Классный час « Отечество нам Царское Село»
классный час (6 класс) на тему
19 октября по всей России отмечается День Лицея. В этот день все лицеисты и их педагоги получают поздравления и вспоминают начало лицейской истории.
Целями данного классного часа являются: знакомство обучающихся с зарождением лицейского образования, воспитание уважительного отношение
к выдающимся людям нашей Родины, понимание их значения в истории нашего народа, развитие интереса и любознательности к историческим фактам и
событиям, формирование нравственной культуры обучающихся и позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvo_-_nam_carskoe_selo..doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №6 им. И. З. Шуклина г. Горно-Алтайска»
Классный час
« Отечество нам Царское Село»
Разработала: Мережко О. А.
Г. Горно-Алтайск
2011г.
Цели:
1. Познакомить обучающихся с зарождением лицейского образования.
2. Воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, понимание их значения в истории нашего народа.
3. Развивать интерес и любознательность к историческим фактам и событиям.
4. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания.
Оборудование: компьютер, проектор
Вступительное слово учителя.
19 октября по всей России отмечается День Лицея. В этот день все лицеисты и их педагоги получают поздравления и вспоминают начало лицейской истории.
Она зародилась 19 октября 1811 года, когда был открыт первый в нашей стране лицей в Царском Селе, ставший «альма матер» для целой плеяды замечательных ученых, писателей. поэтов. Имена Пушкина, Кюхельбеккера, Петрашевского, Салтыкова-Щедрина, Данилевского, Горчакова хорошо известны любому образованному человеку.
Ученик 1: Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий.. Лицеем, или Ликеем называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году нашей эры Аристотелем .Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин- Ликее, в живописном месте.
Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке близ Петербурга Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее.
Ученик 2: Наряду с существовавшими гимназиями и университетами, появляется проект открытия еще одного заведения - особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Это должна была быть школа нового типа. Вновь созданное учебное заведение ставило своей целью «образование юношества особенно предназначенного к важнейшим частям службы государственной». Во всех «правах и преимуществах своих Лицей совершенно ровнялся с российскими университетами», «император оказывал новому учебному заведению особое покровительство». За шесть лет, определенных для учебы, нужно было овладеть «предметами учения, важным частям государствееной службы приличными для благовоспитания юноши необходимо нужными».
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию - вступительным экзаменам.
Ученик 3: В начальный период обучения, согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам.Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог бы избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская.
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом – купание, зимой, «окрылив ноги железом», по выражению А. Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров на мешал «избранным сынам дворянства», как называл их Кунийын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: «Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом». В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем поступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
Ученик 4: При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея, должны были проходить переводные экзамены. Экзамены станут для А. Пушкина первым публичным успехом.
В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени. Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор – все это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
После первого выпуска Лицей в Царском Селе прсуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.
Ученик 5: Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, средикоторых были будущие знаменитости:поэты И. И. Пущин, В . К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, мореплаватель Ф. Ф. Матюшкин, канцлер России А. М. Горчаков. В 1844году, после перевода Лицея в Санкт- Петербург и переименования его в Александровский, внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. В 1899 г., когда отмечалась 100-летняя годовщина со дня рождения Пушкина, на здании Лицея установили мемориальную доску: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811- 1817 г. г.»
К 100-летию со дня основания Лицея, на здании была установлена вторая мемориальная доска: « Всем здании с 1811 по 1843 г. Находился Императорский Лицей».
Ученик 6: За Знаменской церковью, между Лицейским переулком и Дворцовой улицей, расположен Лицейский садик. В его центре, куда сходятся дорожки, был установлен памятник А. С. Пушкину.Это лучшее произведение Р. Р. Баха. Памятник был открыт 15 августа 1900 года. Юноша Пушкин в небрежно распахнутом сюртуке лицеиста, отлитый из бронзы, сидит в глубоком раздумье на скамье. В последствии этот памятник стал своеобразным символом «Города Муз». На постаменте начертаны строки поэта:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы сказки А. С. Пушкина? Сейчас мы проведем конкурс на лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
( «Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи…»).
- Что кричал петушок, сидя на спине?
( «Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку…»)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
- С какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня рыбка»)
-Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане?»
(Три девицы под окном, пряли поздно вевчерком.)
-Какими словами заканчиваются сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
(Я там был, мед, пиво пил – и усы лишь обмочил).
-Какими словами заканчивается сказка «О золотом петушке»?
(Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.)
- Что ответило зеркальце мачехе в конце сказки?
(Ты прекрасна, спору нет,
Но царица все ж милее
Все ж румяней и белее.)
- Что пообещал царь Дадон мудрецу?
(За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою,
Я исполню, как мою…).
Угадайте, из каких сказок эти строки:
- В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.(Сказка о царе Салтане.)
- Ветер по морю гуляет
И кораблик погоняет.(Сказка о царе Салтане.)
- Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее? ( Сказка о мертвой царевне)
- Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно.
В год за три щелчка тебе по лбу
Есть же мне давай вареную полбу.(Сказка о попе и работнике его Балде).
Ученик 7: День Лицея отмечают и в нашем Лицее. Традиция отмечать этот день зародилась в 1990 году, когда это учебное заведение открылось. Вот и сегодня учащиеся лицея, их педагоги и родители, гости отмечают общий праздник. В этот день проходят торжественные линейки, где учащиеся представляют эмблему и речевку своего профиля. В этот день 8-классникам вручают зачетные книжки.
Ученик 8: Наша школа стала называться Лицеем в 1991 году. В прошлом году мы отметили 70-летний юбилей. За время существования школа выпустила много замечательных людей. Так, например, Лицей носит имя одного из них – И. З. Шуклина. Он был одним из первых выпускников, получивший аттестат 20 июня 1941 года. А 26 июня он уехал на фронт, защищать Родину. Он был награжден орденом Красной Звезды. 21 июля 1943 года у села Голая Долинга в бою с немецко- фашистскими захватчиками, подбив множество танков противника, он пал смертью храбрых на поле боя. Школе было присвоено имя храброго земляка.
Рассказ учителя о Лицее № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Отечество нам Царское Село"
Материал является сценарием внеклассного мероприятия по литературе, который можно использовать и на уроках при изучении творчества А.С.Пушкина в 5-7 классах. Это заочное путешествие в лицейские годы п...
Презентация "Отечество нам Царское Село"
Презентация создана по сценарию заочного путешествия в лицейские годы А.Пушкина. Она способствует более эмоциональному восприятию материала учащимися. Рассказ, сопровождающийся презентацией, ведется н...
Отечество нам - Царское Село
В материале отражен один из моментов лицейской жизни А.С.Пушкина. Может использоваться при прохождении биографии поэ...
Литературная гостиная "Отечество нам царское село"
Данное мероприятие посвящено 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея....
Клубный час "Отечество нам Царское село"
Цель: Познакомить с историей создания и открытия Царскосельского лицея.Задачи: Прививать любовь к чтению произведений А.С.Пушкина, развивать эстетический вкус, память воспитанников....
"Отечество нам Царское Село". Литературно-музыкальная композиция для 6-9 классов.
Детские годы и становление личности А. С. Пушкина в лицее. Наиболее интересные факты биографии....
"Отечество нам Царское Село"
Урок для 6 класса был написан в 2014 году, но думаю, что его можно переработать с требованиями ФГОС....