Экологический праздник "Тропа испытаний"
классный час (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «ТРОПА ИСПЫТАНИЙ»
Цели и задачи:
- Развитие познавательного интереса в изучении природы; формирование у детей любви к природе, к родному краю.
- Развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения;
- Развитие интереса к самостоятельному составлению загадок, материалов для викторин и т.п.;
- Сплочение детского коллектива.
Количество детей: 30 человек
Возраст детей: 8 – 11 класс.
Длительность по времени: 1- 1,5 часа.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: плакат - дерево с вопросами, классная доска, мел, ватман, фломастер, магнитофон, кассета.
На доске прикрепляется красочный плакат – дерево с вопросами. Всего 40 вопросов. Вопросы, ответы на которые оцениваются в 1 балл, представлены в форме загадок и помещены с обратной стороны «листиков» одного цвета (допустим, оранжевого). Вопросы, ответы на которые оцениваются в 2 балла, представлены в форме лекарственных растений и помечены на «листиках» другого цвета (допустим, красного). Вопросы, ответы на которые оцениваются в 3 балла, представлены в форме примет и помечены на «листиках» зеленого цвета. Специальные – сложные вопросы - «основы экологии» - помещены на фруктах и ответы на них оцениваются в 4 балла.
В конкурсе участвуют 2 команды. Каждая команда выбирает капитана. Вопросы снимают с дерева капитаны каждой команды поочередно. На обсуждение ответа – 1 минута. Ответ сообщает тот член команды, которого называет капитан. Если ответ неправильный или команда не может ответить на вопрос- право ответа предоставляется соперникам. Результаты записываются на доске.
Сценарий праздника:
Ведущий:
Лесная сказка самая прекрасная, в ней тишина, и шорох, и покой.
Вода в ручье прозрачная и ясная
И пень, покрытый нежною листвой.
В ней солнце озаряет детство радостью,
В ней столько непонятного порой,
Манит черника свежей – свежей сладостью.
И гриб уводит в чащу за собой.
В ней столько трелей звонких, шумных, радостных,
В ней счастью нет предела и добру.
И если хочешь наслаждений сладостных,
То в лес наш отправляйся поутру.
Солнце глазки открывает, лес притихший оживает,
Дверь лесную отворим, с лесом мы поговорим.
Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть в нашем гостеприимном зале. Как я понимаю, здесь собрались те, кто любит свою Родину, т. е. те, кто охраняет и бережно относится к животным и растениям. Здесь собрались и те, кто чувствует красоту и величие мира цветов, удивительного мира животных.
Человечество не может существовать без животных и растений. И наша задача их охранять.
Сейчас ученые зарегистрировали уже немало последствий непродуманного вмешательства человека в жизнь природы. Вот почему так серьезен вывод, к которому пришли ученые: неизвестно, что может произойти в будущем, если исчезнет какой – либо вид животных или растений и неизвестно, чем это обернется для самого человека. Помни об этом, когда твоя рука невольно потянется сорвать цветок или ты замахнешься сачком на бабочку.
Природа прекрасна- она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, а если потребуется- отнести занесенную над природой руку взрослого человека.
А сейчас, ребята, давайте отправимся в путешествие по лесу. Нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи. А вот и первая встреча.
В гости к нам пожаловал сам Лесовичок. Здравствуй, Старичок – Лесовичок.
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Рад встрече с вами. Очень ждал вас, чтобы совершить путешествие в волшебные владения мои.
-А знаете ли вы, как вести себя в лесу?
Ответ. Не ломать деревья, не разводить костры, не разрушать муравейников в лесу и птичьих гнезд.
-Молодцы, а теперь мои загадки отгадайте!
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Что это?
Ответ. Лес.
- Какой самый страшный враг у леса?
Ответ. Пожар.
- Узнай, какие это птицы, какую пользу они приносят? (Запись птичьих голосов на кассете)
Ведущий: Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети:
- Лес- богатство и краса,
Береги свои леса!
- Лес видит, а поле слышит.
- Лес да вода поле красят.
- Лес и вода
Родные брат и сестра.
- Враг природы тот, кто леса не бережет.
- Лесная сторона не одного волка,
А и мужика досыта накормит.
Лесовик: Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения!
Ведущий: А вот и наше волшебное дерево. (Ведущий знакомит с правилами игры). Итак, мы начинаем.
Вопросы – загадки
(ответы оцениваются в 1 балл)
- Нам и в дождь и в зной
Поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ответ. Дерево.
- Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идет на чай.
Что за травка, отгадай.
Ответ. Душица.
- Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
Ответ. Лиственница.
- Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
Ответ. Цветы.
- Стоит дерево кудряво,
А когти- волчьи.
Ответ. Боярышник.
- Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много – много желудей.
Ответ. Дуб.
- Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто:
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Ответ. Болото.
- Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
Ответ. Земляника.
- Дышит, растет,
А ходить не может.
Ответ. Растение.
- Сколько прожил молодец,
Столько в нем внутри колец.
Ответ. Дерево.
Вопросы «Аптека под ногами»
(Ответы оцениваются в 2 балла)
Ведущий:
В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. В течение игры мы с вами вспомним о наиболее распространенных лекарственных растениях.
- Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина?
Ответ. Кору ивы.
- Какие огородные растения являются лекарственными?
Ответ. Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т.д.
- Из каких деревьев получают лекарства?
Ответ. Береза, сосна, ель, липа.
- Назовите растения, которые употребляются при простудах?
Ответ. Малина, липа, ромашка, мать – и – мачеха, крапива, багульник.
- Назовите растение, которым можно залечить рану?
Ответ. Листья подорожника.
- Каким растением можно остановить кровотечение?
Ответ. Тысячелистник.
- Какое лекарственное растение носит название «мяун- трава», и какое лекарство изготовляют из него?
Ответ. Валериана, сердечные капли.
- Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы» и употребляется человеком для лечения в качестве глазных капель?
Ответ. Вороний глаз.
- Почки этого дерева используют в народной медицине, из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С.
Ответ. Сосна.
- Из каких ядовитых растений изготовляют лекарства?
Ответ. Дурман, белена, вороний глаз.
Приметы лета.
(Ответы оцениваются в 3 балла)
Ведущий: Ребята, давайте сделаем перерывчик. И все вместе поиграем в игру «Дождик». Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает одна капелька. (Ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони, ребята в зале повторяют за ним).
Ведущий: Падают две капли (Два пальца).
-Падают три капли (Три пальца).
-Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь).
- Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает).
- Гром! Град! (К шуму ладоней добавляется топот).
- Дождь затихает.
- Четыре капельки, три, две, одна.
-Тишина…Солнце снова! Все блестит в его ласковых лучах. Здравствуй, солнышко!
- Какие растения и как предсказывают погоду?
Ответ. Барометры Иван – чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают.
- Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать?
Ответ. Дерево может засохнуть, т. к. питательные соки от корней поднимаются вверх по веткам только по коре.
- Как муравьи через канавы и ручьи перебираются?
Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.
- Какое дерево последним в году цветет?
Ответ. Липа.
- Если на западе видна зарница, какую погоду ждать?
Ответ. Зарница предсказывает грозу.
- В котором часу воробей летом просыпается?
Ответ. Позже всех птиц. Но всегда в одно и то же время в 5 – 6 часов утра.
- Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит?
Ответ. Радуга к хорошей погоде.
- Ласточки летают низко над землей. К чему?
Ответ. К дождю.
- Если идет дождь и на лужах пузыри?
Ответ. Дождь будет идти долго.
- Какая будет погода, если обильная роса по утрам.
Ответ. Хорошая погода.
Основы экологии.
(Ответы оцениваются в 4 балла)
- В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
Ответ. В мороз птицы сидят нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку. В полете воздух у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает.
- В минуту сильного потрясения у рябчика(например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?
Ответ. Это защитное приспособление. Атакующий хищник остается с облачком перьев, а рябчик успевает избежать его когтей.
- Все говорят: у верблюда – запас питательных веществ, запас воды… Интересно, как он все это носит с собой? В одном горбу вода должна булькать, а в другом колючки «про запас» сложены, так, что ли?
Ответ. Верблюд запасает не воду и питательные вещества, а только жир. По мере надобности жир расщепляется- и верблюд получает то, что ему надо, - энергию.
- Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Они- отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они оказываются в воде?
Ответ. Рыб подкармливали с помощью прожектора: луч света направляли в воду, мошкара, бросаясь на свет, падала в воду. Рыбам оставалось только раскрывать рот.
- Саранча атаковала поле многолетних трав и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему?
Ответ. Саранча гибнет миллионами и превращается в отличное удобрение для поля.
- Почему коровы любят пастись около железнодорожной насыпи?
Ответ. Железнодорожные шпалы обычно пропитаны гудроном (черная смолистая масса, антисептик, состоящий из нефтяных смол). Запах пропитки отгоняет насекомых, в том числе комаров.
- Вдоль шоссе на песчаных обочинах всегда можно наблюдать крупных муравьев. Невзирая на проносящиеся машины, они деловито снуют туда – сюда по песочку обочин. Назовите причины, которые, по вашему мнению, способствуют их размножению?
Ответ. Одна из причин- автомобили. Часто через шоссе на малой высоте перелетают бабочки, жуки и другие насекомые. Машины их сбивают, отбрасывая на обочину. Ими и питаются муравьи.
- Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не могут найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?
Ответ. Неправильно. Комары занимают определенное место в цепях питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров- водные животные. Полное уничтожение комаров повлечет за собой необратимое нарушение цепей питания.
- С жуками – точильщиками связано суеверие. Многие их этих жуков обладают способностью издавать звуки резким постукиванием головой о стенки своих ходов в мертвой древесине. Звуки ритмичны, и их легко можно принять за тиканье часов- «часов смерти», как говорили суеверные люди. Какое значение могут иметь такие звуки?
Ответ. Это способ коммуникации. Такие звуковые сигналы помогают самцам и самкам отыскивать друг друга в сложных лабиринтах, проложенных в толще древесины.
- Пауки плетут свои сети ночью или ранним утром. Служат эти сети недолго. В сухом воздухе липкое вещество меняет свою консистенцию, а жуки, шмели и другие крупные насекомые рвут паутину. Поэтому через одну – две ночи пауку приходиться обновлять сеть. Слабые сети надо часто ремонтировать, а это ведет к большому расходу строительного материала. Как пауки не допускают перерасхода строительного материала? Как пауки экономят свои силы?
Ответ. Для экономии времени и липкого секрета пауки повторно используют старые нити- они их поедают. Опыты с радиоактивным материалом показали, что около 90 % паутинного шелка используется повторно.
Подводятся итоги игры.
Ведущий: Ребята! Спасибо вам за интересную игру. Я думаю, что вы, ребята, любите нашу природу и будете охранять ее. А она вам за это будет дарить много приятных минут. Чем богаче природа, тем лучше и веселее наша с вами жизнь.
До свиданья! До новых встреч!
Используемая литература:
- В гармонии с природой / Ред. – сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд.ООО «Красико- Принт», 2002.
- Лето звездное, будь со мной! / Ред. – сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд.ООО «Красико- Принт», 2002.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей.- СПб: Акцидент, 1998.
- Школьный летний лагерь/ Авт. – сост. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций
Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...
ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (таблицы, методика оценивания и техника выполнения контрольных испытаний – тестов, сценарий )
Данная разработка составлена на основе многолетних наблюдений и исследований по показателям физической подготовленности учащихся 2-11 классов. Для определения уровня физической подготовки у школьников...
Демоверсия квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности учителей-предметников
Демоверсия квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности учителей-предметников подготовлена государственным образовательным учреждением Краснодарского края «Краснодарский краевой инс...
Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ТЕМА. СЕРИЯ ИСПЫТАНИЙ ДО ПЕРВОГО УСПЕХА. ИСПЫТАНИЯ БУРНУЛЛИ.
К уроку.Серия испытаний до первого успеха...
Презентация по теме "Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха"
Для уроков по курсу "Вероятность и статистика"...