Программа по предупреждению ДТП
методическая разработка по теме

Программа  по предупреждению ДТП для учащихся 1-11классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_preduprezhdeniyu_dtp.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Председатель МС

______О.В.Залуцкая

Утверждаю:

Директор МОУ:СОШ д.Согом

_______О.Ф.Леонтьева

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа д. Согом

Авторская программа

«Дорожная азбука»

Автор: Вахрушева С.А.

 

2009-2014 учебные годы

Пояснительная записка

Век стремительно темп набирает,

И обидно, поверьте, вдвойне:

На дорогах народ погибает

В необъявленной странной войне.

(Газета для детей «ДДД» №14, 2007г.)

Детский дорожно-транспортный  травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Статистика ГИБДД свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 7 до 16 лет, то есть учащиеся средних общеобразовательных учреждений. 

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Особенно трудно ориентироваться в дорожной обстановке детям из сельской местности.

К сожалению, учащиеся из п.Согом, в связи с отдаленностью (изолированностью) от цивилизации, выезжают за пределы посёлка только во время каникул и сразу же в городе становятся участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами). Поэтому, именно, школа должна стать основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.  

О  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма говорится и пишится немало.  Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья учащихся. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Социальная острота проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма  в России выявила необходимость создания в МОУ:СОШ д.Согом данной программы «Дорожная азбука» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которой  представлены профилактические мероприятия по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Цель программы:

Цель программы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма путем формирования у учащихся навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи программы:

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся в сфере ПДД;
  2. Закрепление у учащихся имеющихся знаний по ПДД;
  3. Воспитание культуры поведения учащихся на улице, дороге, в общественных местах и транспорте;
  4. Укрепление взаимодействия родителей и педагогов в вопросе обучения детей культре поведения на дороге;

Обоснование программы:

Основной причиной аварийности является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего является: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. В течение года наиболее опасными с точки зрения риска детского дорожно-транспортного травматизма являются апрель-май, а также  август и сентябрь. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития учащихся, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

Эффективность  направления профилактических мероприятий тесно связана с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания одних лишь правил дорожного движения недостаточно для обеспечения безопасности. Каждый учащийся должен знать характеристику окружающей его на улице транспортной среды, типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их, владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге, анализировать закономерности возникновения опасности. В школе  необходимо рассматривать формирование у детей навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания учащихся. Надо научить ребенка не только знаниям и навыкам полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знаниям и навыкам, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека среде, полной скрытых опасностей.

Программа «Дорожная азбука» предполагает обеспечить активное внедрение  в воспитательно-образовательный процесс мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Новизна программы заключается в принципе регулярности  проведения занятий  и возможности педагогам, проводящим занятия, в соответствии со своим видением проблемы детского дорожно-транспортного травматизма  наращивать объем и усложнять даваемый материал по возрастным особенностям учащихся. Занятия (в любой форме) проводятся в течение учебного года ежемесячно. Система занятий реализуется через разделы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разделы

  профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

•  Информационный (формирование комплекса знаний у учащихся по безопасному поведению на улицах и дорогах).

•  Развивающий  (формирование практических умений и навыков безопасного поведения учащихся на дорогах).

•  Воспитательный  (воспитание культуры поведения учащихся на дорогах, улицах, транспорте).

•  Методический (разработка внеклассных мероприятий, создание сборника методических материалов  профилактики ДДТТ).

•  Контрольный (мониторинг, тестирование по оценке эффективности внедрения программы «Дорожная азбука» профилактики ДДТТ).

План реализации программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма .

 

Мероприятия

Сроки гг.

1

Разработка внеклассных мероприятий для проведения занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

2

Разработка наглядных материалов, создание презентаций для проведения мероприятий  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

3

Создание информационной рубрики в детской школьной газете «Школьный звонок»  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

 2009

4

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2010-2012

5

Организация совместной деятельности с школьной библиотекой по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

6

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД

2009-2014

7

Изготовление макета «Я – пешеход» для изучения ПДД

2010

8

Проведение акций, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

9

Проведение тематических классных часов, бесед по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

10

Привлечение родителей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

2009-2014

11

Проведение инструктажей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2009-2014

12

Проведение занятий с классными руководителями для изучения организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

2009-2011

13

Проведение мониторинга, тестирования, анкетирования по внедрению программы «Дорожная азбука» и доведение  результатов до  педагогического состава образовательного учреждения, родителей, учащихся.

2009-2014

14

Обобщение опыта работы школы по  предупреждению дорожно-транспортного травматизма (изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ, проведению тестов, мониторингов, создание сборника, альманаха «Дорожная азбука»)

2014

Срок реализации программы «Дорожная азбука»: 2009-2014годы (5 лет).

Предполагаемый результат работы по программе «Дорожная азбука»:

1этап – подготовительный (1год 2009-2010г.):

  1. Теоретическое изучение проблемы;
  2. Подбор необходимой научно-методической литературы для педагогов;
  3. Проведение вводных занятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
  4. Проведение тестирования учащихся на знание ПДД;
  5. Выпуск альманаха «Дорожная азбука».

2этап – практическая деятельность (3года: 2010-2013год):

  1. Использование всех форм, методов для реализации программы «Дорожная азбука» по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
  2. Проведение профилактических мероприятий педагогами по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
  3. Формирование способности учащимися самостоятельно анализировать и оценивать ситуации на улицах и дорогах в процессе ролевых игр;
  4.  Изучение технологии тестирования, мониторинга учащихся по результатам внедрения программы «Дорожная азбука»;
  1. Анкетирование учащихся, родителей;
  2. Анализ работы педагогами по программе «Дорожная азбука»;
  3. Проведение мониторинга, тестирования учащихся, педагогов, родителей по реализации программы «Дорожная азбука».

3этап – заключительный (обобщающий) (1год: 2013-2014год):

  1. Обобщение опыта работы школы по программе «Дорожная азбука» по  предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
  2. Выступление на МО классных руководителей, педсовете, родительском собрании по итогам работы по программе «Дорожная азбука»;
  3. Создание сборника по итогам работы по программе «Дорожная азбука»;

Ожидаемый  результат:

  1. Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дороге, улице, в транспорте;
  2. Наличие у учащихся  необходимого объема знаний, умений по ПДД;
  3. Используя знания по ПДД, учащиеся не станут участниками ДТП.

Литература:

  1. Дорожная безопасность:Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений/Под ред.В.Н.Кирьянова – М., 2005.-80с.
  2. Мы – пешеходы, мы – пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей нач.школы/ автор-состав.М.Н.Плесовских.-Ханты-Мансийск, 2006.-76с.
  3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под ред.В.Н.Кирьянова.-М.,2007.-56с.
  4. Дружим с азбукой дорог:Метод.рекомендации по организации в школах работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, 1997г.
  5. В лучах светофора/Ред.-сост.Л.И.Жук, 2003.-128с.
  6. О работе по пропаганде безопасности дорожного движения и по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, Оренбург, 2003.
  7. Комлева Л.А. Дети и дорога.-Каменск-Уральский:Калан, 1997.
  8. Правила дорожного движения РФ.-М:Издательский Дом Третий Рим.
  9. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая Дорога Детства». №4,2008г; №14,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предупреждению насилия

Программа социального педагога по предупреждению насилия в семье нацелена на проведение информационно-просветительской кампании. Целевая удитория: родители учащихся, жители микрорайона школы, педагоги...

Программа по предупреждению вредных привычек у детей.

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематический семи­нар с элементами группового тренинга).Программа способствует  профил...

Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.

Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период  подготовительного обучения  при общеобразовательных шко...

Рабочая программа по предупреждению аутодиструктивного поведения и вторичной профилактике суицидов среди несовершеннолетних

Рабочая программа основана на книге М. А. Алимова "Суицыдальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция". Программа разработа в связи с участившимися случаями суицидов среди подрост...

Программа "Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики"

Рабочая программа по работе с мерами предупреждения травм на занятиях  спортивной гимнастики...

Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних

Программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних Содержание.Паспорт ПрограммыПояснительная записка.Понятия, употребляемые ...