Создание системы духовно-нравственного воспитания (выступление на Серафимовских чтениях)
методическая разработка по теме
В выступлении сделан акцент на создание единого пространства для организации духовно-нравственного воспитани учащихся с привлечением не только уроков ОДК, классных часов, но и родителей, различных категорий учреждений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на Серафимовских чтенияхiyah.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание единого образовательного пространства – необходимое условие духовного и нравственного образования, воспитания и развития школьников.
В настоящее время Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно-политический строй, экономический уклад. Но это ещё и кризис культуры, происходящий в душах людей.
Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Распространяется система ложных ценностей «массовой культуры» и субкультур: потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.
В современном мире, переживающем нравственный кризис, необходимо вернуться к нравственному просвещению и воспитанию. Это не менее важно, чем собдюдение прав и свобод личности. Ведь без нравственного стержня человек не может использовать свою свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним.
Только раскрывая свои духовные силы, человек обретает полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Это достигается исполнением особого нравственного закона, который Творец вложил и человеческую природу. В каждом человеке есть индикатор этого закона - совесть,- подчеркнул в своём выступлении Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Всемирном саммите религиозных лидеров. – Распад исторически единого государства, экономические и социальные потрясения, политическая нестабильность – всё это легло тяжким бременем на плечи народа. Понесенные в минувшем столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее имущественное расслоение, пропаганда безнравственности – все это вызывает серьезные опасения за наше будущее».
Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.
Мы должны знать нашу историю, прошлое нашей культуры, чтобы осознавать связи между людьми своего народа, между различными народами, чувствовать свою укоренённость в своей Родине. Как для общества, так и для личности дорога в будущее лежит через прошлое, через его переосмысление.
В многосложной и многоступенчатой системе воспитания учителю принадлежит важнейшая роль, ибо он призван первым указать своему воспитаннику наикратчайший путь к его индивидуальной сущности, помочь человеку, входящему в мир, стать самим собой и найти свое собственное место в жизни.
Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность духовности в становлении личности общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее многообразие и красота.
Правовые основы для воспитательного воздействия на развитие духовности личности учащегося исходят их современной политики государства. Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Самый последний программный документ – «Концепция модернизации российского образования» заявляет о том, что в школу возвращается воспитание, особенно гражданское, нравственное, патриотическое с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Воспитание духовности педагогическими средствами сегодня одна из актуальных проблем. С давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Много об этом сказано в религиозных книгах.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой он проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».
Опираясь на перечисленные документы, а также учитывая содержание школьных программ, мы ведем работу по созданию единого образовательного пространства для осуществления духовно-нравственного воспитания наших учащихся.
В основе всех структур лежит Идея духовного воспитания учащихся, которая воплощается в конкретных областях нашей деятельности.
К ней привлекаются различные общественные организации, учреждения дополнительного образования, отдельные творческие личности, спортсмены, служители церкви и др.
Более 5 лет мы работаем по программе «Основы духовной культуры» авт. Рубцова Г.И. и Щёкина Е.И. Для этого из школьного компонента вариативной части учебного плана закладываем ежегодно порядка 9 часов (из расчёта 1 час в неделю), а иногда ещё 3-4 часа кружковой работы.
« Духовная культура имеет невещественное начало, связанное с внутренним миром человека, его моральной силой, мироощущением, проявлением его нравственных качеств» (словарь).
Программа рассчитана на учащихся различных возрастов с 1 по 11 класс,
предполагает интеграцию знаний учащихся по различным предметам: литература, ИЗО, краеведение, история, мировая художественная культура, география и др.
По этой программе в нашей школе работают три учителя: Щекина Е.И., Крысина Т.Н., Кульман Т.Н. и курсы по этой теме в этом году посещают еще десять учителей школы.
Эта программа не только интегрирует предметы, но и является основой для развития диалога культур на различных уроках, диалога предметов и различных точек зрения на явления природы и общества, предполагает большую совместную работу учителей и учащихся школы. Наша школа готова вступить в эксперимент по созданию единого пространства для духовного воспитания учащихся. (ставки?).
Одно из важных направлений работы – создание учебно-наглядных пособий. Щекиной Е.И. созданы печатные пособия – книги для чтения для 1 и 2 классов, а теперь учащиеся совместно с учителями создают электронные пособия, которые могут быть использованы как на уроках ОДК, так и на различных предметных уроках. Создание таких пособий предполагает использование учащимися информационных технологий под руководством
учителя Чечулиной Г.И.
При создании пособий учитываются возрастные особенности учащихся. Вам предлагаются фрагменты из пособий на тему «Сотворение мира» для 1 класса и старших классов.
Большое внимание сейчас уделяется краеведческой работе с учащимися. По этой теме предлагаем посмотреть несколько фрагментов из различных работ учащихся старших классов, которые также могут быть использованы на уроках краеведения, истории, географии, классных часах.
В программе по музыке 7 класса предполагается изучение музыки русской Православной церкви и ее связи с музыкальным фольклором и творчеством композиторов. Как готовый урок разработано пособие по теме «История духовных песнопений» ученицей 10 «В» класса Трондиной Анной и коллективом учителей.
Сочетание детского и взрослого голоса создают эффект живого присутствия, вносят трогательность, проникновенность. К озвучиванию привлечены учителя и ученики, такая совместная работа сближает и создает доверительную атмосферу, помогает созданию единого духовного пространства в школе. Во всей теоретической части работы прослеживается личная заинтересованность авторов, их живое неподдельное участие в исследовании святоотеческого наследия.
Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Академик Лихачев сказал: «Язык не просто средство коммуникации, но прежде творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Язык народа – показатель его культуры. Каждое знание – культура речи.
В Международный год русского языка учителя школы уделяют большое внимание движению за чистоту русского языка, ученики создают научно-исследовательские проекты,
один из которых под названием «Сокральный смысл славянской азбуки» был представлен на региональной краеведческой конференции осенью 2006 года. Девочки, ученицы 11 «Г» класса Второва Наталья и Грунина Ирина - авторы этого проекта, стали лауреатами этой конференции. Им слово.
Предлагаем также фрагмент работы Чечулиной Лизы, ученицы 11 «В» класса
« Церковная лексика русского языка».
Участникам процесса духовно- нравственного воспитания являются не только ученики, но и сами учителя школы, родители учащихся. Вовлечённые в общую работу, родители участвуют в работе лектория по проблеме духовного семейного воспитания, совершают совместные с детьми поездки по историческим местам, посещают выставки народного творчества, концерты и т.д.
С учителями работа ведётся через семинары, педсоветы, открытые уроки, курсы.
И как результат такой общей работы это коллективные творческие дела, конкурсы, праздники. Предлагаем фрагмент праздника « Рождественская ёлка». Важен процесс подготовки и ожидание праздника.
Современная школа должна стремиться к пробуждению чувства патриотизма у молодых людей, трепетного отношения и уважения к историко-культурным памятникам прошлого к народным традициям, желания беречь природу, сохранять и создавать.
Сегодня требуется пересмотр позиций в области содержания образования и морального осознания проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...
«Система духовно – нравственного воспитания в переходный период современного образования»
В современном обществе происходит размывание жизненных ориентиров молодежи, девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных уст...
Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....
Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"
Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...