Приложение к кл.часу "Культура эпохи великих потрясений"
методическая разработка (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Культура эпохи великих потрясений»
«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».
Козьма Прутков
План проведения:
- Вступительное слово учителя.
- Выступления учащихся + показ слайдов
- Викторина
Учитель. С конца XIV века на Руси начался культурный подъём, обусловленный освобождением от монгольского ига и образованием единого государства.
Ребята 1 группы. Архитектура (слайд 3). С конца XV века наступил новый этап в развитии русского зодчества. С объединением страны разрушились рамки местных архитектурных школ. К созданию монументальных сооружений в столице привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии, которые принесли в русскую архитектуру технику итальянского Возрождения. С учетом опыта возведения Успенского собора во Владимире (слайд 4) под руководством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фьораванти в центре Кремля вырастет Успенский собор, ставший главным храмом столицы (слайд 5). Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия.
15 августа 1479 года на празднике Успения Пресвятой Богородицы совершилась церемония освящения нового собора. С этого дня Успенский собор на долгие столетия стал средоточием русской государственной церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты (как, например, воссоединение Украины с Россией в 1654 г.), происходили постановления в сан митрополитов и патриархов. Здесь же располагались и гробницы этих патриархов. Кроме того, в Успенском соборе находилась православная Святыня всей России – икона Владимирской Божьей Матери (слайд 6). Неподалёку выросли другие замечательные каменные церкви – Архангельский и Благовещенский соборы (слайд 7).
Первый из них стал родовой усыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и др.
Началась перестройка Кремля (слайд 8).
Новая крепость была сложена из крупного красного кирпича, только основание стен и башен оставалось белокаменным. Через реку Неглинку перекинули мост. Вдоль стены со стороны Красной Площади прорыли ров, заполненный водой, с подъемными мостами против ворот. Были обнесены стенами Китай – город и Белый город.
До XVII в. Кремлёвские башни не имели затейливых кремлёвских шатров, венчающих их в наше время, и поэтому крепость выглядела особенно суровой и мощной. Живописные зубцы, главное украшение стен, защищали верхний ярус боя. Красный цвет стены, удачно выбранные пропорции башен и их лаконичное архитектурное убранство прекрасно гармонировали с белыми соборами Кремля. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших европейских крепостей своей эпохи.
Своеобразной чертой русского зодчества стало появление шатрового стиля.
Под Москвой, в селе Коломенском, возвели шатровый храм Вознесения (1532) на высоком берегу Москвы – реки (слайд 9).
О нём современники сказали: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не была прежде сего на Руси». Устремлённость вверх этого 60 – метрового чуда символизировала вечный порыв человека к Богу.
Венцом церковного строительства стал созданный архитекторами Бармой и Постником Покровский собор, «что на рву» (слайд 10). В народе его называли храмом Василия Блаженного (слайд 11). В нём не один год находился известный на Руси юродивый Василий Блаженный, не боявшийся вступать в спор с Иваном Грозным.
Слажённость художественных форм собора заставляла исследователей видеть в нём и символ храма ветхозаветного царя Соломона (XI до н.э) и Небесный Иерусалим – отраженье храма Гроба Господня в земном Иерусалиме и «райскую» архитектуру, обращённую к душам погибших, и одновременно утверждение политических амбиций Москвы.
Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове, Нижнем Новгороде (слайд 12).
Ребята 2 группы. Живопись (слайд 13). Культурный взлёт Руси способствовал небывалому развитию церковной живописи (слайд 14).Произведения Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия стали образцами для подражания на многие века. Монастыри заботились об украшении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школ церковной живописи (новгородская, вологодская, Строгановская, московская). О том, как писать иконы, спорили на Стоглавом соборе. В практику иконописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа, здания, животные и т.п.)
В русских иконах нет исторического восторга, а есть спокойная уверенность в достижении цели. Именно физической неподвижностью передаётся необычное напряжение и мощь неуклонно совершающегося духовного подъёма: чем неподвижнее тело, тем сильнее движение духа.
Иконы Феофана Грека (слайд 15) – скупые, суровые краски, динамичные мазки быстрой кисти.
Иконы Андрея Рублёва (слайд 16) – другой взгляд на мир, другая философия жизни. Радость выражена не в словах, а в красочных видениях. Здесь сама скорбь претворяется в радость. Её символический язык недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии. Но этот язык становится жизнью, когда рушится мечта и у людей разверзается бездна под ногами. Тогда нам нужно знать, что зверь не есть во всём мире, что над его царством есть иной закон жизни, который восторжествует.
Иконы Дионисия (слайд 17) называют поэзией живописи.
Мы чувствуем ту силу, которая в старину выдвигала из земли златоверхие храмы и зажигала пламенные языки куполов над космосом.
Ребята 3 группы. Книгопечатание (слайд 18). В 1553 году началось русское книгопечатание, чуть позже возник Московский Печатный двор. 1 марта 1564 года вышел «Апостол» - первая датированная книга Ивана Фёдорова (слайд 19). Его помощники Пётр Мстиславец и другие провели работу столь тщательно, что ей могут позавидовать нынешние книгоиздатели: в «Апостоле» не было ни одной опечатки! Чёткий шрифт, художественное оформление издания- всё было выполнено на высоком уровне. Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Распространение книг открывало более широкие возможности общения с духовными ценностями. На первых порах издавались церковные книги, но позже стали печатать и гражданские. Сам Иван Фёдоров прекрасно понимал значение своей работы. Он сравнивал её с деятельностью сеятеля: «… вместо житных семян духовные семена по вселенной развеять» (слайд 20).
Церковные писатели под руководством митрополита Макария собрали жития русских святых и выпустили «Великие четьи минеи». Установление общерусского пантеона святых отражало факт объединения Руси.
По неизвестным причинам Фёдоров покинул Москву и продолжал свою деятельность на Украине. Но в Москве печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарисиев и Андроник Тимофеев Невежа. К концу XVI в России были напечатаны основные богослужебные книги.
Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правил «Домострой», составленный Сильвестром и одобренный церковным собором.
Ребята 4 группы. Литература (слайд 21). Тема борьбы за объединение и освобождение Руси нашла яркое в народе отражение в литературе (слайд 22). На Севере в народе сохранилась память о былинных героях, защитниках Отечества. Произведения Куликовского цикла – «Задонщина», «сказание о Мамаевом побоище» - воспевали уже не условных эпических героев, а конкретных исторических лиц: Дмитрия Донского, митрополита Киприана.
В XVI в. появились произведения, носящие острый полемический характер. Известна переписка Ивана Грозного с князем Курбским, в которой опальный князь затрагивал проблемы царской власти и советовал царю «искать доброго и полезного совета не только у советников, ни и у всенародных человек, поскольку дар духа даётся поправости душевной».
Развитие русской общественной мысли отразилось в произведении псковского монаха Филофея, подчёркнувшего церковно-политическую роль Москвы как «третьего и последнего Рима», центра православия, наследницы Константинополя.
Благодаря церковному писанию Зиновию Отенскому стало известно «рабье ученье» Феодосия Косого, который проповедовал равенство людей. На Западе тогда распространялась реформация, а в России государственная и церковная власть препятствовали распространению еретических движений, в том числе изданием богословских сочинений.
Конец XV-XVI в. примечательны созданием общерусских летописных сводов. Был подготовлен грандиозный «Лицевой» (иллюстрированный) летописный труд, призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей.
По сей день учёных и любителей истории занимает вопрос о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Речь идёт о богатом собрании греческих и латинских рукописей, привезённых в Москву невестой Ивана III Софьей Палеолог. Этой библиотекой пользовался замечательный писатель и философ Максим Грек. Но в дальнейшем она исчезла.
Учитель. Вот видите, ребята, как мы сегодня много узнали об истории нашей Родины.
А чтобы наш классный час запомнился вами, предлагаю ответить на вопросы викторины. Вот тут мы и увидим, кто из вас самый внимательный.
Викторина
«Русская культура эпохи великих потрясений»
Вопросы викторины:
- Назовите родовую усыпальницу князей и царей московского дома, где находятся гробницы Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана Грозного.(Архангельский собор в Москве.)
- Какой собор в Москве выполнял роль главного храма столицы? (Успенский собор).
- О каком храме современники говорили в XVI в.: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не бывала на Руси»? (О Шатровом храме Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенном в 1532 г).
- Как официально называется храм Василия Блаженного, созданный архитекторами Бармой и Постником? (Покровский собор.)
- В честь какого события в истории государства Российского в Москве в 1555-1561 г. соорудили храм Василия Блаженного или Покровский собор? (В честь взятия Казни.)
- Каковы основные характерные черты русской иконы? (Библейский сюжет, символика цвета).
- Назовите точную дату начала книгопечатания в России. С чем она связана? (1 марта 1564г., выход в свет «Апостола» Ивана Фёдорова.)
- Как назывался свод правил культурно-бытового уклада русского народа, составленный в середине XVI в. духовником Ивана Грозного Сильвестром? (Домострой.)
- Назовите писателей средневековой Руси, живших и творивших в XVIII в, вызволивших себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, внести в сочинения просторечные обороты? (Иван Грозный, Андрей Курбский.)
- Кто первым из русских литераторов назвал Москву «третьим Римом»?Филофей, монах псковского монастыря.)
- Самый знаменитый писатель XVI в., доказывавший в эпистолярном жанре, что царь имеет право казнить и миловать? (Иван IV Грозный.)
- Кто на самом деле является первым владельцем так называемой библиотеке Ивана Грозного? (Вторая жена его деда Ивана III Софья Палеолог.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кл. час "Культура эпохи великих потрясений"
Знать историю своей страны должен каждый. Кл. час посвящён развитию архитектуры, живописи, литературы и книгопечатания на Руси в конце XV начале XVI века....
Викторина к кл.часу "Культура эпохи великих потрясений"
В презентации даны вопросы по материалам кл. часа "Культура эпохи великих потрясений", что помогает лучше усвоить материал....
Урок истории в 9 классе "От кризиса- к великим потрясениям"
Данная разработка представляет собой план-конспект урока истории в 9 классе. Цель урока:закрепить знания и представления об основных процессах и явлениях Отечествен...
«Донские рассказы» М.А. Шолохова как предупреждение об утрате семейных ценностей в эпоху революционных потрясений
В 1926 году в издательстве «Новая Москва» вышли в свет два сборника рассказов М.А. Шолохова: «Донские рассказы» (19 рассказов) и «Лазоревая степь» (12 рассказов). А...
Историческая Своя игра по теме "Россия в эпоху Великих потрясений" для 10 класса
Историческая Своя игра по теме "Россия в эпоху Великих потрясений" для 10 класса...
Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").
Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...