"Ах, как много на свете кошек!" викторина
классный час по теме
Викторина, посвященная кошкам. Проводится как внеурочное мероприятие в 5-7 классах. Обычноя провожу ее к Международному дню защиты животных 4 октября .Детям очень нравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koshki.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ах, как много на свете кошек!
Нам с тобой их не счесть никогда…»
С. Есенин
Викторина, посвященная кошкам
Понадобятся:
Изготовленные заранее в двух экземплярах
пословицы и поговорки (см. приложение 1);
Фотографии кошек разных пород,
либо презентация в PowerPoint
с изображениями пород кошек;
два листа и две ручки для команд.
Вступительное слово ведущего:
4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. И наша сегодняшняя игра посвящена этим милым, всеми нами любимым зверькам.
Кошка очень близка человеку, живет рядом с ним, и те, у кого дома есть кошка, знают, какой это своенравный зверь, полный тайн, некоторые из которых еще не разгаданы.
Люди никогда не были равнодушны к кошкам. Они кошек рисовали, лепили, вышивали, фотографировали, ставили им памятники, снимали о них фильмы, сочиняли легенды, стихи, сказки, рассказы.
Есть много легенд о том, как человек приручил кошку. Ее одомашили гораздо позже, чем собак и другой скот. И до сих пор точно не известно, когда это произошло. Считается, что человек приручил кошку 4 тысячи лет назад. А вообще кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни.
В разных странах в разные времена к кошкам относились по-разному. Так в древнем Египте во времена фараонов существовал культ кошек, их считали священными животными. БАстет, богиня радости и веселья, изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Ей поклонялись по сему Египту. Для кошек строили храмы, в их честь устраивали праздники. Горе тому, кто обидел кошку! Ничто не спасет его от разъяренной толпы. Если в доме случался пожар, то выносили прежде всего кошку. Если кошка умирала, то все члены семьи в знак траура сбривали себе брови. Трупы кошек бальзамировали, хоронили на специальных кладбищах в бронзовых, серебряных или даже золотых гробах.
Преклонение перед кошками приводило древних египтян даже к военным поражениям. Персидский царь КамбИз Второй пошел войной на Египет.
Войска встретились в 525 году до нашей эры. Египтяне бились геройски. И тогда царь КамбИз прибегнул к чудовищной хитрости: по его распоряжению отловили кошек и раздали воинам. Каждый солдат держал перед своей грудью кошку в виде щита. Египтяне не посмели тронуть кошек и покорно сдались.
В средние века отношение к кошкам резко изменилось. Церковь объявила поход против кошек, в которых видела воплощение нечистой силы. Им приписывали сверхъестественные способности. Считалось, что кошки – помощники ведьм. Кошек сжигали, убивали, отрезали им лапы. В Голландии среда на второй неделе поста называлась кошачьей, потому что в этот день кошек сбрасывали с высоких башен. Дикий обычай был введен в 10 веке и
просуществовал сотни лет. В результате – полчища крыс и страшная болезнь средневековья – чума.
На Руси кошка не была предметом поклонения, но зато и не подвергалась гонениям. В русских сказках кошка – чуть ли не самое смышленое животное. Она сама и «сказки сказывает», и «песенки поет». До сих пор на Руси сохранилась вера, что в несчастливом доме коты не ведутся, а кто убьет кота, тому семь лет удачи не видать. Ну а кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой беды.
Ну, а теперь вас ждут интересные конкурсы!
1) конкурс фольклорный.
Пословицы и поговорки, в которых фигурируют кошки.
Командам предлагается составить из половинок целые пословицы. Команда, справившаяся первой, поднимает сигнальную карточку.
(см. приложение 1)
2) Загадки.
- Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ль всего кошек? (три)
- Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка)
Команда, первой давшая ответ, получает жетон.
3) Приметы и суеверия.
- В новый дом и на новый корабль первой пускают кошку, чтобы…..(изгнать нечистую силу)
- Если перебежит дорогу черный кот…(быть беде)
- Если кошка умывается….(жди гостей)
- Трехцветные кошки….(берегут дом от пожара)
- В тех местах, где кошка выберет себе место для сна….(нельзя ставить кровать. Там повышенное отрицательное излучение)
- Кошка закрывает лапами нос….(к морозу)
- Кошка лежит брюхом кверху….(к теплу)
- Кошка дерет стену когтями…(к непогоде)
4) Сказки.
Команде дается три минуты. Нужно вспомнить и записать сказки, в которых встречается кот (кошка). Сказки могут быть народные и авторские, но не мультфильмы. Команда, вспомнившая больше сказок, получает жетон.
(«Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб», «Кот, козел и баран», «Петушок – золотой гребешок», «Кошкин дом», «Кот в сапогах», «Приключение Буратино», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Алиса в стране чудес», «Бременские музыканты», «Дядя Федор, пес и кот».
5) Конкурс – буриме «Расскажу я вам про кошку».
Командам нужно сочинить стихи на заданную рифму:
- Кошка, окошко, мышка, книжка
- Кот, бегемот, карниз, пять крыс
6) Конкурс капитанов.
Капитаны отвечают на вопросы ведущего:
- Сколько лет живут кошки? (от 12 до 20)
Комментарий: В Великобритании самой старой кошкой является кошка Кити, которая прожила 32 года и принесла 218 котят.
- Чей укус опаснее: собаки, кошки или человека? (человека,т.к. во рту у человека больше микробов, чем у кошки и собаки)
- Сколько весит средний кот? (от 2,5 до 5 кг.)
Комментарий: самым тяжелым котом в мире по книге рекордов Гиннеса считается австралийский кот Химми весом в 21 кг и объемом талии 84 см.
- Почему кошка умывается, а собака нет? (собака имеет свой специфический запах, а кошка не должна пахнуть. Кошка подкрадывается к добыче, а не изматывает ее долгой беготней, как собака. Кошка вынуждена быть чистюлей, чтобы не выдать себя по запаху).
7) Путешествие в историю.
Отвечает команда, первой поднявшая сигнальную карточку.
- В Египте одна из самых популярных богинь изображалась с кошачьей головой. Назовите имя этой богини. (Бастет)
- В Голландии среда на второй неделе поста называлась кошачьей. Почему? (В этот день кошек бросали с высоких башен, считая их исчадием ада).
- В какой стране и на какую должность кошки были приняты на государственную службу? (В Англии, в Британском музее и на почте. Кошки ловили мышей. Была даже униформа для кошек – желтый бант).
- Как в древние времена относились к кошкам в Египте? (их обожествляли)
- Веками в Европе кошек замуровывали в стены и фундаменты домов с крысой в зубах. С чем связано это суеверие? (кошек замуровывали для отпугивания крыс и другой нечисти)
- Почему во время грозы черного кота выкидывали из дома? (считалось, что черные коты притягивают к себе молнию, так как тесно связаны с облаками)
8) Конкурс «Кошки – литературные герои».
Командам нужно определить, из какого произведения описываемая кошка:
- «Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперед» (Чуковский «Тараканище»)
- «Слушайте, дети: жила-была кошка на свете,
Заморская, ангорская.
Жила она не так, как другие кошки, спала не на рогожке,
А в уютной спаленке на кроватке маленькой.
Укрывалась алым теплым одеялом…» (Маршак «Кошкин дом»)
- «Мама даже не думала, что коты такие умные бывают. Она думала, что они только мясо умеют воровать из кастрюль и на крышах кричать. А тут на тебе – не кот, а медсестра!.. Очень он маме понравился. И все делать умеет, и беседовать с ним можно…» (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
- «Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И кот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу». (Н. Носов «Живая шляпа»)
- «Женщина сказала: «Я знала, что я умница, но что я красавица – не знала. Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в пещеру». (Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»)
- «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел… Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой». (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
9) Конкурс капитанов.
- Какие уникальные свойства присущи кошке? (Всегда падает на четыре лапы с любой высоты; легко находит дорогу к своему дому, как бы далеко ее не завезли; кошки своим поведением предсказывают землетрясение, наводнение, извержение вулканов и другие природные катаклизмы).
- Что помогает кошке охотиться? (Кошка слышит ультразвук – превосходный слух; кошачий глаз видит в темноте на расстоянии до 80 метров – превосходное ночное зрение; редкое чувство осязания в усах и шкуре).
10) Конкурс «Лучший эксперт»
По фотографии определить породу и дать краткое описание.
Приложение 1.
Следует на полосках бумаги изготовить пословицы и разрезать пополам:
- Кот из дома - мыши в пляс
- Кота убил- семь лет удачи не видать
- Доброе слово и кошке приятно
- Знает кошка, чье мясо съела
- Кошка да баба всегда в избе, а мужик да собака всегда на улице
- Кошке – игрушки, мышке – слезки
- Не все коту масленица - настанет и великий пост
- Кошачья лапка мягка, да коготок востер
- Ночью все кошки серы
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела
- На мышку и кошка – зверь
- Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...
"Как много друзей на свете"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №14г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район. Консп...
Литературная викторина "Кто много читает, тот много знает"
Викторину или её отдельные элементы можно использовать и на уроках литературы, и на внеклассных занятиях по предмету....
Познавательная программа для старшеклассников школы 8 вида. Тема: «Прекрасных много мест на белом свете, Одно из них, конечно же, наш край».
Цель: прививать любовь к Родине и родному краю....
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...
Профессий много на свете.
Сценарий праздника...