Игра на местности "Дневной дозор"
методическая разработка по теме

Мельникова Галина Петровна

 

1. Цель игры на местности «Дневной дозор» - организация досуговой деятельности детей средствами туризма и краеведения, а также формирование у детей стремления проводить свой досуг интересно и с пользой для здоровья.

2. Место проведения – улицы города, городской парк культуры и отдыха.

3. Продолжительность – 2 – 3 часа

4. Состав команд – 6 – 10 детей 11-15 лет (6-9 класс).

5. Форма: игра на местности (в городе)

6. Методическое обеспечение

Для проведения игры использованы

- карты местности,

- задания по краеведению, ориентированию, географии;

- компас, измерительные приборы;

- веревочная полоса препятствий

- сетка, компостеры, призмы для ориентирования (Лабиринт)

7. Указания по обеспечению техники безопасности

В качестве наблюдателя (судьи – контролера) команду сопровождает  учитель или старший воспитанник. Дети в начале игры проходят инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.

Игра рекомендуется для организации досуговой деятельности по месту жительства или как массовое учебно-воспитательное мероприятие  образовательного учреждения. Добавив большее количество практических действий (преодоление препятствий, легкая атлетика, игры с предметами) можно использовать данную игру для организации дня здоровья в школе.

 Творите, выдумывайте, пробуйте!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра дневной дозор.doc897.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Лира»

Методика проведения мероприятия туристско-краеведческой направленности

Игра на местности

«Дневной дозор».

        Автор:

методист

Мельникова Галина Петровна

Адрес:

142004 Московская обл. г. Домодедово

 ул. 25 лет Октября, 4-171

т. 8-910-434-55-71

E-mail: almastu@yandex.ru

г. Домодедово


Дорогие друзья!

Эта информация только для тех, кому интересно жить, кто не боится трудностей и неожиданностей, кто хочет встретить новых друзей и с пользой провести выходной день!!!

Пришло время рассказать, что такое игра – путешествие «Дневной дозор». Эту игру придумали руководители и инструкторы детского туристского клуба «Алмасты» г. Домодедово. Разработана она была для проверки знаний воспитанников клуба по ориентированию и туристской технике. Однако в процессе подготовки мы (организаторы) поняли, что к игре можно привлечь и ребят, не имеющих специальной подготовки. Поэтому мы приглашаем к участию учеников вашей школы.

Когда вы соберетесь на площади, судья разделит всех на команды. Он будет учитывать ваши пожелания и возможности. Численность команды зависит от общего количества участников. В каждой команде назначается капитан из числа более опытных детей. Судья выдает пакет с заданием и карту. Ваша задача за определенное время выполнить задания и найти следующий контрольный пункт (КП). В конце пути вас ждет сюрприз!

Вы еще не заинтересовались? Тогда вам лучше остаться дома в теплой постельке и с горячими бутербродами. Ведь как говорится: «Мой дом – моя крепость». На что мы отвечаем: «Правильно, дом поросенка должен быть крепостью!»

На самом деле, конечно же, это шутка! И все-таки мы хотели бы вас видеть в наших рядах. Обещаем много интересного и необычного!

Организаторы.

Указания перед стартом

  1. Переписать участников с мобильными телефонами.
  2. Разделить на команды
  3. Назначить капитанов
  4. Правила игры
  1. ЗМК раздать.
  2. Контрольное время от КП до КП и на некоторых этапах (бежать не надо). Превышение КВ – 1 балл штрафа за каждую минуту.
  3. Максимальное количество баллов на каждом КП.
  4. На некоторых КП капитан не активен.
  5. Итог: сумма набранных баллов, полученных на каждом КП.
  6. Награждение
  1. Инструктаж по технике безопасности
  1. ПДД
  2. Правила поведения
  3. Капитан отвечает за команду
  4. Мобильный телефон
  1. Объяснить, как работать с картами.

Привет!

Ты получил это письмо и значит, тебе выпал уникальный шанс стать участником увлекательной игры – путешествия, которую мы назвали «Дневной дозор». Здесь ты встретишься с интересными заданиями, на выполнение которых у тебя будет ограниченное время. Но ты будешь не один! С тобой будет твоя команда, а вместе можно многое преодолеть!

Итак, ниже приведен примерный перечень задач, с которыми придется столкнуться командам:

  1. перемещение по пересеченной местности с ориентированием по карте, спутниковому снимку, легенде;
  2. преодоление природных препятствий и их имитаций;
  3. теоретические задания (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.) по нескольким дисциплинам: география, история, биология, обж.
  4.  умение завязывать узлы;
  5. оказание медицинской помощи и многое другое…

А в конце маршрута тебя ждет еще один сюрприз!

Ну что ж, если ты заинтересовался нашим предложением, ждем тебя

11 октября в 9:58

на площади Победы возле памятника В.И. Ленина. А чтобы тебе было комфортно, вот несколько советов:

- одежда и обувь должны быть удобными и предназначены для выполнения различных задач, в том числе и физических упражнений при любых погодных условиях;

- кстати о погоде: возьми зонт (дождевик) на случай дождя;

- игра не закончится быстро – позаботься о питьевом режиме (возьми попить!);

- если думаешь, что проголодаешься, то (правильно!) возьми перекус или хотя бы сладенькое что-нибудь;

- ну и конечно же возьми из дома хорошее настроение!

Надеемся, что смогли тебя заинтересовать, и рады будем увидеть. Ты конечно спросишь: - А во сколько это закончится? Правильный вопрос! Надеемся, что в 17 часов ты уже будешь дома.

Удачи! И что бы ни случилось в процессе, не расстраивайся! Ведь это всего лишь игра! Помни, что главное – не победа, а удовольствие, полученное от общения с хорошими людьми!

До встречи на игре!!!

Организаторы игры.

Добрый день!

Раз вы читаете это письмо, значит, вы решились участвовать в увлекательной игре. Это игра-путешествие. Вам сегодня предстоит отправиться в путешествие по знакомым и не очень уголкам нашего города. А задания вы будете решать вместе с нашими воображаемыми героями. Это будут мальчики и девочки, которые никогда не бывали в нашем городе. Давайте поможем им не заблудиться, а заодно и самим не растеряться.

1 КП (контрольный пункт)

1 задание. (7 баллов)

Это Витя. Он впервые в нашем городе. И как все маленькие дети приготовил кучу вопросов. Поскорее решите кроссворд, составленный Витей.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Поэт, именем которого названа библиотека в городе Домодедово
  2. Назовите фамилию Главы городского округа Домодедово.
  3. Сеть крупных магазинов в г. Домодедово.
  4. Герой Великой Отечественной войны, именем которого названа улица города
  5. Микрорайон, на территории которого находится школа №4.
  6. Назовите первую улицу г. Домодедово
  7. Самое известное сооружение на улице Корнеева.

Всего баллов за задание ________________

Если вы правильно отгадали кроссворд, то в центре прочитаете слово, значение которого вам объяснит капитан. Покажите ответы судье и получите карту.

2 задание.

Витя вам очень благодарен. А теперь скорее смотрите карту. Внимательно изучите ее. На 2 КП вас уже ждет судья и новое задание. Время для перехода на 2 КП 5 минут.


2 КП.

1 задание. (6 баллов)

Девочка Света не умеет различать стороны света: север от юга еще отличит, а вот юг от севера уже никак. Помогите разобраться.

  1. Полдень. В каком направлении идут туристы?
  1. на север
  2. на запад
  3. на юг
  4. на восток

  1.   Где центр города? В направлении стрелки:

  1. А
  2. Б

  1. Где восток? В     направлении стрелки:
  1. А

  1. Б

  1. В

  1. Г

  1. Конец зимы. Средняя полоса России. Время 10 часов. В каком направлении идет мальчик?

  1. на север
  2. на юг
  3. на северо-запад
  4. на северо-восток
  5. на юго-восток

  1. Сентябрь. Средние широты. Заход солнца. В каком направлении идет поезд?

  1. на север
  2. на юг
  3. на запад
  4. на восток
  5. на северо-восток

      6)   на юго-восток

  1. Поздняя осень. Северные широты. Время 16 часов. Где юг?

  1. А                                          5)  Д

  1. Б                                           6)  Е

  1. В                                           7)  Ж

  1. Г                                           8)  З

Всего баллов за задание _____________________________________

2 задание. (9 баллов)

Получите карточку у судьи. Заполните пропуски словами: север, юг, запад, восток.

3 задание.

А вот это задание будет посложнее: надо перевести Свету через Каширское шоссе, не нарушая правил дорожного движения. Помните, что каждое нарушение правил влечет за собой не только увечья и летальный исход, но и штрафные баллы (10 баллов за каждого участника). У вас есть 10 минут, чтобы добраться до 3 КП.

3 КП.

1 задание (до 10 баллов)

Потерялся кусочек карты! Но у Оли есть карандаши и набор условных знаков. Ваша задача дорисовать карту. Судья оценивает соответствие карты местности.

2 задание.

По улице Племхозский проезд (не нарушая правил дорожного движения!) пройти до улицы Березовая за 15 минут, чтобы добраться до 4 КП. Подсказка: на пересечении Племхозского проезда и улицы Березовая стоит человек в яркой майке с надписью «судья».

4 КП.

Вы любите разгадывать тайны? А расшифровывать секретные коды? А распутывать головоломки? Машенька приглашает вас отгадать несколько загадок. И найти ее. Задание состоит из 3-х этапов. Команда получает карту без обозначенных на ней этапов. Контрольное время на каждом этапе – 10 минут. Если команда не решила задачу за контрольное время, судья показывает местонахождение следующего этапа и ставит штраф – 5 баллов.

1 задание. 1 этап.

Один участник команды получает от судьи информацию о нахождении следующего этапа.  Молча, жестами и мимикой участник должен объяснить команде, куда идти дальше. Команда находит на карте точку 2этапа  и показывает ее судье. Судья подтверждает правильность ответа. После чего команда передвигается до 2-го этапа.

2 задание. 2 этап.

Команда получает набор букв, из которых надо сложить название двух улиц – местоположение следующего этапа. Подсказка: карта с названиями улиц все еще у вас.

3 задание. 3 этап.

Молодцы! Машенька довольна! Вы нашли ее! А теперь получите следующее задание и карту. На карте обозначены 2 объекта, название которых вам предстоит выяснить (требуются полные названия учреждений, можно фото с телефона). Так, соблюдая правила дорожного движения, вы попадете на 5 КП.


5 КП.

А теперь вспомните уроки географии вместе с Андрюшей!!

Обратите внимание: 4-ое задание для капитанов. Капитан может работать с командой, а может работать самостоятельно. Совет: в то время как команда решает 1-3 задания, капитан работает над своим.

1 задание. (4 балла) 

Напишите, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:15 000 они составляют:

  1. 3 см     - ________________________
  2. 1.5 см  - ________________________
  3. 5 см     - ________________________
  4. 9.1 см  - ________________________

2 задание. (4 балла)

Напишите, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:7 500 они составляют:

  1. 4.8 см  - ________________________
  2. 2.5 см  - ________________________
  3. 7 см     - ________________________
  4. 6.3 см  - ________________________

3 задание. (3 балла)

Определите масштаб карты, если расстояние между километровыми отметками на ней составляет:

  1. 5 см     - ________________________
  2. 10 см   - ________________________
  3. 4 см     - ________________________

Всего баллов за задания _____________________________________

4 задание (для капитана) (до 10 баллов)

Судья подготовил отдельное задание для капитана. Вперед, отважный капитан! Покажи своей команде, на что способен, и принеси им дополнительные баллы.

Совет: обращай внимание на направление север-юг на карте, особенно в задании №7.

 5 задание.

Вдоль Улицы Талалихина дойти до поворота направо (к д/о «Елочки»). Двигаться только по тротуару, дорогу не переходить. Там находится 6 КП. Время перехода 10 минут.

6 КП.

Катя – знаток биологии. И хочет проверить ваши знания по своему любимому предмету.

О, ужас!!!! Капитан онемел!!!!! Он может помогать только жестами.

1 задание. (8 баллов) 

Предскажите погоду.

Поставьте буквы Я (ясно) или Д (дождь) напротив соответствующего природного признака.

2 задание. (8 баллов)

Реши кроссворд «Знатоки природы».

3 задание. (3 балла)

Вы отправляетесь в парк. Вспомните еще раз как надо себя вести в парке. Расскажите судье. Не забудьте, что дорогу можно переходить только на зеленый сигнал светофора!

7 КП.

Мальчик Петя вместе с вами попал в городской парк. Так хочется везде побывать!

1 задание. (10 баллов) 

Давайте устроим Пете обзорную экскурсию. Только очень быструю! Судья вам выдаст карту парка и карточку команды. За 15 минут вы должны отыскать контрольные пункты и поставить контрольную отметку в карточке команды. Совет: не забудьте спросить у судьи, как выглядит контрольный пункт, как ставить отметку. За каждую правильную отметку – 2 балла. Помните, 15 минут – это контрольное время, в которое надо уложиться. За каждую просроченную минуту – штраф  1 балл.

2 задание.

Ну-ка, дружно обнимите судью, и тогда он укажет на карте 8 КП. Не задерживайтесь! Впереди еще много приключений


8 КП.

Продолжаем удивлять мальчика Петю.  Это целая поляна заданий. Их можно выполнять в любом порядке. Если вы пришли первыми, то у вас есть возможность выбора. Ну, а всем остальным то, что останется.

1 задание. (15 баллов) 

Полоса препятствий. Вся команда преодолевает препятствия на время. Нельзя: на одном этапе не могут работать одновременно 2 человека. Судья имеет право остановить участника за нарушение прохождения. Итоговый балл за задание зависит от места, занятого в общем зачете всех команд на этом этапе. Место определяется по времени прохождения. Совет: попросите перед стартом судью рассказать, как проходить дистанцию.

1место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

15 баллов

13 баллов

11 баллов

9 баллов

7 баллов

5 баллов

2 задание. (12 баллов) Топознаки

Петя с Ирой увлеклись рисованием карты. Вот только забыли все условные топографические знаки. Давайте как-нибудь сообща вспомним!  

3 задание. (5 баллов)  Первая помощь.

Ой! Ну, вот упал Петя. Теперь точно будет растяжение лучезапястного сустава! А вы сумеете оказать первую помощь? Задание: команда должна наложить фиксирующую повязку на лучезапястный сустав. Капитан, тебе придется пострадать!

4 задание. (10 баллов)  Узлы.

- Какие замечательные веревочки! А как их привязали?

Знаешь, Петя, есть такие специальные узлы. Вот сейчас ребята тебе их покажут.

Задание: соедините веревочки 5-ью разными узлами. Вот какая неприятность – капитан вязать не может, у него проблема с правой рукой. Хотя левая в порядке. Общими усилиями выполните задание.

5 задание.

На карте обозначен путь движения до 9 КП. Пройти надо так, как указано в карте. На маршруте есть засада (судья-контролер в кустах). За отклонение от маршрута – штраф 10 баллов.


9 КП.

Помните легенду о лабиринте минотавра? Там девушка по имени Ариадна помогла юноше Тезею найти выход из лабиринта с помощью клубка ниток.

1 задание. (15 баллов)

Теперь представьте – наша Анюта так ждала своего Тезея, что растеряла все клубки по лабиринту. Вам надо помочь ей. Судья вам расскажет, как это сделать.

Итоговый балл за задание зависит от места, занятого в общем зачете всех команд на этом этапе. Место определяется по времени прохождения + штрафное время. Штрафное время начисляется за каждый неправильно отмеченный КП – 30 секунд.

1место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

15 баллов

13 баллов

11 баллов

9 баллов

7 баллов

5 баллов

2 задание.

Ну вот. Остался последний бросок! Ваша задача попасть в помещение туристского клуба «Алмасты» через 5 минут. А там вас ожидает еще один сюрприз и горячий чай с вкусняшками.


Приложение 1

Задание №1. Соотнесите рисунки профилей холмов с рисунками, изображенными с помощью горизонталей.

Задание №2.  Изобразите в пустых клетках с помощью горизонталей данные холмы.

Задание №3. Напишите, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:15 000 они составляют:

  1. 3 см     - ________________________
  2. 1.5 см  - ________________________
  3. 5 см     - ________________________
  4. 9.1 см  - ________________________

Задание №4. Напишите, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:7 500 они составляют:

  1. 4.8 см  - ________________________
  2. 2.5 см  - ________________________
  3. 7 см     - ________________________
  4. 6.3 см  - ________________________

Задание №5. Определите масштаб карты, если расстояние между километровыми отметками на ней составляет:

  1. 5 см     - ________________________
  2. 10 см   - ________________________
  3. 4 см     - ________________________

Задание №6. Определите азимут со старта на все КП. Результаты запишите в таблицу.

                 КП1          КП2

           КП3

        КП4

КП10

  КП9                                                         КП6

         КП8        КП7         КП5

Старт – 1КП

Старт – 6КП

Старт – 2КП

Старт – 7КП

Старт – 3КП

Старт – 8КП

Старт – 4КП

Старт – 9КП

Старт – 5КП

Старт – 10КП

Задание №7. Определите азимут с КП на КП в порядке очередности: Старт – 1КП – 2КП… Результаты измерений запишите в таблицу.

Старт – 1КП

5КП – 6КП

1КП – 2КП

6КП – 7КП

2КП – 3КП

7КП – 8КП

3КП – 4КП

8КП – 9КП

4КП – 5КП

Приложение 2

ЭТАП «ПРЕДСКАЖИ ПОГОДУ»

Определение

  1. Если солнце при восходе кажется больше обычного

Д

  1. Зимой дым над крышами поднимается столбом

Я

  1. У сорванного хвоща появляются капельки сока

Д

  1. Кузнечики сильно стрекочут вечером

Я

  1. Шишки репейника раскрывают свои колючки

Д

  1. Душистые цветы издают еще более сильный запах

Д

  1. Ночью и утром тихо, безветренно

Я

  1. Радуга долго стоит в небе, и в ней преобладают синие оттенки

Д

  1. Комары – толкунцы вьются в воздухе столбом

Я

  1. Певчие птицы перестают петь

Д

  1. Дым костра клубится, ест глаза, стелется по земле; угли в костре тлеют ярко

Д

  1. Звезды мерцают зеленым оттенком

Я

  1. Луна в ореоле (кругу)

Д

  1. В пасмурный вечер хорошо видны предметы на горизонте и слышны звуки

Д

  1. Ветер дует порывами, полосами

Я

  1. Листья папоротника – орляка раскручиваются

Д


Приложение 3

КРОССВОРД «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

1. П

2. Р

О

М

А

Ш

К

А

3. Э

Ч

К

В

4. И

5. Н

6. Р

О

Ж

А

7. Я

З

Е

Л

Р

В

З

О

8. И

К

Е

Б

А

Н

9. А

Г

Л

С

Б

В

И

О

Т

У

Р

Я

Н

Д

О

Я

К

Р

К

А

А

  1. Как называется верхний слой земной коры
  2. Про какой полевой цветок говорят: «Хоть рождена во ржи, но из знатной семьи».
  3. Наука, изучающая взаимоотношения живых существ с окружающей их, естественной для них средой.
  4. Залежи какого полезного ископаемого есть на территории Домодедовского района.
  5. Первоцвет – символ долгой памяти, вечной любви и верности.
  6. Река, протекающая на территории Домодедовского района (историч. назв.).
  7. Как называли в древнеславянских легендах бога Солнца, весны и плодородия.
  8. Композиция из цветов.
  9. Богиня утренней зари: ее именем названа одна из бабочек.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЭТАПЕ

  1. Назовите растение, которое во время войны заменяло солдатам при кровотечении вату.  Мох - сфагнум
  2. Какое растение называют «мяун-трава», и какое лекарство из него готовят? Валериана
  3. Какая рыба называется именем человека? Карп
  4. У какого российского растения, живущего в воде, самые крупные цветы? Белая кувшинка (в поперечнике до 16см)
  5. Какая рыба имеет змеевидную форму? Угорь
  6.  Из какого растения получают мазь для лечения ожогов? Сосна, облепиха

Приложение 4

Заполните пропуски словами:

запад, восток, север, юг

(вы находитесь в северном полушарии)

  1. Кора большинства деревьев грубее с  _________ стороны, тоньше, эластичнее с _______
  1. На ________ стороне сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора поднимается выше по стволу
  1. С  ________ стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками
  1. На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с ________ стороны
  1. Муравейники располагаются с  ________ стороны деревьев, пней и кустов. Кроме того, ________ скат муравейников пологий
  1. Весной травяной покров более развит на ________ окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами. В жаркий период лета – на ________, затемненных
  1. Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с ________ стороны
  1. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с ________ стороны
  1. Снег быстрее подтаивает с на склонах и у предметов с ________ стороны, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины – «шипы», направленные на ________
  1. Если идти на ________, светло-серая поверхность мохового (лишайникового) покрова будет иметь темный налет. Двигаясь в противоположную сторону, этого налета не заметишь.
  1. Вечером несозревшие бутоны подсолнечника обращены на ________
  1. В оврагах, лощинах, ямах снег быстрее оттаивает с ________ стороны
  1. В средних широтах вечером, после захода Солнца, ________ сторона неба самая светлая
  1. Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление указывает на ________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о работе профилактического отряда "Школьный дозор"

Анализ работы профилактического отряда за 2011-2012 учебный год...

пожарный дозор

выступление на конкурс "Пожарный дозор"...

Предметная игра Школьный дозор

Игру разработал преподаватель-организатор ОБЖ Халчевский В.П.Цель игры: повышение мотивации учащихся к занятиям предметом основы безопасности жизнедеятельности и физической культурой, изучению фолькло...

Предметная игра Школьный дозор

Игру разработал преподаватель-организатор ОБЖ Халчевский В.П.Цель игры: повышение мотивации учащихся к занятиям предметом основы безопасности жизнедеятельности и физической культурой, изучению фолькло...

Военно-спортивная игра "Дневной дозор"

Цель:  • Патриотическое воспитание личности Задачи:• Развитие и совершенствование физических   качеств:силы, ловкости, выносливости.  • Воспитание вол...

Сценарий проведения районной игры "Пожарный дозор"

Районная игра по пожарно-прикладному спорту «Пожарный дозор» состоялась в субботу 2 октября 2021 г. на базе пожарной части №16 районного центра с. Холмогоры.Цель игры:- агитация и пропаган...