Статья "Открытие себя"
статья по теме

Статья рассказывает о работе   учителей -историков гимназии № 53 в гимназическом Научном Обществе Учащихся "СОВА" и моем опыте работы в НОУ. Она опубликована в гимназической газете "Диалог" в октябре 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_nou_v_dialogdokument_microsoft_word.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Открытие себя.

В кабинете истории № 23 среди книг, тетрадей и карт есть волшебная полка. Я зову ее про себя «Моя машина времени». Когда я открываю папки с этой полки, мне становится тепло на душе, как от встречи со старыми друзьями. И одновременно  немного грустно - ведь именно здесь, как нигде я чувствую ускоряющийся бег моих лет, часов и минут.

   Я держу в руках сохранившиеся ученические рефераты 20-летней давности. На разлинованных альбомных листах  написаны от руки аккуратные строки. Темы - самые разные. В конце - списки книг и статей из школьной библиотеки.

Еще никто не знает, что такое Интернет, Википедия и Вконтакте. Сотовый телефон, компьютер, скайп можно увидеть только в фантастических фильмах. Заканчивается эпоха перестройки, и мы не знаем, в какой стране будем жить завтра.

   А ученики пишут исследования.

На титульных  листах выведены фломастером (большая редкость, кстати!) фамилии научных руководителей- учителей- историков. Я читаю и вспоминаю их лица и голоса.

        Григорий Львович Райкин - веселый, доброжелательный, всегда готовый помочь и подсказать. Фронтовик, на уроках которого часто было шумно, и  всегда – интересно.

       Винтер Лев Матвеевич, чьи конспекты уроков я храню до сих пор. Признаюсь честно, что именно по ним, а не по лекциям  я сдавала экзамены в университете.

        К сожалению, не сохранились работы, сделанные под руководством Петухова Владимира Владимировича. Многие из его методических находок помогают мне на уроках и сегодня. Например, самостоятельный пересказ  детьми домашнего задания соседу по парте. Класс гудит, кто-то, увлекаясь, размахивает руками, кто-то как водится, потихоньку  поглядывает в текст - а учитель ходит между партами, слушает, помогает…и работа движется.

         И конечно Лисина Валентина Афанасьевна. Я и сейчас с пользой для себя листаю интересные, глубокие, по- настоящему научные работы ее учеников. Вот и мне она помогла сделать два важных открытия.

       О первом стоит, наверно, рассказать подробнее.

        Когда я только начинала писать с детьми рефераты ( а попробуй не начни! С такими - то традициями! ),  мне, честно говоря,  казалось что это - профанация науки. Ну посудите сами - о каких открытиях может идти речь на уровне школьной парты! Переписывание книжек и больше ничего. Кстати, эти давние работы тоже здесь стоят.

        И далеко не сразу я поняла, что эта работа и для меня и для них в первую очередь-Открытие Себя. Поиск в себе новых качеств и умений.

        Умение найти такую проблему, о которой еще не задумывался, и зажечься ей. Не принять на веру сказанное, а найти в себе смелость задать вопрос - а почему это так? А так ли это? А где доказательства?

      Умение четко, не растекаясь «мыслию по древу», сформулировать цель.

      Умение рассказать о своем открытии так, чтобы зажечь других. Вы думаете, это легко? А вы стояли перед такими же умниками, готовыми задать хитрый вопрос? Вы испытали это чувство- когда вдруг забывается все и бумажка с речью в трясущихся руках- как спасательный круг … Попробуйте! Это дорогого  стоит!

         Ну и если продолжить разговор об открытиях – НОУ  это еще и интересная азартная игра. Где до конца нельзя угадать победителя. Где «темная лошадка», отмалчивающаяся на уроках, рассказывает - как песню поет - легко и с удовольствием. Где бывает до слез обидно, когда хорошую добротную работу губит страх и неуверенность на выступлении. А еще есть районные и городские конкурсы, где  можно других посмотреть и себя показать.

           А потом, когда подписаны дипломы, очередные рефераты занимают свои места на волшебной полке. Мы  уходим. История - остается.

           

           

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"

Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...

Проверить себя и поверить в себя!

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...

Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"

Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...

Сохраним себя для себя

Тренинг для педагогов...

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...