Эссе "Я- учитель" "Река моей жизни"
статья на тему

Филиппова Наталья Юрьевна

Эссе "Я -учитель" написано для участия в конкурсе "Учитель года 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - учитель"23.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Эссе «Я - Учитель»

«Река моей Жизни»
Родилась я 5 декабря 1977  года в селе Высокая Гора недалеко от  города Казани расположенном на  великой  реке Волге. И как гласит мудрость Дж. Свифта «Причины великих событий, как истоки великих рек, в начале своём часто мелки и незначительны» так и я в детстве не могла и предположить, что пойду в такую нелёгкую, ответственную, но всё-таки вместе с тем интересную, творческую профессию педагога. Да и, в общем, то ни один ребёнок не задумывается об этом в детстве. На самом деле мне было предопределено пройти эти для меня «великие события» под названием «Река моей Жизни». Что предстоит мне не просто плыть по течению этой с виду ласковой, спокойной, доброй и тихой реки, а преодолевать порой сложные и бурные течения и подводные камни, которые встречаются на пути каждого взрослеющего человека. Почему сложилась моя судьба так, а не иначе? Спрашиваю себя я, оглядываясь в детство! И всё как будь то бы правильно и хорошо! Да теперь с высоты своего жизненного, да и педагогического опыта я могу позволить себе сделать некоторые выводы.
Основа профессиональной деятельности – это ответ самому себе на вопрос: Почему я этим занимаюсь? Не буду оценивать ответы на этот вопрос других людей. Буду отвечать сама за себя. Мне посчастливилось воспитываться в окружении интеллигентных семей педагогов многих поколений. Моих бабушек ,тётей и дядей. Моя бабушка Анна Михайловна Воронина и её сестра Елизавета Михайловна Ларионова  педагоги с огромным стажем работы и отдавали свой нелёгкий труд в сельской школе. Более 50 лет они работали учителями начальных классов. Свой первый скромный жизненный опыт получала я от них, наблюдая за их работой как бы непосредственно. Но это не всё. Ведь в большой семье Кузнецовых (это девичья фамилия моей бабушки) были ещё педагоги: её брат Николай Михайлович (учитель труда), сестра Мария Михайловна Содомова  ( учитель биологии), Валентина Михайловна- заведующая детским садом. И это только первое поколение. Педагогами работают и дочери Елизаветы Михайловны: Нина и Мария, они воспитатели в детском саду. Дети Валентины Михайловны тоже педагоги: сын Александр работал в нашей школе физруком, а дочь Ирина и сейчас работает учителем истории. Сын Николая Михайловича тоже преподаёт историю. Так или иначе, но замечательные профессии моих родственников незаметно касались и  меня. Удивительно, но жгучее желание быть рядом с детьми постоянно тянуло меня к ним. Помню, как с пяти лет часами сидела на уроках у бабушки на задней парте и смотрела, как она ведёт урок. А когда стала старше, бабуля доверяла мне проверять тетради. Я помогала организовывать мероприятия и праздники в начальных классах. Мне постоянно хотелось быть рядом с детьми. С подругами мы постоянно играли в школу, я была всегда учителем. Теперь я понимаю, что поступки мои возникали не просто так на пустом месте, это передаётся по наследству.  Я получила не только гены от своих предков, но и значительный опыт, пригодившийся мне в выборе профессии и ставшим для меня приоритетным направлением, как бы фарватером на моей «Реке жизни», за что я им безмерно благодарна. И вроде всё так гладко и даже я уже знаю:
Работа, как и человек конкретна, её лицо особое своё,
И сделана она не кем–то где–то, всегда есть точный адрес у неё.
Продолжается в юности……….
А нет, не всё так спокойно  и жизнь приготовила мне свои подводные камни, которые мне предстояло преодолеть. После окончания школы я хотела поступить в педагогическое училище на отделение начального образования, оказалось, что туда берут только после 9 класса, а я закончила 11 . Мне предложили подать документы на дошкольное отделение, что я и сделала. И вот через два года я выпускница дошкольного отделения Казанского Педагогического Училища №2 с красным дипломом в руках направляюсь в Казанский Педагогический Университет и подаю документы на исторический факультет. Моё поступление в институт потерпело фиаско. Но, перефразируя известное выражение «Кто не ошибается, тот не работает» могу сказать «Кто не ошибается, тот не учится». А желание моё работать с детством не угасло. И только с ним. С тем миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые. И принятие ими окружающего мира совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. И порой непонятно и обидно, что мы взрослые насильно насаждаем детям свои взрослые игры под самым благовидным предлогом. «Ведь мы же лучше знаем, что детям надо». Другой это мир. Другой! И доступ в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим педагогам, работающим в образовательных учреждениях. А так хочется приподнять эту завесу и отдать детям то, что я уже знаю, но как? Надо учиться. Я выбрала более длинный путь к своей цели. Но мы же знаем, что цель оправдывает средства, тем более, что у меня уже был диплом воспитателя. Я устроилась в детский сад «Петушок». Работая в детском саду, я поступила в педагогический институт, но только уже на заочное отделение математического факультета. Мой опыт накапливался, но гордиться пока было нечем. И всё-таки за годы учёбы я всё больше понимала, что определёно правильно почувствовала себя и свои чувства в детстве. Шли годы, я получала жизненный  и педагогический опыт, я воспитывала детей, они воспитывали меня. Работая с малышами, кажется вроде, смотри за ними и все, а нет самый нежный возраст, что заложишь, с тем и пойдут. И так вот я делилась своим накопленным опытом с этими кнопками. Показывала на своём примере, играла. Работа с детьми младшего возраста дала мне всё более и более уверенность в том, что пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живём, что-то делаем и при этом становимся лучше (чуть больше умеем, чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем. Поэтому важно понимать, что педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. Но «Река Жизни» крута и непредсказуема и иногда она нам диктует свои требования. За шесть лет учёбы в институте я успела выйти замуж и уехала в Казань, там работала в детском саду №72, родила сына и по семейным обстоятельствам вернуться на Высокую Гору. В детском саду места воспитателя не было, и я пошла в родную школу в надежде кем-нибудь  устроится. Здесь мне предложили место педагога организатора в начальных класса. Но пока я оформляла перевод из детского сада, в школе произошли изменения и мне предложили взять 2 «В» класс, который остался без учителя и никто не хотел его брать, так как детки в нём  были  очень слабые и с плохим поведением. Я согласилась. Так началась моя педагогическая деятельность в школе учителем начальных классов, как я мечтала в детстве. Я была счастлива. Через год мне присвоили вторую квалификационную категорию учителя начальных классов. А ещё через год получила диплом о высшем образовании. Теперь я могу работать учителем математики, но не хочу. Я на своём месте, на месте учителя начальных классов. Но я постоянно ловила себя на мысли, что повышении своей квалификации и  образование учителя начальных классов мне необходимо. Да и повышение качества образования выдвигает  всё новые и новые требования к взаимодействию с детьми  современными методами и приёмами. Работая в начальных классах, я не могла с сожалением относиться к детям, которым требуется особая поддержка взрослых. Вот кто особенно нуждается в моём опыте, вот кто требует особенной любви и ласки,  думала я. И без особых раздумий, когда мне предложили от школы пройти переквалификацию в Московском Социально - Гуманитарном  Институте по специальности «олигофренопедагогика»,  я  согласилась. Чтобы понять, что у маленького человечка происходит в голове, ведь у него  всё не так как у других, а как? Что происходит? Как он реагирует на окружающий мир? А самое главное как помочь?
Часто мои друзья говорят мне: « Ты отчаянный человек, зачем тебе эта коррекционная педагогика?»  Я только мило улыбаюсь и говорю: « Вам этого не понять. Я ведь духовно богатый человек могу невидимым мне ключиком общаться с любым ребёнком». Не понимают, но и не осуждают.
Ни заканчивается никогда………
Я ни разу не пожалела что получила коррекционное образование потому, что это позволило мне изучить работу с детьми, с которыми я работаю на данный момент. У них своя психология и педагогика. Изучив её, она позволила мне расширить свои интеллектуальные познания. Тогда я  ещё не думала, что буду работать по дополнительной специальности, но судьба сделала за меня выбор. В 2013 году мне предложили место учителя специального (коррекционного) класса VIII вида среднего звена (5-9 классы). Я согласилась. И я не о чём не жалею. Учить детей с ограниченными возможностями, видеть и радоваться даже небольшим их достижениям, именно в этом и заключается моё призвание.  Будучи учителем – дефектологом я прошла переквалификацию в КФУ по специальности учитель начальных классов.  А в 2015 году мне предстоит пройти квалификационные испытания уже как учителю – дефектологу. Но, вспоминая мудрость Аристотеля «Жизнь требует движения» я постоянно передаю своим детям уже взрослый осознанный и постоянно пополняющийся опыт. Повышаю свой педагогический потенциал. Принимаю участие в методических семинарах и конференциях. В 2014 году прошла обучение на всероссийских семинарах:  «Проектирование и реализация индивидуально-дифференцированной коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития», « Теоретико-методологические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», «Современные подходы к модернизации социального образования», «Игровая коррекция задержки психического развития. Арт - терапевтические способы коррекции задержки психического развития», «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте современной социальной политики: специальное и инклюзивное образование». Выбрала инновационную деятельность «Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках   географии» и обобщила опыт на методическом семинаре в 2015 году. Считаю, свой выбор удачным  и,  возвращаясь к напечатанному выше повторюсь,  педагог не для того что бы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии, а именно эта деятельность позволяет  проживать вместе с детьми их жизненный опыт не навязывая им своего обучения.
Хочу отметить что, передавая свой педагогический опыт детям, я понимаю да нелегко, да отнимает много времени, но зато как приятно осознавать себя полезным, получать отдачу и гордиться их успехами.
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал.
Почему-то вспоминается фильм «Москва слезам не верит» где главная героиня говорит «Если бы я не обожглась так сильно, то ничего из меня не получилось».  Я, конечно, не обжигалась так сильно. Но если бы не было у меня этапов моего жизненного становления, и не прошла бы я эту «Реку Жизни» ничего бы из меня не получилось.

Я очень люблю детей! Не представляю себя в другой профессии. Бывают случаи, когда в личной жизни идёт «чёрная» полоса, но на уроках со своими детками забываешь обо всех своих проблемах.

Те знания, которые я получила по четырём специальностям, мне помогают в личной жизни: воспитываю  двух сыновей Диму и Андрея, которые каждый день радуют меня какими-нибудь новыми достижениями.
Оглядываясь назад, могу утверждать: опыт, переданный мне моими родственниками, я передала большому количеству детей. Только дети этого ещё не знают, а вот мои учителя – родственники знают об этом, ведь педагогом я стала на их глазах. А бабуля и сейчас сладит за моей деятельностью, она жива и в этом году отметит своё 90-летие. Я горжусь, что со своей стороны стала продолжателем замечательной династии педагогов и крепким связующим звеном. Как  говорил Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Я думаю,  ответила на поставленный мною в самом начале вопрос.
У судьбы не требуя уступок,
Не винюсь ни в чём перед судьбой.
Главное на свете – есть поступок.
Действие, рождённое тобой.
                 Сергей Островой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель в моей жизни"

Творческая работа учащихся об учителе...

"Учитель в моей жизни"

Творческая работа учащихся об учителе...

"Учитель в моей жизни"

Творческая работа учащихся об учителе...

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"...

Эссе "Учитель в моей жизни."

Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.Н.В.Гоголь.Кто же он- учитель? Над значением этого слова споры идут веками. Для кого-то это наставник, пример, друг, мудрец. ...

Эссе. Учитель в моей жизни

Учитель в моей жизни...

Эссе "Учитель в моей жизни"

Эссе на тему "Учитель в моей жизни" о том, кем и чем является учитель для меня....