Экологический праздник "Тропа испытаний"
классный час (8 класс) по теме

Экологическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik_tropa_ispytaniy.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «ТРОПА ИСПЫТАНИЙ»

 Цели и задачи:

  1. Развитие познавательного интереса в изучении природы; формирование у детей любви к природе, к родному краю.
  2. Развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения;
  3. Развитие интереса к самостоятельному составлению загадок, материалов для викторин и т.п.;
  4. Сплочение детского коллектива.

Количество детей: 30 человек

Возраст детей:  8 – 11 класс.

Длительность по времени: 1- 1,5 часа.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: плакат  - дерево с вопросами, классная доска, мел, ватман, фломастер, магнитофон, кассета.

На доске прикрепляется красочный плакат – дерево с вопросами. Всего 40 вопросов. Вопросы, ответы на которые оцениваются в 1 балл, представлены  в форме загадок и помещены с обратной стороны «листиков» одного цвета (допустим, оранжевого). Вопросы, ответы на которые оцениваются в 2 балла, представлены в форме лекарственных растений и помечены на «листиках» другого цвета (допустим, красного). Вопросы, ответы на которые оцениваются в 3 балла, представлены в форме примет и помечены на «листиках» зеленого цвета. Специальные – сложные вопросы - «основы экологии» - помещены на   фруктах и ответы на них оцениваются в 4 балла.

В конкурсе участвуют 2 команды. Каждая команда выбирает капитана. Вопросы снимают с дерева капитаны каждой команды поочередно. На обсуждение ответа – 1 минута. Ответ сообщает тот член команды, которого называет капитан. Если ответ неправильный или команда не может ответить на вопрос- право ответа предоставляется соперникам. Результаты записываются на доске.

Сценарий праздника:

Ведущий:

Лесная сказка самая прекрасная, в ней тишина, и шорох, и покой.

Вода в ручье прозрачная и ясная

И пень, покрытый нежною листвой.

В ней солнце озаряет детство радостью,

В ней столько непонятного порой,

Манит черника свежей – свежей сладостью.

И гриб уводит в чащу за собой.

В ней столько трелей звонких, шумных, радостных,

В ней счастью нет предела и добру.

И если хочешь наслаждений сладостных,

То в лес наш отправляйся поутру.

Солнце глазки открывает, лес притихший оживает,

Дверь лесную отворим, с лесом мы поговорим.

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть в нашем гостеприимном зале. Как я понимаю, здесь собрались те, кто любит свою Родину, т. е. те, кто охраняет и бережно относится к животным и растениям. Здесь собрались и те, кто чувствует красоту и величие мира цветов, удивительного мира животных.

Человечество не может существовать без животных и растений. И наша задача их охранять.

Сейчас ученые зарегистрировали уже немало последствий непродуманного вмешательства человека в жизнь природы. Вот почему так серьезен вывод, к которому пришли ученые: неизвестно, что может произойти в будущем, если исчезнет какой – либо вид животных или растений и неизвестно, чем это обернется для самого человека. Помни об этом, когда твоя рука невольно потянется сорвать цветок или ты замахнешься сачком на бабочку.

Природа прекрасна- она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, а если потребуется- отнести занесенную над природой руку взрослого человека.

А сейчас, ребята, давайте отправимся в путешествие по лесу. Нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи. А вот и первая встреча.

В гости к нам пожаловал сам Лесовичок. Здравствуй, Старичок – Лесовичок.

Лесовик: Здравствуйте, ребята! Рад встрече с вами. Очень ждал вас, чтобы совершить путешествие в волшебные владения мои.

-А знаете ли вы, как вести себя в лесу?

Ответ. Не ломать деревья, не разводить костры, не разрушать муравейников в лесу и птичьих гнезд.

-Молодцы, а теперь мои загадки отгадайте!

- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Что это?

Ответ. Лес.

- Какой самый страшный враг у леса?

Ответ. Пожар.

- Узнай, какие это птицы, какую пользу они приносят? (Запись птичьих голосов  на кассете)

Ведущий: Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы  про него знают.

Дети:

  1. Лес- богатство и краса,

Береги свои леса!

  1. Лес видит, а поле слышит.
  2. Лес да вода поле красят.
  3.  Лес и вода

Родные брат и сестра.

  1. Враг природы тот, кто леса не бережет.
  2.  Лесная сторона не одного волка,

А и мужика досыта накормит.

Лесовик: Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения!

Ведущий: А вот и наше волшебное дерево. (Ведущий знакомит с  правилами игры). Итак, мы начинаем.

Вопросы – загадки

(ответы оцениваются в 1 балл)

  1. Нам и в дождь и в зной

Поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Ответ. Дерево.

  1. Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее цветок и лист

Нам с тобой идет на чай.

Что за травка, отгадай.

Ответ. Душица.

  1. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Ответ. Лиственница.

  1. Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

Ответ. Цветы.

  1. Стоит дерево кудряво,

А когти- волчьи.

Ответ. Боярышник.

  1. Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много – много желудей.

Ответ. Дуб.

  1. Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто:

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ. Болото.

  1. Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

Ответ. Земляника.

  1. Дышит, растет,

А ходить не может.

Ответ. Растение.

  1. Сколько прожил молодец,

Столько в нем внутри колец.

Ответ. Дерево.

Вопросы «Аптека под ногами»

(Ответы оцениваются в 2 балла)

Ведущий:

В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства  в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. В течение игры  мы с  вами вспомним о наиболее распространенных лекарственных растениях.

  1. Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина?

Ответ. Кору ивы.

  1. Какие огородные растения являются лекарственными?

Ответ. Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т.д.

  1. Из каких деревьев получают лекарства?

Ответ. Береза, сосна, ель, липа.

  1. Назовите растения, которые употребляются при простудах?

Ответ. Малина, липа, ромашка, мать – и – мачеха, крапива, багульник.

  1. Назовите растение, которым можно залечить рану?

Ответ. Листья подорожника.

  1. Каким растением можно остановить кровотечение?

Ответ. Тысячелистник.

  1. Какое лекарственное растение носит название «мяун- трава», и какое лекарство изготовляют из него?

Ответ. Валериана, сердечные капли.

  1. Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы» и употребляется человеком для лечения в качестве глазных капель?

Ответ. Вороний глаз.

  1. Почки этого дерева используют в народной медицине, из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С.

Ответ. Сосна.

  1. Из каких ядовитых растений изготовляют лекарства?

Ответ. Дурман, белена, вороний глаз.

Приметы лета.

(Ответы оцениваются в 3 балла)

Ведущий: Ребята, давайте сделаем перерывчик. И все вместе поиграем в игру «Дождик». Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает одна капелька. (Ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони, ребята в зале повторяют за ним).

Ведущий: Падают две капли (Два пальца).

-Падают три капли (Три пальца).

-Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь).

- Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает).

- Гром! Град! (К шуму ладоней добавляется топот).

- Дождь затихает.

- Четыре капельки, три, две, одна.

-Тишина…Солнце снова! Все блестит в его ласковых лучах. Здравствуй, солнышко!

  1. Какие растения и как предсказывают погоду?

Ответ. Барометры Иван – чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают.

  1. Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать?

Ответ. Дерево может засохнуть, т. к. питательные соки от корней поднимаются вверх по веткам только по коре.

  1. Как муравьи через канавы и ручьи перебираются?

Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

  1. Какое дерево последним в году цветет?

Ответ. Липа.

  1. Если на западе видна зарница, какую погоду ждать?

Ответ. Зарница предсказывает грозу.

  1. В котором часу воробей летом просыпается?

Ответ. Позже всех птиц. Но всегда в одно и то же время в 5 – 6 часов утра.

  1. Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит?

Ответ. Радуга к хорошей погоде.

  1. Ласточки летают низко над землей. К чему?

Ответ. К дождю.

  1. Если идет дождь и на лужах пузыри?

Ответ. Дождь будет идти долго.

  1. Какая будет погода, если обильная роса по утрам.

Ответ. Хорошая погода.

Основы экологии.

(Ответы оцениваются в 4 балла)

  1. В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

Ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку. В полете воздух  у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает.

  1. В минуту сильного потрясения у рябчика(например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

Ответ. Это защитное приспособление. Атакующий хищник остается с облачком перьев, а рябчик успевает избежать его когтей.

  1. Все говорят: у верблюда – запас питательных веществ, запас воды… Интересно, как он все это носит с собой? В одном горбу вода должна булькать, а в другом колючки  «про запас» сложены, так, что ли?

Ответ. Верблюд запасает не воду и питательные вещества, а только жир. По мере надобности жир расщепляется- и верблюд получает то, что ему надо, - энергию.

  1. Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Они- отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они оказываются в воде?

Ответ. Рыб подкармливали с помощью прожектора: луч света направляли в воду, мошкара, бросаясь на свет, падала в воду. Рыбам оставалось только раскрывать рот.

  1. Саранча атаковала поле многолетних трав и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему?

Ответ. Саранча гибнет миллионами и превращается в отличное удобрение для поля.

  1. Почему коровы любят пастись около железнодорожной насыпи?

Ответ. Железнодорожные шпалы обычно пропитаны гудроном (черная смолистая масса, антисептик, состоящий из нефтяных смол). Запах пропитки отгоняет насекомых, в том числе комаров.

  1. Вдоль шоссе на песчаных обочинах всегда можно наблюдать крупных муравьев. Невзирая на проносящиеся машины, они деловито снуют туда – сюда по песочку обочин. Назовите причины, которые, по вашему мнению, способствуют их размножению?

Ответ. Одна из причин- автомобили. Часто через шоссе на малой высоте перелетают бабочки, жуки и другие насекомые. Машины их сбивают, отбрасывая на обочину. Ими и питаются муравьи.

  1. Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не могут найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Ответ. Неправильно. Комары занимают определенное место в цепях питания,  сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров- водные животные. Полное уничтожение комаров повлечет за собой необратимое нарушение цепей питания.

  1. С жуками – точильщиками связано суеверие. Многие их этих жуков обладают способностью издавать звуки резким постукиванием головой о стенки своих ходов в мертвой древесине. Звуки ритмичны, и их легко можно принять за тиканье часов- «часов смерти», как говорили суеверные люди. Какое значение могут иметь такие звуки?

Ответ. Это способ коммуникации. Такие звуковые сигналы помогают самцам и самкам отыскивать друг друга  в сложных лабиринтах, проложенных в толще древесины.

  1. Пауки плетут свои сети ночью или ранним утром. Служат эти сети недолго. В сухом воздухе липкое вещество меняет свою консистенцию, а жуки, шмели и другие крупные насекомые рвут паутину. Поэтому через одну – две ночи пауку приходиться обновлять сеть. Слабые сети надо часто ремонтировать, а это ведет к большому расходу строительного материала. Как пауки не допускают перерасхода строительного материала? Как пауки экономят свои силы?

Ответ. Для экономии времени и липкого секрета пауки повторно используют старые нити- они их поедают. Опыты с радиоактивным материалом показали, что около 90 % паутинного шелка используется повторно.

Подводятся итоги игры.

Ведущий: Ребята! Спасибо вам за интересную игру. Я думаю, что вы, ребята, любите нашу природу и будете охранять ее. А она вам за это будет дарить много приятных минут. Чем богаче природа, тем лучше  и веселее наша с вами жизнь.

До свиданья! До новых встреч!

Используемая литература:

  1. В гармонии с природой / Ред. – сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд.ООО «Красико- Принт», 2002.
  2. Лето звездное, будь со мной! / Ред. – сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд.ООО «Красико- Принт», 2002.
  3. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей.- СПб: Акцидент, 1998.
  4. Школьный летний лагерь/ Авт. – сост. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...

ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (таблицы, методика оценивания и техника выполнения контрольных испытаний – тестов, сценарий )

Данная разработка составлена на основе многолетних наблюдений и исследований по показателям физической подготовленности учащихся 2-11 классов. Для определения уровня физической подготовки у школьников...

Демоверсия квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности учителей-предметников

Демоверсия квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности учителей-предметников подготовлена государственным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский краевой инс...

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ТЕМА. СЕРИЯ ИСПЫТАНИЙ ДО ПЕРВОГО УСПЕХА. ИСПЫТАНИЯ БУРНУЛЛИ.

К уроку.Серия испытаний до первого успеха...