Устный журнал о математиках сказочниках "Чем страньше, тем чудесатее!"
методическая разработка по математике на тему
Занимательно-познавательный материал о писателях, которые были математиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_matematikah-skazochnikah.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель физики
высшей категории
Попова Е. А.
Устный журнал
«Чем страньше, тем чудесатее!»
(для учащихся 5 - 11 классов)
2013 год
Цели: 1) повышение интереса учащихся к предмету «математика»;
2) расширение кругозора учащихся;
3) создание атмосферы сотрудничества старших и младших школьников;
4) развитие творческих способностей и интересов учащихся.
Оборудование: телевизор, DVD, видеомагнитофон, ноутбук, экран,
мультимедийный проектор.
(Слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята и взрослые. Думаю, что многие из вас пришли сюда только потому, что вас заинтересовало название устного журнала – «Чем страньше, тем чудесатее!». Вряд ли кто-то из вас может сказать, о чем пойдет сегодня речь. Чтобы как-то попробовать отгадать, о чем мы будем говорить, давайте ответим на такой простой вопрос: «Назовите три самые великие, глубокие и необычные сказки за последние двести лет».
(Ребята пытаются назвать эти сказки. Приходим к выводу, что это: «Алиса в стране чудес», «Винни-Пух и Все-все-все» и «Маленький принц».)
Учитель: Кто может назвать авторов этих сказок?
(Льюис Кэрролл, Алан Милн и Антуан де Сент-Экзюпери.)
Учитель: Удивительно, но авторы этих трех волшебных сказок на все времена – были в той или иной степени…математики. Итак, откроем первую страницу нашего журнала.
(Слайд 2)
I страница
(Слайд 3)
Ученик 1: Льюис Кэрролл – настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон. Родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Он был первым ребенком в семье. Мать будущего писателя звали Фрэнсис Джейн Лютвидж. Ребенок при крещении получил два имени: первое, Чарльз — в честь отца, второе, Лютвидж — в честь матери. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться Чарльз начал дома, показал себя умным и сообразительным. В 12 лет поступил в небольшую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось, но в 1845 году пришлось поступить в школу Рагби, где ему нравилось значительно меньше. В начале 1851 года он поступает в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился он не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выигрывает конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет, чтение лекций давало неплохой заработок, хотя читать их было ему скучно. Осенью 1855 года он был назначен профессором математики одного из колледжей при Оксфордском университете.
(Слайд 4)
Ученик 2: Писательскую карьеру Чарльз Лютвидж Доджсон начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Псевдоним «Льюис Кэрролл» образован из настоящих имен автора «Чарльз Лютвидж», которые являются соответствиями имен «Карл» и «Людовик». Доджсон выбрал другие английские соответствия этих же имён и поменял их местами. Постепенно он приобрёл известность. С
1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс» и «Трейн». Доджсон написал большое количество научных книг и брошюр по логике, математике. Самые известные книги - это Алгебраический разбор пятой книги Евклида (1858, 1868), Конспекты по алгебраической планиметрии (1860), Элементарное руководство по теории детерминантов (1867) и Евклид и его современные соперники (1879), Математические курьезы (1888 и 1893), Символическая логика (1896). Доджсон был довольно странным человеком - избегал знакомств, плохо слышал на одно ухо и имел дефекты дикции. Свои лекции он читал отрывистым, безжизненным тоном.
(Слайд 5)
Ученик 3: Кэрролл просто обожал театр. Это хорошо было видно со стороны, когда он, будучи уже знаменитым писателем, лично присутствовал на репетициях своих сказок на театральной сцене, проявляя глубокое понимание театра и законов сцены. Доктор Доджсон часто страдал сильной бессонницей. Ночью, пытаясь уснуть, он выдумывал «полуночные задачи» — различные математические головоломки, и сам решал их в темноте. Собрав эти задачи вместе, Кэрролл издал их отдельной книгой «Математические курьезы».
(Слайд 6)
Ученик 4: По уставу колледжа Чарльз Доджсон принял духовный сан, но не священника, а только диакона, что давало ему право читать проповеди без работы в приходе. В 1856 году в колледже появился новый декан — Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пятеро детей, среди которых была и 4-летняя Элис. Доджсон очень любил детей: еще юным мальчишкой он сочинял рассказы, небольшие стишки, придумывал различные игры, рисовал картинки для младших братьев и сестер. Чарльз подружился с детьми, но Элис (Алиса) стала его любимицей. Она и стала главной героиней импровизаций Доджсона, которыми он развлекал своих юных подружек на речных прогулках.
(Слайд 7)
Ученик 1: Самую необычную и увлекательную историю он поведал 4 июля 1862 года Лорине, Эдит, Элис Лидделл и канонику Дакуорту возле Годстоу, прогуливаясь в верховьях Темзы. Юная Элис уговорила Доджсона записать свой рассказ на бумаге, что он и сделал. Потом, по совету Дж. Макдоналда и Генри Кингзли, он заново переписал свою книгу так, чтобы она была интересной не только детям, но и взрослым. Чарльз добавил в будущую книгу еще несколько увлекательных историй, которые ранее рассказывал детям Лидделла. В июле 1865 года книга увидела свет под названием «Приключения Алисы в Стране чудес».
Ученик 2: Вскоре появилось и продолжение приключений Алисы, также собранное из ранних и более поздних рассказов. Это продолжение вышло под Рождество 1871 года. Новая книга называлась «Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса». Сказки «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» любят взрослые и дети. Их цитируют, на них ссылаются филологи и физики, их изучают философы и лингвисты, психологи и математики. О них написано множество статей, научных работ, книг. По книгам Льюиса Кэрролла сняты кинофильмы, поставлены пьесы. Сотни художников рисовали иллюстрации к его книгам, включая самого Сальвадора Дали. Приключения Алисы переведены более чем на сто языков.
(М/ф – «Алиса в стране чудес», 8 минут)
Ученик 3: Зимой 1898 года в Гилфорде Льюис Кэрролл заболел гриппом. Грипп дал осложнение - воспаление легких, от которого 14 января 1898 года Чарльз Доджсон и умер.
(Слайд 8)
II страница
(Слайд 9)
Ученик 4: А́лан Алекса́ндр Милн - английский писатель, автор повестей о «медведе с опилками в голове» — Винни-Пухе. Милн родился в Лондоне, районе Килбёрн. Он учился в небольшой частной школе, владельцем которой был его отец, Джон Милн. Одним из его учителей в 1889—1890 годах был Герберт Уэллс. Милн рос в семье, где детей поощряли к творчеству, с юных лет сочинял забавные стихи, проявлял способности к точным наукам и поступил в Тринити-колледж в Кембридже на математическое отделение, где с 1900 по 1903 год изучал царицу всех наук – математику. Будучи студентом, он писал заметки в студенческую газету «Grant». Обычно он писал вместе со своим братом Кеннетом, и они подписывали заметки именем АКМ. Работы Милна были замечены, и с ним стал сотрудничать британский юмористический журнал «Punch», впоследствии Милн стал там помощником редактора. В итоге Милн совсем забросил учебу и переехал в Лондон.
(Слайд 10)
Ученик 1: В 1913 году он женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна, который, как утверждают, был психологическим прототипом Иа, и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес, одна из которых – «Мистер Пим прошел» (1920) имела успех.
(Слайд 11)
Ученик 2: Когда сыну исполнилось три года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство. Колоссальный успех книги стихов, проиллюстрированной Эрнестом Шепардом, подтолкнул Милна к написанию сказок «Принц Кролик» (1924), «Принцесса, которая не умела смеяться» и «Зеленая дверь» (обе 1925), а в 1926 году был написан Винни-Пух. Все герои книги – Пух, Пятачок, Иа, Тигра, Кенга и Ру, кроме Кролика и Совы, были найдены в детской (сейчас эти игрушки, послужившие прототипами, хранятся в Музее игрушечных медведей в Великобритании), а топография Леса напоминает окрестности Котчфорда, где семья Милна проводила выходные.
Ученик 3: Каждый из героев обладает запоминающимся характером и обаянием, а финал книги «Дом на пуховой опушке» щемяще лиричен. Бешеный успех книг о Винни-Пухе (они были переведены на двенадцать языков и разошлись в количестве около пятнадцати миллионов экземпляров) затмил все остальное, написанное Милном. Умер А́лан Алекса́ндр Милн 31 января 1956 года.
Ученик 4: А 10 лет спустя, в 1966 году Уолт Дисней выпустил первый мультипликационный фильм по книге Милна «Винни-Пух». Этот фильм продолжительностью чуть меньше получаса, рассказывающий о приключениях мальчика по имени Кристофер Робин и его любимого игрушечного медведя Винни-Пуха, увидели в кино и по телевидению миллионы детей. В 1969 — 1972 годах в СССР на киностудии «Союзмультфильм» были выпущены три мультфильма режиссера Федора Хитрука «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости» и «Винни-Пух и день забот», завоевавшие любовь детской аудитории Советского Союза.
(М/ф – «Винни - Пух», 2,5 минуты )
(Слайд 12)
III страница
(Слайд 13)
Ученик 1: Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного рода перигорских дворян, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери и его супруги Мари де Фонколомб. В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. В 1908 году Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе, затем с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансе — до
1914 года, после чего они продолжили учёбу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов, готовился к поступлению в «Эколь Наваль» (проходил подготовительный курс Военно-морского лицея Сен-Луи в Париже), но не прошёл по конкурсу. В
1919 году записывается вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.
(Слайд 14)
Ученик 2: В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски. В
1921 году Антуан был призван в армию во Франции. Он записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика. В
1922 году Антуан заканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем. В январе
1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму и в марте его комиссуют.
Ученик 3: Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Здесь он пишет свое первое произведение — «Южный почтовый».
(Слайд 15)
Ученик 4: Только единицам известно, что Сент-Экс (так звали Экзюпери друзья) был математиком.
(Слайды 16, 17)
Митраль, профессор математики писал об Антуане де Сент-Экзюпери: «Он в совершенстве владел языком математики, но для его творческого воображения очень характерно, что он всегда старался сухое, чисто математическое объяснение заменить логическим. Неоспоримо одно: Сент-Экзюпери самостоятельно, без помощи какой-либо лаборатории, справлялся с труднейшими задачами и находил теоретические и технические решения в ту пору, когда виднейшие специалисты-практики и даже ученые только еще занимались предварительным изучением этих вопросов. Он опередил свое время... он предвидел появление реактивных самолетов.»
(Слайд 18)
Ученик 1: 4 сентября
1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки 2/33, которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие пытались убедить Сент-Экзюпери в том, что он принесёт гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в боевую часть. В одном своём письме в ноябре
1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. … Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».
(Слайд 19)
Ученик 2: Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «
Военный крест». В июне 1941 года, уже после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубликована в 1943).
(М/ф – «Маленький принц», минут)
(Слайд 20)
Ученик 3: 31 июля
1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно. И только в
1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет, на котором было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае
2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.
Ученик 4: Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
(Слайд 21)
IV страница
Ученик 1: Ну а что же русские сказочники? Есть ли среди них математики? А как же иначе!
(Слайд 22)
Ученик 2: Алекса́ндр Меле́нтьевич Во́лков— русский писатель, драматург, переводчик. Александр Волков родился 14 июня 1891 года в Усть-Каменогорске в семье отставного фельдфебеля Мелентия Михайловича. В 1907 году поступил в Томский учительский институт,
(Слайд 23)
после окончания которого в 1910-м году (по специальности — математик) работал учителем в алтайском городе Колывани, а затем в Усть-Каменогорске, в училище, где начинал своё образование. В 1920-х годах переехал в Ярославль, где работал директором школы. Заочно закончил Ярославский педагогический институт.
Ученик 3: В 1929 году переехал в Москву, где работал заведующим учебной частью рабфака. Обладая прекрасными способностями, он всего за семь месяцев сдает экстерном экзамены за весь курс обучения на физико-математическом факультете МГУ. Начиная с 1931 года, в течение двадцати лет, с момента основания, преподаватель, затем доцент кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота.
Ученик 4: Свой первый роман начал писать в возрасте двенадцати лет. Печататься начал в 1917 году. В 1920-е годы его пьесы шли на сценах нескольких провинциальных театров. В конце 1930-х годов вступил в большую литературу. В 1939 году выходит «Волшебник изумрудного города». В основе первой книги лежала книга американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз». Все остальные книги этого цикла – полностью самостоятельные произведения.
(Слайд 24)
Ученик 1: Можно без преувеличения сказать, что Алекса́ндр Меле́нтьевич Волков стоял у истоков русской фэнтези, а весь цикл о Волшебной стране был «для советского школьника… тем же, чем для англо-американского – «Властелин колец» Толкиена. Удивительные приключения Элли и ее друзей полюбились юным читателям с первой же книги цикла.
(М/ф – «Волшебник изумрудного города», минут)
(Слайд 25)
Ученик 2: Одна трогательная подробность: «… многие дети военного поколения вспоминают, что, отправляясь в эвакуацию, смогли взять с собой только эту книгу и только она поддерживала их».
(Слайд 26)
Ученик 3: Интересно отметить, что среди многочисленных литературных трудов «папы» Урфина Джюса и компании (а это еще и радиопьесы, повести и романы, стихи и даже песни) есть исторический очерк «Математика в военном деле».
(Слайд 27)
Ученик 4: Известный детский писатель Ирина Токмакова, в предисловии к одной из его книжек писала: «Учиться будущий писатель начал на математическом факультете. Как ни удивительно, не литература, а математика была его любимым предметом! Математике он и посвятил почти полвека своей жизни, пройдя долгий путь от учителя начальной школы в провинции до доцента кафедры высшей математики в столичном вузе».
Ученик 1: Какой же вывод можно сделать из выше сказанного в заключении?
(Слайд 28)
Вместе: Хочешь стать хорошим сказочником (или поэтом, писателем и так далее) – учи математику!
Учитель: Ребята, если кто-то еще не читал эти удивительные сказки, то в нашей библиотеке все они есть. Добавлю, что у этих шедевров, способных очаровать не только ребенка, но и вдумчивого взрослого, есть еще одно общее свойство, все они имеют глубокий философский подтекст.
Итак, хочешь стать хорошим сказочником (или поэтом, писателем и так далее) – учи математику! Успехов вам в изучении такой прекрасной науки, как математика.
(Слайд 28)
Литература
1. Журнал «Математика в школе» № 7 – 2013, статья Сергея Федина «Чем страньше, тем чудесатее!»
2. Материалы Википедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Путешествие в страну "Математика""
Познавательное коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений детей в рамках предметной недели по математике. Было подготовлено несколько его выпусков, каждый из которых гото...
Устный журнал « Чудеса математики» для учащихся 5 класса.
Сказки, загадки-шутки, логогрифы, головоломки, фокусы - для развития интереса к предмету математики....
Устный журнал по математике
Устный журнал по математике...
Устный журнал "Женщины математики"
Знакомит учащихся с историческим и библиографическим материалом по теме, показывает восприятие выдающихся математиков современниками....
устный журнал "История математики"
Данное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с краткой историей развития математики, расширение кругозора учащихся, привитие интереса к предмету....
Устный журнал по математике
Устный журнал по математикеУстный математический журнал (внеклассное мероприятие в 5-6 классах)«Величие человека и его способности мыслить» - на доскеУСТНЫЙ ЖУРНАЛЦель:Формирование интереса к математи...
Устный журнал о математиках сказочниках "Чем страньше, тем чудесатее!" (презентация)
Презентация к устному журналу о математиках сказочниках содержит некоторый материал, не вошедший в методическую разработку...