Проект "Малые Олимпийские игры"
методическая разработка по теме

 

Определение актуальности

 

            Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

        В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать поведение детей и подростков в социально-позитивном направлении, а значит, занятие спортом  способствует социальной адаптации и интеграции в общество подростков «группы риска», так как в играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, подростки учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды, коллектива.

         Но подчас, подросток с девиантным поведением отказывается и не желает посещать спортивные секции по ряду причин: удалённость спортсекции от места жительства, ограниченные материальные средства семьи и т.д. Исходя из этого, мы предлагаем проект «Малые Олимпийские Игры», который позволит подростку принять и применить различные социальные роли в ходе подготовки и проведения Игр.

            Наш Проект – это планирование, организация, содержание работы с подростками с девиантным поведением. В проекте мы описываем, как построить и организовать проведение Малых Олимпийских Игр, учитывая не только набор спортивных состязаний.

Таким образом, актуальность представленного социально-педагогического проекта обусловлена следующим:

·        Формирование у подростков социально-значимых компетентностей через их интеграцию в  гражданское общество с позитивным набором социальных функций (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые);

·        Не достаточно возможностей у современной системы образования для обеспечения реального личностного самоопределения подростков, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

·        Необходимостью разрешения противоречия,  между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке подростков  к самостоятельной жизни в современном обществе - и вкладом педагогов в решение этой задачи;

·        Требованием поиска нетрадиционных подходов к решению проблемы социальной адаптации увеличивающегося числа депривированных детей и подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Краткая справка-аннотация по проекту

1.1. Определение актуальности

        Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

        В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать поведение детей и подростков в социально-позитивном направлении, а значит, занятие спортом  способствует социальной адаптации и интеграции в общество подростков «группы риска», так как в играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, подростки учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды, коллектива.

        Но подчас, подросток с девиантным поведением отказывается и не желает посещать спортивные секции по ряду причин: удалённость спортсекции от места жительства, ограниченные материальные средства семьи и т.д. Исходя из этого, мы предлагаем проект «Малые Олимпийские Игры», который позволит подростку принять и применить различные социальные роли в ходе подготовки и проведения Игр.

        Наш Проект – это планирование, организация, содержание работы с подростками с девиантным поведением. В проекте мы описываем, как построить и организовать проведение Малых Олимпийских Игр, учитывая не только набор спортивных состязаний.

Таким образом, актуальность представленного социально-педагогического проекта обусловлена следующим:

  1. Формирование у подростков социально-значимых компетентностей через их интеграцию в  гражданское общество с позитивным набором социальных функций (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые);
  2. Не достаточно возможностей у современной системы образования для обеспечения реального личностного самоопределения подростков, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  3. Необходимостью разрешения противоречия,  между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке подростков  к самостоятельной жизни в современном обществе - и вкладом педагогов в решение этой задачи;
  4. Требованием поиска нетрадиционных подходов к решению проблемы социальной адаптации увеличивающегося числа депривированных детей и подростков.

Цель: обеспечение условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Совершенствовать содержание деятельности педагогов лицея  в работе с подростками с девиантным поведением;
  2. Разработать структуру деятельности по проекту с пошаговой стратегией поиска методов и форм работы с подростками с девиантным поведением;
  3. Создать условия успешности для подростков с девиантным поведением в рамках реализации проекта;
  4. Составить список социальных ролей, которые могут осуществлять подростки с девиантным поведением в рамках реализации проекта;
  5. Разработать план работы Штаба «Арсенал», который бы выполнял функцию управления организацией и проведением ИГР в рамках лицейского ученического самоуправления;
  6. Разработать план Игр, подобрав необходимый инструментарий для их проведения, т.е. составить подробный Паспорт Игр.

1.2. Ожидаемые результаты

  1. Формирование в лицее  пространства, устанавливающего в педагогическом коллективе учреждения (воспитанники и педагоги) отношения, которые бы позволили реализовать Проект.
  2. Принятие подростками основных положений для реализации Проекта, а значит успешного участия в нём;
  3. Создание в лицее действующей модели эффективной деятельности,  которая обеспечивала бы подросткам желание попробовать свои  силы в различных социальных ролях, предлагаемых Проектом;    
  4. Накопление подростками достаточного объема личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.
  5. Разработка практических рекомендаций по организации различных видов педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели, реализуемой в рамках Проекта.

1.3. Уровни  реализации  проекта (кадровое обеспечение, наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)

  1. Общешкольный уровень: для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников.
  2. Преподавательский уровень: в лицее работает 3 преподавателя физической культуры (все имеют высшую квалификационную категорию), успешно реализующие спортивно-массовые мероприятия, предусмотренные Образовательной Программой лицея, работающие в режиме творческого поиска и готовые к решению сложных профессиональных задач.
  3. Преподавательский уровень: педагоги лицея  активно участвуют в разнообразных педагогических проектах, в том числе в проектах, которые реализуют Программу «Здоровье», из этого следует, что в реализации Проекта можно будет опереться на опыт педагогов, в том числе и классных руководителей, как организаторов и исполнителей проектируемой работы в рамках реализации Проекта;
  4. Коллективный ученический уровень: благодаря высокому творческому потенциалу старшеклассников был разработан проект «Большой Совет» (совет старшеклассников лицея), в котором прописана модель организации досуговой деятельности в рамках валеологического воспитания, что позволит подросткам с девиантным поведением быть принятыми в ученическое самоуправление, а значит успешно интегрироваться в социально-позитивное общество.
  5. Личностный уровень: учащиеся и педагоги ознакомлены с данным проектом и выражают готовность принять участие в его реализации.

II. Описание проекта.

2.1. Инновация, идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет Проекта

Основная идея Проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и навыков, не только в форме «воспитания» в общепринятом смысле этого слова. Он также должен  реально готовить подростков к участию в социально-значимых делах и в их успешной социальной адаптации. Сложившаяся практика адаптации подростков с девиантным поведением предоставляет немало примеров успешного решения вопросов их педагогической поддержки и развития, контроль социального поведения, самооценке, формировании опыта общественных отношений. Проблема заключается в том, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы лицея, был ориентирован на эффективную работу с подростками, попавшими в жизненнотрудную ситуацию для их успешной социализации в обществе.

В этой связи важно ответить на вопросы:

  1. Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство школы содействовало реализации Проекта?
  2. Чтобы отношения типа «ученик-ученик», «учитель-ученик» (сохраняя этот свой статус естественным образом) одновременно выступали и как отношения типа «сотрудник-сотрудник»;
  3. Какой должна быть модель воспитательной системы лицея, чтобы она (система) явилась условием формирования в учреждении полезным и привлекательным для подростка валеологическим пространством, где у каждого есть социально-значимая роль;

Поставленная проблема определила тему проекта «Малые Олимпийские Игры», в котором циклично разработаны основные структурные части реализации проекта: работа педагогического коллектива; работа совета старшеклассников; участие социума.

Поставленная проблема определила Инновацию проекта «Малые Олимпийские Игры» - это не набор спортивных соревнований. Мы определи значимость, наряду с участием в спортивных соревнованиях, теоретических знаний по формированию здорового образа жизни, а также личного участия в разработке коллективно-творческих дел самих подростков. Игры откроются стартом в сентябре нового учебного года и подведут итоги лишь в мае. Самое главное, что в Играх  прописан весь спектр социальных ролей для подростков.

Объект Проекта: процесс формирования в условиях воспитательной системы воспитывающего пространства образовательного учреждения  через систему валеологических КТД.

         Предмет Проекта: проектирование и развитие воспитательной системы лицея (выступающей в качестве условия формирования в данном учебном заведении воспитывающего пространства в условиях системы валеологических КТД).

Гипотеза Проекта основана на предположении о том, что при наличии соответствующей модели и оптимальном развитии воспитательной системы образовательного учреждения в нем создается комплекс необходимых ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально-культурных условий, обеспечивающий:

  1. становление личности подростка с формирующейся системой социальных ценностей, с достаточным уровнем знаний и культуры социального поведения;
  2. формирование реального опыта жизнедеятельности подростка в воспитательном пространстве образовательного учреждения как модели гражданского общества;
  3. формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и продолжение воспитания нравственных норм поведения;
  4. жизненное самоопределение подростка посредством обретения навыков социального поведения в обществе.


2.2. Программа реализации Проекта. Логика развития Проекта.

Этапы и их сроки

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

Первый этап - Подготовительно - проектировочный 

(май-август 2009 года)

1.Изучение психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме Проекта.

2. Анализ современного состояния проблемы влияния воспитательной системы образовательного учреждения на процессы валеологического воспитания детей и подростков, на подготовку социально адаптированной личности.

3. Выявление ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально - культурных условий, при которых в лицее обеспечивается создание действующей модели валеологического воспитания.

4. Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания воспитательного процесса.

5. Разработка инновационной модели управления развитием воспитательной системы лицея, обеспечивающей реализацию идеи Проекта. 

6. Методическая учеба педагогов (семинары, деловые игры, круглые столы, работа в команде) с целью освоения идей и задач Проекта

7. Мотивация участников социально - педагогического эксперимента.

1. Критический анализ научной литературы по проблеме Проекта.

2. Обработанный массив выявленных трудностей и проблем социализации подростков.

3. Уточненный и скорректированный Проект.

4. Документальное оформление деятельности реализации Проекта.

5. Изменения в Образовательной Программе лицея с дополнением КТД Проекта.

6.Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в Проекте.

7. Программа деятельности совета старшеклассников лицея в рамках реализации Проекта.

Второй этап – 

Деятельный

(2009-2010 уч.год)

1. Выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности по реализации Проекта. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий.

2. Разработка коллективно-творческих дел  как современной формы социального заказа, как программы совместной деятельности всех участников педагогического проекта.

3. Организация текущей и итоговой рефлексии участников Проекта.

4. Осуществление реализации проекта и диагностической работы.

5. Проведение экспериментальной проверки эффективности созданной модели Проекта  с точки зрения результатов социальной адаптированности подростков.

1. Сформированное воспитывающее пространство лицея.

2. Осознанное освоение и принятие подростками основных целевых установок Проекта.

3.Формирование школьного педагогического сообщества – достаточного уровня участия в Проекте.

4. Создание социально-педагогических технологий социализации подростка.

5. Критериальная система оценки деятельности участников Проекта.

Третий этап – итоговый

(апрель

-июнь 2010 года ) 

1.Уточнение, анализ и обобщение результатов Проекта.

2. Корректировка апробированных социально-педагогических технологий.

3. Разработка методик и рекомендаций по формированию в условий, обеспечивающей создание действующей модели валеологической работы.

4. Проведение семинаров, научно-практических конференций для педагогов района и города.

1.Обобщенные результаты реализации Проекта.

2.Практические рекомендации по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на реализацию Проекта.


2.3. Предполагаемые методы и способы решения проблем Проекта

Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались также следующие методы:

  1. анализ психолого-педагогической, социологической и методической литературы;
  2. изучение и анализ уровня подготовленности подростков  для участия в ученическом самоуправлении;
  3. анализ образовательных технологий, учебных программ и планов, учебных пособий;
  4. педагогическое наблюдение;
  5. анкетирование, интервьюирование, тестирование;
  6. моделирование педагогической деятельности;
  7. статистические методы обработки полученных результатов.

2.4. Необходимые условия для реализации Проекта.

  1. Квалифицированное организационное и научно-методическое руководство Проектом;
  2. Обеспечение Проекта методиками и технологиями воспитательной работы по направлению «Здоровье»;
  3.  Достаточная методическая  база.
  4. Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
  5. Творческая инициативная группа работников лицея;
  6. Готовность учеников участвовать в ученическом самоуправлении;  
  7. Достаточное материально-техническое оснащение реализации Проекта.

2.5. Средства контроля и достоверности результатов Проекта.

Достоверность и обоснованность результатов Проекта обеспечиваются:

  1. совокупностью исходных методологических и теоретических положений;
  2. длительным характером изучения педагогической практики в реализации педагогических проектов;
  3. применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задаче и логике Проекта и подтверждающих основные итоги Проекта;
  4. апробацией авторских методик в процессе формирующего социально-педагогического Проекта;
  5. подтверждением гипотезы Проекта полученными результатами.

2.6. Инновационный потенциал проекта

  1. Предоставление образовательным учреждениям методических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование социальной адаптации подростков с девиантным поведением;
  2. Предоставление практических пособий образовательным учреждениям по вопросам моделирования, формирования и развития гуманистических воспитательных систем учебных заведений, системообразующей деятельностью в которых является деятельность по формированию гражданско-правового воспитывающего пространства.
  1. Проведение педагогических семинаров, научно-практических конференций для специалистов города и района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)

Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...

Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале, посвящённом Олимпийским играм)

Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...

Сценарий спортивного праздника "Зимние олимпийские игры", посвященного эстафете Олимпийского огня

Данный сценарий был разработан для популяризации зимних видов спорта и посвящен эстафете олимпийского огня, который 1 декабря 2013 г. был доставлен вг. Томск. В преддверии зимних Олимпийских игр в Соч...

Сценарий игры «Олимпийский турнир или то, что вы ещё не знали об Олимпиаде», посв. Олимпийским играм-2014 в Сочи

Цель: повышение познавательного интереса воспитанников к спорту, Олимпиаде средствами  игровой деятельности.Задачи:- расширение кругозора и закрепление знаний детей об Олимпийских играх: истории ...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры

ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...