Презентация для учащихся 8-11 классов "Камни-самоцветы"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Данная презентация может использоваться при изучении неорганической химии в 8 и 9 классах как иллюстрация к обяснению учителя об алмазе, корунде. А может быть использована при изучении элективного курса по данной теме. В презентации дана классификация камней и  характеристика камней 1 порядка, их состава и свойств (изумруда, алмаза, рубина, сапфира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni-samocvety.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАМНИ-САМОЦВЕТЫ Увлекательное путешествие в мир драгоценного камня Составила: Тимофеева В.П., учитель химии, 1 кв. кат.

Слайд 2

Самоцветы – вечные цветы Земли Геммология (от лат. «гемма» –драгоценный обработанный камень)- научное направление минералогии, которое занимается изучением самоцветов В 1979 г. в г.Москва была открыта первая в стране Проблемная геммологическая лаборатория при геологоразведочном институте. Геммологи- специалисты по минералогии самоцветов и ювелирному делу

Слайд 3

Ферсман Александр Евгеньевич Ферсман Александр Евгеньевич [27.10 (8.11).1883, Петербург, - 20.5.1945, Сочи; похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве], советский геохимик и минералог, академик АН СССР (1919). Ученик В.И.Вернадского. В 1907 окончил Московский университет. В 1907-09 работал в Париже .С 1909 преподаватель Московского университета, с 1910 профессор народного университета им. Шанявского, где в 1912 им был прочитан первый курс геохимии; с 1912 профессор минералогии Высших женских курсов ( Бестужевские курсы) в Петербурге; одновременно старший хранитель (с 1912) Минералогического музея АН, а позже его директор (1919-30). Один из организаторов (1912) и редакторов журнала «Природа». Директор Радиевого института АН СССР (1922-26), председатель Уральского филиала АН СССР (1932-1938), Кольской базы им. С.М.Кирова при АН СССР (1930-45), директор института кристаллографии, минералогии и геохимии им. М. В. Ломоносова (1930-1939) и института геологических наук АН СССР (1942-45). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Ф. создал и возглавил комиссию научной помощи Сов. Армии при отделении геолого-географических наук АН СССР. Ф. широко известен как автор популярных книг и статей («Воспоминания о камне», 1940; «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», 1950, и др.). Премия им. В.И.Ленина (1929), Государственная премия СССР (1942), палладиевая медаль им. Волластона (1943) Лондонского геологического общества. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Именем Ф. названы минералы: ферсмит - титано-ниобиевый окисел и ферсманит - титано-ниобиевый силикат.

Слайд 4

Классификация цветных камней самоцветные обладают : -яркой стойкой окраской; -рисунком, -прозрачностью, -блеском и игрой граней, -способностью сильно рассеивать и преломлять свет, -химической стойкостью, -редкостью нахождения в природе, -высокой твердостью облицовочные обладают особыми физико -механическими свойствами: прочностью, твердостью, монолитностью, долговечностью

Слайд 5

Мир минералов «Не можно научиться распознавать минералы по одним книгам; надлежит их видеть и видеть часто» В.М.Севергин

Слайд 6

У каждого минерала есть свое имя Название минерал получил : по своему цвету : рубин (красный), сапфир (синий), малахит (мальвовый), гельвин (солнечный), целестин (небесный), оливин (оливковый); по географическому названию : афганит (Афганистан), кубанит (Кубань), якутит (Якутия), ферганит (Фергана); по фамилии знаменитых людей : ломоносовит , менделеевит, ферсманит , вернадит , гагаринит , седовит ; по составу минерала : натрониобит ( Na,Nb ) , натисит ( Na, T i, Si)

Слайд 7

Мир камней

Слайд 9

Ювелирные (драгоценные камни) I порядка: алмаз, изумруд, рубин, синий сапфир; II порядка: александрит, благородный жаденит , оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал III порядка: демантоид, шпинель, благородный белый и огенный опал, аквамарин, топаз, родолит , лунный камень-адуляр, красный турмалин; IV порядка: синий, зеленый розовый и полихромный турмалин, циркон, желтый , зеленый, золотистый и розовый берил , бирюза, аметист, цитрин, альмандин, хризолит-перидот

Слайд 10

Ювелирно-поделочные (полудрагоценные) камни I порядка: лазурит, янтарь-сукцинит, горный хрусталь (дымчатый и бесцветный), жадеит, нефрит, малахит, авантюрин II порядка: агат, цветной халцедон, амазонит, родонит, гелиотроп, обыкновенный опал, иризирующие полевые шпаты, розовый кварц

Слайд 11

Ювелирные камни 1 порядка Изумруд Рубин Сапфир Алмаз

Слайд 12

Изумруд - разновидность берила (окрашен примесью ионов трехвалентного хрома или ванадия)

Слайд 13

Рубин- прозрачная разновидность корунда ювелирного качества ярко-красного, темно-красного или фиолетово-красного цвета. Состав Al2O3. Другие названия : благородный красный корунд , лал, яхонт красный , яхонт червчатый

Слайд 14

Сапфир- прозрачная разновидность корунда ювелирного качества. Имеет синий или тёмно-синий цвет, встречаются зелёные, розовые и оранжево-жёлтые сапфиры. Состав Al2O3. Другие названия: яхонт лазоревый, яхонт синий

Слайд 15

Алмаз - бесцветный , серый, бледно-голубой, розоватый, желтый, оранжевый, сиреневый, от коричневого до черного, редко красный Алмаз-бриллиант. "Царь камней". Твердость: 10, хрупкий, по шкале Мооса . Алмаз уникален - в природе не существует похожих минералов. Название происходит от греческого слова " adamos " - неодолимый, несокрушимый. Ограненные прозрачные алмазы ювелирного качества называют бриллиантами (" brilliant " - сверкающий). Характеристика и обработка: Из всех драгоценных камней алмаз имеет наиболее простой химический состав - он представляет собой просто кристаллический углерод С. В нем часто присутствуют примеси, главным образом окись железа и кремнезем со следами извести и магнезии, но количество примесей обычно не превышает 5%. Именно примесь окислов железа обусловливает желтоватый оттенок, который столь характерен для алмазов нечистой воды, особенно для камней из Южной Африки, и который снижает их ценность.

Слайд 16

Берил

Слайд 17

Разновидности берила Берил – желто-зеленый,оливково-зеленый , ячблочно-зеленый (от примеси двухвалентного железа); Аквамарин -от сиреневато-голубого до синего (окраска вызвана разновалентными ионами железа); Гелиодор -золотисто-желтый , винно-коричневый, оранжевый (содержит примесную закись железа); Воробьевит -розовый или вишнево-розовый (содержит примеси цезия и лития); Морганит -розовый (окрашен примесью ионов двухвалентного марганца); Изумруд -ярко-зеленый , травяно-зеленый (окрашен примесью ионов трехвалентного хрома или ванадия)

Слайд 18

«Зеленый свет» прекрасному камню! «Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует потребными металлами и минералами благословенно есть….» Указ Петра 1 от 10 декабря 1719 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учащихся

Представленная презенация позволяет учащимся в игровой форме познакомиться с праздниками и традициями Великобритании....

конкурс на лучшего кулинара (сценарий+ презентация) для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Конкурс призван способствовать:- повышению престижа профессии «Повар»;- формированию творческих способностей учащихся;- вовлечение учащихся в соревнование;- расширению диапазона профессиональных знани...

Презентация для учащихся 2 класса по теме "Different professions"

Презентация для учащихся 2 класса  позволяет  быстро   ознакомить учащихся   с новым лексическим материалом, а также способствует  моментальному применению лексики  ...

Презентации для учащихся 2 класса

Презентации помогают детям лучше усваивать учебный материал....

Презентации для учащихся 3 класса.

В презентациях материал для развития устной речи, закрепления грамматического материала....

Презентация для учащихся 3-4 классов

Данная презентация может быть использована в качестве тренажера для самостоятельной подготовки учащимися или теста для осуществления контроля усвоения материала по темам: "Настоящее длительное время и...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...