Работа с родителями
занимательные факты по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
города Дзержинска Нижегородской области
Учебно-методические материалы по повышению родительской компетенции на тему : «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»
Тема работы : «Родительское собрание. Педагогическое просвещение по-новому».
Материал подготовлен заместителем
директора по воспитательной работе
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 21 г. Дзержинска
Нижегородской области Хазановой
Светланой Станиславовной
г. Дзержинск, 2011год
Тема работы : «Родительское собрание. Педагогическое просвещение по-новому».
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в постоянном взаимодействии с ней. Первым и наиболее значительным окружением ребёнка является его семья. Семья - важный социальный институт общества, где воспитание осуществляется на основе естественных чувств родственной близости и взаимосвязи. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение родителей к ребёнку во многом определяют развитие ребёнка; именно в семье начинается формирование личности ребёнка, закладываются основы его физического, духовного, нравственного и гражданского развития.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка, а роль семьи в создании такой согласованной системе трудно переоценить. Изучив информационное поле образовательного учреждения с помощью диагностических исследований на предмет педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей, их активности, имеющихся проблем и противоречий , было выявлено, что:
-родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, имеют недостаточный авторитет как воспитатели.
- Недостаточное знание (или полное незнание) социальных и психологических особенностей ребёнка способствует разрушению психологического комфорта семьи, препятствует эмоциональному единению детей и родителей, ведёт к росту числа детей с отклонениями эмоционально-волевого развития, где большая часть проблем, как правило, спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений.
-Происходит нарушение родовых и семейных связей между поколениями :традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Недостаточно высокий авторитет некоторых родителей как воспитателей, является следствием их недостаточной педагогической просвещённости. В последние годы наблюдалась и тенденция отчуждения образовательного учреждения от семьи, во многом связанная с выполнением педагогами работы с родителями, с точки зрения формальности. Зачастую педагоги относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия , а как к объектам воспитания , применяя позицию назидательности ,стереотипного мнения о том, что учитель всегда прав – это позиция заранее проигрышная, только при помощи сотрудничества, взаимопомощи можно говорить о результативности воспитания.
Несмотря на то, что педагогическое просвещение родителей в целом проводилось, оно имело существенные недостатки: затрата усилий педагогов в основном , была направлена не на совершенствование содержания знаний, их качество, пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а на проведение количества «мероприятий». Из практики стало ясно, что традиционные формы взаимодействия с семьёй (проводимые для галочки), не дают ощутимых результатов, напротив, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям негативно. Самой распространённой формой работы с родителями является родительское собрание, на котором, как правило, детально обсуждалось два вопроса: успеваемость и поведение обучающихся. Родители, вынужденные присутствовать на собраниях, мысленно были заняты совсем другим делом. Проанализировав ситуацию, было принято решение в корне пересмотреть отношения школы и семьи.
Концептуальные основы вопроса организации просвещения родителей через родительское собрание.
Во главу угла ставится идея привлечения родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением. Сущность идеи заключается в отходе от функционального («формального») типа взаимодействия, рассматривающего работу с семьёй ученика как одну из функциональных обязанностей педагога , не требующий повышения компетентности в решении проблем, связанных с семьёй ученика, определяющий отношения с семьёй не как партнёрство, а, скорее , как
«противостояние» в вопросах перекладывания ответственности за результаты воспитания и построение новых отношений, основанных на конструктивном характере общения родителей со школой и школы с родителями, на основе сотрудничества и взаимопонимания, опираясь на :
- гуманистический тип взаимодействия ( Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С.), соответствующий идее ценности Детства, идее заботы, создания наиболее благоприятных условий для развития; определяющий гуманистические ценности как базовые и представляющий обществу школу – как Школу равных возможностей ; привлекающий родителей к совместному решению задач воспитания и поддерживающий уважение к праву родителей на решение жизненно важных проблем ребёнка;
- социально-педагогический тип взаимодействия (Таланчук Н.М.) рассматривающий сотрудничество с семьёй в плоскости социальных проблем детства, общества и семейного воспитания, где педагог отталкивается от реалий, которые могут быть связаны с неблагоприятными жизненными условиями, выявляет эти условия, стремится помочь ребёнку, дать ему шанс в обучении и жизненном самоопределении;
- прагматический тип взаимодействия (Созонов В.П.), определяемый фактором партнёрства школы и родителей на « рынке» образовательных услуг.
Партнерские отношения между школой и семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъективных отношений вокруг ребёнка, включают семью в образовательный процесс как заказчиков, соисполнителей и экспертов, позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влияют на тип воспитания в семье.
Цель и задачи системы педагогического просвещения родителей через родительское собрание.
Цель:
Активизация взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающее воспитание нравственной, социально-активной личности.
Задачи:
1.Повысить педагогическую культуру родителей через систему мер по организации родительского всеобуча;
2.Совершенствовать педагогическое взаимодействие субъектов воспитательного пространства на основе системы педагогического просвещения.
3.Создать условия для развития личности , способной к творческому, духовно- нравственному, физическому самосовершенствованию через организацию совместной деятельности.
Основное содержание и механизм реализации педагогического просвещения родителей через родительское собрание.
Преобразования начались с самой традиционной формы работы с родителями - родительского собрания, которая давно требовала усовершенствования.
Учебный год был разделён на пять тематических родительских собраний обязательных для проведения классными руководителями 1-11 классов: «Организация учебно-воспитательного процесса»; «Важные вопросы воспитания»; «За здоровый образ жизни!»; «Роль семьи в воспитании ребёнка»; «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка». В рамках каждого тематического собрания с единой темой на четверть для всех классов, введён педагогический лекторий с определённой темой для родителей учащихся разных возрастных групп, обязательно проходящий в форме презентации по заданной теме, сопровождающийся комментариями педагога – классного руководителя (смотри таблицу «Темы родительских собраний и родительского лектория по вопросам воспитания»). Если презентационный материал требует определённой подготовки классного руководителя, то он сопровождается текстовым докладом. Большое место в вопросах родительского просвещения отводится формированию духовно-нравственных ценностей семьи, сохранению здоровья школьника.
Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Воспитание учащихся в семье и школе на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это – воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются увеличившаяся детская преступность, цветущая пышным цветом и трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Научить ребёнка ценить здоровье, приобрести и не «растерять» багаж духовно-нравственных ценностей можно обладая, определёнными знаниями, вот эти знания и получают родители школьников поступивших к нам в школу, на протяжении всего периода обучения своего ребёнка. «Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям. Режим дня», «Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста», «Общение. Его роль в развитии личности младшего школьника», «Забота родителей о здоровье детей», «Профилактика заболеваний и вредных привычек», «Создание в семье условий для укрепления здоровья, предупреждение утомляемости и нервных заболеваний у подростков», «Курение и статистика», «Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации подростков», «Наркомания. Проблемы и ошибки воспитания», «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) –миф или реальность?», « Роль семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка», «Типы семей и стили семейного воспитания», «Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания», «Вежливое общение в семье», «Воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения» - вот лишь некоторые вопросы, изучаемые родителями в рамках педагогического просвещения на родительских собраниях.
Темы родительских собраний и родительского лектория по вопросам воспитания.
класс | 1 четверть -Организация учебно-воспитательного процесса; - Важные вопросы воспитания. | 2 четверть За здоровый образ жизни! | 3 четверть Роль семьи в воспитании ребёнка. | 4 четверть Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка |
1. | Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям. Режим дня . | Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста | Условия семейного воспитания. | Общение. Его роль в развитии личности младшего школьника. |
2 | Как помочь ребёнку учиться ? | О дружбе детей и родителей | Роль семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка | Типы семей и стили семейного воспитания |
3. | Организация досуговой деятельности в семье | Детская агрессивность, её причины и последствия | Методы воспитания : поощрения и наказания в семье | Воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения |
4 | Багаж знаний выпускника начальной школы. | Забота родителей о здоровье детей | Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания | Как помочь выпускнику Начальной школы подготовиться к 5-му классу |
5 | Трудности адаптационного периода | Основы валеологическо- го воспитания детей среднего школьного возраста | Вежливое общение в семье | Культура речи ребёнка |
6 | Трудный возраст. Психофизиологические особенности шестиклассника. Авторитет родителей. | Профилактика заболеваний и вредных привычек | Тревожные дети. Причины тревоги и страхов детей, способы их преодоления | Пять тактик семейного воспитания. Типы семейных взаимоотношений |
7. | Нравственное воспитание подростка в семье | Создание в семье условий для укрепления здоровья, предупреждение утомляемости и нервных заболеваний у подростков | Компьютер –друг или враг ? (Практикум с использованием компьютерной техники) | Почему дети лгут? Мотивы и причины склонности детей ко лжи |
8 | Акселерация. Половые различия и половое созревание. Особенности полового просвещения подростков | Курение и статистика | Роль семьи в формировании правосознания у подростков | Убеждение и внушение как методы воспитания личности |
9 | Школа общения с ребёнком. Подросток и взрослые. Как вести себя со своим ребёнком | Роль и ответственность семьи в профилактике алкоголизации подростков | Профориентация в семье | Роль семьи в подготовке детей к экзаменам |
10 | Юношеский возраст и его психолого-физиологические особенности | Наркомания. Проблемы и ошибки воспитания. | Культурные ценности семьи и их значение для старшеклассников | Профессиональная ориентация старших школьников |
11 | Авторитет родителей, его источник и прочность | Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)–миф или реальность? | Правовая культура старшеклассника. | Ценностно-ориентированный портрет выпускника |
На каждом родительском собрании, кроме круга очерченных классным руководителем проблем и вопросов, есть место творческому отчёту классного руководителя и детей о внеклассных делах за рассматриваемый период с отзывами и рекомендациями детей.
Таким образом, за период получения обучающимися основного общего и среднего полного общего образования родители имеют возможность параллельно с обучением в школе своих детей получить «образование» как воспитателя на родительских собраниях через организацию системы педагогического лектория. Ежегодно педагоги пополняют электронную базу материалов новыми презентациями и информацией по теме конкретного лектория, так что в школе имеется большая информационная электронная база для проведения педагогического лектория с родителями.
Традиционное «донесение» родителям информации об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического характера причин, результатов наблюдения, рекомендаций – сегодня неприемлемо. Поэтому родительское собрание, на котором родители слышат информацию важную для себя и своей семьи, уже не будет формальной обязанностью родителя, где родитель «отсиживает» время , а превратится в диалог между школой и семьёй. В нашей школе обязательной практикой по окончанию родительского собрания является анкета, которая помогает осуществлять обратную связь между педагогом и родителями после обсуждаемой темы, в которой родители указывают вопросы, требующие детального рассмотрения, излагают свои пожелания и выносят предложения. (Приложение1)
Заинтересованность родителей здоровьесбережением и воспитанием своих детей, приобретение ими конкретных знаний ( благодаря разработанной системе педагогического всеобуча) привело к взаимной заинтересованности родителей и школы к расширению форм работы , направленных на пропаганду опыта семейного воспитания, пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди родителей.
Народная мудрость гласит « Дитя-драгоценность но еще большая драгоценность – его воспитание». Достичь положительных результатов в организации воспитывающей деятельности возможно лишь в тесном взаимодействии, сотрудничестве с семьей. Мы осуществляем конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, сохраняя имеющееся и используя новые подходы, принципы, формы работы основанные на сотрудничестве и взаимопонимании.
Отчёт о реализации
учебно-методических материалов по повышению родительской компетенции на тему :
«Родительское собрание. Педагогическое просвещение по-новому».
Ключевая роль в формировании основ здорового образа жизни , духовно-нравственного развития школьника отводится семье и образованию. Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, поэтому в современных условиях существует необходимость сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, сохраняя имеющееся и используя новые подходы, принципы, формы работы основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. С помощью реализации системы педагогического просвещения родителей через родительское собрание школе удаётся добиться активизации взаимодействия участников образовательного процесса (Приложение2). Ушла в прошлое проблема «явки» родителей на родительское собрание. Родительское собрание, на котором родители слышат информацию важную для себя и своей семьи, уже не является формальной обязанностью родителя, где родитель «отсиживает» время , а становится местом для диалога между школой и семьёй. Родительское собрание превратилось в ресурс полезного, своевременного и современного информационного источника по вопросам воспитания. Через анкету, которой заканчивается любое родительское собрание родители сами выступают в роли заказчиков на освещение любого вопроса или проблемы, возникшей в процессе воспитания их ребёнка с классным руководителем. Следствием активного привлечения родителей к процессу воспитания детей в школе стали востребованы такие формы работы с родителями, как : проведение различных спортивных соревнований, семейные праздники , Интернет- проекты, творческие мастерские, походы, экскурсии, выставки газет, рисунков, прикладного творчества, ярмарки, акции, дни открытых дверей, фестивали, семейные классные часы, тренинги, конференции, круглые столы с приглашением разных специалистов по вопросам воспитания. Родители стали хорошими помощниками в деле организации работы по формированию основ здорового образа жизни и воспитанию школьников. Совместно с инициативной группой родителей в школе создан семейный клуб «Содружество родных сердец», в рамках которого родителями проводятся мастер - классы по совершенствованию семейного воспитания. Расширяется разнообразие форм и методов образования родителей с использованием Интернет технологий: это и внедрение образовательного проекта «Dnevnik.ru», применение проекта «Википедия», в рамках которых родители могут получить нужную информацию, совет по вопросам воспитания и обучения ребёнка.
Следствием активного привлечения родителей к процессу воспитания детей в школе стали востребованы программы по оздоровлению, укреплению здоровья школьников, их духовно-нравственного воспитания.
Представленные учебно-методические материалы то теме: «Родительское собрание. Педагогическое просвещение по-новому» опубликованы в : Общероссийском молодёжном журнале «Наша Молодёжь» №1, январь2011год, который издается в тесном сотрудничестве с Минобрнауки РФ под патронажем члена редсовета - директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ А.А. Левитской.; во Всероссийской научно-методической газете для учителей «Здоровье детей», №6,16-31 марта 2011года, (Издательский дом «Первое сентября»).
Опыт работы школы по применению данных учебно-методических материалов представлен : на городской конференции «Возрождение духовно –нравственных ценностей и традиций современной семьи» (2011 г. март); выездном практическом областном занятии «Управление качеством инновационного образования в современной школе» в рамках реализации Федеральной программы «Современный образовательный менеджмент» в рамках федерального проекта «Разработка и апробация модели многосекторной системы непрерывного образования (повышение квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ» (2009г.); на городских педагогических чтениях по теме: «Современные подходы к воспитанию обучающихся» (2008г.); городской августовской педагогической конференции по теме: «Воспитание нового поколения граждан в современной личностно-ориентированной школе» (2008г.).
.
ЗАЯВКА
на участие в региональном этапе
II Всероссийского конкурса
учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов
по повышению родительской компетенции на тему:
"Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!"
ФИО автора учебно-методических материалов: Хазанова Светлана Станиславовна______
Название о учебно-методических материалов:
«Родительское собрание. Педагогическое просвещение по-новому».___________________
Конкурсная номинация __учреждения общего образования детей______________________
Срок реализации учебно-методических материалов 9,11 лет__________________________
Образовательное учреждение, реализующее учебно-методические материалы (полное наименование)___Муниципальное образовательное учреждение_______________________
«Средняя общеобразовательная школа № 21»города Дзержинска Нижегородской области_
Информация об авторе учебно-методических материалов
Образование:
наименование образовательного учреждения (полностью)_Нижегородский государствен-ный педагогический_университет, им. М.Горького____________________________________
специальность (по диплому)______история__________________________________________
квалификация (по диплому)__учитель истории_______________________________________
место работы Муниципальное образовательное учреждение____________________________
«Средняя общеобразовательная школа № 21» города_________________________________ Дзержинска___________________________________________________________________
занимаемая должность _заместитель директора по воспитательной работе______________
квалификационная категория высшая______________________________________________
педагогический стаж 18 лет______________________________________________________
стаж работы со школьниками_18 лет______________________________________________
стаж работы со школьниками в системе дополнительного образования детей_________________________________________________________________________
дата рождения 17.09.1975 год____________________________________________________
Контактный телефон, электронный адрес 89027899070, W1976555@yandex.ru
Дата заполнения 07.04.2011 г. Подпись________________
СПРАВКА
о реализации авторских учебно-методических
материалов
Образовательное учреждение (наименование)__ Муниципальное образовательное____ учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»города Дзержинска________ Нижегородской области _____________________________________________________
действительно реализует учебно-методические материалы (название) «Родительское_ собрание. Педагогическое просвещение по-новому».____________________________
разработанную (ФИО автора)_ Хазановой Светланой Станиславовной______________
Срок реализации учебно-методических материалов__9,11 лет _____________________
Срок реализации программы/материалов в данном учреждении__9 лет______________
Востребованность учебно-методических материалов, наиболее значимые результаты их реализации_:- Активизация взаимодействия участников образовательного процесса;_____ совершенствование педагогического взаимодействия субъектов воспитательного_______ пространства на основе системы педагогического просвещения;_______________________
повышение педагогической культуры родителей.___________________________________
Данные материалы опубликованы в Общероссийском молодёжном журнале «Наша Молодёжь» №1, январь2011год; Всероссийской научно-методической газете для учителей «Здоровье детей», №6,16-31 марта 2011года, (Издательский дом «Первое сентября»),__ Опыт работы школы по применению данных учебно-методических материалов представлен : на городской конференции «Возрождение духовно –нравственных ценностей и традиций современной семьи» (2011 г. март); выездном практическом областном занятии «Управление качеством инновационного образования в современной школе» в рамках реализации Федеральной программы «Современный образовательный менеджмент» в рамках федерального проекта «Разработка и апробация модели многосекторной системы непрерывного образования (повышение квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ» (2009г.);
на городских педагогических чтениях по теме: «Современные подходы к воспитанию обучающихся»,(2008г.); городской августовской педагогической конференции по теме: «Воспитание нового поколения граждан в современной личностно-ориентированной школе» (2008г.).
Информация об учреждении:
Фактический адрес_ город Дзержинск, Нижегородская область,ул.Патоличева ,31.
60603
Телефон_33-33-69___________________________________________________________
Электронный адрес:mousosh212006@yndex.ru ___________________________________
ФИО руководителя учреждения (полностью)__Каргина Наталья Николаевна__________
Подпись руководителя учреждения
М.П.
УПРАВЛЕНИЕ КАУПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УПРАВЛЕНИЕ КАУПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ЧЕСТВОМ
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дополнительные сопроводительные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Ошибки родителей.
Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...