Мой путь к доброте
классный час (5 класс) на тему
В данном материале представлены: конспект занятия, презентация, раздаточный материал для учащихся. Указанные материалы помогут при проведении часа общения с учащимися 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_put_k_dobrote_konspekt_zanyatiyamicrosoft_office_word.docx | 380.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
(Час общения для учащихся 5 класса)
Подготовила:
Шкарупа Елена Викторовна,
учитель православной культуры
п. Майский 2011год
Тема : «Мой путь к доброте» (час общения)
Задачи:
- Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формировать умение совместно работать в группе;
- Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
- запись песни Фунтика (из к/ф "Приключения поросенка Фунтика»)
- минусовка песни «Дорога добра»,
- карта путешествия,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- компьютер.
(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).
Ход занятия:
Учитель: Добрый всем день! День у нас сегодня совсем необычный!
В наш дом пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас!
Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца
нашего занятия.
Учитель: Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.
Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш час
общения?
(Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика») Слайд 1
Учитель - Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
Учитель: И доброта, и дружба – это основные общечеловеческие ценности.
Мы можем перечислять их сколько угодно, все же на первое место
мы ставим доброту, добро. Я предлагаю поговорить сегодня о
доброте.
(«Мой путь к доброте» на слайде 2 появляется тема)
Учитель:- Что значит слово «Доброта» ? Попробуйте в своих группах
сформулировать это понятие. Запишите на листочках .(Это все
хорошее……)
Учитель:- В толковом словаре можно прочесть следующее определение
(подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте
написал А.Чепуров (читает подготовленный ученик).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Учитель:- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу
приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются
ответы детей)
Учитель:- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А
чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, мы
отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с
пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).
Учитель: А вот и первый остров Слайд 4
Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: “О, Боже! Есть ли в твоем Творении что-нибудь крепче этих гор”? Бог отвечал: “Железо крепче гор, так как оно разбивает их”. А есть что-нибудь сильнее железа?”. “Да, - отвечал Бог - огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его”. “А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня”? “Есть, вода, так как она тушит огонь”. “О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды” - спросили ангелы. “Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться”. “О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?”. “Есть. Добрый Человек, подающий милостыню”. (Слайд 4по щелчку название острова«Добрый человек».)
Учитель:- Кто же оказался самым сильным?
Учитель:- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто
любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую
минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек
старается быть вежливым).
Учитель:- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы
понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими
лучами).
Учитель:- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
Учитель:- Еще издавна люди стремились к добру. И это стремление они
отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
А уже на новом острове - «Острове пословиц» ( Слайд 5.)
(Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы)
Учитель: Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
Живи добрее, будешь всем милее Слайд6
За добро - добром платят.
Добрый человек - добру и учит.
Кто живет в добре – тот ходит в серебре.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц. При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц).
Учитель:- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость
окружающим людям.
Учитель:- Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тему доброты
затрагивали и известные во всём мире люди. Давайте прочитаем,
какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):
Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше других Толстой Л. Н.
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Максим Горький
Учитель: А мы путешествуем дальше. Но что это на нашем пути ?
(на презентации слайд 8«Зло»)
Учитель: Что вы увидели глядя на экран? (Зло ) Что такое зло?
“Зло” - “нечто дурное, вредное” и “беда, несчастье, неприятность”.
Учитель:- Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран?
- Какое желание возникло у вас? (Изменить…сделать что-то…)
Учитель: Но зло можно победить.
Учитель: Как хорошо, что есть еще средь нас, Слайд 9
Такие, что не требуют награды,
Не слыша зов идут, идут, идут
И раздают добро и все им рады
Учитель: А мы причалили к мысу «Помощь» (слайд 10)
Учитель:- Послушайте притчу о добром Самарянине - жителя Самарии,
области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали
самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту
небольшую историю рассказал людям Иисус.
- Докажите, что он действительно добрый, отметьте поступки этого
человека. (Индивидуальная работа с текстом)
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один странник шел тою же дорогою, увидел его и прошел мимо. Также шел крестьянин, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Иисус спросил человека: “Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним несчастному?” Человек ответил: “Оказавший ему милость”. Тогда Иисус сказал ему: “Иди и ты поступай так же”.
Учитель: - “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?
- Какие добрые дела совершил Самаритянин?
- Все ли люди могут поступить так же, как он?
- К чему это может привести человечество?
- Да, очень важно помогать людям. Посмотрите на экран и
подумайте о том, что нас окружают.
( Слайд 11 Презентация – “Хорошее”)
Учитель: - Какое ощущение, чувства, эмоции охватили вас? Какой мир вам
ближе? В каком мире вы бы хотели жить? Как вы ведете себя в
этом мире?
Сердце чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?
Александр Яшин
Учитель: Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в
жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в
самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде,
независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
И мы с вами на острове «Добрый поступок» (слайд 12)
Учитель: Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или
такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
(дети рассказывают о добрых поступках)
Учитель:- Человек многое познал, но еще большего не знает. Мир сложен и
многогранен. В нем существует гораздо больше того, что могут
увидеть, услышать, почувствовать и понять люди. Человек –
словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы
не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам,
соблюдать определенные “правила” И эти “правила” давным-давно
человечеству названы. Где? (в Библии)
- Библию называют “Книгой книг”
Учитель: - Заповеди Библии ведут людей по дороге Добра, поэтому
они имеют огромное значение для всего человечества.
И мы приблизились к горе «Библейские заповеди»
(слайд 13)
- Какие заповеди вы знаете? Запишите на листочках .
Заповеди
1. Бог для всех один. Слайд 14
2. Не поклоняйся идолам.
3. Не произноси имя Бога напрасно.
4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.
5. Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не изменяй – люби верно, преданно.
8. Не воруй.
9. Не доноси и не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам.
10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
Учитель: - Согласно евангельскому свидетельству, Иисус Христос на
вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: “Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою
твоею, и всем разумением твоим; сея есть первая и наибольшая
заповедь; Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего,
как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон
и пророки” (Еванг. От Матф. 22, 37-40).
Учитель: - Почему они так важны для христиан? (высказывания детей)
- Действительно, заповеди помогают христианам выстраивать
отношения между собой и вести правильный образ жизни.
Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к
острову «Доброй Земле» (слайд 13)
Учитель: - Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя
которые мы могли бы победить зло и стать лучше?
- Предложите свои правила, а потом сравним их с моими.
(дети записывают на стикирах)
Правила доброго человека Слайд 16
- Делай добро.
- Люби и прощай людей.
- Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
- Бойся обидеть человека.
- Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
- Умей дарить людям радость.
Учитель: Я думаю вы возьмете их с собой . И самое главное, добравшись до
Доброй Земли вы поняли, что у каждого человека свой путь к
доброте. Путь этот нелегкий. И каждого на этом пути ждут
разочарование и радости. Но главное, по настоящему научиться
быть добрыми развивать в себе добрые качества.
Учитель: - А сейчас, закройте все глаза. – Мы с вами возвращаемся домой
и оказываемся на поляне Доброты, на которой огромное
количество цветов. Какого они цвета? –
Откройте глаза . Посмотрите на нашу поляну
Доброты Слайд 17 (На экране цветы, на которых написаны
качества личности). Слайд 18
Учитель: Цветы на поляне необычные. Посмотрите, сколько слов
образовано от слова добро. Давайте прочитаем: доброта,
добросердечный, добропорядочный, добронравный,
добродетель, добросоветный.
Вспомним о волшебном цветке из сказки В.Катаева «Цветик-
семицветик». Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили
лепестки волшебного цветка? (Ответы детей)
- Если бы лепестки этих цветов
были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?
Игра “Цветик-семицветик”.
Учитель:- Загадайте желание и оторвите лепесток с моего волшебного
цветка. (на столах цветики – семицветики)
Пусть ваше желание исполнится!
Учитель: Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать
людям добро. Может быть именно по этому ещё в первой азбуке ,
когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку
словами :Слайд 19 З – «земля», Л – «люди», М – «мыслите»,
буква Д обозначалась словом «добро». Азбука как бы призывала:
Спасибо за занятие. Идите всегда дорогою добра. (Песня «Дорога добра»)
Слайд20
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путями доброты
В презентации автор отражает подготовительный этап написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту из книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром и прекрасном"....
конспект внеклассного мероприятия "Путь к доброте"
внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов.Цель - закрепление знаний учащихся о нравственных качествах личности....
Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»
ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...
Коррекционное занятие " Путь к доброте"
- Занятие систематизирует знания детей о категории «добра», знакомить учеников с новым произведением « Сказка о доброте», дети знакомятся с определением понятия «доброта»...
Классный час "Путь к доброте" 6 класс
Расширить представления учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни; формировать навыки толерантного поведения....
Внеклассное мероприятие Путь к доброте
Внеклассное мероприятие Путь к доброте...
" Путь к доброте"
внеклассное мероприятие...