Холокост
методическая разработка (8,9,10,11 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon holokost_meropriyatie.doc96 КБ
Office presentation icon holokost.ppt631 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево Амурская область

Внеклассное мероприятие

для учащихся 8-11 классов

                                                         

                                             Автор: Алексеенко

                                                                      Ирина Николаевна

                                                                учитель истории МОУ СО№2

                                                                           пгт Серышево Амурская область

2009г.

 Цели мероприятия:

- Расширение знаний по темам “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;

-  закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность” (терпимость), “Холокост”;

-  показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.

- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, телевизор, презентация, видеофрагменты (начало войны, в немецких концлагерях, партизаны), записи музыки (еврейская музыка, Шостакович «7симфония»,  Моцарт «Реквием», Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны».

Оформление: затемнённый зал, свечи, световое оформление

Участники: учащиеся 8-11 классов

Ход мероприятия

Чтец: (звучит музыка Шостаковича, горят свечи)

Мраморнокожая музыки повелительница,

Медноволосая ботичелевская  Мадонна

Играет на скрипке романс Шостаковича,

А в зале слышны бухенвальдские стоны.

Ей любовь бы  воспеть, страсть, объятия,

Рожденье ребёнка, его улыбки прелесть,

А она - о войне, что пришла как проклятие,

О детях, шагнувших в опалённую зрелость.

Скрипка не играет,  она рыдает о жертвах

Чудовищных войн, концлагерей, холокоста.

Звуки рождаются не на струнах – на нервах,

Они кричат о могилах, безымянных погостах.

Смычок вонзается копьём прямо в сердце,

Рвёт на части его.  Кто-то плачет навзрыд,

Когда девятой симфонии трагическое Scherzo

Вскрывает в памяти людской забвения нарыв.

Учитель: (слайд, звучит еврейская народная музыка)

Холокост (Холаауст, Голакауст, Холокаст) – всесожжение (греч.) – термин, употребляемый обычно в США и Западной Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.

 Аналогичный термин “Катастрофа” (Шоа) – несчастье, разруха (иврит) употребляется в Израиле. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Холокост. Непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Думал ли будущий лауреат Нобелевской премии американский писатель Эли Визель, что метафора, оброненная им в 1963 году в статье об Освенциме, станет символом одной из величайших трагедий XX века?

     Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший свое государство Израиль (вот еще один подтекст метафоры Э.Визеля) не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

     Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.  Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”. (слайд)

Ведущий 1 

10 марта 1933 г. в Берлине состоялось символическое сожжение “вредных” книг, организованное Геббельсом. Уничтожению подверглись книги, противоречащие нацистской идеологии и написанные евреями, независимо от содержания. Был составлен индекс запрещенных книг, и библиотекам предписывалось изъять их из обращения.

Среди “вредных” оказались произведения Генриха Гейне, Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна… За сто лет до появления в сердце Европы нацистских вандалов великий немецкий поэт Генрих Гейне пророчески предсказал: “Там, где сжигают книги, будут жечь людей”.

Ведущий 2

     Еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, решил отомстить за родителей, депортированных из Германии, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран. Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

Ведущий 3

     В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.

К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.

Ведущий 4 (видеофрагмент о вторжении фашистов)

    Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.

     Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой представители нескольких ведомств Рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, назвав 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Ведущий 5 (слайд) 

     В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов.

Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. 9/10 всех жертв составили евреи. В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы. "Чистка" шла планомерно: немцы "прочесали" Европу

от Голландии на севере до Греции на юге. В оккупированной Польше с конца 1942 года "гетто" одно за другим стали пустеть. Массовая депортация продолжалась вплоть до января 1945 года, когда последняя партия венгерских евреев была отправлена в Освенцим. В лагерях смерти погибло более 3 миллионов человек.

Чтец: (звучит музыка)

Союзники бомбили города

Союзники бомбили города,

Неся врагу законное возмездье

За Ковентри, за Лидице, Полесье,

За жизнь людей, ушедших в никуда.

Союзники бомбили города,

Продуманно, умело, "на отлично",

А в это время немцы методично

В Освенцим отправляли поезда.

Разведчики писали рапорта,

И многие штабисты знали это,

Но шли и шли в Майданек поезда,

И продолжалась смерти эстафета.

И шел за эшелоном эшелон

Со многих европейских территорий,

И делал свое дело газ "циклон",

И день, и ночь работал крематорий.

Не прерывалась ни на сутки нить,

И лагеря не проявляли милость…

Союзники могли б все разбомбить,

Могли, могли… Но это не случилось.

    Ведущий 1 (слайд)

 ОСВЕНЦИМ

      Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в

мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения. В Освенцим направляли не только евреев, но и поляков, русских военнопленных, а также цыган и политических заключенных со всей Европы. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей. Прибегало к этому "экспериментальному полигону" и военное ведомство.

     Ведущий 2

СОБИБОР

     Этот лагерь был построен в марте 1942 года с единственной целью: как можно быстрее уничтожить максимально возможное число людей. Эшелоны прибывали по железной дороге  и заключенные немедленно отправлялись в газовые камеры. По пути они раздевались в бараке или во дворе. Их одежда, съестные припасы и ценности сортировались и отправлялись на склады, а сами они по узкому огороженному проходу шли в "душегубку". У женщин отрезали волосы, которые тоже поступали на склад.

Людей загоняли в пять газовых камер с общей "пропускной мощностью" в 500 человек.

Трупы либо сжигали в открытой печи крематория, либо сбрасывали в общую могилу.

Лагерь обслуживало около 30 эсэсовцев, 100 добровольцев из украинских

националистов и около тысячи заключенных-евреев. В Собибор направлялись евреи из Восточной Польши, Советского Союза, Австрии, Голландии, Бельгии и Франции.

Ведущий 3

Бухенвальд

Бухенвальд — немецкий концентрационный лагерь, располагавшийся в Тюрингии. Основан в 1937 году. С августа 1945 г. — советский спецлагерь для нацистских преступников. 1940г.  — начало постройки крематория. 22 августа издан приказ об извлечении золотых зубов перед сжиганием трупов. С лета 1940г.  работает крематорий. В январе 1942г. проводятся первые медицинские опыты над узниками. В конце года в лагере 9 517 узников, каждый третий узник умер. В январе 1945 года прибывают тысячи евреев из польских концлагерей. Многие из них смертельно больны, сотни тел остаются безжизненно лежать в вагонах. В феврале Бухенвальд становится самым крупным лагерем смерти: в 88-и филиалах концлагеря Бухенвальд за колючей проволокой находятся 112 000 узников.

   Чтец:  (слайд)

Бухенвальд

Звучит красиво - Бухенвальд,*

Гора и дол покрыты лесом,

Но что же мне туманит взгляд?

В глазах - кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,

На рубищах - сплошные клейма,

И невозможно разглядеть,

Что там, внизу - волшебный Веймар.

Там - Гете "Фауста" писал,

Здесь - пламя смерти бушевало

Там - " Люди гибнут за металл",

Здесь - люди гибнут от металла.

Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,

Там - Кранах, сказочен и ярок.

Здесь - пулеметы на столбах

И пасти лютые овчарок.

Там - жил великий Ференц Лист,

Воспевший музыкой свободу.

Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист,

Людей сгоняя на работу.

Там - грациозный Бельведер,

Там - дух искусств здоров и пылок.

А здесь - фашистский офицер

С ухмылкой целится в затылок.

Там - Музы вышли на парад,

Здесь - всюду смерти изваянье.

Звучит красиво - Бухенвальд?!

Какое жуткое названье!

Исполняется песня «Бухенвальдский набат» (вокальная группа)

Ведущий 4 (слайд)

     На оккупированной германской армией территории СССР были выделены зоны ответственности военной (в прифронтовых районах) и гражданской администрации. Появились рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд» (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом была присоединена к оккупированной Польше. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая Транснистрия, была передана под власть Румынии. Еврейское население во всех этих районах подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

На всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации.

Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывавшиеся под чужими документами либо спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев выжили на территории, находившейся под румынским контролем.

      Ведущий 5 (слайд)

     Перед самой войной в составе СССР оказались территории, принадлежавшие Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии, а также Западной Украине. Именно здесь в погромах и их организации принимало участие местное население, сотрудничавшее в нацистами. В первые же дни оккупации погромщики убили тысячи евреев и разграбили их имущество. Первая волна погромов прошла до массового и организованного истребления евреев оперативными группами СС.

     Один из них учитель Эгоф заняв пост бургомистра Зембина, сразу же принялся подобострастно выполнять указания оккупантов и с интересом наблюдал за казнями мирных жителей. А 18 августа 1941 года, во время акции по истреблению поголовно всех зембинских евреев, т.е. более 900 человек, презренный холуй выступал уже не наблюдателем, а пособником, который следил за тем, чтобы ни одна из обреченных жертв не избежала пули.

      Но звездный час пришел к Эгофу через десять дней, когда немецкое начальство назначило его начальником полиции гор. Борисова и всего района. Окружив себя себе подобными головорезами, новоиспеченный главный полицай начал насаждать кровавый порядок. Особо изощренную ненависть он выплескивал против еврейского населения. Сохранилось донесение немецкого фельдфебеля Зеннекена, в котором он ссылается на заявление Эгофа, что уничтожить обитателей многотысячного борисовского гетто он берется сам, и посторонняя помощь ему не нужна.

      И действительно, когда наступил последний день предсмертного еврейского обиталища, бывший учитель выполнил свое обещание - евреев избивали, раздевали и убивали не германские пришельцы, а свои, в т.ч. из числа соседей, знакомых, сослуживцев. При этом оберполицай не ограничивался распоряжениями, а лично, стоя вблизи заблаговременно вырытой огромной могильной ямы, виртуозно орудовал нагайкой и без промаха стрелял из маузера.

      В Борисове погибло более 9000 евреев. А что же постигло палача?

      Нет, он не разделил участь своих жертв. Его поймали и судили в 1947 году - как раз в тот период, когда Сталин отменил на недолгое время смертную казнь. Поэтому приговор можно было предугадать - 25 лет лишения свободы, которые изверг отсидел от звонка до звонка и вышел на свободу.

      О таких, как Эгоф, евреи обычно говорят: - "Да будут прокляты и забыты их имена!" Но как забыть? Помним же мы имена Амана и Гитлера…

Ведущие:

В Каунасе (Литва) 25-26 июня 1941 г. литовские фашисты убили 1500 евреев, сожгли десятки еврейских домов и синагог. Ещё 2300 евреев убито в течение нескольких следующих дней. Во Львове (Украина) украинский батальон "Нахтигаль" по собственной инициативе убил между 30 июня и 3 июля 1941 г. 4000 евреев. Такие же погромы, осуществлённые местными жителями в первые дни оккупации, прокатились по Риге и другим городам Латвии, Литвы и Украины. Без активной помощи тысяч добровольцев немцы не сумели бы разыскать, опознать и уничтожить евреев.

     Применяемый эйнзатцгруппами СС метод массовых убийств заключался в следующем: евреев выводили из домов, подводили к заранее приготовленным вблизи от города ямам или к противотанковым рвам. Затем их расставляли группами вдоль ям и расстреливали, а ямы присыпали землёй. Случалось, что самих евреев принуждали копать ямы. В Восточной Украине, Восточной Беларуси и других оккупированных гитлеровцами районах применяли также и выхлопные газы автомашин - душегубки. Продвигаясь вперёд, эйнзатцгруппы оставляли за собой "долины смерти" - братские могилы:

в Румбуле под Ригой (28 тыс.),

в Девятом Форте - в Каунасе (18 тыс.),

в Понарах около Вильнюса (около 30 тыс.),

в Малом Тростенце возле Минска,

в Бабьем Яру в Киеве (за два дня массовых казней тут было убито 35 тыс. человек), в Дробицком Яру под Харьковом и во многих других местах.

Чтец:

БАБИЙ ЯР

Сентябрь сорок первого года…

Как вспомнишь – так в сердце пожар.

Всему человечьему роду

позором ты стал, Бабий яр!

Как много в числе «двести тысяч»

пустых и безликих нулей!

А сколько же букв надо высечь

на гранях гранитных камней,

чтоб список хотя бы составить

простых, неприметных имен,

хранящий в себе нашу память

об ужасах темных времен!

Где те двести тысяч улыбок,

сияющих в зеркале глаз?!..

Да разве гранитные глыбы

могли б заменить их сейчас?!

Где те двести тысяч Вселенных –

бескрайних душевных миров,

сплетенных из мыслей бесценных,

мечтаний, несказанных слов?!..

Давайте помянем казненных

ни в чем не повинных людей

и ими, увы, не рожденных,

не видевших мира детей!

Из них – хоть один, но Эйнштейн…

Да если бы не холокост,

читали бы Тору евреи

на Млечном Пути, среди звезд!

Ведущий 6

     В Литве (включая Виленскую область) под властью нацистов оказалось 220-250 тыс. евреев. Более 175 тыс. было убито до декабря 19441 г. В маленьких городах евреев уничтожали в течение одной акции. В больших городах акции обычно затягивались на несколько месяцев. После акций в Каунасском гетто осталось менее 17 тысяч евреев. В гетто города Шауляй уцелело 5 тысяч евреев, в гетто Швенциониса - около 500. Все остальные еврейские общины Литвы до конца 1941 г. уничтожены, жители расстреляны.

Ведущий 1

      На территории оккупированной Латвии оставалось свыше 75 тысяч евреев. 68 тысяч из них немцы уничтожили до конца декабря 1941 г. Во всех городах и деревнях Латвии евреи были уничтожены почти поголовно.

В Эстонии проживало около 2000 евреев. Почти все мужчины расстреляны немцами и их эстонскими сообщниками в первые недели оккупации. Женщин, детей и стариков заключили в лагерь Харку под Таллинном, где они и были убиты.

Более 80% из 300 тыс. евреев прибалтийских республик были уничтожены в основном в первый период оккупации.

 Ведущий 2

      В Западной Украине в городе Луцк (Волынь) 4 июля 1942 г. было убито 3000 мужчин. В городе Ровно (Волынь), где жило около 28 тысяч евреев, за 6-8 ноября 1941 г. их было уничтожено 21-23 тысяч. Массовые убийства произошли и в других городах Западной Украины. В июне 1941 г. из Закарпатской Украины, которая находилась под властью Венгрии, в Каменец-Подольскую область на Украине было изгнано 18,5 тысяч евреев. В конце августа 1941 г. 14 тыс. человек из изгнанных были расстреляны эйнзатцгруппой "D" и украинской полицией около Каменец-Подольска.

Учитель: (видеофрагмент о деятельности партизан, слайд)

     Но, несмотря на геноцид, евреи активно участвовали в борьбе с фашизмом. Уже в 1942—1943 гг. в партизанском движении в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России сражалось около 25 000 евреев. Были и еврейские отряды. Пользуясь знанием местности, умением приспосабливаться к жизни в лесах, они нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути противника, взрывали поезда.

     Партизаны занимались также спасением евреев из гетто, переправкой их в леса. Часть спасшихся организовывали семейные лагеря, жившие под опекой партизан. Число евреев в семейных лагерях достигало многих тысяч.

В Литве партизаны-евреи проникли в Вильно, взорвали городскую электростанцию, столбы линии электропередачи. Много еврейских партизанских отрядов действовало в Белоруссии.

Около полумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии.

По числу Героев Советского Союза евреи занимают 5-е место среди представителей народов нашей страны.

     Одна из важных связанных с историей Холокоста страниц связана с подвигом тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью.

     Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми документами, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

     Многим помогла спастись семья киевского священника А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Жан Липке.

Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...

Ученица: (инсценировка: костюм, музыка)

     Моя мать, Нина Абрамовна Мастинская, была тринадцатым ребенком в семье. Её отец и мать, т.е. мои бабушка и дедушка, умерли от тифа в гражданскую войну в 1919.

Братья и сестры отдали мою маму в детдом в 6-летнем возрасте, где она просто чудом выжила. Отец мой, Эммануил Александрович Калих, работал перед войной на железной дороге в городе Херсоне. Хотя моего отца отправили на фронт в первые дни войны, и о нас некому было позаботиться, но все же маму, меня и 3-х месячного брата взяли в один из товарных вагонов поезда, в котором эвакуировались железнодорожники. Это было за несколько часов до захвата города немцами, и я отчетливо помню вой и взрывы бомб, светящиеся следы трассирующих пуль в ночном мраке, трясущуюся землю под ногами и тот страх и ужас, который живет в душе до сих пор.

Во время поездки мать отстала от поезда, т.к. пыталась выменять на одной из станций свою одежду на хлеб, а затем чудом через несколько городов догнала его. От голода мы ели макуху, и много чего тяжелого случилось за годы эвакуации. Вернулись домой в 1944 и узнали, что семеро братьев и сестер моей матери и их семьи погибли: четыре брата на фронте, а три сестры с семьями, мужья которых тоже были на фронте, погибли в фашистских гетто.

Смерть одной из сестер моей матери описана в моём стихотворении.

Это тяжелые стихи.

Но ведь Холокост - немыслимый, миллионнократно спрессованный ужас.

О нем надо писать натуральным, режущим слух и душу, хватающим за сердце и врезающимся в память, языком.

Чтецы:

КОЛОДЕЦ

Подорожники разлапистые возле тропинки,

Будяки подпирают старенькие заборы,

Подсолнухи раскачивает утренний ветер,

От зари на мазанках белых розовые разводы.

Бредёт по тропинке девочка босоногая,

На плечах - красивая мамина вышиванка,

В руке у неё маленькое ведёрко,

Идет воды набрать в ближнем колодце.

Тропинка вьётся меж трав высоких,

Стрекоза пролетела, две бабочки кружатся

одна над другою,

Яблоки несорванные просвечивают на верхушках яблонь,

Косит глазом ворон, что сидит на заборе.

Так что-то тихо в селе и людей не видно,

Не идут почему-то соседки к колодцу,

Стрельбы не слышно всё это утро,

И село спозаранку как-будто вымерло.

Ой, кто же это? Что здесь случилось?

Моисей, Моська, что за одной партой сидел со мною,

Валяется на дороге, раскинув в стороны руки и ноги.

В голубое небо глазами открытыми неподвижно смотрит.

А вот бабушка Сарра, что живет от нас через три хаты,

Поперёк дороги лежит, и юбка её задрана,

Волосы ее седые сильный ветер треплет.

Ноги ее опухшие перековерканы.

Что такое? Что с ними случилось?

Может, они все перепились и потому валяются посреди дороги?

Как это часто бывает с нашим соседом Колькой...

Мося, Моська, хватит валяться в дорожной пыли,

Вставай, иди до хаты, там отдыхай на своей кровати!

Бабушка Сарра! Что это с вами, бабушка Сара?

Вместо глаз - кровавые дыры, на груди кровавые пятна.

Рот разинут, в его провале красная жижа.

Девочка встала, как вкопанная.

Она увидела! Всё увидела! Всё она поняла!

Перед глазами её вспыхнуло огненно-белое зарево.

Слабость, ноги её подкосились, в голове помутилось,

И она упала на землю без памяти.

Долго лежала, но вот очнулась и приподнялась,

Медленно голову туда повернула,

Где колодец стоял глубокий,

Люди лежали везде и всюду:

Дядя Абраша, Генушка, бабушка Ида,

Йосик Шмилевич, Рахиля и Фейга,

Маленький Фимчик, которого на руках она много носила.

Всё в крови - кровь повсюду.

В лепёшки кровавые пыль свернулась.

А на колодце людское месиво

Из тел окровавленных разметалось.

В смертном оскале, в последнем крике

Зияли провалы ртов человечьих,

Там торчала ножка детская, там свисали седые волосы,

А там рука с пальцами скрюченными

Тянулась вверх, будто в предсмертном ужасе небеса вопрошала.

Сверху лежала женщина молодая,

Прижимая свёрток с новорожденным,

А волосы ее нежно реяли над человеческими телами.

Но что это, что это? Женщина шевелится,

Она что-то шепчет, свёрток с ребенком

Протягивает окровавленными руками.

Девочка в украинской вышиванке,

С воплем не детским, падая и вставая,

Бежала, натыкаясь на ворота, заборы, калитки,

С криком вбежала, вбежала в хату,

Показывая куда-то руками.

Она кричала, не переставая,

ногтями себе царапая лоб и щёки,

Головой билась об белую стенку,

Хотела выбить из головы увиденную картину.

Много дней эта девочка сильно кричала,

Или сидела, как не живая,

Но вот однажды её отвлекло и заинтересовало

Что-то писклявое и шевелящееся в детской кроватке.

Вырос в украинской семье еврейский мальчик,

Учился играть на скрипке в Доме культуры,

А сейчас он - первая скрипка

В израильском столичном оркестре.

Дома частенько играет украинские мотивы,

Ежегодно ездит на Украину,

Приходит к небольшому кургану посреди местечка,

Что насыпали люди над еврейской братской могилой

И поставили камень большой и чёрный.

На нём высекли имена стариков, детей и женщин,

Запуганных, замордованных и расстрелянных,

От рук нелюдей погибших безвременно,

Убиенных безвинно и без защиты - евреев.

Учитель:

    История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов...

Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву.

Я очень хочу застать тот момент, когда в мире исчезнут все националистические настроения.

Патриотизм - это не только любовь к себе, это ещё и уважение к другим.

Чтец: (звучит музыка «Реквием» Моцарта)

Души Холокоста

Автор: Анатолий Зусман

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...

(в финале звучит песня «Хотят ли русские войны» в исполнении вокальной группы)

Источники

1. http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200301903

2. http://holocaust2001.narod.ru/holocaust_russian/osvenzim.html

3. http://www.holokost.net/opinion/97-what-our-children-know-about-the-holocaust.html

4. http://www.interethnic.org/News/120105_1.html

5. http://www.istorichka.ru/texts/1094015120/view/

6. http://www.jerusalem-korczak-home.com/jek/kard/sod.html

7. http://www.look- http://www.look-catalog.org/catalog.php?categoryid=46

8. http://www.migdal.ru/links/history/holocaust/

9. http://www.mitsva.kz/events/2006/sems2002/index.shtml

10. http://www.neteratura.ru/read.aspx?pid=AB8C38AE2BAC

11. http://www.newsru.com/background/04may2005/memoryday.html

12. http://poipkro.pskovedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=993&Itemid=29

13.http://ru.wikipedia.org/wikihttp://rutube.ru/tracks/1153278.html?v=357e4e17edfa0021d5099314. b4a58db2e1

15. http://www.samopal.net/stixi/7005

16. http://www.tooday.ru/01/holokost.php

17. http://works.tarefer.ru/33/100638/index.html

18. http://www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается Автор: Алексеенко Ирина Николаевна учитель истории МОУ СОШ №2 пгт Серышево Амурская область

Слайд 2

“ Там, где сжигают книги, будут жечь людей”. Генрих Гейне Холокост (Холаауст, Голакауст, Холокаст) – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня (греч.) – термин, употребляемый обычно в США и Западной Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.

Слайд 3

Холокост в действии Два еврейских мальчика перед соучениками. Надпись на доске: "Евреи - наши главные враги. Остерегайтесь евреев!" Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”. "Научное определение расовой чистоты"

Слайд 4

Голод в гетто. Варшава. Пытки заключённых. Концлагерь Бухенвальд. Германия . Массовая могила. Германия, Берген-Бельзен Издевательства над евреями Польша. Решение «еврейского вопроса»

Слайд 5

Коробки с "Циклоном-Б"- отравляющим веществом для убийства людей в газовых камерах. Дети Освенцима. Разгрузка газовой камеры в Освенциме. Рисунок бывшего узника Д.Олере. На пути к газовой камере . Решение «еврейского вопроса»

Слайд 6

Ворота лагеря Освенцим-Бжезинка (Биркенау) Этот "милый" домик - настоящий крематорий, в котором сжигали и мертвых, и живых...

Слайд 7

Перед самой войной в составе СССР оказались территории, принадлежавшие Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии, а также Западной Украине. Именно здесь в погромах и их организации принимало участие местное население, сотрудничавшее в нацистами. учитель Эгоф занял пост бургомистра Зембина 18 августа 1941 года, участвовал в акции по истреблению поголовно всех зембинских евреев, т.е. более 900 человек, В Борисове по его приказу погибло более 9000 евреев О таких, как Эгоф, евреи обычно говорят: - "Да будут прокляты и забыты их имена!"

Слайд 8

Холокост на территории СССР Продвигаясь вперёд, эйнзатцгруппы оставляли за собой "долины смерти" - братские могилы: в Румбуле под Ригой (28 тыс.), в Девятом Форте - в Каунасе (18 тыс.), в Понарах около Вильнюса (около 30 тыс.), в Малом Тростенце возле Минска, в Бабьем Яру в Киеве (за два дня массовых казней тут было убито 35 тыс. человек), в Дробицком Яру под Харьковом и во многих других местах.

Слайд 9

Перед казнью. Латвия, Лиепая. Массовое убийство женщин и детей. Украина Массовое убийство евреев-мужчин. Украина

Слайд 10

В борьбе с фашизмом Уже в 1942—1943 гг. в партизанском движении в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России сражалось около 25 000 евреев. Около полумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии. По числу Героев Советского Союза евреи занимают 5-е место среди представителей народов нашей страны.

Слайд 11

В 1941—1945 гг. нацисты истребили 6 000 000 евреев из оккупированных стран Европы В лагерях смерти погибло более 3 миллионов человек. Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Холокост и дети

1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...