Урок "Административная ответственность несовершеннолетних"
методическая разработка по праву (8 класс) по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

 

 ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«Административная ответственность несовершеннолетних»

(урок-практикум)

1. Цели и задачи урока:

- Продолжить работу над понятиями: административное  правонарушение,

   административная ответственность;

- укрепить знания об основных видах административных  взысканий;

- расширить представление о возникновении и основании административной

   ответственности;

- сформировать представление об административной  ответственности

   несовершеннолетних;

  • продолжить работу по развитию умений работать с  текстом кодекса об административных правонарушениях;
  • научить применять полученные знания в конкретных ситуациях;
  • развивать умение выбирать главное и правильно формулировать выводы;
  • продолжить работу по формированию грамотной устной речи;
  • воспитать у учащихся чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;
  • воспитать осознание необходимости и обязательного соблюдения установленных законов.

 

2. Основные понятия:

Административная ответственность,

Административное правонарушение,

Административное взыскание,

Административная ответственность несовершеннолетних.

 

3. Оборудование и материалы:

Кодекс РФ об административных правонарушениях,

Сборник задач и тестов по курсу «Право и ответственность».

                  

 4. Ход урока:

  1. Орг. Момент:

Сообщение темы урока, организация работы по группам.

 

II. Повторение изученного:

  1. Охарактеризуйте понятие административное правонарушение и его основные признаки.

(общественная опасность, деяние /действие или бездействие/, противоправность, виновность, административная ответственность)

  1. Каковы различия между административным  правонарушением и моральным проступком?

    (моральные нормы, принятые в обществе, регулируют поступки человека, но не

      закреплены в законе, за их нарушение наступает моральная ответственность)

  1. Приведите примеры административных и моральных  проступков.
  2. Каковы различия между административным правонарушением и преступлением?

(преступление – деяние, которое запрещено Уголовным кодексом, отличается особой опасностью для общества)

 

III. Основная часть урока –практикума.

  1. Разминка:

Какие правонарушения совершены в следующих эпизодах?

  • Гражданин К. выражался нецензурными словами в трамвае, оказывал сопротивление работнику милиции, вызванному пассажирами.(мелкое хулиганство, злостное  неповиновение работнику)
  • Работающая в продовольственном магазине гражданка  Л. на просьбу покупательницы ещё раз взвесить сыр ответила отказом, при этом обозвала покупательницу  «сутягой».(нарушение правил торговли)

- Проходя таможенный контроль в международном  аэропорту, гражданин Я.  Не

  указал в таможенной декларации старинные иконы (контрабанда).

  • Директор краеведческого музея содержал экспонаты, относящиеся  к периоду Великой Отечественной  войны (исправные винтовки, пистолеты, миномет и др.) в обычной подсобке, в результате часть «экспонатов» была украдена. (нарушение правил хранения огнестрельного оружия)
  1. Решение казусов:
  • 15-летний Рыжов вместе со своим 18-летним другом Сабировым выпили бутылку водки и стали бесцельно бродить по улицам. Сабиров захмелел, и Рыжову пришлось его поддерживать, чтобы он не упал. Обоих доставили в РОВД, где они находились до прихода родителей. На следующее утро в милицию пригласили родителей. Начальник отделения милиции наложил штраф на Рыжова и Сабирова согласно ст. 162 КоАП. Родители Рыжова отказались платить Штраф, мотивируя, что такое случилось с их сыном впервые и хотя он и выпил, но своим видом не оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность.

Законны ли действия начальника отделения милиции? (да)

Правомерны ли объяснения родителей Рыжова? (нет)  

 

  • 12 декабря супруги Васильевы пригласили к себе друзей, чтобы отметить праздник. В квартире собралась веселая компания из семи человек. Уже наступило ночное время, а они играли, танцевали и пели песни. Сосед Васильевых Кравцов, находясь с ними  в неприязненных отношениях, стучал им в стену, требовал прекратить шумное веселье. Но оно продолжалось. Кравцов позвонил в ОВД и попросил прислать наряд милиции. Прибыв на место, сержанты Михеев и Толстов потребовали открыть дверь в квартиру. Васильев отказался это сделать под предлогом неприкосновенности жилища. Милиционеры сломали дверной замок и вошли в квартиру, чтобы навести порядок и составить протокол. Васильев от подписи протокола отказался.

         На другой день он пришел в ОВД к начальнику, чтобы поджать жалобу на сотрудников милиции, но начальник отделения не внял жалобе и оштрафовал Васильева за злостное неповиновение работникам милиции. Возмущенный Васильев написал в тот же день жалобу в суд, в которой просил привлечь должностных лиц милиции к ответственности за допущенные в отношении его беззакония?

         Как следует решить данное дело?

    (ст. 11  Права милиции:

  1. требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий препятствующих осуществлению полномочий милиции…
  2. входить беспрепятственно в жилые или иные помещения… при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление

Обо всех случаях проникновения в жилые или иные помещения против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

     (Сотрудник милиции имеет право применять физическую силу в порядке, предусмотренном настоящим законом, предоставив  при этом достаточно времени для выполнения своих требований,  имел право оштрафовать

(Жалобу Васильева следует отклонить) 

 

- Из молодежного клуба «Черный аист», где проводилась дискотека, в ОВД позвонила администратор и сообщила, что группа молодых людей ведет себя развязно: нецензурно выражаются, свистят, на требования покинуть зал разразилась смехом, бранью и не подчинились. Когда приехал наряд милиции, администратор указала на пятерых юношей. Старший наряда Степин пригласил их в кабинет администратора. Сюда же зашли администратор и два свидетеля – технические работники клуба.

          Выяснив данные о правонарушении, Степин объяснил им, что их действия подпадают под ст. КоАП. Но все они  факт нецензурной брани отрицали. С помощью свидетелей удалось установить точно, что Абрамов выражался нецензурно, действия других установить не удалось, поэтому Степин составил протокол по ст.  только на Абрамова и задержал его, остальных же отправил по домам, строго предупредив о недопустимости подобного поведения.

         Начальник ОВД, рассматривая протокол, усмотрел в действиях Абрамова состав мелкого хулиганства с отягчающими обстоятельствами ( КоАП) и направил дело в народный суд. При рассмотрении дела Абрамов просил вызвать 4 друзей как свидетелей, которые могли бы доказать его невиновность. Судья отклонил ходатайство Абрамова. Считая себя наказанным несправедливо, Абрамов обратился с жалобой в «Комсомольскую правду».

         Законны ли действия участников дела?

(факт мелкого хулиганства с отягчающими обстоятельствами в дополнительных доказательствах, а показания друзей Абрамова вескими доказательствами служить не могут, так как они представители заинтересованной стороны. Действия начальника ОВД и судьи законны).

 

  • Не работающая гражданка Сидорова продавала продукты

питания недалеко от станции метро с нарушением санитарных норм, о чем был составлен протокол и передан в районный народный суд для рассмотрения. Судья вынес решение о наложении штрафа в размере 5 минимальных окладов труда с конфискацией товара. Но гражданка Сидорова отказалась добровольно платить штраф, считая, что сумма конфискованного товара больше суммы налагаемого на неё штрафа.

 Правильны ли действия народного судьи? ( нарушение правил торговли;

наложение штрафа  /принудительно по истечении срока для добровольного исполнения – срок 15 дней, если лицо не работает, то взыскание будет обращено на личное имущество/)

 

-Дежурный вахтер женского общежития Ванюшина, пропуская посетителей к жильцам, изымала у них паспорта. Этот порядок пропускного режима был установлен комендантом Семкиной.

     Содержится ли в действиях Ванюшиной и Семкиной состав  административного проступка? (незаконное  изъятие паспортов)

 

  • В дежурную часть отделения милиции был доставлен неизвестный гражданин, принимавший активное участие в несанкционированном митинге. Он выкрикивал лозунги, распространял листовки. На неоднократные замечания сотрудников милиции он не реагировал. В дежурной части  гражданин предъявил паспорт на фамилию Свеклин П.Я.

Правомерны ли действия сотрудников милиции?

Наступит ли административная ответственность Свеклина? (да)

 

  • Квалифицируйте названные действия, если бы они были совершены людьми и в отношение людей:
  • "У канавки две козявки 

            продают свои булавки… "(торговля с рук в  неустановленных местах) 

 

"Пьяные медведи мчались на мопеде,

  А за ними кот  задом наперед

  А за ним комарики на воздушном шарике,

  Жаба на метле,

  Едут и смеются,

  Пряники жуют… "(нарушение правил дорожного движения)

 

 

"В темно- синем лесу,

  Где трепещут осины,

  Где с дубов-колдунов,

  Облетает листва,

  На поляне траву

  Зайцы в полночь косили

  И  при этом напевали

  Странные слова:

  «А нам все равно,

  А нам все равно,

  Не боимся мы…»

 

"Идет мужик, качается, вздыхая на ходу

  Меж ног асфальт вздымается –

  Сейчас я упаду…"  (появление в общественных  местах в пьяном виде)

 

      "Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал он сперва

За решеткою  у льва,

Подкрепился у лисицы,

У слона попил водицы…"  (мелкое хищение)

 

  • Была у лисицы скалочка. Остановилась лисичка у людей на    ночлег.

Лисичка сказала: «Есть у меня только скалочка, которой я очень дорожу». Люди в ответ: «Ничего не случится со скалочкой твоей». Лисичка спрятала скалочку подальше, проснулась утром и закричала: «Где скалочка?!» Люди в ответ: « Не беспокойся, лисичка, сейчас найдем». Но не нашли её, тогда лисичка говорит: «Отдайте мне за скалочку курочку». Пришлось отдать… ( мелкое хищение путем мошенничества)

 

IY. Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.

Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам....

Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"

Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...

Проблемно-познавательное занятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их....

уголовная ответственность несовершеннолетних

уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса...

"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...

Беседа с учащимися ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

рассказ социального педагога об ответственности несовершеннолетних учащихся за  поступки....