Сценарий "Два чувства дивно близки нам"
классный час на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное традициям семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dva_chuvstva_divno_blizki_nam.zip | 137.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 кл.
«Два чувства дивно близки нам...»
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые бабушки! Дедушки! Родители! Дети! Как хорошо, что мы собрались с вами сегодня вместе. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за дверьми этого зала и вместе с детьми постарайтесь отдохнуть.
Дети — это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущем в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее — дети...
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Ведущая. Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья — сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово «понимание»!
До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте увеличенные портреты отца и матери. «Родители» и «Родина» — слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции народа.
Пять ступеней,
Краской крытых.
Сколько раз
Вы мною мыты!
Вы мной метены
Веником пихтовым,
Дремным
И березовым голиком...
Пять простых
Ступеней в дом!
А на верхней, что поуже.
Где сучок, что око, тужит,
Сколько раз сидела я,
Юбки подобрав края.
И смотрела в хвойный лес,
В вековую даль небес,
На калину у крыльца,
На кадушку без венца —
С дождевой водою черной!
До травинки все я помню,
Как легко над тем крыльцом
Вьются комары столбцом!
Это тыщи дум моих
Среди сумерек глухих
Вьются там уж без меня,
Тишине родной звеня...
Счастье — родину иметь
Да о ней всю жизнь болеть!
Вечно помнить свет села,
Дом родной, святые сени
И заветные ступени.
По которым в мир сошла.
Т.Смертина
Ведущий. С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В XVI веке в России распространилась любопытная книга — «Домострой». В ней давались поучения и наставления и мужу, и жене, и детям. Там шла речь о самом главном — об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за ее материальное благосостояние. Вот, к примеру, одно из наставлений той книги:
Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе они кажутся праведными перед Богом. Но язычника хуже они... Пророк Исая сказал: «Погибнет нечестивый и не увидит славы Господней». Он называл нечестивыми тех, кто бесчестил своих родителей. И еще сказал: «Того, кто насмехается над отцом и укоряет старость матери — пусть склюют труп его вороны, и сожрут орлы!» Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они, а отчее благословение дом укрепит. А материнская молитва от напастей избавит.
Ведущая. Помните легенду про большую семью, где царило понимание? Был в старину еще один принцип. Все нити управления в семье сосредоточивались в руках одного человека — отца взрослых, женатых сыновей. Подчинение было беспрекословным и полным.
(Вспоминает Наговицына Прасковья Лукьяновна 1904 года рождения, крестьянка). «Летом вставали в 3 часа, боялись, что проспим — мало работы сделаем, на работу все были жадны, даже старики просыпались на работу... У меня семья большая, много братьев. Хозяин был один в дому. Если он идет — то все замолкают, ждут, что он скажет. Были просты в общении и не жадные совсем, по мелочам не ругались».
Ведущий. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но вот беда: оно всегда рядом. И это объективно... Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. При исследовании генов выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет пятое колено — это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А ведь в старину было не так! Прежде чем женить сыновей или выдать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена...
Ведущая. Особое чувство вызывают у нас те люди, которые передали нам свои достоинства и недостатки. Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Где же мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому — вот черта, отличающая образованность от дикости»?
Ведущий. Фамильная честь, интерес к своему роду — все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Но прошлое — это не только перечень событий, это и яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства.
Ученик.
Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедших поклониться,
И, может, будут не полны
Без этих строк истории страницы.
Ведущая. Мы многих ошибок могли бы избежать и жили бы гораздо лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас — звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, наши просчеты ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз, волос, рисунок носа и рта. Но и историю нашей жизни.
Как известно, слово «фамилия» заимствовано из латинского языка — это значит «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово распространилось в эпоху Петра I, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени, отчеству. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака — родства.
Эту таинственную связь с предшествующими поколениями подметил наш мудрый А.С.Пушкин.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пишу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На их основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва:
Без них нам целый мир — пустыня.
Душа — алтарь без божества.
Ведущий. Все в нашей душе не случайно... Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».
Ученик.
Жизнь человека — только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда.
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений —
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Г. И. Кабаев
Ведущий. Есть одна нить, связующая все поколения. И это... мать! Что может быть на свете священнее имени матери!.. Человек, только-только начинающий лопотать, неуверенно складывает «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеется счастливый...
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, произносит: «Спасибо, кормилица-мать...»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу, говоря: «За Родину-мать...»
Все самые дорогие святыни названы и озарены этим именем, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Ученик (читает по А. Фадееву). «...Мама! Мама! Я помню руки твои с того мгновения, как стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни. Я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки... помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим пометом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывавшую из шелка с кольцом на пальце, когда ты подняла стакан с красным молдавским вином.
И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня. И ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои! Ты проводила на войну сыновей, — если не ты, так другая, такая же, как ты, — иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты — то слава богу. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели — все это делали руки матери моей, и его, и его.
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я. И скажи, кого ты обижал больше, чем мать — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь
придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...»
Ведущая.А теперь каждая семья демонстрирует нам выставку семейных реликвий.
Затем слово берет одна из матерей.
Мать. У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая — это страна, в которой ты родился, малая — это земля, на которой ты живешь, дом, в котором ты родился. Речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном — все это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.
Классный руководитель.Я благодарю вас за помощь, терпение, понимание, радость общения и хочу подарить игру, в ней можно себя показать и на других посмотреть.
Формируются 2 команды: «Детки» и «Предки» и жюри.
Конкурс «Один день моей семьи».
I конкурс. «Утро».
Дома всегда есть срочные дела, особенно утром, ведь все куда-то торопятся. В это время все стараются помочь хозяйке. Поэтому в первую очередь соревнуется мужская половина семьи. Дедушка чистит лук, сын — картошку, отец ремонтирует мебель...
II конкурс. «Сделай сам».
Бабушка с внучкой пришивают пуговицы к рубашке отца, мать завязывает ему галстук.
III конкурс. «Твой школьный ранец».
Дети торопятся в школу. Из каждой команды мальчик и девочка собирают свой портфель.
IV конкурс. «Деньги любят счет».
(Распределение денег на карманные расходы.) В каждой
команде кто-то считает монеты, а в это время ведущий старается запутать всех разговорами.
V конкурс. «Домашнее задание».
Кончился рабочий день, но не закончились
семейные хлопоты. Дети сели за уроки.
Им нужно помочь в этом...
а) Урок русского языка. Из набора букв составить как можно больше слов, одна и та же буква должна использоваться только раз.
б) Урок рисования. Надо узнать автора известной картины. (Идет показ слайдов.)
в) Урок музыки. Матери называют песню, которую пели в молодости их мамы и папы, дети — песню своих матерей и отцов, бабушки и дедушки — любимую мелодию внуков.
г) Урок домоводства. За пять минут из газеты скроить и сшить детское платье, продемонстрировать его.
VI конкурс. «На отдыхе».
а) На столе разбросаны цветы, две девочки из каждой команды собирают их с завязанными глазами и дарят своим родным.
б) Из каждой команды отец и мать соревнуются: кто скажет друг другу больше ласковых слов.
Вопросы для блицтурнира первой команде
1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки.)
2.Вкаком году люди едят более обыкновенного? (В високосном.)
3. Какую воду можно принести в решете?
(Замороженную.)
4.Когда мальчика называют женским именем? (Кто долго спит — тот соня.)
5.На что больше походит половина апельсина? (На другую половину.)
6.На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое.)
7. На каких полях не растете трава?
(На полях тетрадки.)
8. Сколько яиц можно съесть натощак?
(Одно.)
9. Каким гребнем не расчешешь голову?
(Петушиным.)
10. Назовите пять дней недели, не называя чисел и названий дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
11. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит.)
12. Кто на чужой спине едет и груз везет?
(Рюкзак.)
Вопросы второй команде
1. Сколько кубометров дров можно получить из одного баобаба высотой 20 м и диаметром 1 м?
(Баобаб на дрова не идет, он не горит.)
2. Сколько минут лучше всего варить крутое яйцо — две, три, пять?
(Нисколько, оно уже сварено.)
3. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят.)
4. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
5. Какой болезнью на суше никто не болеет?
(Морской.)
6. По чему ходят, но никогда не ездят?
(По шахматной доске.)
1. Если кошка влезла на дерево и хочет слезть с него, как она будет спускаться: головой вниз или хвостом вперед? (Хвостом вперед.)
8. Какая птица состоит из буквы и названия реки?
(И-волга.)
9. Какую реку можно стругать ножом?
(Прут.)
10.Что находится между городом и деревней? (Союз «и»)
11.Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон.)
12. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он?
(Я сам.)
Игра «Блеф-клуб» (команда должна ответить «да» или «нет». За правильный ответ -очко).
Вопросы 1-й команде.
1) В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами (да).
2) Великий Гете подарил свое перо великому Пушкину (да).
3) В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля (нет).
4) При Петре 1 в ходу была «картузная» бумага. Верно ли, что ее применяли при изготовлении картузов? (Нет, в нее паковали боевые артиллерийские снаряды.)
Вопросы 2-й команде.
1) В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок (нет).
2) Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте (да).
3) Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками (да).
4) Выпускают ли в Африке витаминизированные карандаши для детей,
имеющих обыкновение грызть что попало (да).
— Конкурс загадок
(за правильный ответ —очко).
Загадки 1-й команде.
1) Маленький, кругленький, а до неба достанет (глаз).
2) Мету, мету — не вымету; несу, несу — не вынесу, пора придет — сам уйдет (солнечный лучик).
3) Полон хлевец белых овец (зубы).
Загадки 2-й команде.
1) Целый век в своей клетке (сердце).
2) На всех садится, никого не боится (снег).
3) Стою я только на ходу, а если встану — упаду (двухколесный велосипед).
Конкурс «Кто быстрее?»
Та команда, которая быстрее построится по первой букве отчества участников, получает очко.
- Конкурс «Кто больше?»
Каждая команда за 2 минуты должна придумать как можно больше рифм к словам: арбуз, теленок, снежок, певичка (очко за 1 рифму).
— Конкурс сценический.
Дети должны придумать и показать сцену из взрослой жизни, а родители — из детской.
(Оценивается артистизм — максимум 5 очков.)
— Конкурс «Наука не обижать людей»
За 1 минуту команды должны назвать 4-5 способов обрадовать своих родителей (детей).
(Очко за каждый способ.)
- Конкурс комплиментов.
Напомните игрокам, что комплименты -это лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте совместно, избалованы ли присутствующие комплиментами и подумайте, есть ли у нас повод похвалить, найти добрые искренние слова. Затем игроки разных команд кидают друг другу мячик и говорят комплименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
урок в 5 классе разработан с элементами технологии критического мышления....
Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
Презентация к уроку "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...
Методическая разработка классного часа "Чудо дивное,диво чудное"
Данный классый час можно проводить в классах начальной школы, а также и в средней школе.Знакомятся учащиеся с правильной раскраской дымковской игрушки...
презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."
Автор: учитель технологии и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...
"Два чувства дивно близки нам"
Разработка для совместного праздника с родителями....
Интегрированный урок литературы и обществознания в 11 классе по теме: «Два чувства дивно близки нам…»
Этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства...
Как помочь человеку пережить смерть близкого человека? Часть вторая - Как избавиться от чувство выны перед умершим?
Почему возникает чувство вины перед умершим?Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механ...