"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по повести М.Пришвина "Жень-Шень" | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе 11 класс
Тема: «Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?...» (повесть М. Пришвина «Жень-Шень»)
Цель: научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни.
Задачи: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития.
Какая неистощимая сила творчества
заложена в человеке, и сколько миллионов
несчастных людей приходят и уходят,
не поняв свой Жень-шень, не сумев
раскрыться в своей глубине, источник
силы, смелости, радости, счастья!
М. Пришвин
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя
Друзья! Вы стоите на пороге новой жизни. Перед вами стоят сейчас вопросы, казалось бы, простые, но самые простые вопросы на самом деле самые сложные.
- Где ты родился?
- Где твой дом?
- Куда ты идёшь?
- Что ты делаешь?
- В чём счастье на земле?
- Как познать себя?
Вопросов, как видите много, и на все можно найти ответ.
- Итак, для чего человек живет на свете, в чём смысл жизни?
II. Знакомство с притчей Ричарда Дэвида Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
«Чтобы познать, открыть новое, быть свободным – для этого мы живём», - считает писатель, философ, потомок великого композитора, Ричард Дэвид Бах.
Прогуливаясь однажды по берегу канала в Калифорнии, он услышал Голос, заставивший сесть его за стол и продиктовавший ему сюжет притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Притча оказалась неоконченной. Сколько ни пытался Р. Бах дописать начатое, но ничего не получалось. И только через 8 лет он вновь услышал Голос, который продиктовал ему конец притчи.
Голос заставил Ричарда Баха, страстно преданного своему летному ремеслу, творить, искать свой смысл жизни в литературе.
Его притча заставляет человека заглянуть в самого себя и научить себя и других быть свободным, умеющим вопреки всем жизненным препятствиям, искать свой корень жизни, свой Жень-шень.
III. Обсуждение повести М. Пришвина «Жень-шень»
Сегодня мы с вами будем обсуждать повесть «Жень-шень», написанную в 1933 году. Она является одной из жемчужин всей русской литературы. Это поэма в прозе. А для того, чтобы прийти к обсуждению вопросов, затронутых в повести, мне хотелось бы познакомит вас с особенностями края, где происходят события, с особенностями знаменитого растения. С этой целью я пригласила на урок учителя географии и ботаники. (выступление учителя)
В повести корень Женьшень был поврежден оленем, но он остался цел и только на время замер, но затем нашёл в себе силы и дал новый цвет на стебле.
- А герой повести? Не похож ли он на этот Жень-шень?
- Кто он наш герой?
- Почему он решил остаться в этом рае?
(Желание понять и постичь; познать себя; возвращение домой – не понимание со стороны окружающих – озлобление («афганцы»). Нужно было дать время – дать найти себя – дать новые ростки – найти смысл жизни!)
Поиски смысла жизни – извечная проблема. Многие писатели пытались найти решение этой проблемы (Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Булгаков и др.)
Именно книги этих писателей помогают открывать нам всё новые грани красоты и души человеческой. Герои стремятся найти смысл жизни, понять себя. Своё «Я». И поступки героев, как бы соотносятся со словами Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, а только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
- А в чём смысл жизни видит герой?
- В чём корень жизни?
Он находит его не сразу. Для этого ему понадобилось время, умение заглянуть в себя и найти себя!
- А что нужно для успеха в поиске корня жизни? (Чистую совесть и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. «А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути»)
Корень – понятие многозначное (предки, оседлость, стержень души, источник жизни).
- А в вашем понимании какое из этих значений более приемлемо вам?
- Что думаете вы о корне жизни?
- Что значит корень для Лувена? (лекарство)
- Что он относит ещё к лекарству? (корень, панты, травы, кровь зубра, деньги!!!!).
Главное в жизни Лувена - врачевание! Человек должен иметь главное дело жизни!
Гармония с природой делает человека более чистым, внимательным, учит быть более наблюдательнее, философом и психологом!
- Герой считает, что понять жизнь нам помогает радость. Согласны ли вы с ним?
- Когда человек чувствует острее: в горе или в радости?
«Шелест жизни! – человек чувствует все острее, слышит все чутко – когда он «болен» душой». Когда человек «болен» душой, он начинает размышлять, раздумывать и о всей жизни. Одиночество заставляет нашего героя искать себе «друга». Человек не может быть одинок! (камень-сердце, «плачь скалы», бакланы-бродяги).
Нет утешения! Нет соблазну ожидания лучшего в переменах на стороне!
Там хорошо, где нас нет. (стрелочник из произведения Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц»)
«Люди? ...Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно!» (цветок из пустыни - «Маленький принц»)
- Что нужно для счастья? Когда человек может чувствовать себя счастливым? (свобода)
- А можем ли мы найти счастье? Как найти его?
«Его нельзя найти вне себя» (украинский философ XVIII в. Г.С. Сковорода)
«Как нельзя найти свободы и радости вне себя» (Ричард Д. Бах – XX в.)
И Григорий Саввич Сковорода и Ричард Бах считали так же, что человек живет двойной жизнью, у него два тела, две души. И у героя нашей повести происходит борьба двух людей (он и охотник – незнакомый ему человек)
- Почему его долгое время мучил вопрос, вернее всю жизнь: «Охотник, зачем ты пустил её и не схватил за копытца?
- Почему герой искал женщину, похожую на оленя – цветок Хуа-лу? (целомудрие, чистота, материнство, неприступность. Идеал женственности).
- Почему ушла первая женщина?
- Почему в её глазах был огонь? (не понимание, не желание удержать её, он был ещё не готов, не нашел себя, он был узником своего тела, зависел от запрограммированных возможностей)
- Наш герой говорит, что обретает свободу – выходя в долину Зусу-хо. (простор, красота, свобода). А в жизни? Где она свобода?
- Когда человек может чувствовать себя свободным? (в поисках, в борьбе, имея возможность творить. Но не вседозволенность!!!)
Жизнь на земле – счастье! О счастье жить на земле пишет М. Пришвин в повести, называет её свидетельством победы над самим собой. Это поэма любви! Сколько волнующих проблем ставит перед нами эта повесть!
- А какие нравственные уроки извлекли вы? (долг; обман-смерть, унижение, совесть-гордость, гармония-любовь, свобода – главное дело жизни, умение преодолевать трудности!)
- Все это корень нашей жизни! Все эти нравственные критерии вы должны усвоить. Вы уходите в жизнь, где много-много дорог!
- У каждого человека свой путь. За время существования земли не повторилась ничья судьба. Повторение невозможно. У одного дорога длинна, извилиста, крута, многообразна. У другого – от порога дома в поле и назад. Каждому свое! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить чужой путь! Но мы все идем путем земли: мы люди – дети своей планеты и живем по её законам. Не так-то просто, идя путем земли разбираться в поворотах дорог, троп, тропинок.
Разные люди по-разному могут смотреть на один и тот же факт жизни. А сколько противоречий порой у одного человека!
Найти гармонию – вот предел мечтаний!
Каждый приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою миссию, проделать свой путь. «Я пришла в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение» (одна из основателей движения самопомощи Луиза Л. Хей).
Унизительных положений нет, если сам не унизишься! (мужество оленя)
- Когда олень сбрасывает свои рога? (весной)
Смена рогов у оленя- обновление!
- А человек?
- Каждый из нас должен анализировать свои поступки, подводить итог прожитой жизни - Как я прожил? Возвращение к тем дорогам, которые прошел.
Помните, что вы сами творцы своей судьбы, своего счастья, творцы собственной духовной красоты!
«Железо ржавеет. Не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»
(Леонардо да Винчи).
IV. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»
Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических м...
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...
Сохраним себя для себя
Тренинг для педагогов...
«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...
"Сохраним себя для себя".
Психологический тренинг для педагогов "Сохраним себя для себя". Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости,...
Сценарий выступления по здоровому образу жизни «Чтобы в жизни успешными стать!»
Сценарий выступления агитбригад по здоровому образу жизни для учащихся 5-7 классов....
«История человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской» повесть В.Кондратьева «Сашка»
Урок внеклассного чтения по повести Кондратьева "Сашка"...