"Чтобы словам было тесно.."
методическая разработка (8 класс) по теме

Айзятова Фидания Мидехатовна

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым ( победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_slovam_bylo_tesno.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы словам было тесно…

Кружок « Русское слово» .

Ф. М. Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ  Дрожжановского района.

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым ( победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) пословицы и афоризмы, например: ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм- по когтям узнают льва, т.е. по одному какому либо признаку можно узнать человека.);  per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра – через тернии к звездам, т.е. преодолевая все невзгоды, к заветной цели);  sapienti sat (сапиэнти сат- для умного достаточно, т.е. умный поймет и с полуслова);  alea jacta est ( алеа якта эст- жребий брошен, т.е. принято бесповоротное решение).

Мы знакомы с удивительным лаконизмом, выразительностью и меткостью народных пословиц, поговорок . Кстати, многие из них остро высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Язык мой враг мой; Лучше ногою запнуться, чем языком.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: « Краткость- сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу  «надо делать- в этом искусство. Надо выбрасывать все лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться  избегать элементарных ошибок многословия. Например: в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

Игра «Одним словом».

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое определение какого- либо понятия. Например, ученик пишет: Я очень скучал, потому что никого не было и я был один.  А ведь есть очень точное и выразительное слово  одиночество: Я очень скучал в одиночестве. В свою очередь, вместо очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места ( для разговорной).

Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет. Предлагаемая игра поможет в развитии навыка подбора точных и ясных слов.

Ведущий читает помещенные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры, предлагает выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

Кто?

  1. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот).
  2. Деятельный член, какого- нибудь коллектива, общества (активист).
  3. Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник).
  4. Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор).
  5. Тот, кто несет знамя (знаменосец).
  6. Человек, борющейся за что- либо (борец).
  7. Тот, кто беседует с кем- нибудь (собеседник).
  8. Тот, кто работает с кем- нибудь (сотрудник).
  9. Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).
  10.  Тот, кто едет верхом (всадник).
  11.  Человек, идущий  по одному пути с кем нибудь (попутчик, спутник).
  12.  Последователь каких- либо взглядов, приверженец какого- нибудь учения, движения (сторонник).
  13.  Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем- нибудь (единомышленник).
  14.  Старый, опытный воин; заслуженный работник какого- нибудь поприща (ветеран).
  15.  Мальчик или  девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток).

Какой ?

  1. Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).
  2.  Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы ( благоустроенный).
  3. Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный).
  4. Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).
  5.  Начинающий стареть, немолодой (пожилой).
  6.  С более темной кожей, чем обычно (смуглый).
  7. Такой в каком приятно и удобно жить (уютный).
  8. Со многими поворотами и изгибами (извилистый).
  9. Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).
  10.  Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).
  11.  Такой, что нельзя забыть (незабываемый).
  12.  Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).
  13.  не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).
  14.  Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).
  15.  Доводящий до усталости (утомительный).

Что делать?

  1. Говорить тихо, неразборчиво (бормотать).
  2. Пронзительно, резко кричать (визжать).
  3. Перевертываться через голову (кувыркаться).
  4. Делать что- либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться).
  5. Идти, делая частые, мелкие шаги ( семенить).
  6.  Находиться в состоянии полусна (дремать).
  7. Тащить, тянуть что- либо, не отрывая от земли (волочить).
  8.  Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).
  9.  Жить некоторое время у кого – нибудь в гостях ( гостить).
  10.  Испытывать отвращение к чему- либо неприятному, нечистому (брезгать).
  11.  Говорить что- либо грубое, вызывающее (грубить).
  12.  Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).
  13.  Резким движением широко раскрыть ( распахнуть).
  14.  Стремительно подняться, взлететь ( взмыть).
  15.  Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Чтобы не было беды"

Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...

«Чтобы не было беды»

Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....

"Чтобы не было беды"

Классный час по теме: "Чтобы не было беды" расчитан на детей 3-5 класса....

«Чтобы не было беды» (цикл занятий по ОБЖ для детей младшего школьного возраста)

Конспект занятий по темам: 1.Где нас подстерегают опасности. 2. Безопасный дом. 3. Безопасная дорога. 4. Незнакомые люди и новые друзья....

Тематический вечер для старшекласссников по профилактике СПИДа и наркомании "Задумайся сегодня, чтобы не было поздно завтра ..."

Данный материал можно познакомствоит и систематизирует знания уча­щихся на тему СПИД, наркомания; сформирует адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД и наркомания; по...

Классный час для 6кл. "Чтобы не было беды"

   - познакомиться с правовыми нормами и видами правонарушений;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- развивать способность соотносить собственные чувс...

Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"

   Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...