Урок "Административная ответственность несовершеннолетних"
методическая разработка по праву (8 класс) по теме
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Административная ответственность несовершеннолетних»
(урок-практикум)
1. Цели и задачи урока:
- Продолжить работу над понятиями: административное правонарушение,
административная ответственность;
- укрепить знания об основных видах административных взысканий;
- расширить представление о возникновении и основании административной
ответственности;
- сформировать представление об административной ответственности
несовершеннолетних;
- продолжить работу по развитию умений работать с текстом кодекса об административных правонарушениях;
- научить применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- развивать умение выбирать главное и правильно формулировать выводы;
- продолжить работу по формированию грамотной устной речи;
- воспитать у учащихся чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
- воспитать осознание необходимости и обязательного соблюдения установленных законов.
2. Основные понятия:
Административная ответственность,
Административное правонарушение,
Административное взыскание,
Административная ответственность несовершеннолетних.
3. Оборудование и материалы:
Кодекс РФ об административных правонарушениях,
Сборник задач и тестов по курсу «Право и ответственность».
4. Ход урока:
- Орг. Момент:
Сообщение темы урока, организация работы по группам.
II. Повторение изученного:
- Охарактеризуйте понятие административное правонарушение и его основные признаки.
(общественная опасность, деяние /действие или бездействие/, противоправность, виновность, административная ответственность)
- Каковы различия между административным правонарушением и моральным проступком?
(моральные нормы, принятые в обществе, регулируют поступки человека, но не
закреплены в законе, за их нарушение наступает моральная ответственность)
- Приведите примеры административных и моральных проступков.
- Каковы различия между административным правонарушением и преступлением?
(преступление – деяние, которое запрещено Уголовным кодексом, отличается особой опасностью для общества)
III. Основная часть урока –практикума.
- Разминка:
Какие правонарушения совершены в следующих эпизодах?
- Гражданин К. выражался нецензурными словами в трамвае, оказывал сопротивление работнику милиции, вызванному пассажирами.(мелкое хулиганство, злостное неповиновение работнику)
- Работающая в продовольственном магазине гражданка Л. на просьбу покупательницы ещё раз взвесить сыр ответила отказом, при этом обозвала покупательницу «сутягой».(нарушение правил торговли)
- Проходя таможенный контроль в международном аэропорту, гражданин Я. Не
указал в таможенной декларации старинные иконы (контрабанда).
- Директор краеведческого музея содержал экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны (исправные винтовки, пистолеты, миномет и др.) в обычной подсобке, в результате часть «экспонатов» была украдена. (нарушение правил хранения огнестрельного оружия)
- Решение казусов:
- 15-летний Рыжов вместе со своим 18-летним другом Сабировым выпили бутылку водки и стали бесцельно бродить по улицам. Сабиров захмелел, и Рыжову пришлось его поддерживать, чтобы он не упал. Обоих доставили в РОВД, где они находились до прихода родителей. На следующее утро в милицию пригласили родителей. Начальник отделения милиции наложил штраф на Рыжова и Сабирова согласно ст. 162 КоАП. Родители Рыжова отказались платить Штраф, мотивируя, что такое случилось с их сыном впервые и хотя он и выпил, но своим видом не оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность.
Законны ли действия начальника отделения милиции? (да)
Правомерны ли объяснения родителей Рыжова? (нет)
- 12 декабря супруги Васильевы пригласили к себе друзей, чтобы отметить праздник. В квартире собралась веселая компания из семи человек. Уже наступило ночное время, а они играли, танцевали и пели песни. Сосед Васильевых Кравцов, находясь с ними в неприязненных отношениях, стучал им в стену, требовал прекратить шумное веселье. Но оно продолжалось. Кравцов позвонил в ОВД и попросил прислать наряд милиции. Прибыв на место, сержанты Михеев и Толстов потребовали открыть дверь в квартиру. Васильев отказался это сделать под предлогом неприкосновенности жилища. Милиционеры сломали дверной замок и вошли в квартиру, чтобы навести порядок и составить протокол. Васильев от подписи протокола отказался.
На другой день он пришел в ОВД к начальнику, чтобы поджать жалобу на сотрудников милиции, но начальник отделения не внял жалобе и оштрафовал Васильева за злостное неповиновение работникам милиции. Возмущенный Васильев написал в тот же день жалобу в суд, в которой просил привлечь должностных лиц милиции к ответственности за допущенные в отношении его беззакония?
Как следует решить данное дело?
(ст. 11 Права милиции:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий препятствующих осуществлению полномочий милиции…
- входить беспрепятственно в жилые или иные помещения… при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление
Обо всех случаях проникновения в жилые или иные помещения против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
(Сотрудник милиции имеет право применять физическую силу в порядке, предусмотренном настоящим законом, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, имел право оштрафовать
(Жалобу Васильева следует отклонить)
- Из молодежного клуба «Черный аист», где проводилась дискотека, в ОВД позвонила администратор и сообщила, что группа молодых людей ведет себя развязно: нецензурно выражаются, свистят, на требования покинуть зал разразилась смехом, бранью и не подчинились. Когда приехал наряд милиции, администратор указала на пятерых юношей. Старший наряда Степин пригласил их в кабинет администратора. Сюда же зашли администратор и два свидетеля – технические работники клуба.
Выяснив данные о правонарушении, Степин объяснил им, что их действия подпадают под ст. КоАП. Но все они факт нецензурной брани отрицали. С помощью свидетелей удалось установить точно, что Абрамов выражался нецензурно, действия других установить не удалось, поэтому Степин составил протокол по ст. только на Абрамова и задержал его, остальных же отправил по домам, строго предупредив о недопустимости подобного поведения.
Начальник ОВД, рассматривая протокол, усмотрел в действиях Абрамова состав мелкого хулиганства с отягчающими обстоятельствами ( КоАП) и направил дело в народный суд. При рассмотрении дела Абрамов просил вызвать 4 друзей как свидетелей, которые могли бы доказать его невиновность. Судья отклонил ходатайство Абрамова. Считая себя наказанным несправедливо, Абрамов обратился с жалобой в «Комсомольскую правду».
Законны ли действия участников дела?
(факт мелкого хулиганства с отягчающими обстоятельствами в дополнительных доказательствах, а показания друзей Абрамова вескими доказательствами служить не могут, так как они представители заинтересованной стороны. Действия начальника ОВД и судьи законны).
- Не работающая гражданка Сидорова продавала продукты
питания недалеко от станции метро с нарушением санитарных норм, о чем был составлен протокол и передан в районный народный суд для рассмотрения. Судья вынес решение о наложении штрафа в размере 5 минимальных окладов труда с конфискацией товара. Но гражданка Сидорова отказалась добровольно платить штраф, считая, что сумма конфискованного товара больше суммы налагаемого на неё штрафа.
Правильны ли действия народного судьи? ( нарушение правил торговли;
наложение штрафа /принудительно по истечении срока для добровольного исполнения – срок 15 дней, если лицо не работает, то взыскание будет обращено на личное имущество/)
-Дежурный вахтер женского общежития Ванюшина, пропуская посетителей к жильцам, изымала у них паспорта. Этот порядок пропускного режима был установлен комендантом Семкиной.
Содержится ли в действиях Ванюшиной и Семкиной состав административного проступка? (незаконное изъятие паспортов)
- В дежурную часть отделения милиции был доставлен неизвестный гражданин, принимавший активное участие в несанкционированном митинге. Он выкрикивал лозунги, распространял листовки. На неоднократные замечания сотрудников милиции он не реагировал. В дежурной части гражданин предъявил паспорт на фамилию Свеклин П.Я.
Правомерны ли действия сотрудников милиции?
Наступит ли административная ответственность Свеклина? (да)
- Квалифицируйте названные действия, если бы они были совершены людьми и в отношение людей:
- "У канавки две козявки
продают свои булавки… "(торговля с рук в неустановленных местах)
"Пьяные медведи мчались на мопеде,
А за ними кот задом наперед
А за ним комарики на воздушном шарике,
Жаба на метле,
Едут и смеются,
Пряники жуют… "(нарушение правил дорожного движения)
"В темно- синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов,
Облетает листва,
На поляне траву
Зайцы в полночь косили
И при этом напевали
Странные слова:
«А нам все равно,
А нам все равно,
Не боимся мы…»
"Идет мужик, качается, вздыхая на ходу
Меж ног асфальт вздымается –
Сейчас я упаду…" (появление в общественных местах в пьяном виде)
"Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал он сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У слона попил водицы…" (мелкое хищение)
- Была у лисицы скалочка. Остановилась лисичка у людей на ночлег.
Лисичка сказала: «Есть у меня только скалочка, которой я очень дорожу». Люди в ответ: «Ничего не случится со скалочкой твоей». Лисичка спрятала скалочку подальше, проснулась утром и закричала: «Где скалочка?!» Люди в ответ: « Не беспокойся, лисичка, сейчас найдем». Но не нашли её, тогда лисичка говорит: «Отдайте мне за скалочку курочку». Пришлось отдать… ( мелкое хищение путем мошенничества)
IY. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...
Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.
Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам....
Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"
Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...
Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....
уголовная ответственность несовершеннолетних
уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса...
"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".
Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...
Беседа с учащимися ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
рассказ социального педагога об ответственности несовершеннолетних учащихся за поступки....