Классный час "Земля отцов - моя земля"
классный час по краеведению (7 класс) по теме
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»
Задачи:
- привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.
-воспитание гражданской позиции и патриотических чувств; развитие интереса к прошлому и настоящему своего края
- знакомство с традициями и обычаями своего народа
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстративные материалы: слайды, рисунки, фотографии
Классный час проводится в кабинете, оформленном в стиле кубанского казачьего быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Земля отцов - моя земля" | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»
Задачи:
- привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.
-воспитание гражданской позиции и патриотических чувств; развитие интереса к прошлому и настоящему своего края
- знакомство с традициями и обычаями своего народа
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстративные материалы: слайды, рисунки, фотографии
Классный час проводится в кабинете, оформленном в стиле кубанского казачьего быта.
Ход занятия
Организационный момент:
Звучит музыка Г. Пономаренко «Кубань, Кубань - родимая земля »
( На интерактивной доске демонстрируется видеоряд «И все это – наша Кубань!» Приложение 1)
Учитель: Кубань — так ласково и нежно зовём мы свою Родину. Это край необозримых степей и высоких гор, покрытых огромными лесными массивами! Богатство растительности и животного мира, тёплый климат искони привлекали людей в этот регион. Человек появился на Кубани более 300 тысяч лет тому назад. Об этом говорят многочисленные стоянки, местонахождения орудий труда, обнаруженных археологами как в Закубанье, так и на Черноморском побережье Краснодарского края.
СЛАЙД 1 (Приложение 2)
Наш классный час «Земля отцов - моя земля!» , мы не случайно начали с песни Григория Пономаренко «Кубань, Кубань – родимая земля». Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о нашей Родине, мы совершим с вами путешествие в прошлое наших хуторов, познакомимся с историей основания и заселения кубанских земель, с событиями, которые навсегда останутся в памяти всех поколений, живущих на кубанской земле.
Итак, мы отправляемся в путешествие в прошлое. А помогут мне в этом ребята, которые заранее подготовили свои сообщения.
СЛАЙД 2 (Приложение 2)
1 СТРАНИЦА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ КУБАНИ»
Учитель: (обращаясь к ученикам): С чего же началось заселение кубанских земель? Послушайте рассказ о том, как наши земли были освоены казаками.
1-й ученик: Закончилась русско-турецкая война (1787-1791 г.г) и бывшим вольным запорожцам, отличившимся в боях за Измаил, Очаков, Березань, сам Суворов вручил белое знамя, булаву и предписание отправиться на далекую Кубань, встать по ее правому берегу, обзавестись семьями и хозяйством. Предстояло поселиться здесь «навечно», как писала Екатерина II в Жалованной грамоте на плотной бумаге с водяными знаками.
СЛАЙД 3 (Кубанские казаки)
2-й ученик: Теплым весенним днем 10 мая 1793 года благополучно перезимовавшие на Ейской косе казаки Верного войска черноморского под командованием кошевого атамана Чепеги выступили к Усть-Лабинскому укреплению. Оттуда, как повелела императрица, они должны были двинуться вниз по течению Кубани, расставляя повсеместно пограничную стражу. Путь этот по дикому, необжитому правому берегу был нелегким и долгим: лишь месяц спустя, 9 июня 1793 года, черноморцы пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун и где русские солдаты по приказу А. В. Суворова построили небольшое укрепление — Архангельский редут. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут.
СЛАЙД 4 (Карасунский кут)
3-ученик: Черноморские казаки начали обживать кубанские земли. В Карасунском куте, у излучины реки Кубани, был основан войсковой град Екатеринодар.
СЛАЙД 5 (Свято – Троицкая походная церковь)
Посередине крепости поставили Свято-Троицкую походную церковь. Построили курени. Казаки-черноморцы несли сторожевую службу, защищая южные рубежи от набегов горцев.
СЛАЙД 6 (Сторожевая вышка)
4-й ученик: Тяжкой была пограничная служба. Основой границы были суворовские кордоны - небольшие крепости, обнесенные оградой и рвом. Меж кордонов выставляли пикеты - сторожевые посты с вышками. Службу на них несли и днем и ночью. В случае опасности на вышке зажигали сухой камыш и паклю. Граница Черномории приходила в движение: ржали лошади, по цепочке передавались команды, зычное «Слу-у-шай!» раздавалось над степью и за несколько часов от поста к посту достигало Азовского моря. Но в грозу или в бурю поговорить по казачьему «телефону» было нелегко. Легко было другое - запросто попасть под выстрел, кинжальный удар абрека или оказаться в плену.
5-й ученик: Потомки первых переселенцев донесли до нас рассказы дедов и прадедов, сведения о тех, далеких временах, когда бежали они от барской неволи с Украины и средней России. Наслушавшись рассказов о сказочно плодородных, свободных и богатых землях, где палка цветет - воткни ее в землю, двинулись в рискованный путь сотни крестьянских семей.
СЛАЙДЫ 7 (Переселение казаков)
6-й ученик: Первые хутора… Они росли, как грибы после дождя, обильно политые крестьянским потом. Очень тяжело приходилось переселенцам, не успевшим построить себе жилищ, достаточно защищавших от дождей и ветров. Из воспоминаний очевидцев известно, что люди жили очень тесно в шалашах, устроенных из тонких прутьев ветлы, крыши которых прикрывала трава. В таких жилищах пахло чем-то тяжелым, гнилым. Люди болели лихорадкой.
7-й ученик: Но прошли годы, хаты-мазанки из камыша и глины сменялись добротными саманными хатами. Люди обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Казаки стали зажиточными хозяевами. Имели «справные» дворы, мельницы, маслобойки. Росли и крепли станицы.
2 СТРАНИЦА «УКЛАД КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬИ»
СЛАЙД 8 (Уклад казачьей семьи)
Ученик 1: Казачья хата - обыкновенная, побеленная известью, приземистая, чистенькая кубанская хата. Крыша камышовая, стены подведены снизу желтой глиной. Хочу описать хату казака конца прошлого века.
СЛАЙД 9,10 (Казачьи хаты)
При постройке, несмотря на состав и численность семьи, ее делили на две половины: кухню –хатыну и«вэлыку хату» -большую комнату, зал. Редко где отгораживали горенку –хатынку, для дочери на выданье. В зале, на самом видном месте, гордость хозяйки - кровать.
СЛАЙД 11 (Кровать)
На кровати высокая перина, горки подушек. По числу подушек судили о благосостоянии семьи, а вообще в зале никто из семьи не спал.
СЛАЙД 12 (Икона)
Ученик 2: В каждой хате был святой угол, где висели иконы, убранные вышитым рушником. Иконы передавали из поколения в поколения и бережно хранили. У иконы по большим праздникам зажигали лампадку и осторожно входили всей семьей в эту половину хаты. Только помолиться или попотчевать самых дорогих гостей дозволялось в зале.
Практически в каждой семье хранились Библия, Евангелие, молитвенник. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.
Ученик 3: На стенах развешивались рушники для украшения. Стой же целью прибивали бумажные цветы и даже…обертки от конфет.
СЛАЙД 13,14 ( Казаки, Семья казака)
В каждой казачьей хате в зале вывешивали «карточки» - фотографии. Они донесли до нас облик дедов и прадедов с саблями в руках, подбоченившихся или гарцующих на горячих лошадях.
В зале стоял сундук. Стулья редко у кого были - обходились лавками. На окнах обязательно росли цветы: бегония, алоэ, герань. Подбирали не только красивые, но и лечебные цветы. Пол в хате был земляной - «долывка». По субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держалась мазка.
СЛАЙД 15 (Хатына)
Ученик 4: Хатына... Эта комната служила и кухней, и спальней, и столовой, тут же размещали родившихся зимой телят, ягнят... Большую часть хатыны занимала печь, в противоположном от нее углу - икона, а у богатых казаков их висело несколько. Ближе к окну ставили обеденный стол. Его крышка - чисто выскобленные доски. От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуке. СЛАЙД 16, 17 (Посуда)
У печи на стене висел посудный шкаф-мыснык, куда ставили напоказ гостям наиболее ценную и красивую посуду. А пользовались чаще одной большой деревянной миской и деревянными ложками.
На ночь заносили в хатыну солому, расстилали ее по полу, покрывали рядном. Укрывались тоже домотканным рядном. Дети и старики спали на печи, подростки на соломе, а хозяева - на деревянной лавке или кровати. Простыней не имелось.
В семьях царил строгий порядок: младшие уважали и почитали старших. С детства у казака воспитывалась любовь к родной земле. А когда молодого парня провожали на службу, атаман вручал ему мешочек с родной землёй и давал такой наказ: «Сам погибай, а товарища выручай. Не забывай своих друзей, станичников, помни и береги мать, отца. Береги землю, как родную мать». И всегда во все времена люди Кубани следовали этому наказу. Так в годы Великой Отечественной войны кубанский народ вместе со всей Россией поднялся на защиту своей Родины.
3 СТРАНИЦА «КУБАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Слово учителя.
Кубанцы смогли пережить революционные события, годы гражданской войны, мирно жили в советское время, обрабатывали землю, выращивали урожай, строили школы, больницы. Никто не мог подумать, что по этим плодородным землям будет топтаться враг, разрушая всё на своём пути. События Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти кубанского народа.
СЛАЙД 18- 34 (Кубань в годы войны)
Комментарии к слайдам:
Победа далась нашему народу нелёгкой ценой. Кубанская земля в полной мере испытала на себе все тяготы военного времени. Тысячи кубанцев из всех районов края отправились на фронт. Из нашего родного Славянского района 23 тысячи земляков ушли воевать, около половины из них погибли в боях или пропали без вести, более тысячи жизней мирных жителей унесла оккупация. Славянцы пухли от голода, так как все продукты отнимали фашисты; летели с фронта белой метелицей похоронки, почти каждый дом оплакивал кого-то из родных: отца, сына, брата… Не стонать, а стиснуть зубы, добиться победы – с этой целью жили фронт и тыл.
Весна 1943 года стала самой запоминающейся в жизни наших земляков: пришла долгожданная свобода! Части Красной армии в ходе упорных боёв освободили кубанскую землю от врага. Со слезами счастья встречали советских солдат хуторяне, страшные месяцы оккупации были позади.
Май 1945 года Кубань, как и вся Советская страна, встречала радостными криками, залпами орудий, слезами радости от того, что закончилась одна из самых страшных и кровопролитных войн – Великая Отечественная война. Хуторяне стали возвращаться с полей сражений и приниматься за свою привычную работу. На Кубани налаживалась мирная жизнь.
Проходят года, но мы, жители кубанской земли, помним о подвиге наших дедов и прадедов, мы склоняем головы перед теми, кто не вернулся с фронта, пал смертью храбрых на полях сражений, перед теми, кто ковал победу в тылу.
4 СТРАНИЦА ««КУБАНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» (ИГРОВАЯ ПРОГРАММА)
Слово учителя. Ребята, мы вспомнили вместе с вами об основных исторических событиях, происходивших на территории Кубани, узнали много нового о жизни казаков. А сейчас, небольшая проверка ваших знаний об истории Кубани, ее традициях и особенностях. И для начала проверим, кто из вас знает кубанский фольклор.
1 конкурс «Кубанский говор».
Бешмет – верхняя одежда казака.
Учкур – веревка, на которой держатся штаны.
Кожух – овчинная или воловья шуба.
Люлька – трубка для курения.
Косник – лента, заплетённая в косу.
Парочка – кофта и юбка, сшитые из одной ткани.
Черевики – обувь.
Спидница – нижняя юбка.
Намысто – красные бусы.
Макитра – большой горшок для вареников.
Глечик – кувшин для молока.
Тын – забор.
Дымарь – труба.
Пиддашка – веранда.
Горница – комната.
Перевяз – коромысло.
2 конкурс «Знаешь ли ты основные даты»
Учащимся необходимо в правильной последовательности расставить даты. ( Ответы с датами лежат у каждого на столе, при правильном ответе на обратной стороне карточек получится слово «Кубань»).
- Образование Краснодарского края (13 сентября 1937г)
- Адыгея вышла из состава Краснодарского края (июль 1991г)
- Когда основали станицу Славянскую (1865г)
- Когда ст. Славянской присвоено звание города? (29 мая 1958г)
- Освобождение ст. Славянской от немецких захватчиков (23 марта 1943г)
- Когда основан хутор Бараниковский? (1776г)
3 конкурс «Кубанские песни»
(Каждый ряд вспоминает кубанские песни и исполняет)
Учитель: Закончить наш классный час я хочу стихами нашей кубанской поэтессы Татьяны Голуб
С пригорка небольшого
Ты оглянись вокруг-
Увидишь очень много:
И дальний лес, и луг,
И без конца и края
Пшеничные поля.
Раздольная, родная
Раскинулась земля.
Тебе легко и вольно
Стоять на бугорке,
Ромашковые волны
Спускаются к реке.
Бежит тропинка к дому,
Как тоненькая нить.
Здесь все тебе знакомо –
Все, без чего не жить.
Пусть станет светлой самой
Родная сторона.
Знай, Родина, как мама,
У каждого одна.
Деятельность человечества складывается из маленьких ручейков, которые перерастают в большой поток реки, наши родственники, представители наших семей жили и живут, трудились и трудятся в разные времена, но все оставляют огромный опыт и вносят вклад в историю России и Кубани. Мы по праву можем утверждать, что земля отцов – моя земля. Мы живем на прекрасной кубанской земле, которая названа жемчужиной России, именно нам, наследникам земли отцов, беречь и приумножать богатства родного края, его традиции, совершать открытия, хорошо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)
Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...
"Земля отцов- моя земля!"
Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....
разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»
Цели:· воспитывать любовь к Кубанской земле;· развитие интереса к истории родного края;·...
Классный час "Земля отцов-моя земля!"
Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...
классный час "Земля отцов-моя земля"
Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....
Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".
Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....