Классный час "Берегите Землю!"
классный час (7 класс) по теме

Горбунова Елена Викторовна

 

Экологическая ситуация в нашем городе и стране в целом очень серьезная, поэтому формирование экологической культуры – одно из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя. Цель классного часа: продолжить воспитание бережного отношения к родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_zemlyu.docx25.44 КБ
Файл beregite_zemlyu.pptx360.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа                                                                  

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!»

Разработала:

учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

ГОРБУНОВА Елена Викторовна

Возраст: 7 класс

Актуальность:

Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…». При этом «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 Конституции Российской Федеарции). Экологическая ситуация в нашем городе и стране в целом очень серьезная, поэтому формирование экологической культуры – одно из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Цель:

Продолжить воспитание бережного отношения к родной природе.

Задачи:

  1. Освещение актуальной проблемы охраны окружающей среды.
  2. Создание условий для проявления творческих способностей обучающихся.
  3. Расширение кругозора обучающихся.

Формы:

        Беседа, творческая мастерская, анкетирование

Оборудование:

  1.  Компьютер, проектор.
  2.  Презентация.

Предварительная подготовка:

  1. Разделение класса на творческие группы.
  2. Создание поделок из природных материалов.

План классного часа

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выразительное чтение стихотворения.
  3. Беседа.
  4. Защита поделок творческими группами.
  5. Тестирование.
  6. Беседа.
  7. Работа в творческих группах (составление памятки «Берегите Землю»).
  8. Проведение экологической игры.
  9. Выразительное чтение стихотворения.
  10. Рефлексия.

Ход классного часа

Слайды 1, 2, 3

Вступительное слово учителя (название классного часа, его актуальность и цель).

Чтец:

Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей тропы.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты оговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

                                        (С. Островский)

Слово учителя:

Ребята, посмотрите вокруг: какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! Всё то, что мы называем природой: необъятные поля и степи, глубокие озёра, зеленые леса, животные, птицы и насекомые – всегда было источником красоты, энергии и гармонии. Восхищаясь этой красотой, поэты, писатели, художники, композиторы создавали и создают прекрасные произведения.

Слайд 4

Беседа:

- Что изображено на картине Левитана?

- Соответствует ли тематике картины стихотворение Баратынского?

- Какое настроение вызывает полотно? А стихотворение?

Слово учителя:

Вы готовились к классному часу: из природных материалов творческие группы выполнили поделки. Расскажите о них.

Защита поделок творческими группами.

Слово учителя:

Но сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов давно стали проблемой всего человечества. Если не решить её, нашу планету ожидает экологическая катастрофа. Это понятие включает в себя не только загрязнение и нерациональное использование природных богатств, но и уничтожение животных и растений.

Тест «Экологическая культура» (каждый обучающийся получает бланк, в котором должен отметить по одному варианту ответа на предложенные вопросы).

Тест «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на поставленные вопросы!

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

По-разному

1.

Хорошо ли ты относишься к природе?

2

0

1

2.

Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

1

0

1

3.

Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

0

2

1

4.

Заслуживают ли внимания человека явления природы?

1

0

2

5.

Всегда ли ты к природе относишься внимательно?

1

2

0

6.

Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7.

Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8.

Ценишь ли ты новизну в природе?

1

2

0

9.

Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10.

Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

1

0

2

11.

Всегда ли ты выступаешь против тех, кто наносит природе ущерб?

0

2

1

12.

Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

0

2

1

13.

Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

14.

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

15.

Часто ли ты гуляешь на природе?

1

2

0

16.

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17.

Любишь ли ты заниматься чем-либо на природе, среди природы?

1

0

2

18.

Часто ли ты равнодушен к красоте природы?

2

1

0

19.

Выступал ли ты против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?

0

2

1

20.

Или они начались в средних классах?

2

0

1

21.

Часто ли ты рассматриваешь природу на картинах художников?

0

2

1

22.

Знаешь ли ты музыкальные произведения о природе?

1

2

0

23.

Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

2

0

1

24.

Всегда ли ты добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

1

2

0

25.

Помогают ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2

Познакомьтесь с результатами теста, оцените свое отношение к природе.

Слайд 5

Беседа:

Как не допустить экологической катастрофы? Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу для будущих поколений?

Возможные ответы школьников:

- следить за порядком во дворе

- не ломать деревья и кусты

- не разрушать муравейники

- не мучить животных

- не разорять птичьи гнёзда

- не мусорить

- сажать деревья и цветы                и т.п.

Работа творческих групп (составление и оформление памятки «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ»; обсуждение памятки, предложенной учителем)

Слайд 6

Экологическая игра «Паутина жизни»:

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

Слайд 7

Чтец:

Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.

Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души.

Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую: нас много, а она одна!

(В. Шефнер)

Рефлексия.

Составление синквейна на тему «Берегите Землю!»

Литература:

  1. Газета Биология, № 8 (16-30 апреля/2008)//Издательский дом «1 сентября».
  2. http://www.forest.ru/
  3. http://www.ecoline.ru/books/slovar/ (Снакин В. В. ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ПРИРОДЫ. Словарь-справочник. Под редакцией академика  А. Л. Яншина. М.: Academia, 2000. 384 с., ил.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 48 ГОРБУНОВА Елена Викторовна Смотрю на глобус, шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Слайд 2

Актуальность темы Статья 42-я Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…». Статья 58-я Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении, поэтому необходимо обсуждать проблемы экологии и находить пути их решения.

Слайд 3

Цель классного часа Продолжить воспитание бережного отношения к родной природе

Слайд 4

ГИМН ВЕСНЕ Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон. Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака. Шумят ручьи, блестят ручьи, Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд. Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне. Е. Баратынский Левитан. Весна. Большая вода.

Слайд 5

Свыше 40/менее 20 баллов: твое отношение к природе недостаточно осмысленно. Нужно чаще ана - лизировать собственные мысли , ощущения, пережи - вания , действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным, а сама природа послужит эффективным средством для твоего самовоспитания. 30-40 баллов: отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые твои ответы говорят, что не всё в этом отношении благополучно. Старайся быть внимательнее к природе и поведению людей, выступай в защиту окружающей среды, интересуйся произведениями искусства. Это сделает твое отношение к природе более действенным. 20-29 баллов: твое отношение к природе не очень активно. Необходимо уделять природе больше внимания, находить в ней привлекательность, продумывать причины ее явлений. Если ты будешь делать это регулярно, твое отношение к природе, а значит, и к людям, станет активнее и осознаннее.

Слайд 6

Памятка «БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!» Не вреди природе и не давай вредить другим! Помогай природе и предлагай товарищам помогать ей! Береги здоровье смолоду, ведь твоё здоровье – это часть здоровья всей нации! Сажай деревья: лес – это лёгкие планеты. Не жги промышленно-бытовые отходы: при их горении образуются ядовитые газы.

Слайд 7

Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши. Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души. Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна, И помни истину простую: нас много, а она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Классный час "Земля отцов-моя земля!"

Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...

классный час "Земля отцов-моя земля"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи:          - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.  ...