Проект "Малые Олимпийские игры"
методическая разработка по теме
Определение актуальности
Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.
В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать поведение детей и подростков в социально-позитивном направлении, а значит, занятие спортом способствует социальной адаптации и интеграции в общество подростков «группы риска», так как в играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, подростки учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды, коллектива.
Но подчас, подросток с девиантным поведением отказывается и не желает посещать спортивные секции по ряду причин: удалённость спортсекции от места жительства, ограниченные материальные средства семьи и т.д. Исходя из этого, мы предлагаем проект «Малые Олимпийские Игры», который позволит подростку принять и применить различные социальные роли в ходе подготовки и проведения Игр.
Наш Проект – это планирование, организация, содержание работы с подростками с девиантным поведением. В проекте мы описываем, как построить и организовать проведение Малых Олимпийских Игр, учитывая не только набор спортивных состязаний.
Таким образом, актуальность представленного социально-педагогического проекта обусловлена следующим:
· Формирование у подростков социально-значимых компетентностей через их интеграцию в гражданское общество с позитивным набором социальных функций (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые);
· Не достаточно возможностей у современной системы образования для обеспечения реального личностного самоопределения подростков, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· Необходимостью разрешения противоречия, между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке подростков к самостоятельной жизни в современном обществе - и вкладом педагогов в решение этой задачи;
· Требованием поиска нетрадиционных подходов к решению проблемы социальной адаптации увеличивающегося числа депривированных детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Краткая справка-аннотация по проекту
1.1. Определение актуальности
Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.
В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать поведение детей и подростков в социально-позитивном направлении, а значит, занятие спортом способствует социальной адаптации и интеграции в общество подростков «группы риска», так как в играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, подростки учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды, коллектива.
Но подчас, подросток с девиантным поведением отказывается и не желает посещать спортивные секции по ряду причин: удалённость спортсекции от места жительства, ограниченные материальные средства семьи и т.д. Исходя из этого, мы предлагаем проект «Малые Олимпийские Игры», который позволит подростку принять и применить различные социальные роли в ходе подготовки и проведения Игр.
Наш Проект – это планирование, организация, содержание работы с подростками с девиантным поведением. В проекте мы описываем, как построить и организовать проведение Малых Олимпийских Игр, учитывая не только набор спортивных состязаний.
Таким образом, актуальность представленного социально-педагогического проекта обусловлена следующим:
- Формирование у подростков социально-значимых компетентностей через их интеграцию в гражданское общество с позитивным набором социальных функций (путем трансформации социально значимых целей в педагогически значимые);
- Не достаточно возможностей у современной системы образования для обеспечения реального личностного самоопределения подростков, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- Необходимостью разрешения противоречия, между масштабами потребности государства в полноценных результатах деятельности учреждений системы образования по эффективной подготовке подростков к самостоятельной жизни в современном обществе - и вкладом педагогов в решение этой задачи;
- Требованием поиска нетрадиционных подходов к решению проблемы социальной адаптации увеличивающегося числа депривированных детей и подростков.
Цель: обеспечение условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Совершенствовать содержание деятельности педагогов лицея в работе с подростками с девиантным поведением;
- Разработать структуру деятельности по проекту с пошаговой стратегией поиска методов и форм работы с подростками с девиантным поведением;
- Создать условия успешности для подростков с девиантным поведением в рамках реализации проекта;
- Составить список социальных ролей, которые могут осуществлять подростки с девиантным поведением в рамках реализации проекта;
- Разработать план работы Штаба «Арсенал», который бы выполнял функцию управления организацией и проведением ИГР в рамках лицейского ученического самоуправления;
- Разработать план Игр, подобрав необходимый инструментарий для их проведения, т.е. составить подробный Паспорт Игр.
1.2. Ожидаемые результаты
- Формирование в лицее пространства, устанавливающего в педагогическом коллективе учреждения (воспитанники и педагоги) отношения, которые бы позволили реализовать Проект.
- Принятие подростками основных положений для реализации Проекта, а значит успешного участия в нём;
- Создание в лицее действующей модели эффективной деятельности, которая обеспечивала бы подросткам желание попробовать свои силы в различных социальных ролях, предлагаемых Проектом;
- Накопление подростками достаточного объема личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.
- Разработка практических рекомендаций по организации различных видов педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели, реализуемой в рамках Проекта.
1.3. Уровни реализации проекта (кадровое обеспечение, наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)
- Общешкольный уровень: для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников.
- Преподавательский уровень: в лицее работает 3 преподавателя физической культуры (все имеют высшую квалификационную категорию), успешно реализующие спортивно-массовые мероприятия, предусмотренные Образовательной Программой лицея, работающие в режиме творческого поиска и готовые к решению сложных профессиональных задач.
- Преподавательский уровень: педагоги лицея активно участвуют в разнообразных педагогических проектах, в том числе в проектах, которые реализуют Программу «Здоровье», из этого следует, что в реализации Проекта можно будет опереться на опыт педагогов, в том числе и классных руководителей, как организаторов и исполнителей проектируемой работы в рамках реализации Проекта;
- Коллективный ученический уровень: благодаря высокому творческому потенциалу старшеклассников был разработан проект «Большой Совет» (совет старшеклассников лицея), в котором прописана модель организации досуговой деятельности в рамках валеологического воспитания, что позволит подросткам с девиантным поведением быть принятыми в ученическое самоуправление, а значит успешно интегрироваться в социально-позитивное общество.
- Личностный уровень: учащиеся и педагоги ознакомлены с данным проектом и выражают готовность принять участие в его реализации.
II. Описание проекта.
2.1. Инновация, идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет Проекта
Основная идея Проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и навыков, не только в форме «воспитания» в общепринятом смысле этого слова. Он также должен реально готовить подростков к участию в социально-значимых делах и в их успешной социальной адаптации. Сложившаяся практика адаптации подростков с девиантным поведением предоставляет немало примеров успешного решения вопросов их педагогической поддержки и развития, контроль социального поведения, самооценке, формировании опыта общественных отношений. Проблема заключается в том, чтобы образовательный процесс, осуществляемый в условиях воспитательной системы лицея, был ориентирован на эффективную работу с подростками, попавшими в жизненнотрудную ситуацию для их успешной социализации в обществе.
В этой связи важно ответить на вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы образовательное пространство школы содействовало реализации Проекта?
- Чтобы отношения типа «ученик-ученик», «учитель-ученик» (сохраняя этот свой статус естественным образом) одновременно выступали и как отношения типа «сотрудник-сотрудник»;
- Какой должна быть модель воспитательной системы лицея, чтобы она (система) явилась условием формирования в учреждении полезным и привлекательным для подростка валеологическим пространством, где у каждого есть социально-значимая роль;
Поставленная проблема определила тему проекта «Малые Олимпийские Игры», в котором циклично разработаны основные структурные части реализации проекта: работа педагогического коллектива; работа совета старшеклассников; участие социума.
Поставленная проблема определила Инновацию проекта «Малые Олимпийские Игры» - это не набор спортивных соревнований. Мы определи значимость, наряду с участием в спортивных соревнованиях, теоретических знаний по формированию здорового образа жизни, а также личного участия в разработке коллективно-творческих дел самих подростков. Игры откроются стартом в сентябре нового учебного года и подведут итоги лишь в мае. Самое главное, что в Играх прописан весь спектр социальных ролей для подростков.
Объект Проекта: процесс формирования в условиях воспитательной системы воспитывающего пространства образовательного учреждения через систему валеологических КТД.
Предмет Проекта: проектирование и развитие воспитательной системы лицея (выступающей в качестве условия формирования в данном учебном заведении воспитывающего пространства в условиях системы валеологических КТД).
Гипотеза Проекта основана на предположении о том, что при наличии соответствующей модели и оптимальном развитии воспитательной системы образовательного учреждения в нем создается комплекс необходимых ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально-культурных условий, обеспечивающий:
- становление личности подростка с формирующейся системой социальных ценностей, с достаточным уровнем знаний и культуры социального поведения;
- формирование реального опыта жизнедеятельности подростка в воспитательном пространстве образовательного учреждения как модели гражданского общества;
- формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и продолжение воспитания нравственных норм поведения;
- жизненное самоопределение подростка посредством обретения навыков социального поведения в обществе.
2.2. Программа реализации Проекта. Логика развития Проекта.
Этапы и их сроки | Содержание деятельности | Прогнозируемые результаты |
Первый этап - Подготовительно - проектировочный (май-август 2009 года) | 1.Изучение психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме Проекта. 2. Анализ современного состояния проблемы влияния воспитательной системы образовательного учреждения на процессы валеологического воспитания детей и подростков, на подготовку социально адаптированной личности. 3. Выявление ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально - культурных условий, при которых в лицее обеспечивается создание действующей модели валеологического воспитания. 4. Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания воспитательного процесса. 5. Разработка инновационной модели управления развитием воспитательной системы лицея, обеспечивающей реализацию идеи Проекта. 6. Методическая учеба педагогов (семинары, деловые игры, круглые столы, работа в команде) с целью освоения идей и задач Проекта 7. Мотивация участников социально - педагогического эксперимента. | 1. Критический анализ научной литературы по проблеме Проекта. 2. Обработанный массив выявленных трудностей и проблем социализации подростков. 3. Уточненный и скорректированный Проект. 4. Документальное оформление деятельности реализации Проекта. 5. Изменения в Образовательной Программе лицея с дополнением КТД Проекта. 6.Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в Проекте. 7. Программа деятельности совета старшеклассников лицея в рамках реализации Проекта. |
Второй этап – Деятельный (2009-2010 уч.год) | 1. Выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности по реализации Проекта. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий. 2. Разработка коллективно-творческих дел как современной формы социального заказа, как программы совместной деятельности всех участников педагогического проекта. 3. Организация текущей и итоговой рефлексии участников Проекта. 4. Осуществление реализации проекта и диагностической работы. 5. Проведение экспериментальной проверки эффективности созданной модели Проекта с точки зрения результатов социальной адаптированности подростков. | 1. Сформированное воспитывающее пространство лицея. 2. Осознанное освоение и принятие подростками основных целевых установок Проекта. 3.Формирование школьного педагогического сообщества – достаточного уровня участия в Проекте. 4. Создание социально-педагогических технологий социализации подростка. 5. Критериальная система оценки деятельности участников Проекта. |
Третий этап – итоговый (апрель -июнь 2010 года ) | 1.Уточнение, анализ и обобщение результатов Проекта. 2. Корректировка апробированных социально-педагогических технологий. 3. Разработка методик и рекомендаций по формированию в условий, обеспечивающей создание действующей модели валеологической работы. 4. Проведение семинаров, научно-практических конференций для педагогов района и города. | 1.Обобщенные результаты реализации Проекта. 2.Практические рекомендации по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на реализацию Проекта. |
2.3. Предполагаемые методы и способы решения проблем Проекта
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались также следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, социологической и методической литературы;
- изучение и анализ уровня подготовленности подростков для участия в ученическом самоуправлении;
- анализ образовательных технологий, учебных программ и планов, учебных пособий;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование, интервьюирование, тестирование;
- моделирование педагогической деятельности;
- статистические методы обработки полученных результатов.
2.4. Необходимые условия для реализации Проекта.
- Квалифицированное организационное и научно-методическое руководство Проектом;
- Обеспечение Проекта методиками и технологиями воспитательной работы по направлению «Здоровье»;
- Достаточная методическая база.
- Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
- Творческая инициативная группа работников лицея;
- Готовность учеников участвовать в ученическом самоуправлении;
- Достаточное материально-техническое оснащение реализации Проекта.
2.5. Средства контроля и достоверности результатов Проекта.
Достоверность и обоснованность результатов Проекта обеспечиваются:
- совокупностью исходных методологических и теоретических положений;
- длительным характером изучения педагогической практики в реализации педагогических проектов;
- применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задаче и логике Проекта и подтверждающих основные итоги Проекта;
- апробацией авторских методик в процессе формирующего социально-педагогического Проекта;
- подтверждением гипотезы Проекта полученными результатами.
2.6. Инновационный потенциал проекта
- Предоставление образовательным учреждениям методических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование социальной адаптации подростков с девиантным поведением;
- Предоставление практических пособий образовательным учреждениям по вопросам моделирования, формирования и развития гуманистических воспитательных систем учебных заведений, системообразующей деятельностью в которых является деятельность по формированию гражданско-правового воспитывающего пространства.
- Проведение педагогических семинаров, научно-практических конференций для специалистов города и района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)
Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов
Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....
Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале, посвящённом Олимпийским играм)
Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...
Сценарий спортивного праздника "Зимние олимпийские игры", посвященного эстафете Олимпийского огня
Данный сценарий был разработан для популяризации зимних видов спорта и посвящен эстафете олимпийского огня, который 1 декабря 2013 г. был доставлен вг. Томск. В преддверии зимних Олимпийских игр в Соч...
Сценарий игры «Олимпийский турнир или то, что вы ещё не знали об Олимпиаде», посв. Олимпийским играм-2014 в Сочи
Цель: повышение познавательного интереса воспитанников к спорту, Олимпиаде средствами игровой деятельности.Задачи:- расширение кругозора и закрепление знаний детей об Олимпийских играх: истории ...
Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»
Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....
Олимпийские игры. История возникновения олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Паралимпийские игры
ОЛИМПИЯ – Колыбель олимпийских игрОлимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, приме...