"Два чувства дивно близки нам"
методическая разработка (8 класс) на тему

Разработка для совместного праздника с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_chuvstva_divno_blizki_nam....doc66 КБ

Предварительный просмотр:

“Два чувства

дивно

близки нам”

А. С. Пушкин


Цели и задачи:

- развитие творческих и художественных способностей учащихся;

- воспитание ответственности;

- познакомиться поближе с родителями;

- привлечь родителей к участию в жизни класса;

- помочь детям раскрыть себя;

- уважения семейных традиций;

- гордости за свою семью;

- воспитание патриотизма;

- воспитание на положительном примере;

- развитие воспитанности;

- развитие самооценки  личности учащихся;

- расширение интересов учащихся;

- изучение истории семьи;

- развитие семейных традиций.

Оборудование:

- выставка творческих работ родителей и учащихся;

- родословные семей;

- грамоты, семейные альбомы с фотографиями;

- высказывания  о семье.

1 ведущий.                Здравствуйте, уважаемые гости!

                        Спасибо, что пришли

                        На праздник в нашей школе.

                        Позвольте всё вам показать,

                        Со всеми познакомить.

                        У нас у каждого в семье

                        Есть золотые руки,

                        Кто пишет, режет, кто поёт,

                        Тот не умрёт со скуки.

        Как хорошо, что мы собрались с вами сегодня вместе. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте сегодня за дверьми этого зала и вместе с детьми постарайтесь отдохнуть. Надеемся, вы сегодня хорошо проведёте время.

2 ведущий.                Дети – это чудо света,

                        Я увидел этот сам.

                        И причислил чудо это

                        К самым чудным чудесам.

                        Мы пред будущим в ответе:

                        Наша радость, боль и грусть,

                        Наше будущее – дети …

                        Трудно с ними, ну и пусть!

                        В наших детях наша сила,

                        Внеземных миров огни.

                        Лишь бы будущее было

                        Столь же светлым, как они.

                                Танец “Вальс”.

1 ученик.         Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

2 ученик.         Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: “Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слов “понимание”.

3 ученик.         До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте увеличенные портреты отца и матери. “Родители” и “Родина” – слова одного корня. Это святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции народа.

Песня о родине “То, берёзка, то рябина”.

4 ученик.         Помните легенду про большую семью, где царило понимание? Был в старину ещё один принцип. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца, взрослых, женатых сыновей. Подчинение было беспрекословным и полным.

5 ученик.         Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но вот беда: оно всегда рядом. И это объективно… Исследования учёных показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. При исследовании генов выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет пятое поколение – это деды и бабки прабабок, к сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А ведь в старину было не так! Прежде чем женить сыновей или выдать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена…

Народная песня “Ой, калина, ой, малина…”

6 ученик.         Мы многих ошибок могли бы избежать, и жили бы гораздо лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, наши просчёты ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз, волос, рисунок носа и рта. Но и историю нашей жизни.

7 ученик.         Именно поэтому семейный быт нашего народа отличался особой цепкостью по отношению к родовым преданиям, крепкой родословной традицией. Многие исследователи считают, что именно этот фактор имел определяющее значение в выборе князем Владимиром Христианской веры.

Диалог:

- Причём здесь родовое предание и семейная традиция?

- Владимир ведь не первый в княжеском роду принял христианство. Задолго до него окрестилась его бабка Ольга. Может быть, это и имеется ввиду. Внук наверняка знал и помнил, что бабка его была христианкой.

- Владимир как бы возлагал часть нравственной ответственности за свой выбор на семейную традицию, родословную преемственность и на кровнородственную крепость уз, которая была очень прочна и впоследствии, несмотря на усобицы и братоубийственные конфликты князей.

8 ученик. 

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На их основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека, -

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва:

Без них нам целый мир – пустыня.

Душа – алтарь без божества

9 ученик.         Всё в нашей душе не случайно… Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране”.

Песня “Россия”.

10 ученик.        Но мы не станем “манкуртами” – людьми без памяти. Мы хотим знать свой прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Мы тоже потрудились, ведь интересно было своими руками создать свой семейный альбом, где рассказать историю своей семьи, например, воспоминания бабушек и дедушек, или составление родословной. Твоя родословная, или, как говорили раньше, родословие – то последовательный перечень поколений людей твоего рода.

Выступление детей по родословной.

11 ученик.

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых, -

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

12 ученик.         Есть одна нить, связующая все поколения. И это… мать! Что может быть на свете священнее имени матери!.. Человек, только-только начинающий лопотать, неуверенно складывает “ма-ма” и, почувствовав свою удачу, смеётся счастливый… Все самые дорогие святыни названы и одарены этим именем, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Песня о маме “Мамины глаза”.

13 ученик.         Откуда мы родом? “Из детства” – скажите вы и будете правы. И у каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защитили наше отечество, нашу Родину, имя которой – Россия.

14 ученик.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель – то я снежинка,

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Мы возвратили герб старинный,

Россия, в нём твои черты:

И красный – столько красоты.

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр,

Твои надежды, муки, раны

И вечный – огневой задор.

Россия – тройка, песня, птица,

Страна с особенной судьбой,

Должна Россия возгордиться,

И возгордимся мы с тобой

Песня-игра “Бояре”.

15 ученик.         У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это страна, в которой ты родился, малая – это земля, на которой ты живёшь. Дом, в котором ты родился. Речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее под окном – всё это святые места, зовущие и тянущие к себе в течение всей жизни.

Песня “Родительский дом”.

16 ученик.         Маленький человечек ещё не родился на свет, а его появление уже ждали тысячи людей. Давайте вместе с ним совершать воображаемое путешествие в страну “Откуда мы родом?”

(трижды звучит колокольчик)

17 ученик.         Первая остановка – станция “Имя”.

18 ученик.        Нет меж живущих людей,

                        Да и не может быть безымянных;

                        В первый же миг по рождении каждый,

                                                        Убогий и знатный,

                        Илья, как сладостный дар,

                        От родимых своих получает.

19 ученик.         “Имя, как сладостный дар”…        Это слова Гомера. Каждый человек на планете имеет собственное имя. От человека, от его дел и поступков зависит, прославит он своё имя или покроет позором.

Историческая справка.

20 учёник.         А вызнаете, что означают ваши имена?

Рассказы учащихся о значении и происхождении имён.

21 ученик.         

Если только ты умён,

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо Дита.

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Илья похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

22 ученик.

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…

                Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гений… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон,

С целым импортным набором.

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Пеой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

(трижды звучит колокольчик)

23 ученик.         Машина времени прибывает на станцию под названием “Фамилия”.

24 ученик.         Как известно, слово “Фамилия” заимствовано из латинского языка – это имя, переходящее от родителей к детям по наследству. В русском языке появилось в эпоху Петра I, когда людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Однако в народе уже тогда говорили: “Не смотри на кличку, а смотри на саму птичку”. Фамилия присваивалась тогда на основе единственного признака – родства.

25 ученик.         Знаете ли вы историю фамилий, которые вы носите, откуда они произошли?

Рассказы учащихся.

26 ученик.                 

Каких фамилий только нет:

Пятёркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин – Дармоед,

Бупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

Не может некий Комаров,

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов –

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится,

А Чистунов слывёт свиньёй,

А Простачков – лисицей.

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица.

Назад не пятится, как рак,

А всё вперёд стремится.

Плевков фамилию сменил,

Жемчужным назвался,

Но в остальном – ослом он был,

Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!

27 ученик.         А сейчас послушайте версии о происхождении некоторых фамилий.

        Илья.                Здравствуйте, девочки!        Что вы делаете?

Наташа.        Я лапти плету.

Ира.                 А я у плетня сижу.

Наташа.        Илья, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

Илья.         А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

                        У кого ты не спроси –

                        Всем известно на Руси:

                        То он царь, то из крестьян,

                        А зовут его …

Девочки.                 (Хором). Иван!

Илья.         Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

                        Всех умнее и добрее,

                        И, конечно, всех сильнее,

                        А для мира уж не ново:

                        Русь стоит на Ивановых!

                        Кто сегодня у плетня

                        Плетёт свои лапти?

                        Это все моя родня –

                        Ира да Наташа.

Ира. Спасибо тебе, Илья, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Наташей частушки о твоём предке.

Илья. (Садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Частушки

1.        Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.        Не хотела я плясать -

        Стояла и стеснялася,

        А гормошка заиграла –

        Я не удержалася.

1.        По деревне я шла

        И Ивана видела.

        Под кустом сидел и плакал –

        Курица обидела.

2.        Балалаечка - гудок

        Своё дело знает.

        Она в Ваниных руках

Хорошо играет.


        Илья.         Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

        Девочки.        До свидания.

        Автор. 

Существует много версий происхождения фамилии Волков, но мы решили остановиться на одной, на наш взгляд, самой достоверной и правдивой.

В давние-предавние времена, когда человек не научился ещё использовать в своих целях диких животных, не было у него в домашнем хозяйстве ни гусей, ни кур, ни коров, ни овец. Не было и ближайшего помощника – собаки. И вот однажды один охотник отправился в лес немного поохотиться и пополнить свои запасы провизии, так как в то время не было магазинов с продуктами, зато в лесах было много диких зверей и птиц, а все мужчины были охотниками.

        Автор.

Ходил он, ходил в поисках добычи. И вдруг ему показалось, что слышит он какой-то странный тихий вой. Прислушался, подошёл поближе и видит такую грустную картину: волчица попала лапой в капкан, а рядом с ней бегают весёлые, ничего не понимающие волчата. Жаль ему стало несчастную мать, потому что не только её ждала неминуемая гибель, но и её неокрепших, только что родившихся малышей, ведь они не смогли бы себя прокормить. А волка, как известно, ноги кормят. Стал охотник думать, как ему поступить. Долго боролись в нём человеческий разум и милосердие к беспомощным животным с инстинктом охотника.

Но добро всё же победило! И охотник решил спасти малышей и вылечить волчицу. А дело это оказалось нелёгким. Волчица то вела себя смирно, так как понимала, что другого выхода у неё нет, то была очень агрессивной. И тогда охотнику здорово доставалось. С волчатами было проще. Они быстро привыкли к доброму охотнику и постепенно становились ручными.

        Автор.

Проходили дни за днями. Дикие хищные волчата постепенно стали превращаться в окрепших  и умных домашних животных, которые стали настоящими охранниками человеческого жилища и приобрели статус сторожей – помощников.

Позже домашних волков стали называть собаками, а человека, который первым приручил дикого волка, с уважением стали величать двойным именем, что являлось символом долгой жизни и благополучия. А впоследствии второе имя стало выполнять роль фамилии.

Народный танец.

1 ведущий.        Вы все такие разные. Один из вас хороший математик, другой – поёт и танцует.

2 ведущий.        Многие ваши таланты перешли к вам по наследству то ваших предков, даже тех, которых вы никогда и не видели.

1 ведущий.        Пройдут годы. Когда-нибудь вы и сами станете папами и мамами, бабушками и дедушками, а ваши потомки будут, оглядываясь на вашу жизнь, стараться узнать: а не от вас ли у них эти способности к точным наукам. Не от вас ли у них этот артистизм или пластика движений.

2 ведущий.        Давайте гордиться членами наших семей, которые наверняка что-нибудь дали нам хорошее, доброе на всю жизнь.

Песня “Пусть всегда будет солнце”.

Ведущие. А сейчас всем присутствующим предлагаем с нами спеть песню “Мы построим дом”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Два чувства дивно близки нам"

Внеклассное мероприятие, посвященное традициям семьи....

Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

урок в 5 классе разработан с элементами  технологии критического мышления....

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

Презентация  к  уроку  "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...

Методическая разработка классного часа "Чудо дивное,диво чудное"

Данный классый час можно проводить в классах начальной школы, а также и в средней школе.Знакомятся учащиеся с правильной раскраской дымковской игрушки...

презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."

Автор: учитель технологии  и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...

Интегрированный урок литературы и обществознания в 11 классе по теме: «Два чувства дивно близки нам…»

Этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства...

Как помочь человеку пережить смерть близкого человека? Часть вторая - Как избавиться от чувство выны перед умершим?

Почему возникает чувство вины перед умершим?Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механ...