Проект "Мой компьютер - мой успех"
материал по теме
Данный проект был разработан в рамках комплексно-целевой программы "Формирование информационной культуры как основы целостного мировоззрения личности школьника" с целью включения в общую информационную среду детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redakt._proekt.docx | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРДЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
КОНКУРС ПРОЕКТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНЫХ МОБИЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ «КАЖДОМУ УЧЕНИКУ – ШКОЛЬНЫЙ НОУТБУК»
МОЙ КОМПЬЮТЕР – МОЙ УСПЕХ!
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
РОМАЩЕНКО НАДЕЖДА
РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА:
САПРЫКИНА РИММА
Р. П. ОРДЫНСКОЕ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Данные об организации-заявителе
Название учреждения образования:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Ордынская средняя общеобразовательная школа №3
Учредитель:
Администрация Ордынского района Новосибирской области
Адрес:
633262, Новосибирская область, Ордынский район, р.п. Ордынское, ул. Западная, 3а.
ФИО директора:
Косенко Юрий Михайлович
Электронная почта: 3ordshcoll@ngs.ru
Телефон/факс: (383-59) 25-235
Руководитель проекта
Ромащенко Надежда Борисовна
Разработчик проекта:
Сапрыкина Римма Андреевна
Электронная почта: 3ordshcoll@ngs.ru
Телефон: (383-59) 25-235
Цель проекта и основные задачи
С 2007 года коллектив школы работает в рамках комплексно-целевой программы "Формирование информационной культуры как основы целостного мировоззрения личности школьника". Анализ промежуточных результатов работы выявил в числе других проблем сложности во включении в общую информационную среду детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей.
Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс ставит детей из разных социальных групп в неравные условия.
У детей из малообеспеченных семей возможности для закрепления изученного в школе материала, для раскрытия и реализации их творческого потенциала сокращены из-за отсутствия современной техники дома (отсутствует компьютер, нет выхода в Интернет). Эта проблема имеет и психологический аспект: у детей названной категории появляется комплекс неполноценности, они переживают свои неудачи на уроках и в творчестве более остро, связывая их с материальными проблемами семьи. Возможность помочь этим детям мы увидели, работая в программе «Один ученик – один компьютер» (с 2008 г.).
В прошедшем учебном году работа велась в рамках учебного процесса (2 а, 2 б классы) и внеклассной работы (кружок «Исследователь» - 5 классы); на будущий учебный год мы разработали, так называемый «проект в проекте» - «Мой компьютер – мой успех!», целью которого является создание условий для формирования информационной культуры детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей.
Основной формой реализации данного проекта становится группа полного дня для учащихся 5 – 7 классов.
В настоящее время в научном мире существует распространенная ошибка, что информационная культура – это только компьютерная грамотность и владение человека информационными технологиями. С нашей точки зрения, это понятие намного шире.
Информационная культура базируется на традиционной и академической, включает в себя функциональную и информационную и тесно взаимосвязана с культурной грамотностью человека. Под информационной культурой личности мы понимаем совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Такой подход к определению понятия информационной культуры определяет следующие задачи проекта:
- создать группу полного дня как форму организации работы с детьми, социально незащищёнными;
- определить перспективы содержательного наполнения работы группы;
- разработать и принять нормативно-правовую базу для организации работы группы;
- создать материально-технические условия функционирования группы;
- организовать труд педагогических работников в группе полного дня, методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов,
- расширить сферу воспитательного воздействия на учащихся и оказывать помощь семье в воспитании,
- осуществлять социально-педагогическую поддержку учащихся для достижения нового качества образования,
- объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка для формирования единого образовательного пространства.
Результаты проекта
С точки зрения учебного процесса в результате реализации проекта вовлечения в информационное пространство детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей должно произойти расширение уровня знаний базовых образовательных дисциплин, получение дополнительного образования в сферах, не входящих в базовый курс;
С точки зрения социального благополучия – профилактика безнадзорности и преступности, гарантии социального равенства;
С точки зрения безопасности жизнедеятельности – максимальное вовлечение учащихся, посещающих группу полного дня в спортивные секции, улучшение показателей физического развития.
Результативность работы программы будут представлены на трёх уровнях: ученик, педагог, родители.
Участник процесса информатизации | Результат |
Ученик |
|
Педагог |
|
Родитель |
|
Основные критерии успешности проекта
- удовлетворённость всех участников процесса деятельности группы полного дня его организацией;
- активное использование личностно-ориентированных технологий и ИКТ в образовательно-воспитательном процессе функционирования группы;
- повышение мотивации к учебе у школьников, посещающих группу.
положительная динамика успеваемости учащихся, посещающих занятия в группе;
- увеличение количества детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, участвующих в конкурсах, соревнованиях, проектах различных уровней.
Реализация проекта
Целевой группой проекта является группа учащихся 5 – 7 классов, в которую входят дети из семей группы риска. Количественный состав группы - 20 человек
Формой реализации данного проекта является группа полного дня, в силу чего в программу занятий с детьми включаются практически все предметы учебного плана.
Предполагается выполнение детьми во второй половине дня домашних заданий по учебным предметам (использование ЦОР, тренировочных пособий), подготовка докладов и исследовательских работ (поиск и изучение информации в сети интернет, участие в он-лайн викторинах, конкурсах, олимпиадах), работа кружков различной направленности, занятия спортом и тренинги по безопасности жизнедеятельности.
Условием реальности осуществления данной разноплановой деятельности являются широкое использование компьютерной техники на всех предметах федерального компонента, разработка и использование ряда программ, успешно применяемых педагогами нашей школы в течение последних двух лет.
В связи с расширением использования компьютерных технологий в школьный компонент учебного плана были включены предметы «Информатика и ИКТ» (со 2 класса), «Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины» (5 класс), «Математическая логика» - (5 класс), «Риторика»- 5 класс. Разработаны и проводятся в условиях районного сетевого взаимодействия элективные курсы: «Деловое письмо», «Основы научно-исследовательской деятельности», «Основы комбинаторики и теории вероятности», «Система уравнений».
Данные курсы способствуют развитию познавательного интереса, расширяют объем знаний, в том числе, выходящих за рамки программ школьного образования, удовлетворяют профориентационные прагматические потребности школьников.
Элективный курс «Алгоритм здоровья» имеет мотивационную направленность, формирует атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха.
Во внеклассной работе используется программа исторического кружка «Исследователь» на базе ИКТ, имеющего краеведческую направленность и развивающий характер.
Третий год в школе ведутся курсы «Технология и местное сообщество» и «Технология и профессия», которые формируют общественную и социальную активность учащихся, помогают определить свое место в социуме.
На развитие физического и психического здоровья детей направлены программы для младших школьников «Здоровячок» и «Подготовка к школе».
В школе также работают кружки «Английский с удовольствием», «Intel», «Весточка», «Экспериментальная физика», «Рукодельница», два интеллектуальных клуба «Умники и умницы» и «Фаворит», туристический клуб «Эдельвейс», экологический клуб, хоккейный клуб «Акулы», спортивные секции «Легкая атлетика», «Волейбол», «Лыжные гонки», «Настольный теннис».
На территории школы расположены футбольное поле, каток, волейбольная площадка, беговые и лыжные дорожки. На базе школы работают филиалы Детского дома творчества, Детской юношеской спортивной школы, Детской школы искусств.
Вышеперечисленные условия позволяют организовать для учащихся группы полного дня разнонаправленную деятельность, эффективность которой возрастет при возможности использования учащимися персональных классмейтов.
С точки зрения готовности включения в проект 82% учителей школы прошли курсы по программе «Использование ИКТ в деятельности учителя- предметника» на базе районного МИМЦ, 30% учителей активно используют в своей деятельности информационно-компьютерные технологии.
В реализации данного проекта примут участие восемь учителей. Это: воспитатель группы полного дня, учитель-консультант, руководители кружков и секций.
Кроме того, к проекту привлечены педагоги дополнительного образования, работающие на базе школы, социальный педагог, психолог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе. Руководит проектом заместитель директора по УВР.
Все учителя прошли курсы по программе «Использование ИКТ в деятельности учителя- предметника» на базе районного МИМЦ, три педагога прошли курсы при ГОУ - Областной центр информационных технологий по программе Intel® «Путь к успеху», 2 педагога курс «Сетевые сервисы WEB 2.0» по программе Intel® «Путь к успеху», дистанционное обучение: курс Hot Potatoes - программа для создания заданий и тестов, дистанционное обучение-программа «Конструктор тестов», 3 педагога курсы по программе «Создание среды электронного обучения 1 ученик: 1 компьютер с использованием Classmate PC»
Организация обучения
Учебно-воспитательный процесс в группе полного дня протекает в едином психолого-педагогическом пространстве.
Занятия в группе организованы во второй половине дня, после окончания уроков.
Для школьников организовано горячее питание в школьной столовой.
После обеда в течение 45 мин учащиеся находятся на «Часе здоровья и безопасности» - это занятия спортом, занятия по программе безопасности жизнедеятельности.
С 15 ч. 15 мин. – «Час занятий». Начинается индивидуальная работа учащихся по подготовке домашних заданий. Выполняются письменные и устные задания.
Предполагается использование персональных компьютеров учащихся на этом этапе работы группы с целью расширения и закрепления знаний.
Учащиеся используют электронные учебные программы, репетиторы, тесты для самопроверки, выполняют задания по курсу «Информатика и ИКТ», связанные с обязательным закреплением навыков пользователя компьютерной техники, используют информационные ресурсы сети Интернет для подготовки дополнительных заданий по различным предметам.
Помощь учащимся на этом этапе работы оказывает воспитатель группы и педагог-консультант. При необходимости для проведения индивидуальных занятий для детей, имеющих трудности в усвоении отдельных предметов или пропустивших большое количество учебных занятий будут организованы консультации учителей предметников, непосредственно в группе или в режиме он-лайн (предполагается использование программы Skype).
Педагогами при этом реализуется индивидуальный подход, используются активные методы обучения.
«Час развития» завершает работу группы. В это время дети занимаются в кружках, спортивных секциях, участвуют в работе школьного самоуправления, посещают исторический кинолекторий, присутствуют на общешкольных и классных мероприятиях.
«Час развития» имеет большое значение для многогранного развития личности, для ранней профориентации. Разнонаправленность и вариативность предлагаемых занятий позволяет детям выбирать то, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.
Таким образом, организация работы группы полного дня для детей из социально незащищенных семей способствует реализации знаний, полученных детьми в базовом компоненте в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно реализовать себя, решая социально значимые задачи.
Использование персональных мобильных компьютеров школьника в учреждении
Персональные мобильные компьютеры закрепляются за учащимся на период его пребывания в группе полного дня, компьютеры хранятся в компьютерном классе, могут переноситься в любой другой кабинет школы в зависимости от расписания занятий группы.
Учебный класс оборудован мобильным компьютером учителя, мультимедийным проектором и экраном, возможно использование интерактивной доски. Установлено оборудование для организации локальной сети по беспроводному протоколу Wi-Fi.
Во время организации работы педагога с группой предполагается использование программы E-lerning, работа в сети; при индивидуальной работе используется голосовая связь и видеотрансляция через программу скайп, обмен файлами по электронной почте.
Школьные ноутбуки будут храниться в компьютерном классе, оборудованном согласно требованиям безопасности работы с компьютерной техникой (наличие решеток на дверях и окнах, наличие точки быстрого отключения электроэнергии, система противопожарной безопасности).
Техническую поддержку средств ИКТ осуществляют учитель информатики и специалист Ордынского районного МИМЦ.
Все компьютеры соединены между собой в локальную сеть по беспроводному протоколу Wi-Fi.
Школа имеет выделенный канал связи для выхода в Интернет.
Регламент доступа в Интернет не ограничен.
Работа с родителями учеников
Данный проект имеет четко выраженную социально-поддерживающую направленность и его реализация должна помочь семьям социального риска укрепить свои позиции в вопросе материального обеспечения учебного процесса детей, контроля за их свободным временем. Предполагается проведение цикла родительских собраний, работа которых будет иметь информационный и социально-корректирующий характер. Предполагается тесное сотрудничество в вопросе работы с родителями с социально-психологическими службами школы и районного КЦСОН.
Методическая поддержка и обобщение опыта
Методическая поддержка и обобщение опыта планируется на уровне методического совета школы, педагогического совета школы, районного МИМЦ. Для разработки программы функционирования группы полного дня создана рабочая группа, главная задача деятельности которой – определение содержания работы, ее педагогической, методической и воспитательной направленности. Предполагается участие педагогов, задействованных в реализации проекта в методических форумах на сайте проекта, активное общение с коллегами других регионов, работающих в данном направлении.
Какое программное обеспечение предполагается использовать
Стандартный базовый пакет программного обеспечения «Первая помощь. 1.0»;
использование Интернета для поиска информации;
наборы ЦОР к учебникам, используемым в учебном процессе: «Биология. Живые организмы. 6 класс», «Физика 7-11 классы», «Биология 6-9 классы», «География 6-11 классы», др.
ИУМК – «История древнего мира. 5 класс. Уколова В.И. Маринович В.Т.», др.
Инструменты учебной деятельности: «Электронный тренажер по русскому языку», «Виртуальный живой уголок», «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями», тест-тренинг комплекс «Память»; инструменты разработки и анализа родословных «Живая Родословная», электронный тренажер по орфографии «Фраза», др.
Электронные коллекции, энциклопедии (Энциклопедия «Кругосвет», др.).
Отчетность и представление результатов
Поскольку основная проектная инициатива связана с созданием условий для формирования информационной культуры детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, для оценки эффективности реализации проекта предполагается осуществить системный мониторинг образовательного и воспитательного процесса в группе полного дня.
При разработке мониторинга мы стремились соблюсти два условия:
во-первых, избежать использования разного уровня «стандартов» ввиду риска дегуманизации измерительных и интерпретирующих процедур, так как информационная культура» и «воспитание» категории неоднозначные,
во-вторых, создать системный мониторинг, в котором все используемые методики и процедуры будут дополнять друг друга, создавая объёмную картину реальности.
Мы выделяем четыре предмета мониторинга:
1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса (в динамическом аспекте)
2. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса
3. Позиция учителя как важное условие для развития личности школьника
4. Степень удовлетворённости родителей качеством предлагаемой формой работы.
Для каждого предмета мониторинга разработан адекватный исследовательский механизм.
Предмет мониторинга | Механизм мониторига | Показатели | Индикаторы |
1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса | Тестовая диагностика личностного роста школьника (оригинальная разработка) Методика индивидуального диагностического собеседования (оригинальная разработка) | Активность школьников в учебной деятельности | Повышение мотивации к учению |
Увеличение количества учащихся, занятых в проектной деятельности. | Участие в учебных и социальных проектах | ||
Успешная социализация | Отслеживание динамики дисциплинарных нарушений, показателей профилактики правонарушений | ||
Формирование навыка самоопределения, самореализации и самоконтроля. | Осознанный выбор учащимися группы занятий по интересам и потребностям | ||
2. Организационные условия | Экспертный анализ и оценка организационных условий | Привлечение дополнительных финансовых средств | Обучение педагогов новым технологиям |
Повышение потенциала материально-технической базы школы | Создание оборудованных кабинетов (информатизация кабинетов) | ||
Обновление образовательных ресурсов Слаженность действий всех участников образовательного процесса | Расширение медиатеки и библиотечного фонда Система коллективных дел | ||
3. Позиция учителя | Диагностика профессиональной позиции учителя: («Мотивации профессиональной деятельности» (методика К.Замфир в модификации А.Реана) Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива: «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов». | Повышение уровня сформированности навыков самореализации и самообучения в целом новым педагогическим и информационным технологиям | Динамика исследований уровней сформированности педагогических компетенций (по Репкиной Г.В, Заике Е.В.) |
Создание электронного банка данных уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных технологий в программах Microsoft Word, Power Point, Microsoft Excel. | Наличие электронного банка в школе, тиражирование и распространение материалов, размещение на сайте школы | ||
4. Степень родительской удовлетворённости образовательным процессом | Методика изучения спроса на образовательные услуги и степени удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса | Паспорт социального спроса на образовательные услуги | Приближенность учебного плана социальному заказу |
Активное взаимодействие родительской общественности с педагогическим коллективом | Система совместных дел |
Подпись Руководителя Проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ИННОВАЦИИ В ПРИКЛАДНОМ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА: МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «КОМПЬЮТЕР, Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в...
Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.
Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей?... Над этими вопросами стоит задуматься......
“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”
В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...
Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика
Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....
Компьютер универсальная вычислительная машина. Назначение и возможности основных устройств компьютера. Виды памяти в к-ре, носители информации
конспект урока по информатики...
Эксплуатация устройств компьютера. Защита от недостатков электропитания. Чистка компьютера
Предлагаю ознакомиться с некоторыми рекомендациями по безопасному обеспечению и рациональному использованию устройств компьютера.Бывает, что напряжение в электросети сильно колеблется. Для компьютера ...
Истории успеха в образовательной модели обучения "1 ученик:1 компьютер"
В статье представлен опыт работы в образовательной модели "1 ученик:1 компьютер". Описывается работа на уроках с использованием персональных ученических нетбуков....