Физико-математическая игра «Мы знаем всё!»
методическая разработка (8 класс) по теме

Саяпина Светлана Васильевна

Цели игры:развивать познавательный интерес к физике и математике, активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся, прививать умение применять на практике  теоретические знания, укреплять межпредметные связи, воспитывать чувство ответственности, сплочённости, коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziko-matematicheskaya_igra.docx244.59 КБ
Файл fiziko-matematicheskaya_igra_1.docx923.77 КБ

Предварительный просмотр:

С.В Саяпина, учитель математики

ГУ «Затобольская средняя школа №1»,

Костанайский  район, Костанайская область

«Мы знаем всё!»

Физико-математическая игра для учащихся 8 класса.

Цели игры: развивать познавательный интерес к физике и математике, активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся, прививать умение применять на практике  теоретические знания, укреплять межпредметные связи, воспитывать чувство ответственности, сплочённости, коллективизма.

Оборудование: Спички, кружка с отверстиями (для практических  заданий).

Демонстрации: Электронная презентация.

Форма  проведения: игра-соревнование.

Ход игры:

(Слайд1)Эпиграф: «Век живи- век учись! И ты наконец достигнешь того, что подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что не знаешь ничего…» Козьма Прутков.

            1.Вступительное слово ведущего о цели проведения игры, о правилах.

Когда-то Лобачевский думал

Кутаясь в пальто:

«Как мир прямолинеен

 Видно что-то здесь не то !»

 Но он вгляделся пристальней

 В безоблачную высь

 И там все параллельные

 Его пересеклись.

Всем известно вокруг, тем не менее

На земле еще много того,

Что достойно, поверь, удивления

И твоего, и моего.

Удивляйся росе, удивляйся цветам

Удивляйся упругости стали!

Удивляйся тому, чему люди порой

Удивляться уже перестали!

2 .Представление  команд.(3)Команды занимают места.

3. Представление  жюри. 

I этап « Разминка»

Правило: ответить на большее количество вопросов (в виде игры «Устами младенца»).  За каждый вопрос - 3 балла максимально, если догадались с 1 предложения (до 1).

(Слайды)

1) Архимед это просил, а ему не дали… Бывает … зрения.  Ставится в конце…  (Точка)

 2) По ней движутся кометы… В литературе это - преувеличение… График обратной зависимости…        (Гипербола)

3) У кого высшее образование, у тех он есть… На генеральских погонах в старой российской  армии…  Косой квадрат… (Ромб) 

4) У моих двоек он- в лени… У некоторых овощей только он и есть… Его обычно извлекают… (Корень)

5) У круга их нет… Проходят из угла в угол… В ромбе они пересекаются под прямым углом …(Диагонали)

6)  Бывает Евклидова, а бывает Лобачевского.. . Там одних теорем штук 100… Главное в ней – хороший чертеж … (Геометрия)

 7)  Их зачем-то придумывают математики… Есть про треугольники, а есть - про функции… Их нужно доказывать… (Теоремы)

8) Она нужна, чтобы не говорить глупостей… Когда одно вытекает из другого… Бывает математическая, а бывает и женская…    (Логика)

Жюри подводит итоги разминки.

2 этап «Ступени»

Команда, набравшая большее количество баллов в разминке, выбирает предмет «Алгебра», «Геометрия» или «Физика», остальные команды  - по набранным очкам. Решают по  5 вопросов (на выбор) до первой  ошибки с передачей хода. Каждому номеру  вопроса соответствует количество баллов (по степени сложности от 1 до 5).

Алгебра.

(Слайды с гипер - ссылкой)

  1. Решить анаграмму. Дать определение: НОЕЧМОГЛН. (Многочлен - сумма одночленов).
  2. Прочитать выражение: 7:35 =  2,4:12  ). Как  оно называется? (пропорция) Проверить верность пропорции.
  3. Написать формулы известных функций, что является их графиками? (Линейная, прямая пропорциональность - прямая, обратная пропорциональность – гипербола, квадратичная - парабола, y=ax3-кубическая парабола, и т.д.)
  4. Что означает слово Radix? Рассказать об истории этого термина.
  5. Тремя двойками, не употребляя знаков действий, написать возможно большее число. (Возможны варианты: 222, 222,( (2)2)2,самое большое - 222 =4194304).

Физика.

(Слайды с гипер-ссылкой)

      1) Отгадать загадку: две сестры качались, правды добивались; А когда добились, то остановились.    (Весы)

      2) Назвать физические единицы измерения, которые носят имена великих учёных. (1 балл за единицу измерения).

      3) Если температура в комнате 160, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 200, то мы ощущаем довольно таки сильный холод. Почему?  (При вхождении в воду тело покрывается водой, она начинает интенсивно испаряться. При испарении температура воды на теле понижается, и человек испытывает ощутимый холод)

       4) Портрет на слайде:

   

Назвать имя учёного, рассказать основные факты биографии, о его знаменитых открытиях и законах.     (Архимед ( 287-212 до н.э)- Закон Архимеда, число π)

 5) Рисунок на слайде:

В сосудах с одинаковой площадью дна налита вода одинаковой массы. В каком сосуде вода закипит быстрее, если их поставить на одну и ту же электрическую плиту?  (В сосуде б высота меньше, поэтому конвекция будет проходить быстрее).

Геометрия.

(Слайды с гипер-ссылкой)

  1. На какой геометрической фигуре выступают акробаты? (Трапеция)
  2. Сколько треугольников на рисунке?   (7)

  1. Разрезать фигуру на 2 равные части (выдаётся заготовка на бумаге и ножницы)

       4)Портрет на слайде:

 

                                                                                                                                                    Рассказать об учёном, его достижениях. На практике показать его знаменитую теорему. (Фалес Милетский  (ок. 625-547 до н. э)- теорема Фалеса)

5)Из 22 спичек (раздать) сложите контур прямоугольника с наибольшей возможной площадью. Ломать спички нельзя.     (6х5, сумма-11)

Жюри подводит итоги 2 этапа.



Предварительный просмотр:

3 этап «Практикум»

Команды получают кружки с отверстиями «Напейся, но не облейся» Задание – напиться, объяснить физический смысл приёма.

В это время проводится игра со зрителями.

(Секрет кружки спрятан в ручке - она сделана полой. Канал, проходящий внутри ручки, имеет вход у дна кружки и выход в одном из пяти сосочков, идущих по верхнему ободу. Таким образом, из кружки нужно пить, всасывая в себя содержимое через сосочек. Однако главный секрет - в маленькой дырочке, спрятанной под ручкой. Только зажав ее пальцем, можно напиться, не облившись).

4 этап «Игра со зрителями»

(Слайды с иллюстрациями):

  1. Газ, используемый для наполнения воздушных шаров (Водород)

2) На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках   (50)

3)Археологи обнаружили монету, датированную 2 веком до н.э. Эта монета настоящая или фальшивая? (Фальшивая).

4) Можно ли термос временно использовать как холодильник? (Да, так как существует плохая теплопроводность)

5) Кто больше назовёт физико - математических терминов на букву «С» (или другие буквы).

Вручаются призы зрителям.

Комментирование этапа «Практикум».

Жюри оглашают результаты 3 этапа

5 этап « Ораторство»

Задание: составить буриме( 4 строчки),  используя математические термины ( вытаскивают билеты):

  1. Медуза - Гипотенуза;
  2. Килограмм - Параллелограмм;
  3. Помещение - Водоизмещение.

5 этап « Подведение итогов»

Слово - жюри, награждение.

Команда-победитель награждается грамотой, призами.

Приз зрительских симпатии (голосование).

Заключительное слово ведущего:

 Наша игра подошла к концу, закончить её хочется афоризмом датского историка и математика  Г. Цейтена: «Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математическая игра "Умники и умницы", 8 класс

Игра проводится в рамках недели физики и математики. Включает в себя текст с правилами игры и заданиями, а также презентацию....

физико-математическая игра по подготовке к ЕГЭ "Восхождение"

Представлен материал, где испльзуются задания ЕГЭ "В"по математике и задания "С" по физике, показывающий связь математики и физики. "Слеп физик без математики" М.В.Ломоносов...

Физико-математическая бизнес-игра

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образова...

Физико-математическая игра "Сто к одному"

Игра проведена в рамках недели математики и физики. Составлена в соавторстве учителя физики МОУ ООШ №3 г. Камешково Павловой Н.В., учителями математики Пановой О.Л., Пичугиной Л.С....

Физико-математическая игра

Цель игры: -Образовательные: в интересной игровой форме повторить основные понятия и законы, физики и математики, совершенствовать навыки решения качественных и графических задач.-Развивающие: ра...

Физико - математическая игра "Слабое звено".

«Точное логическое определение понятий – главнейшее  условие истинного знания» Сократ...

Физико-математическая игра для 8-х классов "Игры разума"

Играть дети любят. Почему-бы не поиграть используя знания по физике и математике....