диагностика состояния школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию в 8 классе
статья (8 класс) по теме
Представлена диагностика состояния школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию. Рассматривается начало и этапы проектированиия.Предложены анкеты и анализ по данной теме. Для учителей истории и обществознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика состояние школьной практики по организации внеклассной работы по обществознанию в 8 классе.
В число обязательных предметов школьной программы входит дисциплина «Обществоведение» (она преподается с 8 по 11 классы). Ее назначение - научить учеников и учениц ориентироваться в обществе, объяснить правила взаимодействия в различных сферах. В своей работе мы используем пособия: внеклассная работа по истории и обществознанию, составитель Гуськов В.П., внеклассные мероприятия по обществоведению 8-11 класс, составитель Татьяна Корнева, внеклассные мероприятия в школе, составитель Кочергина П.Л.. Данные сборники содержит материалы для проведения классных часов и общешкольных мероприятий по обществознанию и истории. Содержание представленных внеклассных мероприятий имеет гражданско-патриотическую, духовно- нравственную и познавательную направленность. Внеурочные и внеклассные формы работы должны быть также богаты и разнообразны. Используемые в мероприятиях театрализация, оформление, музыка, видео- и фотоматериалы, различные сценарии позволяют развить способности детей. Пособий в наше время неограниченное количество. Но, к сожалению в основном они освещают внеклассную работу по истории и незначительную степень по обществоведению. Материалы данного пособия представляют собой сборник внеклассных мероприятий, литературно-музыкальных композиций, материалов для выступления агитбригад, классных часов.
Внеклассные занятия способствуют формированию и углублению понимания учащимися логики общественных процессов, тем самым помогая подросткам осознать себя, определить собственную позицию по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанно моделировать свои действия в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы внеклассной работы обеспечивается переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу, что способствует формированию ценностных ориентаций, воспитанию национального самосознания, гражданственности. Пособия не носят тематического характера. Стараются захватить самые разные аспекты внеклассной работы. Мы живем в такое время, когда помимо литературы нам доступно очень многое. Мы стали очень часто обращаться к СМИ (средствам массовой информации), интернет- сайтам. Но не стоит забывать о том, какое бы не было мероприятие, в первую очередь оно должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. Внеклассная работа позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию. А также активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, У учащихся должно создастся впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету или сделать видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать. Например, мы изучали главу социальная сфера, тема « Этнос: нации и народности». С удовольствием ребята выполняли и такие проекты, как ролевые: это инсценировка обычаев и традиций разных народов на уроках обществознания в8 классе свадьба по теме: Этнос. Народ. Нация. Проекты «Казахские обычаи», «Русский народный костюм », «Казахская свадьба» и другие. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Актуальность темы: «Защита прав потребителей» состоит в том, что для школьников вопросы создания правоохранительных и правозащитных организаций и их роли в работе - вещь как правило, малопонятная. Игра позволяет сконцентрировать внимание учащихся 8-10 классов на идеях, правовых процедурах. Цель игры - повышение правовой и политической культуры школьников через непосредственное участие каждого грамотно обратиться в нужную организацию и получить консультацию и правильно дать консультацию, ответив на вопросы. Организации были созданы и представлены правовые проблемы. Было представлено пять организаций (адвокатура, прокуратура, полиция, нотариат, суд) каждая давала консультации и отвечала на вопросы граждан.
Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое. Надо отметить, что таким образом проводить изучение всего учебного курса не возможно, хотя бы потому, что надо использовать разные формы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирование во внеклассной работе (в данном случае социальное проектирование).
На месячнике правовых знаний было проведено мероприятие «Избираем лидера школы». В работе были заняты 8- 11 кл.; информационное пространство Интернета перестало пугать ребят количеством информации, они научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд-проекты, учащиеся освоили программу презентации и приобрели навыки оформления работы в электронном виде. С 2005 года стало традицией проводить данное мероприятие. Совместно с учащимися разрабатываются новые проекты.
К 50-летию нашего посёлка Коммунар готовиться проект «Подари герб посёлку», организаторами и оформителями проекта так 8-11 класс. Будет оформлена выставка оформлена выставка, и проводиться народное голосование на праздновании «Дня села». Самое главное, что ребята ощущают важность и нужность той работы, которую они выполняют.
На одном из совещаний Методического Объединения Ленинского района провели анкетирование с учителями предметниками. Цель анкетирования - выяснить проводится внеклассная работа в школе. С этой целью была проведена анкета, состоящая из 3 вопросов.
Провести анкетирование: 1.Есть ли внеклассная работа в школе?2. Какова её структура? 3. Какова эффективность этой работы? Проведя анкетирование с учителями предметниками, мы выявили, 84 процента из 100 % проводит внеклассную работу по обществоведению. Внеклассная работа способствует развитию и становлению личности в условиях школы, повышению уровня обучения. Организация внеклассной работы ведётся практически во всех школах.
Учителя выбирают темы, к которым его учащиеся проявляют интерес. Учитывают возрастные особенности учащихся. При отборе содержания включают вопросы, выходящие за рамки школьной программы по обществоведению. Привлекают учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Применяют другие формы работы в зависимости от условий работы в школе. Но в каждой школе есть свои трудности:
1.Отсутствуют учебные материалы для индивидуальной работы при проведении развивающих часов.
2.Не всегда администрация школы может выделить часы в учебном плане для проведения развивающих часов по желанию учащихся или их родителей.
3.Отсутствует материальная поддержка стимулирования участия учащихся во внеклассных мероприятиях.
Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.
Специфика внеклассной работы:
_ внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности;
_ формы проведения внеклассной работы разнообразны;
_ занятия организуются на добровольных началах,
_ позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотренных планом внеклассной работы.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, укрепляя знания учащихся по обществоведению, приобретенные ими на уроках, расширяет кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика. Структура внеклассной работы по обществоведению состоит из: методического объединения, организации творческих и коллективных дел в школе, организации предметных недель. Внеклассное мероприятие проводится по этапам подготовительного, основного и заключительного, диагностики и результатов. (Приложение)
Внеклассная работа в любой школе связана с воспитательной работой на уроке и конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы с одной стороны работает на учебный процесс, а с другой стороны - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения. Познавательная, развивающая деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, умственных способностей, накопления знаний, совершенствования учебных навыков.
В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, мы предложили своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. С этой целью была проведена анкета,
состоящая из 4 вопросов. Было проведено анкетирование среди учащихся 8 класса, в количестве 18 человек.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически. К заданным вопросам было несколько вариантов ответов:
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)
Источники информации: а)50%; в)20%; г)25%; д)5%
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б)Нет.
а)83%;
б)17%
3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да; б) Нет
а)19%;
б)81%
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да; б) Нет.
а)100%
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, мы увидели. Учащиеся при подготовке проектов используют разные источники информации, но предпочтение отдают книгам. Времени у них достаточно, чтобы подготовить свой проект. Работа очень интересна и большинство считают, что проект никак не может помешать другому виду деятельности. И на последний вопрос все ребята ответили положительно, работа будет интересна всем школьникам. Из всего можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся интегрировало школьников в различные среды, и прежде всего в социальные. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Приложение
План внеклассных мероприятий
«Утверждаю»
Директор школы:
___________И.М.Чурзина
План
проведения основных мероприятий, посвященных
месячнику правовых знаний 2011 год
МКОУ «Коммунаровская СОШ»
№ | Наименование мероприятия | Участники | Срок проведения | Ответственные за исполнение |
1 | Подготовка плана мероприятий месячника правовых знаний | Март | Учитель истории Улжабаева Г.А. | |
2 | Оформление стенда «Подросток и закон» | 10 класс | 2 апреля | Учитель истории Улжабаева Г.А. |
3 | Выпуск газеты « Мы и право» | Актив кабинета истории | 2-3 апреля | Учитель истории Улжабаева Г.А. |
4 | Конкурс газет и рисунков на правовую тему: «Мир моих прав» | 1-11 классы | В течение месячника | Классные руководители, ., учитель истории Улжабаева Г.А ,учитель ИЗО |
5 | Выставка книг « На улице не в комнате о том ребята помните» | 1-4 классы | В течение месячника | Зав. библиотекой, учитель истории Улжабаева Г.А. |
6 | Книжная выставка. Час общения «Новое поколение выбирает» | 5-11 классы | В течении месячника | Зав. Библиотекой, учитель истории Улжабаева Г.А |
7 | Конкурс стихов на правовую тему | 9-11 классы | В течении месячника | Учителя русского языка и литературы, Классные руководители |
8 | Встреча с сотрудниками правоохранительных органов | 1-11 классы | В течении месячника | Участковый Цыганков Е.П. |
9 | Беседы фельдшера Коммунаровского ФАП: |
| В течении месячника | Фельдшер Коммунаровского ФАП Денисова М |
10 | Правовой час по теме: «Конвенция о правах ребёнка» | 1-2 классы | 3 апреля | Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А. |
11 | Правовой час по теме: «Права и обязанности » | 3- 4 классы | 5 апреля | Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А. |
12 | Правовой час по теме: «Право быть ребёнком» | 5-6 класс | 9 апреля | Классный руководитель, учитель истории Улжабаева Г.А., |
13 | Устный журнал по теме: « Мои права» | 5-6 класс | 19 апреля | Классный руководитель, учителя истории Улжабаева Г.А., Дускалиева Т.Н. |
14 | Правовой час по теме: « Я- гражданин России» | 7 класс
| 16 апреля | Классный руководитель, учитель истории Улжабаева Г.А |
15 | Мероприятие « Имею право» | 8 класс | 17 апреля | Учитель истории Дускалиева Т.Н., классный руководитель |
16 | Ролевая игра «Выборы лидера школы» | 8-11 классы | 10 апреля | Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А |
17 | Брейн- ринг « Мы и право» | 9-11 классы | 17 апреля | Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А |
18 | Ролевая игра «Суд над вредными привычками» | 9-11 | 26 апреля | Классные руководители, учитель истории Улжабаева Г.А |
19 | Единый день профилактики правонарушений и безнадзорности среди обучающихся ( самый лучший класс) | 1-11 классы | 20 апреля | Классные руководители, актив кабинета |
20 | Классные часы по теме: |
|
| Классный руководитель |
2 | « Я гражданин России» | 2-4 классы | 6 апреля | Классный руководитель |
3 | Каждый несёт ответственность за свои поступки» | 3 класс | 10 апреля | Классный руководитель |
4 | «Школа самоуважения» (право на уважение) | 5 класс | 17 апреля | Классный руководитель |
5 | « Ваши права» | 6 класс | 3 апреля | Классный руководитель |
6 | «Мы и право» | 7 класс | 17 апреля | Классный руководитель |
7 | Беседы токсикомании | 8 класс | 24 апреля | Классный руководитель |
8 | «Шаги от проступка к правонарушениям» | 9 класс | 24 апреля | Классный руководитель |
9 | « Как добиться жизненного успеха» | 10 класс | 10 апреля | Классный руководитель Ломакина Т.А. |
10 | « Твои права – твои обязанности» | 11 класс | 3 апреля | Классный руководитель |
11 | Проведение викторин | 5-11 классы | В течении месячника | Актив класса, учителя истории |
12 | Подведение итогов месячника | 1-11 классы | 27 апреля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Статья и разработки по внеклассной работе....
Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...
Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...
Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)
В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...
Диагностика состояния школьной практики по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе.
Текущее повторение - повторение на воспроизведение пройденного, изученного материала или темы. На этапе формирования знаний и умений у учащихся 5 класса это вид повторения играет очень зн...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Организация внеклассной работы по иностранному языку в МАОУ СОШ (из опыта работы)
Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является организация внеклассной работы....