Внеклассное мероприятие "Гора самоцветов"
методическая разработка по теме
Сейчас очень часто слышишь такие вопросы: «Зачем нам знать о Перуне, Русалках, Лешем и т.д., когда вокруг компьютеры и космические корабли?». А в чем достоинство хорошего компьютера? Это – бездонная память, наполненная информацией, способность с ней управляться. Данное мероприятие способствует приобщению обучающихся к вековым традициям своего народа; осмыслению явлений народной культуры через историческую память. Адресовано учителям истории, МХК, преподавателям, ведущим занятия по краеведению и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gora_samocvetov.doc | 49.5 КБ |
gora_samocvetov.ppt | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Гора самоцветов"
…Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Цель:
Приобщение обучающихся к вековым традициям своего народа; осмысление явлений народной культуры через историческую память.
Задачи:
Способствовать:
- развитию познавательной активности учащихся;
- созданию творческой атмосферы через участие в игре;
- воспитанию культуры общения и умению действовать в команде.
Оборудование: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint
Ход урока:
- Ведущий: В течение учебного года не раз я слышала такие вопросы: «Зачем нам знать о Перуне, Русалках, Лешем и т.д., когда вокруг компьютеры и космические корабли?». А в чем достоинство хорошего компьютера? Это – бездонная память, наполненная информацией, способность с ней управляться. Сегодня мы с вами попытаемся проверить свою память, проверить то, что мы знаем о своем прошлом, о традициях и обычаях наших предков.
Объяснение условий проведения игры:
- Учащиеся с помощью жеребьевки делятся на 2 команды: «Русичи» и «Славяне».
- Командам предлагаются категории вопросов: «Разминка для ума», «Сказки - ложь, да в них намек», «Взгляд в прошлое», «Народная мудрость», «Финал», «Забытые игры». Игроки каждой команды выбирают и отвечают на вопросы по очереди. На финальный вопрос отвечают одновременно обе команды.
- Вопросы оцениваются по баллам следующим образом: 2 номинации – по 8 баллов, затем по 4 балла, затем по 2 и 1 баллу.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Табло с вопросами
«Разминка для ума» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Сказки - ложь, да в них намек» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Взгляд в прошлое» | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
«Народная мудрость» | 1 | 2 | ||||||
«Финал» |
2. Категории вопросов
Номинация «Разминка для ума»
Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей, чем разгадывать загадки про природу и людей.
- Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)
- Одна коптится, другая топчется. (Потолок, пол)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
- Поднять ее и ребенок может, а через забор и силач не перекинет. (Снежинка)
- Всю жизнь ходят в «обгонку», а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
- Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)
- Сестра к брату идет в гости, а он от сестры прячется. (Солнце и месяц)
- Его мы изредка встречаем на дороге, безглазый ходит он, безрукий и безногий, боится он не лис и не волков, а кур и петухов. (Червяк)
Номинация «Сказки - ложь, да в них намек»
Соотнести сказочные предметы с реальными (современными) предметами.
1. Клубок ниток или стрела Ивана Царевича (GPS–навигатор)
2. Топор (Суперприправа)
3. Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Телевидение)
4. Садко (Водолаз в скафандре или дайвер)
5. Автомобиль (печка)
6. Электрический фонарь (Перо жар-птицы)
7. Самолет (Летучий корабль, ступа)
8. Мотоснегоход (Сани-самокаты)
Номинация «Взгляд в прошлое»
- О чем, на ваш взгляд, может говорить тот факт, что в русских народных сказках Баба-Яга, заходя в свою избушку, говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет!», а не «Здравствуй, добрый молодец!»? Баба-Яга слепая.
- Почему Баба-Яга не сажает Ивана Царевича в печь, а в баньке парит, кормит и поит его, в дорогу провожает? (Баба-Яга слуга Чернобога, она живет на границе мира мертвых и живых, провожая умерших. Она делает с Иваном Царевичем все то, что делают с покойником, т.е. его омывают, провожают, устраивают поминки.)
- Когда рождался ребенок, то с его пуповиной проделывали следующее: пуповину мальчика перерезали на топорище или стреле, пуповину девочки на веретене. Зачем это делали? (Обряд посвящения в будущие «охотника и мастерового», «рукодельницу»)
- Почему невеста одета в белое, ведь белый цвет в древности считался цветом траура? (Девушка, выходя замуж, «умирала» в своем роду, а рождалась заново в роду мужа)
Номинация «Народная мудрость»
- О каком времени года идет речь?
«Подобна жене – мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостивее; егда милует, но и казнит; егда добра, но и тогда знобит и гладом морит, и мучит всех» (Зима)
- О каком времени года идет речь?
«Подобна жене уже старее и богатее и многочадие; иногда печальна от скудости плод земных, а иногда – весела и обильна плодом всем, и тиха и безмятежна» (Осень)
«Финал»
Назвать русские народные сказки, соответствующие данной схеме (Колобок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и медведь, Снегурочка, Морозко, Царевна Лягушка, Семеро козлят и др.)
3. Итог занятия: Награждение победившей команды призами, выставление оценок.
Ведущий: Сегодня мы снова побывали в далеком прошлом и увидели то, как интересно жили наши предки. Многие традиции и обычаи получили свое объяснение, возвращаясь к своим корням и узнавая свои истоки, мы обретаем память поколений, а значит, становимся богаче и ярче, как гора самоцветов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Разминка для ума» 1 2 3 4 5 6 7 8 «Сказки - ложь, да в них намек» 1 2 3 4 5 6 7 8 «Взгляд в прошлое» 1 2 3 4 «Народная мудрость» 1 2 «Финал» Гора самоцветов
Стоит копытце, полно водицы.
Одна коптится, другая топчется.
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Поднять ее и ребенок может, а через забор и силач не перекинет.
Всю жизнь ходят в «обгонку», а обогнать друг друга не могут.
Ног нет, рук нет, а в рубашке.
Сестра к брату идет в гости, а он от сестры прячется.
Его мы изредка встречаем на дороге, безглазый ходит он, безрукий и безногий, боится он не лис и не волков, а кур и петухов.
Клубок ниток или стрела Ивана Царевича ( GPS –навигатор)
Топор (Суперприправа)
Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Телевидение)
Садко (Водолаз в скафандре или дайвер)
Автомобиль (Печка)
Электрический фонарь (Перо жар-птицы)
Самолет (Летучий корабль, ступа)
Мотоснегоход (Сани-самокаты)
О чем, на ваш взгляд, может говорить тот факт, что в русских народных сказках Баба-Яга, заходя в свою избушку, говорит: «Фу-фу! Русским духом пахнет!», а не «Здравствуй, добрый молодец!»?
Почему Баба-Яга не сажает Ивана Царевича в печь, а в баньке парит, кормит и поит его, в дорогу провожает?
Когда рождался ребенок, то с его пуповиной проделывали следующее: пуповину мальчика перерезали на топорище или стреле, пуповину девочки на веретене. Зачем это делали?
Почему невеста одета в белое, ведь белый цвет в древности считался цветом траура?
«Подобна жене – мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостивее; егда милует, но и казнит; егда добра, но и тогда знобит и гладом морит, и мучит всех»
«Подобна жене уже старее и богатее и многочадие; иногда печальна от скудости плод земных, а иногда – весела и обильна плодом всем, и тиха и безмятежна»
Назвать русские народные сказки, соответствующие данной схеме
Конец игры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...
Империия самоцветов
Камни вседга окружали и радуют нас . На уроке деловой игры ребята создали ювелирное предприятие...
За гранями самоцветов
За гранями самоцветов...
Империия самоцветов
мир камней! Он загадачен и чуден Мы создали свое предприятие в Коломне(деловая игра)...
Презентация для учащихся 8-11 классов "Камни-самоцветы"
Данная презентация может использоваться при изучении неорганической химии в 8 и 9 классах как иллюстрация к обяснению учителя об алмазе, корунде. А может быть использована при изучении элективного кур...
Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»
Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража» Пояснительная запискаВитраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий ...
«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)
Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя, б...