Конкурсная работа классный час "Пепел Хатыни"
классный час (8 класс) по теме

Методическая разработка представляет собой сценарий классного часа, посвященного одной из скорбных дат  в истории Великой Отечественной войны – трагедии Хатыни.

    24 сентября 1969 года  на белорусской  земле был открыт мемориал памяти жертвам Хатыни.

   При подготовке и проведении мероприятия  были созданы такие  условия,  которые  помогли  понять далекие трагические события. Музыкальное сопровождение, оформление зала, слайды презентации - все это способствовало эмоциональному восприятию темы.

      Классный час никого не оставил равнодушным к произошедшей трагедии. Учащиеся, затаив дыхание, слушали о  трагических событиях  Хатыни, сожженной фашистами в 1943 году.  Учитель и чтецы, учащиеся 9 класса, в стихах и прозе смогли передать трагедию, разыгравшуюся в маленькой белорусской деревеньке. Документальное слайдовое  сопровождение помогало зрительно воспринимать   те ужасные события.

 После мероприятия  все уходили из зала задумчивые, молчаливые. Рефлексия была проведена через несколько дней.  В ходе  беседы  дети   осуждали насилие, жестокость, бесчеловечность фашистов.

В сценарий композиции включены стихи белорусских поэтов, прозаический материал взят из книги Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев». Кроме этого в работе использованы архивные материалы, показания  Иосифа Иосифовича Каминского, главного свидетеля и очевидца хатынской трагедии.

Автор надеется, что данная разработка будет полезной и нужной в проведении различных мероприятий, уроков памяти, классных часов,  посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hatyn.rar1.53 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.

        Одним из главных направлений воспитательного процесса подрастающего поколения является гражданско-патриотическое воспитание. Любить свою Родину, помнить о ее героическом прошлом и делать все для ее  будущего – одна из важнейших задач  воспитания в школе. Без прошлого нет и будущего. И пока будет жива людская память –  уроки войны  не должны повториться.  

       Социологические исследования, проводимые в регионах России, показывают негативные тенденции среди молодежи, заключающиеся в незнании подрастающим поколением важных для России исторических событий XX века. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

        О Великой Отечественной войне советского народа с фашистскими захватчиками дети узнают на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, из книг, кинофильмов, спектаклей, ещё больше узнают во время встреч с ее участниками и посетив места событий. К сожалению, очевидцев этих событий сегодня осталось в живых совсем немного, кинофильмы о войне показывают только в преддверии праздников и не все современные родители создают условия для их совместного просмотра. Однако достоверные и воспринятые знания об истории нашей Родины играют важнейшую роль в формировании гражданина и человека.  

           Мероприятие посвящено трагическим событиям  в Хатыни. Выбор темы был не случаен:

во-первых,  дети должны знать  о наиболее страшных событиях   войны;

во-вторых,   70–я годовщина трагических событий в белорусской деревне.

в-третьих,  в результате  опроса учащихся   выявилось недостаточное понимание  детьми ценностей человеческой жизни.

       Мероприятие предполагает ознакомление ребят с фрагментами истории ВОв, возможность оценить эти события,  объяснение реальных понятий добра и зла. Задача педагога - не оставить равнодушными  к  произошедшей трагедии  детские души, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим - жизнями 27 миллионов человек.

    Цели и задачи мероприятия:

  1. воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;
  2. духовно-нравственное развитие детей и подростков;
  3. формирование чувств  сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека,  осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам;
  4. совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Задачи организатора:

создать условия для утверждения в сознании и чувствах школьников комплекса патриотических ценностей.

       

   Разработка представлена в номинации: методические разработки внеурочных и внеклассных занятий, посвященных памятным событиям Великой Отечественной войны.

Рассчитано на детей 12-15 лет (6-9 кл.).

Ожидаемые результаты:

создание условий для  понимания и познания исторического прошлого,

 проявление активизации исследовательской  деятельности  учащихся.

     

Область применения: школьные  мероприятия.

 Формы и методы реализации:

  1. внеклассное мероприятие.
  2. выступления чтецов;
  3. применение ИКТ

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  1. Оформить зал;
  2.  Мультимедийный проектор;
  3. Видеосопровождение;
  4. Провести предварительную   работу с учащимися по предложенной теме;
  5. Подобрать стихи;
  6. Подобрать музыкальное сопровождение.

Оборудование: записи произведений Шуберта, «Аve Maria», Моцарта.

Список  использованной литературы

  1. Бекетов В.П. Сотворение чуда. М., Русская книга, 1985.
  2. Блажей А.К. Немые свидетели воинской доблести, Военно-исторический журнал, 1963, № 10.
  3. Богуславский Г.А. Верны сынам отчизны.   М., 1975.
  4. Белевич  А: Хатынь: боль и гнев.  Минск, 1965
  5. История Отечества в документах (1917–1945). М., ИЛБИ, 1995.
  6. Костюшина З. Навечно в памяти народной.   М., Молодая гвардия, 1975.
  7. Куманев Г.А. 1941–1945. Краткая история, документы, фотографии. – М., 1982.
  8. Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.
  9. Хатынь: фотоальбом.  Минск, 2004.
  10. Интернет ресурсы  поисковых систем:. yandex., google.

     

Сценарий классного часа  «Пепел Хатыни».

   1.  Вступительное слово учителя.

       На протяжении многих веков нашему народу не раз приходилось с оружием в руках мужественно отстаивать свою свободу и независимость. Щедра, обильна и красива русская земля: неисчерпаемы ее недра, плодородны поля, полны зверя дремучие леса, неисчислимы дары могучих рек….(2слайд).  Все это издавна притягивало к себе охотников до чужого добра. Кого только не видела у себя многострадальная русская земля! С огнем и мечом врывались в нее степные кочевники, печенеги, половцы, татары; ломились с запада немецкие рыцари, шагали по русской земле шведские и французские полки (2 слайд).      

        1941 год. Год начала последней захватнической  войны.  По своим масштабам, кровопролитности сражений, числу человеческих жёртв и материальных потерь Великая Отечественная война не имеет себе равных. На территории СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. Более 18 млн. человек из мирного населения погибло от фашистских зверств и репрессий

            1418 дней шла война. И каждый день-это боль, слезы, смерть.  Война это трагедия всей страны, каждого человека. На протяжении всего обучения в школе можно каждый день рассказывать о войне. Но ни один учебник не  сможет передать  всю боль, весь страх и ужас  войны.

           Сегодня мы собрались на классный час, на котором поговорим о Хатыни – белорусской деревне, символе великой трагедию. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «новый порядок»– режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан. (3слайд).

1 ученик. Люди!  Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

                               (Р. Рождественский).

Учитель. Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии – Хатынь (4,5 слайд).

       Об этой деревушке и пойдёт  сегодня речь. Белорусская Хатынь с ее бревенчатыми домами, березами и рябинами под окнами, стояла на опушке леса.  До войны  в ней жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обижали, никому не пожелали никогда худого. Воду брали из четырех деревенских колодцев. Мужчины пахали поля и косили луговые травы, женщины растили детей. Под  деревенскими  крышами справляли свадьбы. В деревне  работала кузница, начальная школа,  сельский магазин. Магазин торговал солью, спичками и керосином. Иногда привозили сахар, конфеты и другие сладости, которые любила жизнерадостная хатынская детвора  (6 слайд, музыка «Белый аист»). 

    Но в марте  1943 года этой деревушки не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось? (тревожная музыка) 

2 ученик. Это случилось 22 марта 1943 года. Утром этого дня  в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция и пришлась она  на Хатынь…

3 ученик.  В ничего не подозревавшую деревню въехали машины со свастикой. Высыпавшие из них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Кто успел обуться, а кто и босиком. Тех, кто не мог сам  идти, вели под руки соседи и близкие; а тех, кто ещё не научился ходить, несли на руках. Шла семья Иосифа и Анны Барановских с 9-ю детьми; Александра и Александры Новицких с 7-ю детьми, столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился 1 год. В сарай пригнали и двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана.
4 ученица. Несла на руках грудного младенца и  19-летняя Вера Яскевич.

   Всех жителей  в одну толпу собрали, всех подряд загнали в овин. А в толпе уже слышны причитания:

-Боже милостивый, сжалься, пощади!

«Неужто и его, моего жаворонка, не пожалеют? – думала в отчаянье мать. – Неужто убьют или спалят его, моего соколика ясного?»

5 ученица.

- Ах, горюшко – горе, сыночек родной!
Сухими губами шептала –
А может, не станут они над тобой
Глумиться?.. Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И тёплой коры на опушке;
Ни разом ещё не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печёной картошки с золотою.
Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочёл бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка! Приди! Помоги!
Спаси не меня – так сынишку.

4 ученица. Нет, не придёт, не спасёт маленького. Спасай сама – ты мать!

      И она потихоньку, с отчаянием протискивалась сквозь толпу, к забору, к кустам. «А может, выберусь?». Бросилась бежать. Но за ней кинулся рослый полицай и швырнул опять в толпу.

2 ученик. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки.  Как смертельный приговор проскрипели петли ворот.  На улице  раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома….(7 слайд).

 1 ученик: из книги белорусского поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев» :

     «Тесно, душно  в холодном, просторном овине.  Только  под коньком вылетают и  воркуют в гнёздах голуби. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры… Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…

Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…»

2 ученик: Огромное, зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Они так и не успели понять, зачем сгоняют их  в этот темный сарай, зачем заколачивают широкие ворота?

1 ученик: Из показаний  Иосифа Иосифовича Каминского, главного свидетеля и очевидца хатынской трагедии: «Каратели открыли двери и стали расстреливать горевших людей из пулеметов. Из-за сильного воя обреченных выстрелы почти не были слышны. Еще живые люди метались, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий крик и вой еще больше усилился. Под упавшей и горевшей крышей люди так вопили и ворочались, что крыша прямо-таки кружилась». ( 8 слайд )

4 ученица:  В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла  ( 9 слайд, музыка).

3 ученик. Лишь двое детей, из  находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок, пролежал под трупом самого родного на свете человека — матери, дважды подарившей ему жизнь, до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

2 ученик. 

        Еще над Хатынью едва рассвело

Еще и поесть не успели

Когда налетели враги на село

Густым вороньем налетели

Согнали – в сарае стоят и молчат

Десятки парней и десятки девчат

Мужчины и женщины…дети…

        Фашисты в сарай затолкали Хатынь

Свободу родимого края

И дым, заслоняя небесную синь,

Взметнулся над кровлей сарая,

Тяжелый, зловещий, удушливый дым

И выдохнул кто-то: «спасайся, горим»

                Страпила трещат,
                головешки шипят

Горящая рушится кровля

И гаснут глазенки хатынских ребят

Пожар наливается кровью.

        Пожухлые липы рыдают «горим»

«Горим» причитают березы

Доныне в Хатыне тот въедливый дым

У каждого вызовет слезы.

Учитель. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне.   (10 слайд).

1 ученик:  из показаний  Иосифа Иосифовича Каминского «У меня обгорела спина и руки, я лежал в луже крови. Увидел сына Адама, он был перерезан пулями пополам. Еще успел спросить меня: «А жива ли мама?» и тут же скончался. Погибла жена и еще трое детей».

Учитель. 75 детских жизней было загублено в деревушке Хатынь. В чем они виноваты? Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан. Что такого страшного сделали  девять детей семьи Иосифа и Анны Барановских, что им не дали жить и радоваться солнцу? (11 слайд).

4 ученица.  Хата, а в хате звоночки смеха

Шаг твой первый – маме утеха

Был человеку один год

Был человеку год.

Что он изведал, светлоголовый

Первые два нехитрые слова

Первую песню – мамину ласку, мамину сказку.

Миша Каминский, мальчик хатынский.

О, прогремите вселенским набатом

Был человечеству сыном и братом

Миша Каминский, мальчик хатынский.

Наш синеглазый простой василек

Милой земли белорусский сынок.

Учитель: Страшную судьбу Хатыни, когда от деревни остается  только пепел, повторили в Белоруссии и другие деревни.

1 ученик: 11 сентября 1942 г. Деревня Дремлево.  Расстрелянных  286 жителей, из них — 124 ребенка.

2 ученик: февраль  1943 г.   Деревня Ладеево.  Сожженных заживо 42 человека.

3 ученик: Деревня Ала, Светлогорского района. Расстреляно и сожжено 1758 человек, из них 950 детей.

4 ученик: 22 января 1944 г. Деревня Байки, Пружанского района.  Дети затравлены собаками,  остальные  сожжены заживо  ( слайд 12,музыка «Аве Мария»).

Учитель: Всего в Белоруссии было сожжено 186 деревень вместе с жителями.  Почтим  память всех погибших минутой молчания (слайд 13, минута молчания).

    В память о чудовищных событиях в Белоруссии, на месте Хатыни   создан мемориал памяти в назидание будущим поколениям.  В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть высечены  на его лице. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка.

Ученик: Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной

Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...

Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив

Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь!
     (А. Вертинский).

 Учитель: В истории каждого народа, каждого государства есть такие периоды, которые лучше бы никогда не происходили. Порой они складываются из тысяч мелких кусочков, из многих разрозненных эпизодов, поражающих кошмарными деяниями.  Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать. Именно поэтому и стоит мемориальный комплекс возле деревни Хатынь (слайд 14).

Учащийся:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

 (Слайд 15)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа "Я-классный руководитель"

Материал работы основан на реальных событиях. Только немножно переработан....

Конкурсная работа "Классный классный"

Презентация работы современного классного руководителя. Раскрытие приоритетных направлений классного руководителя 6 «А» класса через внеклассные мероприятия, экскурсии и классные часы....

классный час "Хатыни звон"

классный час "Хатыни звон" для 8- 9 классов...

классный час "Хатыни звон"

классный час "Хатыни звон" для 8- 9 классов...

Классный час "Хатынь" - 2010 г.

Презентация посвящена жертвам Великой Отечественной войны, мирным жителям деревни Хатынь республики Белоруссия. К данной презентации есть два звуковых файла, размещенных в моих аудиозаписях: звук кол...

классный час "Хатынь-кладбище деревень"

разработка классного часа для учащихся 6 классов...

Конкурсная работа. Классный час " Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего"

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа, воспитание чувства патриотизма и преданности Отечеству Задачи: • активизировать учащихся, заострить вни...