"Река моего детства - Камелик"
классный час (8 класс) на тему
Классный час для учащихся 8 класса.
У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. Это путешествие в мир краеведения. Людей разных национальностей приютила на своих берегах наша река.
И самое главное, дети не должны забывать о том, что все живут под одним солнцем, в данном случае на берегу одной полноводной, приветливой реки, и все должны быть такими же добрыми, с открытой душой, любить не только себя, но и окружающих людей. Ведь без взаимного понимания не будет и светлого будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_moego_detstva.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКА МОЕГО ДЕТСТВА – КАМЕЛИК»
(традиции и обычаи народов, живущих в нашем посёлке)
Дорохова Нина Васильевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа Перелюбского муниципального района Саратовской области», учитель русского языка и литературы, Саратовская область.
Предмет (направленность): внеклассная работа
Возраст детей: 14 лет, 8 класс
Место проведения: актовый зал школы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Эпиграф: «…Камелик,
Пусть совсем ты невелик,
Только сердце мне с тобою
Расставаться не велит»
(Е.Бикташев)
Оформление: Выставка рисунков и фотографий реки Камелик.
Презентация «Река моего детства – Камелик»
Фонограмма песни «Камелик»
Ведущий. У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. И я не ошибусь, если скажу, что нам дорога родина не только воспоминаниями о родном доме, но и воспоминаниями о нашей реке Камелик. Не только люди, родившиеся на этой реке, гордятся и любят её, но и те, кто здесь побывал хотя бы раз. Этому доказательство – песня о Камелике саратовского композитора Е.Бикташева. Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашей реке, в её историю.
1 ведущий. Путешествие в мир краеведения хотелось бы начать с портрета дорогого и любимого всеми жителями нашего посёлка, да и всего Перелюбского района, Камелика. Что ни говори, а именно эта тихая степная речка положила начало освоению нашего края более двух веков назад. Это на её крутых берегах вставали первые избы поселенцев, здесь поили своих коней башкиры – кочевники, облюбовавшие привольные места для свободной, как им казалось, жизни. Вода в степи – это жизнь, и жизнь эта забурлила на щедрых берегах Камелика. (слайд 2)
2 ведущий А теперь о происхождении названия. Почему именно Камелик? Есть несколько версий, вполне заслуживающих внимания.
Одна из них, первая, связана с появлением башкир на его берегах. Двигаясь с севера на юг, кочевники переправлялись через неизвестную речку, причём переправлялись на лодках. «Каме» по-башкирски – лодка. Словосочетание «каме лик» означало «плавать на лодке» или «использовать лодку». Это, казалось, очень убедительная версия. Но при изучении немногих архивных документов 18 – 19 веков выясняется, что к тому времени, когда башкиры появились на Камелике, там уже стояли два села – Тарасовка и Рахмановка. (слайд3)
3 ведущий Имеет право на жизнь и другая версия. «Камелик» или «камелица» с сербскохорватского языка переводится как «ромашка», «белая ромашка». Видимо, этим словом первоначально именовалась наша река. Достоверно известно, что в середине 18 века в Заволжье по реке Иргиз русское правительство селило сербов, которые спасались в России от Преследования Османской империи. Не исключено, что часть из них облюбовала устье степной речушки, кот орая впадала в Иргиз, и вполне могла дать ей своё название по имени цветка, который во множестве встречается по берегам Камелика. А уж потом, позже губернские и другие чиновники, составляя на слух документы на переселенцев, превратили «камилицу» в слово «Камелик». Примерно десятилетие спустя на её берегах уже русские поселенцы основали два села. (слайды 4,5)
4 ведущий Возраст Камелика измеряется миллионами лет. В Саратовской области Камелик по протяжённости занимает 8-10 место среди речек.
Весной, во время половодья, Камелик, показывая норов, обычно отрезает сёла одно от другого. Раньше пользовались лодками, но потом стали строить мосты. Первый из них связал берега реки в Большой Тарасовке в середине 60-х годов, когда строилась республиканская дорога Пугачёв-Перелюб. (слайды 6,7)
5 ведущий В нижнем течении Камелик не похож на тихую степную речушку. От посёлка Молодёжный и до самого устья в его пойме растут тенистые леса – жемчужина нашего края. Здесь одно раздолье для отдыха.
Камелик во все времена был богат рыбой: плотвой, щукой, окунем, карасём. И сом в речке водится.
Камелик – удобное место для обитания целого ряда видов птиц и млекопитающих. В его укромных уголках гнездятся утки, ну а от сорок и ворон отбоя нет. (слайды 8,9)
6 ведущий Мы совершили небольшую заочную экскурсию по Камелику.
Степная река всегда манила к себе людей, и они с удовольствием селились на её берегах.
И по сей день он поит и кормит жителей нашего района, вписывает в степной пейзаж колорит своих тихих заводей, плёсов, сочную зелень красавиц ветел. Но всё это лирика, а действительность такова: сегодня на Камелике живёт около 10 000 человек из 18 000 числящихся в районе.
Деятельность человека, особенно в 60-80 годы прошлого столетия, здорово изменила облик Камелика, причём в худшую сторону. Перехваченный в нескольких местах плотинами, он буквально зачах и потихоньку, особенно около сёл, превратился в большую сточную яму.
Но Камелик продолжает оставаться Камеликом, как трудно ему ни приходилось, и продолжает служить людям добрую службу.
Чтение стихотворения «Камелик» С.Ленгина.
Он набухал, он грозно волновался,
Гудел нутром глубинных родников.
Из зимних пут он вырваться старался,
Весны заслышав долгожданный зов.
И час настал, и тёмным стало русло,
Где он лежал, где созревал, когда
Поднялся он и, взламывая с хрустом,
Понёс осколки глыбистого льда.
Какая мощь!
Ему б, взвалив на спину,
Нести к морям гружёные суда,
Вращать у ГЭСов тяжкие турбины,
Отборной рыбой полнить невода.
Но нет, не то положено по долгу
Вершить ему. Другой его удел:
Он всею мощью перелился в Волгу,
А что осталось – не для крупных дел.
Его хватает, чтоб не потеряться
В зелёном буйстве трав и камышей.
Поить делянки пойменных плантаций,
Кормить и множить щук и пескарей.
Он и на карте мира не отмечен.
Что ж, всё понятно – малая река.
Но если бы не сотни мелких речек,
И Волга б обмелела в берегах.
Ведущий. Вода в степи – это жизнь. И эта жизнь бурлит на щедрых берегах Камелика. Людей разных национальностей приютил на своих берегах Камелик. Только в нашем посёлке бок о бок живут русские, казахи, башкиры, татары, чуваши, лезгины, чеченцы и люди других национальностей. Живут одной большой дружной семьёй, приходя друг другу на помощь и в горе, и в радости, сыграв вместе ни одну свадьбу, воспитывая вместе детей и внуков. Но каждый народ счастлив по-своему, у каждой национальности очень много интересного и запоминающегося, что они несут ещё от своих предков и стараются передать своим детям и внукам.
Сегодня мы с вами поговорим о народных праздниках русских, казахов и башкир, познакомимся с их обычаями.
- Православная Масленица.
Масленицу на Руси встречали ещё наши деды и наши прадеды, встречали «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем. С незапамятных времён на Руси самый весёлый народный праздник – Масленица совпадает с так называемой «сырной неделей».
Масленица до сих пор считается одним из любимых праздников русского народа. Наводившее страх на всё живое чудище Морана (зима0 убегало, а появлялось светлое божество весеннего плодородия земли – весёлая красавица Лада. Шли века за веками и красавица-богиня, вестница весны Лада, превратилась в Масленицу.
Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городов» происходило в понедельник и во вторник.
В среду весь честной люд начинал лакомиться масленичными яствами, от того-то и звалась среда – Лакомка.
В четверг мастерили чучело зимы и возили его в санях. Устраивались масленичные игрища.
Пятница слыла, да и теперь слывёт под именем «тёщин вечерок».
Суббота зовётся «золовкины посиделки». Оба дня, пятница и суббота, посвящены в народе хождению по родне.
Воскресенье – последний день Масленицы. Носит название: «проводы», «прощанье», «целовник». Приходил «прощёный день» - просили и обоюдно прощали родные, знакомые и все первые встречные.
Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала крещёная матушка-русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. На восьмой день наступали проводы, сжигалась зима – Морана. Вывозили безобразное чучело-чудовище и сжигали за околицей на сероватом снегу. Вместе с чучелом в костре сгорали и забывались все неудачи прошлого года. (слайды 10,11)
2. Казахский обряд «Имянаречение».
Есть интересный и радостный обряд «имянаречение». В дом, где родился младенец, в пятницу в полдень приглашают гостей, сначала пожилых людей, потом родственников и соседей.
В честь рождения наследника или наследницы приносят в жертву накануне, до заката солнца, барана.
Гости рассаживаются на полу, поджав пол себя ноги, по кругу. Мулла спрашивает у гостей: «Зачем вы пожаловали в дом?». Гости отвечают: «Мы слышали о пополнении семьи, только не знаем: телёнок, жеребёнок, ягнёнок? А ребёнок? Кто? Сын! Дочь!» Мулла просит отца принести ребёнка на подушке и положить в центр круга, отец гордо и бережно выполняет эту миссию и всем гостям объявляет о рождении ребёнка, пол ребёнка и выбранное имя.
Мулла читает молитву, а потом во всеуслышание произносит имя ребёнка. Ребёнку в ухо три раза мулла прокричит имя, чтобы ребёнок знал своё имя.
Гости преподносят подарки малышу, сладости к столу. Малыша уносят в другую комнату, накрывают достархан и гостям подают угощение: бишбармк, баурсаки, сладости, чай.
«Имянаречение» завершает обряд снятия сглаза. После ухода гостей, в чашку наливают воду и омывают все дверные ручки, стёкла окон, после чего воду разбрызгивают в комнате младенца и снимают сглаз. Если ребёнок спит спокойно, значит он доволен своим именем и никто его не сглазил. (слайды 12,13)
3. Башкирский обряд «Разрезание пут».
К году малыш может стоять, но никак не может пойти, как будто его кто-то держит, поэтому ему и разрезают путы.
Накануне бабушка готовит путы. Она сшивает смесь лоскутиков с одежды близких родственников, брата или сестры, именно называя черты характера (смелость, скромность, честность, уважение, красота, ум и т.д.), которые должны перейти к малышу.
Мать малыша называет родственницу, которой доверяет разрезание пут. Она должна купить ребёнку подарок – это будет обувь: пинетки, ботиночки.
Ребёнку перевязывают ноги и между ног катают сваренное вкрутую яйцо. Яйцо – символ жизни. Яркие лоскутики, яйцо привлекают малыша, и он с интересом наблюдает за символическими действиями взрослых, пытается поймать катающееся яйцо, в это время и нужно резать путы. (слайды 14,15)
Ведущий. Много интересного у всех народов, важного для народа, для традиций. И всё это, ребята, мы с вами должны знать, чтобы передать своим детям. И самое главное мы не должны забывать о том, что мы все живём под одним солнцем, в данном случае на берегу одной полноводной, приветливой реки, и мы все должны быть такими же добрыми, с открытой душой, любить не только себя, но и окружающих нас людей. Ведь без взаимного понимания не будет и светлого будущего.
ЛИТЕРАТУРА
- Бычков Ю.И., «В степях под Перелюбом»(исторические очерки),1995 г., «Полиграфист»
- Бычков Ю.И., «Родина рассветная моя» (Перелюбский район в ХХ веке), 2000, Саратов, Приволжское книжное издательство.
- Бычков Ю.И., Рашидов Ф.«Башкиры на Камелике». 2006. Саратов. Торгово-промышленная палата Саратовской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к калссному часу "Река моего детства - Камелик"
Презентация к классному часу для 8 класса "Река моего детства - Камелик"...
Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.
Работа направлена на экологическое воспитание детей . ...
река Кобра - река моего детства
Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...
Проект "Река моего детства"
Методическая разработка содержит цели, задачи, краткое содержание этапов проекта, карточки-инструкции по исследованию реки, планируемые результаты, рефлексивно-оценочные материалы....
Эссе "Я- учитель" "Река моей жизни"
Эссе "Я -учитель" написано для участия в конкурсе "Учитель года 2015"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по русскому языку "Итанца-река моего детства" в рамках образовательного события
Конспект занятия по внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе...
Проект "Река моего детства"
Проект направлен на улучшение экологического сосояния малых рек....