Основы реферирования. Урок-консультация
методическая разработка (10 класс) по теме

 

ОСНОВЫ РЕФЕРИРОВАНИЯ

(урок-консультация)

 

Цель: расширить знания учащихся по работе с текстом и обработке информации, познакомить с основными правилами реферирования, выполнить практические задания.

 

ХОД УРОКА

  Библиотекарь:

 Вы уже знаете многие виды записи информации. Какие? (Конспект, реферат, тезис, план). Сегодня остановимся на основах реферирования.

 Что такое реферат? (Ответы учеников).

 

Библиотекарь:

 Реферат – это вторичный текст, адекватный первоисточнику, ограниченный малым объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме – изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, и её оценка.

 Реферат и более знакомый вам конспект очень сходны. Чем они похожи?

(Ответы учеников)

 Оба они представляют из себя вторичный текст и сжатое изложение содержания.

 А какие между ними различия? Посмотрим на плакат.

 

КОНСПЕКТ

·        используются сокращения, пометки;

·        составляется по одному источнику;

·        выборочное изложение;

·        в изложении используются цитаты;

·        составляется для личного пользования

 

РЕФЕРАТ

·        недопустимы сокращения, условные обозначения;

·        может быть монографичным (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам);

·        полное изложение содержания источника;

·        излагается своими словами;

·        используются языковые клише;

·        составляется для коллективного пользования

 

  Библиотекарь:

 Чтобы написать качественный реферат, важно придерживаться определённой последовательности в работе. Первый шаг – выбор темы. Нередко в названии просто фиксируется исследуемая область, но лучше, если есть оттенок проблемности. Сравните:

 

- Основные черты рыночной экономики.

- Экономика в условиях рынка: преимущества и недостатки.

 Последняя формулировка уже включает в себя те противоречия, которые станут предметом анализа в реферате.

 Вслед за выбором темы стоит подумать, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в работе. Это поможет составить первоначальную структуру реферата.

 Важный этап в подготовке реферата – изучение литературы по избранному вопросу.

 Здесь можно действовать по следующей схеме:

 

 Отбор и использование информационных ресурсов.

 

 Первоначальное чтение –это чтение – изучение. В ходе первого знакомства с текстом важно понять его общий смысл, определить основную мысль, отметить неясные места, навести справки. Результатом первоначального чтения должна быть простая структура или план реферата и чёткое представление о неясных местах. Технология этой работы требует закладок.

 

 Повторное чтение - это чтение – усвоение. В ходе его нужно просматривать свои пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать заголовки будущих разделов реферата, определить его структуру. Составить удачную структуру – значит отдать себе отчёт и в идейном содержании текста, и в духе событий, и в их причинно - временной связи. Это значит сделать существенно важную языковую работу: найти нужные слова, выбрать из текста наиболее подходящие слова автора, передающие смысл.

 При повторном чтении вы набрасываете основные подтемы реферата. При последующих чтениях структура обрастёт деталями.

 

 Во введении называется тема, краткая характеристика первоисточников, раскрываются цели и задачи автора текста, выделяется проблема.

 

 В основной части кратко, но полно передаётся содержание исходных текстов. Материал основной части делится на главы, абзацы. Каждый крупный блок должен быть озаглавлен (заголовки формулируются, опираясь на ключевые слова текста). Все термины, употреблённые в реферате, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

 

 В заключении референт делает собственные выводы об актуальности проблемы, научной ценности, о перспективах, своём согласии или несогласии с автором. Заключение должно быть кратким, чётким.

 Краткость достигается путём сжатия текста: оставляется главное, убирается второстепенное.

 

ЗАДАНИЕ:

 Сократите следующее предложение: «Слова – термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле».

 Кроме сокращения текста, характерной чертой реферативных текстов является использование клише – речевых стереотипов, конструкций, часто употребляемых в определённых повторяющихся ситуациях. Это готовые обороты, единицы речи, которые помогают строить текст и, несмотря на частое употребление, они сохраняют своё значение  и смысл. Каждое из речевых клише обычно употребляют в определённой структурной части реферата, создавая его смысловой каркас.

 

ЯЗЫКОВЫЕ КЛИШЕ РЕФЕРАТА

  Тема

- реферат посвящён такому актуальному вопросу, как…

- темой реферата является…

- в реферате рассматривается…

 

  Проблема

- в центре внимания автора находится…

- на первый план автором выдвигаются…

- в своей работе автор ставит / затрагивает / освещает / останавливается на следующих проблемах…

 

  Актуальность темы

- данная тема представляет особую актуальность, так как…

- данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы…

- данная тема привлекает внимание многих учёных…

 

  Характеристика первоисточников

- автор привлекает к анализу следующие материалы…

- материалом исследования послужили…

- в основе реферата лежат материалы исследований…

 

  Изложение сущности различных точек зрения

- первая точка зрения принадлежит… и заключается…

- вторая точка зрения представлена в работах… и сводится…

- сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит…

 

  Выражение отношения к различным точкам зрения

Согласие:

- мы разделяем точку зрения автора…

- нельзя не согласиться с мнением автора о том…

Несогласие:

- трудно согласиться…

- следует отметить недостатки в позиции автора…

 

 Выводы

- анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения…

- мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения…

- в итоге можно прийти к выводу /заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является концепция, выдвинутая…

- обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

- можно сделать заключение, что…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-консультация «Сложное предложение. Анализ текста.»

Урок-консультация «Сложное предложение. Анализ текста.»  11 класс. Цели и задачи урока: повторить и обобщить сведения об особенностях сложного предложения и их роли в русском языке; закрепит...

Урок- консультация в 11 классе «Применение координатно-векторного метода при решении задач С2"

Стереометрические задачи, благодаря ЕГЭ в общем, и заданиям С2 в частности, вызывают повышенный  интерес у большинства старшеклассников. Но для основной части выпускников задание С2 так и остаетс...

Проект урока-консультации

Проект урока-консультации...

урок-консультация "С любовью к русскому, родному"

Интересный материал для уч-ся среднего звена и выпускников...

Дифференцированный урок - консультация 6 класс «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ»

Урок - консультация на решение задач с процентами...

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

Урок- консультация в 11 классе по теме "Решение показательных уравнений"

Урок- консультация по алгебре в 11 классе подготовка к ЕГЭ...