"Чтобы словам было тесно.."
методическая разработка (8 класс) по теме
Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым ( победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_slovam_bylo_tesno.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы словам было тесно…
Кружок « Русское слово» .
Ф. М. Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.
Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым ( победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).
Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) пословицы и афоризмы, например: ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм- по когтям узнают льва, т.е. по одному какому либо признаку можно узнать человека.); per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра – через тернии к звездам, т.е. преодолевая все невзгоды, к заветной цели); sapienti sat (сапиэнти сат- для умного достаточно, т.е. умный поймет и с полуслова); alea jacta est ( алеа якта эст- жребий брошен, т.е. принято бесповоротное решение).
Мы знакомы с удивительным лаконизмом, выразительностью и меткостью народных пословиц, поговорок . Кстати, многие из них остро высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Язык мой враг мой; Лучше ногою запнуться, чем языком.
Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: « Краткость- сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу «надо делать- в этом искусство. Надо выбрасывать все лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».
Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например: в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.
Игра «Одним словом».
Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое определение какого- либо понятия. Например, ученик пишет: Я очень скучал, потому что никого не было и я был один. А ведь есть очень точное и выразительное слово одиночество: Я очень скучал в одиночестве. В свою очередь, вместо очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места ( для разговорной).
Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет. Предлагаемая игра поможет в развитии навыка подбора точных и ясных слов.
Ведущий читает помещенные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры, предлагает выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.
Кто?
- Тот, кто предан своему народу, родине (патриот).
- Деятельный член, какого- нибудь коллектива, общества (активист).
- Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник).
- Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор).
- Тот, кто несет знамя (знаменосец).
- Человек, борющейся за что- либо (борец).
- Тот, кто беседует с кем- нибудь (собеседник).
- Тот, кто работает с кем- нибудь (сотрудник).
- Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).
- Тот, кто едет верхом (всадник).
- Человек, идущий по одному пути с кем нибудь (попутчик, спутник).
- Последователь каких- либо взглядов, приверженец какого- нибудь учения, движения (сторонник).
- Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем- нибудь (единомышленник).
- Старый, опытный воин; заслуженный работник какого- нибудь поприща (ветеран).
- Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток).
Какой ?
- Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).
- Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы ( благоустроенный).
- Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный).
- Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).
- Начинающий стареть, немолодой (пожилой).
- С более темной кожей, чем обычно (смуглый).
- Такой в каком приятно и удобно жить (уютный).
- Со многими поворотами и изгибами (извилистый).
- Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).
- Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).
- Такой, что нельзя забыть (незабываемый).
- Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).
- не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).
- Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).
- Доводящий до усталости (утомительный).
Что делать?
- Говорить тихо, неразборчиво (бормотать).
- Пронзительно, резко кричать (визжать).
- Перевертываться через голову (кувыркаться).
- Делать что- либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться).
- Идти, делая частые, мелкие шаги ( семенить).
- Находиться в состоянии полусна (дремать).
- Тащить, тянуть что- либо, не отрывая от земли (волочить).
- Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).
- Жить некоторое время у кого – нибудь в гостях ( гостить).
- Испытывать отвращение к чему- либо неприятному, нечистому (брезгать).
- Говорить что- либо грубое, вызывающее (грубить).
- Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).
- Резким движением широко раскрыть ( распахнуть).
- Стремительно подняться, взлететь ( взмыть).
- Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Чтобы не было беды"
Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...
«Чтобы не было беды»
Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....
"Чтобы не было беды"
Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....
«Чтобы не было беды» (цикл занятий по ОБЖ для детей младшего школьного возраста)
Конспект занятий по темам: 1.Где нас подстерегают опасности. 2. Безопасный дом. 3. Безопасная дорога. 4. Незнакомые люди и новые друзья....
Тематический вечер для старшекласссников по профилактике СПИДа и наркомании "Задумайся сегодня, чтобы не было поздно завтра ..."
Данный материал можно познакомствоит и систематизирует знания учащихся на тему СПИД, наркомания; сформирует адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД и наркомания; по...
Классный час для 6кл. "Чтобы не было беды"
- познакомиться с правовыми нормами и видами правонарушений;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- развивать способность соотносить собственные чувс...
Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...