушкин удивлялся ее таланту….

 Чтец:  Мастерица ведь была

              И откуда что брала,

              Поговорки, прибаутки

     Небылицы, былины

     Православной старины

              Слушать так душе отрадно,

              И не пил бы, и не ел,

              Все бы слушал да сидел.

 Ученик: В 1781 году двадцатитрехлетняя Арина вышла замуж за крепостного Федора Матвеева. Позже у них родилось четверо детей: двое сыновей и две дочери.

                 В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через 1,5 года – Александр, будущий поэт. С тех пор вся ее судьба была связана с жизнью и судьбой семьи Пушкиных. У них А.Р. прожила 31 год, до конца своей жизни. И даже когда Мария Ганнибал, бабушка будущего поэта, дала А.Р. и ее детям «вольную», она осталась с детьми, уж очень она любила Пушкиных, особенно Александра. И он сильнее всех любил няню, потом сестру Ольгу. С раннего детства А.Р. рассказывала Саше сказки и пела песни, возбуждая в ребенке  любовь к народному творчеству.

 Ведущий: Один из современников Пушкина вспоминал, как однажды вечером, проходя мимо детской, Сергей Львович, отец Саши, услышал разговор и приостановился. Говорила  «Аришка» - так он называл А.Р.. Прислушался: няня рассказывала Саше какую-то сказку, Говорила неспешно. Заглянул: Аришка вязала чулок, а Саша сидел на скамеечке и, заслушавшись, смотрел на нее неподвижным взглядом, приоткрыв рот.

Чтец:  Слабо мерцает огарок свечи,

             Перемешались все краски,

Маленький мальчик в звенящей ночи

Слушает нянины сказки.

Борется Саша с назойливым сном,

Сказку дослушать охота.

Тихо. Наверно, заснул уж весь дом.

В комнатах бродит дремота.

Годы пройдут, пролетят, будто миг,

Будто беспечное лето,

Этот кудрявый, смешной озорник

Станет великим поэтом.

Это сейчас жизнь, как сказка бежит,

Это сейчас все так ясно.

Саша поймет, не всегда эта жизнь

Будет добра и прекрасна.

Ночь это знает, но все же молчит,

Путает темные краски…

Маленький мальчик в звенящей ночи

Слушает нянины сказки.

 Ведущий:  Ничего не сказав, отец удалился, но тем же вечером удивленно бросил жене: «Мальчик, который говорит исключительно по-французски, заслушался дворни». Видимо, трудно было понять отцу-дворянину, чем так увлекли Сашу простонародные сказки: не было у него в детстве такой удивительной няни.

     Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

ВИКТОРИНА.

 «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную сказку блеском своего таланта». М. Горький

    В сказках Пушкина, как и в народных, резко противопоставлены добрые и злые действующие герои, а победа остается в конце концов на стороне добрых, злые терпят наказание.

Назовите героев сказок Пушкина? (царевна, королевич Елисей, Балда, старик, богатыри, князь Гвидон).

Каким героям сказок Пушкина присущи такие черты характера, как жадность, завистливость, гордость, высокомерие, бессердечность? (Ткачиха, повариха, Бабариха, поп, попадья, старуха, царь Дадон, Царица).

В чем сходство характера двух царевен – царевны Лебеди и Мертвой Царевны? (сдержанные, ласковые, добрые, приветливые, трудолюбивые, доброжелательные).

За что наказан царь Дадон? Как он был наказан?

(не сдержал обещания:  «Петушок спорхнул со спицы:

        К колеснице полетел

                                                            И царю на темя сел,

                                                            Встрепенулся, клюнул в темя

                                                            И взвился … и в то же время

                                                            С колесницы пал Дадон!

                                                            Охнул раз, - и умер он!»)

Как был наказан Поп за свою жадность? («С первого щелчка…»)

Что побеждает в сказках Пушкина? (добро, справедливость)

 Ученик: Но время шло, и в 1811 году Александр уехал учиться в Царскосельский лицей, и на долгие-долгие годы они с А.Р. оказались в разлуке. И только в 1824 году, после южной ссылки поэта, они, наконец, встретились. Радости не было конца. Встреча их произошла в Михайловском, куда царь сослал поэта за вольнодумие.

                Теперь они жили в деревне вдвоем – А.Р. и Пушкин. И она умеючи охраняла его от всякого лишнего беспокойства. В ту пору ей было уже 67-68 лет. Любовь, забота, доброе слово А.Р. были  нужны Пушкину. Они скрашивали тягостные дни заточения. «Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…» - подчеркивал поэт.

 Ведущий: Отношения Пушкина и А.Р. поражают своей удивительной сердечностью. Кучер Пушкина Петр Парфенов вспоминал: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж бежит ее глядеть: здорова ли мама? Он ее все мама называл. А она ему бывало, так нараспев: «Батюшка ты, за что ты все меня мамой зовешь, какая я тебе мама?» - «Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила». И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней». А.С. поил заболевшую няню липовым цветом и укутывал шубой, чтобы она пропотела. Он отказывался ее покидать, покуда она не выздоровеет.

 Ученик: Любовь к А.Р., зародившаяся в детстве, окрепла в трудные и горькие дни его заточения в селе Михайловском. Когда Пушкину было особенно одиноко, он приходил в светлицу няни; здесь он отдыхал, слушал чудесные сказки.

   «Знаешь ли мои занятия? – извещал брата Льва.- До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

 Ведущий:  Но теперь эти сказки слушал не ребенок, а взрослый человек, великий поэт. Пушкин записал со слов А.Р. семь сказок: «Некоторый царь задумал жениться», «Некоторый царь ехал на войну», «Поп поехал искать работника», «Слепой царь не веровал жене», «О святках молодые люди играют игрища» и «царевна заблудилась в лесу». На основе этих записей Пушкин впоследствии создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде».

 (Предлагается посмотреть инсценировку сказки Пушкина).

  Ведущий: Для Пушкина А.Р. была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом. На ее суд он выносил плоды своих поэтических размышлений; она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки.

Чтец:   Но я плоды моих мечтаний

              И гармонических затей

     Читаю только старой няне,

      Подруге юности моей! «…»

 Ведущий: Мудрая, заботливая добрая А.Р. явилась для поэта как бы образцом лучших черт простой русской женщины. Мы узнаём  её в образе Орины Егоровны – няни Владимира Дубровского, в образе Филиппьевны – няни Татьяны Лариной, в «Евгении Онегине», в произведениях «Борис Годунов», «Русалочка».

 Ученик: А.Р. знали все близкие друзья Пушкина. Лицейский друг поэта И. Пущин вспоминал о встрече с Пушкиным в Михайловском 11января 1825 года: «Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга… Не знаю, за кого она приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас же догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая».

Ученик: Души не чая в своем питомце, няня пыталась сделать что-то доброе и для его друзей. Так, весной 1826 г. в Михайловское  приехал Н. Языков, А.Р. подарила ему шкатулку, которую по ее просьбе смастерил деревенский умелец. Сейчас это единственная дошедшая до нас подлинная вещь А.Р. хранится в «Домике няни» в Михайловском.

Ведущий: Осенью 1826 года Пушкину разрешают вернуться в Петербург, но, в конце концов, столичный шум стал утомлять поэта. Он искал  и не находил в своем окружении близких людей. В разлуке со  своей любимой няней Пушкин затосковал и написал полное глубокой грусти и нежности, неоконченное стихотворение-послание «Няне».

 Чтец:  Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Ведущий: Тосковала и няня по «своему Саше». Она не знала грамоты, и письма ее к А.С. писаны были под диктовку. Вот одно из них: «… вы у меня беспрестанно на сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас…  Ваше обещание побывать у нас летом, меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…»

Ученик: В 1828 г. любимая нянюшка переехала в Петербург к вышедшей замуж сестре Пушкина Ольге Сергеевне.

      31 июля этого же года в возрасте  70 лет от роду А.Р. Яковлева умерла.

      Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность Пушкина. Поэт глубоко переживал смерть своей «мамушки». Острее всего чувствовалась тяжесть утраты при посещении поэтом Михайловского осенью 1835 года.

      «В Михайловском нашел я все по-старому, - писал он жене, - кроме того, что нет уже в нем няни моей…»

 Ведущий: Об Арине Родионовне скорбели все, кто знал эту мудрую и полную достоинства старушку.

           Имя няни А.С. Пушкина и поныне не забыто. Оно живет рядом с именем гениального русского поэта, как память о вдохновительнице, свидетельнице его переживаний, участнице его трудов.

 Чтец:   Все было мудро предназначено

        Судьбой – и сказки и былины.

             Его сама Россия нянчила

             Руками крепостной Арины.

   В светелке – теплота перинная,

   Свеча устало догорала,

   И песня русская старинная

   Его младенца пеленала…

   Когда я в бронзе вижу Пушкина,

   Стоящего в плаще крылатом,

   Живое личико старушкино –

   Всегда мне видится с ним рядом,

   Трудилась,

   Господа не гневала,

   Жила, как все.

   Вставала рано.

   Но без нее, быть может, не было б

   У нас Людмилы и Руслана.

   Хотя о нас она не грезила,

   Когда с хитринкой, по-крестьянски,

   То вдруг задумчиво, то весело

   Ему рассказывала сказки.

   Водила в сутолоке рыночной

   На праздники народных зрелищ,

   В душе звала сынком, кровиночкой,

   А вслух – лишь Александр Сергеевич.

   С ним вы, Арина Родионовна,

   В веках остались неразлучно.

   Святое слово – слово «родина»

   Так с вашим именем созвучно.

 Разработала: Костина Е.Б., учитель ЛСШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Слава русской старине!

Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»

План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей  7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...

"Старину мы помним, старину мы чтим"

Посиделки  "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...

" Наперсница волшебной старины"-мини-спектакль, посвящённый няне А.С.Пушкина

Мини-спектакль посвящён няне А.С.Пушкина. Был заключительным мероприятием общешкольного литературного праздника «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!», посвящённом дню рожд...

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...