Мой путь к доброте
классный час (5 класс) на тему

В данном материале представлены: конспект занятия, презентация, раздаточный материал для учащихся. Указанные материалы помогут при проведении часа общения с учащимися 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_put_k_dobrote_konspekt_zanyatiyamicrosoft_office_word.docx380.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

(Час общения для учащихся 5 класса)

        

                                                        Подготовила:

                                                                        Шкарупа Елена Викторовна,                        

                                                                        учитель православной культуры

                                       

п. Майский 2011год

Тема : «Мой путь к доброте» (час общения)

Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формировать умение совместно работать в группе;
  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

Оборудование:

  1. запись песни Фунтика (из к/ф "Приключения поросенка  Фунтика»)
  2. минусовка песни «Дорога добра»,
  3. карта путешествия,
  4. мультимедийный проектор,
  5. презентация,
  6. компьютер.

(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).

Ход занятия:

Учитель: Добрый всем день! День у нас сегодня совсем необычный!

                  В наш дом пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас!

                  Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

                  Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца            

                  нашего занятия.

Учитель: Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.                                                        

                  Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш час  

                общения?

(Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика») Слайд 1

Учитель - Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

Учитель:  И доброта, и дружба – это основные общечеловеческие  ценности.

                  Мы можем перечислять их сколько угодно,  все же на первое место

                  мы ставим доброту, добро. Я предлагаю   поговорить сегодня о  

                 доброте.

(«Мой путь к доброте» на слайде 2 появляется   тема)

Учитель:- Что значит слово «Доброта» ? Попробуйте в своих группах  

                  сформулировать это понятие. Запишите на листочках  .(Это все    

                  хорошее……)

Учитель:- В толковом словаре можно прочесть следующее определение      

                  (подготовленный ученик читает определение из словаря).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте                                

                 написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Учитель:- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу  

                  приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются  

                  ответы детей)

Учитель:- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А  

                 чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы

                отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с              

                пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3). 

Учитель: А вот и первый  остров Слайд 4 

Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: “О, Боже! Есть ли в твоем Творении что-нибудь крепче этих гор”? Бог отвечал: “Железо крепче гор, так как оно разбивает их”. А есть что-нибудь сильнее железа?”. “Да, - отвечал Бог - огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его”. “А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня”? “Есть, вода, так как она тушит огонь”. “О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды” - спросили ангелы. “Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться”. “О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?”. “Есть. Добрый Человек, подающий милостыню”. (Слайд 4по щелчку название острова«Добрый человек».)

Учитель:- Кто же оказался самым сильным?

Учитель:- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто

                   любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую  

                   минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек

                  старается быть вежливым).

Учитель:- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы    

                   понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими  

                   лучами).

Учитель:- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)

Учитель:- Еще издавна люди стремились к добру. И это стремление они    

                   отразили   в пословицах, которые передавались из уст в уста.

          А уже на новом острове - «Острове пословиц» ( Слайд 5.)

        (Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы)

Учитель:  Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Живи добрее, будешь всем милее  Слайд6

         За добро - добром платят.

         Добрый человек - добру и учит.

        Кто живет в добре – тот ходит в серебре.

        Худо тому, кто добра не делает никому.

        Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло.

 (Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц. При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц).

Учитель:- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость

                  окружающим людям.

Учитель:- Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тему доброты  

                   затрагивали и известные во всём мире люди. Давайте прочитаем,  

                   какие   высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):

Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше других Толстой Л. Н.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. 

Марк Твен

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.  Бэкон Ф.

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Максим Горький

Учитель: А мы путешествуем дальше. Но что это на нашем пути ?

                 (на презентации слайд 8«Зло»)

Учитель: Что вы увидели глядя на экран? (Зло ) Что такое зло?

                “Зло” - “нечто дурное, вредное” и “беда, несчастье, неприятность”.

Учитель:- Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран?

                - Какое желание возникло у вас? (Изменить…сделать что-то…)

Учитель: Но зло можно победить.

Учитель:    Как хорошо, что есть еще средь нас, Слайд 9
                    Такие, что не требуют награды,
                   Не слыша зов идут, идут, идут
                   И раздают добро и все им рады

  Учитель:  А мы причалили к мысу «Помощь» (слайд 10)

Учитель:- Послушайте притчу о добром Самарянине - жителя Самарии,  

                 области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали

                самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту          

               небольшую историю рассказал людям Иисус.

               - Докажите, что он действительно добрый, отметьте поступки этого  

               человека. (Индивидуальная работа с текстом)

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один странник шел тою же дорогою, увидел его и прошел мимо. Также шел крестьянин, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Иисус спросил человека: “Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним несчастному?” Человек ответил: “Оказавший ему милость”. Тогда Иисус сказал ему: “Иди и ты поступай так же”.

Учитель: - “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?

                  - Какие добрые дела совершил Самаритянин?

                  - Все ли люди могут поступить так же, как он?

                 - К чему это может привести человечество?

                 - Да, очень важно помогать людям. Посмотрите на экран и            

                  подумайте о том, что нас окружают.

 ( Слайд 11 Презентация – “Хорошее”)

Учитель: - Какое ощущение, чувства, эмоции охватили вас? Какой мир вам

                    ближе? В каком мире вы бы хотели жить? Как вы ведете себя в

                    этом мире?

Сердце чьё смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?

                                      Александр Яшин

Учитель: Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в    

                  жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в

                 самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде,  

                 независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

                 И мы с вами на острове «Добрый поступок» (слайд 12)

Учитель: Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или

                  такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.

                  (дети рассказывают о добрых поступках)

Учитель:- Человек многое познал, но еще большего не знает. Мир сложен и

                  многогранен. В нем существует гораздо больше того, что могут

                 увидеть, услышать, почувствовать и понять люди. Человек –

                 словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы

                 не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам,  

                 соблюдать определенные “правила” И эти “правила” давным-давно

                 человечеству названы. Где? (в Библии)

                - Библию называют “Книгой книг”

       Учитель:  - Заповеди Библии ведут людей по дороге Добра, поэтому

                           они  имеют огромное значение для всего человечества.

                           И мы приблизились к горе  «Библейские заповеди»

                          (слайд 13)

                         - Какие заповеди вы знаете? Запишите на листочках .

                Заповеди

1. Бог для всех один.       Слайд 14

2. Не поклоняйся идолам.

3. Не произноси имя Бога напрасно.

4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.

5. Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не изменяй – люби верно, преданно.

8. Не воруй.

9. Не доноси и не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам.

10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

       Учитель: - Согласно евангельскому свидетельству, Иисус Христос на  

                         вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: “Возлюби

                         Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою

                        твоею, и всем разумением твоим; сея есть первая и наибольшая

                       заповедь; Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего,                

                       как  самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон

                       и пророки” (Еванг. От Матф. 22, 37-40).

  Учитель: - Почему они так важны для христиан? (высказывания детей)

                    - Действительно, заповеди помогают христианам выстраивать  

                    отношения между собой и вести правильный образ жизни.

Учитель:   Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к

                    острову «Доброй Земле» (слайд 13)

Учитель: - Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя    

                   которые мы могли бы победить зло и стать лучше?

                  - Предложите свои правила, а потом сравним их с моими.

                     (дети записывают на стикирах)

Правила доброго человека   Слайд 16

  1. Делай добро.
  2. Люби и прощай людей.
  3. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
  4. Бойся обидеть человека.
  5. Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
  6. Умей дарить людям радость. 

Учитель: Я думаю вы возьмете их с собой . И самое главное, добравшись до

                 Доброй Земли вы поняли, что у каждого человека свой путь к                

                доброте. Путь этот нелегкий. И каждого на этом пути ждут

                разочарование и радости. Но главное, по настоящему научиться

                быть добрыми развивать в себе добрые качества.

               

 Учитель:  - А сейчас, закройте все глаза. – Мы с вами возвращаемся домой  

                   и оказываемся на поляне Доброты, на которой огромное

                   количество цветов.  Какого они цвета? –

                     Откройте глаза . Посмотрите на нашу поляну

                      Доброты   Слайд 17 (На экране  цветы, на которых написаны

                   качества личности). Слайд 18

Учитель:    Цветы на поляне необычные. Посмотрите, сколько слов

                   образовано от слова добро. Давайте прочитаем: доброта,

                   добросердечный, добропорядочный, добронравный,

                    добродетель, добросоветный. 

                           Вспомним о волшебном цветке из сказки В.Катаева «Цветик-

                  семицветик». Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили

                  лепестки волшебного цветка? (Ответы детей)
                  - Если бы лепестки этих цветов

                  были волшебными, какие  желания вы   хотели бы загадать?

Игра “Цветик-семицветик”.

Учитель:- Загадайте желание и оторвите лепесток с моего волшебного

                  цветка. (на столах цветики – семицветики)

                  Пусть ваше желание исполнится!

Учитель: Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать

                 людям добро. Может быть именно по этому ещё в первой азбуке ,

                 когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку

                 словами :Слайд 19  З – «земля», Л – «люди», М – «мыслите»,

                 буква Д  обозначалась словом «добро». Азбука как бы призывала:

  Спасибо за занятие. Идите всегда дорогою добра.  (Песня «Дорога добра»)

                                                                                         Слайд20

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путями доброты

В презентации автор отражает подготовительный этап написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту из книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром и прекрасном"....

конспект внеклассного мероприятия "Путь к доброте"

внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов.Цель - закрепление знаний учащихся о нравственных качествах личности....

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Коррекционное занятие " Путь к доброте"

- Занятие систематизирует  знания детей о категории «добра», знакомить учеников с новым произведением « Сказка о доброте»,  дети знакомятся с  определением  понятия «доброта»...

Классный час "Путь к доброте" 6 класс

Расширить представления учащихся о понятии «доб­рота», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни;  формировать навыки  толерантного поведения....

Внеклассное мероприятие Путь к доброте

Внеклассное мероприятие Путь к доброте...

" Путь к доброте"

внеклассное мероприятие...