Разработка "Рождественские посиделки"
методическая разработка (6,7,8 класс) по теме
Мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_posidelki.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рождественские посиделки.
Задонская О.В учитель шк.№144
Класс убран под русскую избу. Выставка рисунков и поделок на Рождественскую тематику. Столы стоят буквой П, центр пуст. На столах под скатертью немного соломы. В правом углу солома, сноп, образ.
Необходима духовная музыка.
Две девочки играют спокойную, желательно рождественскую музыку на домбрах.
1 чтец: Рождество Христово. Ангел пролетел.
Он летел по небу, людям песню пел:
«Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте
Днесь Христово Рождество!»
Блок 1. Мини-спектакль «Первая звезда».
Темно. Звучит музыка. В центре мальчики и девочки, одетые в русские костюмы. Все смотрят наверх.
Дуня. Ваня, скоро?
Иван. Жди, Дуняша.
Дуня. Жду, Ванечка.
Ксюша. Петя?
Петя. А?
Ксюша. Петя, больше не могу.
Петя. Жди.
Ксюша. Петя, очень кушать хочется.
Петя. Перехочется.
Ксюша. Уже перехотелось и опять захотелось. Петя.
Петя. Ну?
Ксюша. Пойдем домой.
Петр. Иней на Рождество – урожай на хлеб.
Мужики. Да-а-а-а.
Ксюша. Петя, ну пойдем домой.
Петя. Хороший санный путь – урожай на гречу.
Мужики Да-а-а
Ксюша. Петя..
Петя. Темные святки – значит коровы будут много молока давать.
Мужики. Дааа
Ксюша. Ну, Петя, пойдем домой, покушаем, выпьешь.
Петя. Ты что, баба, одурела? Покушаем, выпьем, пост ведь. Рождественский.
Ксюша. Не могу я, Петя, больше поститься, оголодала совсем, еле на ногах стою.
Петя. А зачем голодаешь, худеешь что ли? Напрасно, мне нравится, когда баба в теле.
Ксюша. Да как же не голодать, Петенька? Пост ведь, Рождественский.
Петя. Пост, Рождественский. Пост – это не голодовка и не диета. Поститься – это значит скоромного не есть. Мясо там разное, птицу, молоко. А остальное – наворачивай за обе щеки: фрукты, картошечку с огурчиками, капустку кислую и свежую, морковку, грибочки, салатики.
Мужики. Замолчи. (раздраженно, продолжают смотреть на небо)
Ксюша (шепотом) Что же получается, я голодала напрасно, напрасно мучилась.
Иван. Голодала напрасно, а мучилась не зря.
Петр. Теперь будешь знать, что пост – это не голодовка.
Федор. Совсем отказываться от пищи можно только в Сочельник – накануне Рождества.
Мужики. Это точно (уставились в небо)
Подходит Алена, не понимает в чем дело, обращается к Феде.
Алена. Феденька, а зачем все в небо смотрят? Летающую тарелку ждете?
Петр. С манной кашей.
Все (Петру). Молчи!
Федор. Ждем появления первой звезды.
Алена. Зачем?
Все с изумлением смотрят на Алену, а затем на Федю.
Федя. (Назидательно) Так ведь Рождество Христово. Первая звездочка на небе нам знак подает, что Христос родился.
Алена. А я чо? Я ничо! Думаю, дай проверю, не отшибло ли у них память на морозе, а то вдруг забыли, зачем стоят.
Дуня. Смотрите, смотрите.
На небе вспыхивает звездочка. Проходит ученик в ярком наряде, неся на палке звезду. Играет красивая музыка.
Все. Вон! Вон она! Звездочка!
Все пришло в движение. Мужики и бабы обнимаются, поздравляют друг друга.
Все. С Рождеством Христовым.
Играет музыка.
Блок 2. Рождество.
Учитель. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - этими словами начинаются духовные песни, исполняемые в особо торжественных случаях. «Днесь благодать Святаго Духа нас собрала», - скажем и мы с вами сегодня, вспоминая один из прекраснейших праздников Руси – Рождество. Раньше время от Рождества до Крещения называлось святыми днями. «Это было на святых днях», - говорили ранее.
Более 2000 лет назад в городе Вифлееме родился Младенец Иисус Христос. Накануне его рождения Марии и Иосифу пришлось проделать долгий путь в Вифлеем. Там, в пещере на окраине города, в яслях появился на свет Сын Божий. Чудесная звезда сияла над Ним в день Рождества, и по ней волхвы нашли его. Вот как об этом рассказывает русский поэт Саша Черный.
Ученик 1. В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени, гладил лен его волос..
Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,
На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке, полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке в яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик на чело Его дышал,
Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребенка хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки, прошептал: «Смотри скорей».
Учитель: А вот как об этом событии почти с документальной точностью писал Иосиф Бродский.
Ученик 2. В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре,
Чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
Мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
Из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака
На лежащего в яслях ребенка издалека,
Из глубины Вселенной, с другого ее конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Звучит рождественская музыка. Возможно, поется песня.
Учитель. Рождество – это время думать о своей душе, возвращаться к мудрости веков. 6 января – это день зимнего солнцестояния, когда миновала самая долгая ночь и день стал увеличиваться, а это значит, свет победил тьму. В этот день разные народы празднуют день рождения своего Бога.
На Руси это праздник стали праздновать в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь, и она приняла христианство. Сам же праздник Рождества Христова установлен еще в 4 веке в Римской империи.
Ученик 3. Рождественским праздникам предшествует Рождественский пост. Начинается он с 28 ноября и заканчивается 6 января, «до первой звезды». Пост – это не просто воздержание от мясной и молочной пищи, это смирение своего собственного «Я». Конечно, человеку трудно выдержать 40 дней без мяса, но изобретательный русский народ придумывал такие блюда, что пальчики оближешь. А на праздничном святочном столе должно быть 12 блюд.
Ученик 4. День перед рождеством Христовым называют сочельником или сочевником, потому что в это время постятся и едят сочиво, т.е. постную кашу, овощи. Зажиточные люди старались ознаменовать наступление праздника делами благотворения.
Особое внимание уделялось оформлению стола. Сам стол устилается сеном или соломой, которые напоминали ясли, где родился Иисус Христос.
Непременными ритуальными кушаниями были кутья и взвар.
Звучит музыка.
Блок 3. Рождественский стол.
Возвращаются те, кто участвовал в 1 блоке. Девочки вносят кутью и другие блюда. Все достают ложки.
Петя. Ксюша, у нас кутья с чем?
Ксюша. У нас кутья с маком, разведенным в подслащенной воде.
Иван. (переглядывается с Дуней и гордо говорит). Дуняша, а у нас с чем кутья?
Дуня. А у нас кутья с медом. (в сторону Феди и Алены) А у вас?
Федя. А у нас – овсяной кисель.
Алена. И вареные грибочки.
Все. Тоже неплохо.
Петя. Дай Бог в добром здравии эти святки провести и на тот год дождаться
.
В центр выходит Иван. В руке он держит ложку с кутьей.
Иван. Мороз-мороз, ходи до нас кутью есть, а коли не пойдешь, то не иди и на жито, пшеницу и всякую пашню.
Петр. (повторяет тот же ритуал) Мороз-мороз, ходи до нас кутью есть, а коли не пойдешь, то не иди и на жито, пшеницу и всякую пашню.
Алена. (Федору) А что они делают?
Федор. Мороз потчуют, чтобы посевы и урожай не побил.
Алена. А нам, а мы, нам тоже надо мороз подкормить?
Федор. Не подкормить, а потчевать.
Алена. А нам тоже надо мороз по..уважить?
Федор. Мы люди городские, нам вроде бы, как бы и не к чему.
Некоторые ребята аккуратно ставят в центр чашки с кутьей, очень аккуратно кладут ложки и уходят.
Алена. Феденька, а зачем они это все здесь оставили: и кутью, и ложки?
Федор. Чтобы полакомились кутьей могущие прийти с того света души умерших родичей
Возвращаются некоторые ребята и смотрят на ложки.
Алена. Федя, а чего они на ложки смотрят, чему радуются?
Дуня. Примета есть такая : если ложка перевернутой окажется, то ее хозяин скоро умрет.
Федя. Да это только приметы, а сбудутся они или нет, еще не известно.
Учитель. Да, много примет существовало и существует на Руси. Есть среди них и хорошие, и плохие. А какие приметы, связанные с Рождественскими праздниками знаете вы?
Ученики. Снег 7 января – к хорошему году.
Метель – пчелы хорошо роиться будут.
Небо звездисто – урожай на горох.
Если праздник встречается в новой рубахе – жди неурожая.
Если первой в дом зайдет женщина – в семье кто-то заболеет.
Блок 4. Коляда.
Учитель. Канун Рождества называют еще коляда. А вообще для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала, конечно же, молодежь. Песни, пляски, гадания и игры – скучать было некогда. На святки был обычай, когда мальчики и девочки, юноши и девушки собираются группами и ходят по домам, поздравляют с Новым годом и новым счастьем. А еще перед обедней ходили по домам сеять овес, гречиху, рожь.
Ученик 5. Ходили по домам ряженые. Их раньше называли куляши, наряженок, окрутник, чучалец. Любимый костюм ряженого – шуба, вывернутая наизнанку. Ходили и на ходулях, любили наряжаться цыганками и нищими, так легче было «побираться».
История колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например жрецы Египта, празднуя воскрешение Озириса, надевали на себя костюмы, соответствующие определенным божествам, и ходили по улицам.
Петр 1 по возвращении из Европы стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр.
Существует 2 Коляды: Васильевская – в канун Рождества и Крещенская – накануне Крещения. Первая богатая, а вторая бедная, постная.
Ученик 6. В Москве в ночь на Рождество возили в санях девушку, одетую поверх теплой одежды в рубаху. Девушку выдавали за Коляду..
Русская история указывает, что не только Петр 1 любил святочные игры, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошенский наряд.
Колядки назывались овсени, виноградье, славицы. Отправить колядовщиков ни с чем считалось большим грехом.
Появляются колядовщики в разных костюмах с мешками. Осыпают всех зерном и поют.
Хором. Сею, вею, посеваю, с новым годом поздравляю.
На Новый год, на Ново счастье уходи ненастье, прекратись ненастье.
Уродись пшеничка, колос-чечевичка на поле – копнами, на столе пирогами.
Позвольте к вам войти, год у коляды на пути.
1 маска. На крылечко и в сенец
Прибыл месяц овсянец.
2 маска. Дома ли, дома, хозяин дома?
Хором. Дома. Споем!
Желаем счастья, счастья-здоровья дому его!
Дома ли дома, хозяюшка дома?
Хором. . Дома. Споем!
Желаем счастья, счастья-здоровья дому его!
Дома ли дома, ваша семья?
3-4 маска. Коляда, коляда! Накануне Рождества,
Коляда пришла, Рождество принесла.
Коляда, коляда – радость не беда.
А бывает Коляда накануне Рождества7 Накануне Рождества у людей полно родства.
5 маска. Желаем счастливого Нового года.
Во всех начинаниях хорошей погоды.
Пусть сбудется все, что у вас на примете,
Пускай почитают родителей дети.
Пусть горе обходит сторонкою хату,
Пусть с песней живется легко и богато.
Можно спеть «Живите богато»
6 маска. Чем, хозяюшка нас одарите, что, хозяюшка нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок, кусок пирога или денег мешок?
Ученик-хозяин. Не плясали и не пели, угощенья захотели,
Погодите же, постойте, попляшите и попойте.
Колядовщики. (поют)
Коляда, коляда, на столе стоит еда – каша овсяная, голова свиная.
Коляда, коляда, покатилася звезда к нам сюда на святки, подпалила пятки.
Ой коляда, коляда, посконная борода, открывай ворота, выноси пирога.
Кто подаст лепешки – золоты окошки, кто подаст каши – золотые чаши.
Ты хозяюшка подай, ты, отрадушка, подай, подавай, не ломай.
Отломишь немножко – будет Ермошка, отломишь горбушку – будет Андрюшка.
А подашь серединку – быть свадьбе.
Коляда, коляда, подавай пирога, дай блин, дай кишку, свиную ножку.
Всем понемножку. Неси, не тряси – давай, не ломай.
Дай бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста.
Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.
А вы, люди, знайте: Богу свечку ставьте, а нам грошик дайте.
Спасибо, хозяин с хозяйкою.
Ученик. А если хозяева были скупы, то колядовщики пели такие песни.
Колядовщики. Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кваску – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте.
Не дадите пирога – сведем корову за рога.
Кто не даст пирога – тому родись головня,
Кто не даст мяска – тому кошка в окошко, слепые в глаза.
У доброго мужика родись рожь хороша,
Колоском густа, соломкой пуста.
У скупого мужика родись рожь плоха,
Колоском пуста, соломкой густа.
Учитель. А самой распространенной была такая коляда и этому есть свое объяснение.
Ряженые. Пришла коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку.
Дай бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужиниста.
Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига,
из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством,
И создай вам, Господи, еще лучше того.
Ученик 7. Коровка – масляна головка – это печенье в виде коровки. Хозяйки пекли фигурки разных животных: свиней, барашков, рыбок и т.д. – для того, чтобы всего этого в хозяйстве было вдоволь.
5 января замешивала хозяйка тесто, раскатывала и лепила обрядовое печенье. Она одна должна была это тесто творить – святое это дело. А если кто рядом становился, даже маленький ребенок, он уже нечести дорогу указывал.
Блок 5. Гадания.
Учитель. Наши предки, да и мы с вами боимся чего-то не понятного нам, неведомого, грядущего
И тут на помощь приходят гадания, которые как бы предсказывают, что нас ждет впереди. Для того, чтобы узнать, например, каким будет Новый год, 31 декабря в неглубокую миску наливали воду, заговаривали:
Ты, вода, не блажи, не шуми, не греми, через край не лейся,
А как есть – новолетье держи, о грядущем скажи.
Посудину с водой несли в холодные сени или ставили под небом у крыльца. Утром глядели. Лед горкой поднимется – будет добрый год, лед застынет ровнешенько – быть жизни прямошенькой, лед поднимется буграми – и горе, и счастье видывать.
Выходят две девочки.
1д. Раз в крещенский вечерок девушки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
2д. Снег пололи, под окном слушали, кормили
Счетным курицу зерном, ярый воск топили.
1д. В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
2д. Расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подлюбны.
1д. Так описал гадания в своей балладе «Светлана» великий русский поэт Василий Жуковский.
2д. О каких гаданиях он говорит в этом отрывке?
1д. А какие гадания знаете вы, верите ли в них? Поделитесь опытом гадания.
Ученица 1. Я через кольцо в воду яичный белок буду лить. Белок расплывется в воде и покажет мне моего суженого.
Ученица 2. А я в сарае гребень повесила, ночью жених почешется, и утром я узнаю его по масти оставшихся волос.
Ученица 3. А можно еще проще, выйти на улицу и у первого встречного спросить, как его зовут. Так же будут звать и твоего суженого.
Можно провести гадание под народную песню. Собираются фанты, исполняется песня, под нее вытаскивается вещь, и о чем в это время поется, то и будет.
Блок 6. Игры.
Учитель. На Рождественских посиделках веселились вовсю. И не только молодежь, но и люди старшего поколения. Гадали, песни пели, танцевали да играли. Если шум на посиделках вдруг смолк, значит играют в молчанку. Давайте и мы в нее сыграем.
Игра «Молчанка». Все должны молчать, а кто не выдержит, тот выполняет задание, а оно может быть любым.
Игра «Щипалка». Появляется мальчик, укутанный покрывалом, из которого торчит гусиная или бычья голова. «Гусь» больно щипается и убегает. Его надо догнать.
Конкурс свистунов.
Игра «Плетень». Все разделены на 4 команды. Каждая команда становится лицом к другой, переплетая между собой руки. Затем 1 команда приглашает на танец 2, 3 – 4. Все танцуют. Затем по команде ведущего «Плетень» командам надо собраться и переплести руки.
Блок 7 Заключение.
Учитель. Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово.
Ученик 8. Есть поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына, выпустил на волю всю нечесть, чтобы даже она могла порадоваться приходу в мир Иисуса. Поэтому и рядились люди во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая приняла людей за своих и никому не причинила зла.
Ученик 9. А потом все бежали к реке, окунались в прорубь и смывали с себя грех ряжения.
Ученик 10. А еще в этот светлый день ходили по домам славить Христа . Передний угол избы застилали сеном или соломой, ибо в овечьи ясли, устланные соломой, был положен родившийся Христос.
Ученик 11. Сверху все покрывалось белой скатертью или полотенцем, а на приготовленное место под самыми образами ставили необмолоченный сноп ржи и кутью.
Ученик 12. А первый блин в сочельник отдавали овцам.
Ученик 13. А еще под Рождество жгли костры посреди дворов, чтобы родители на том свете согревались.
Ученик 14. По славянским повериям, звезды – это души усопших предков. И встречая первую Рождественскую звезду, мы невольно вспоминаем и о них.
Учитель. Итак, сегодня мы вспомнили с самым значительным, ярким, загадочным обрядом русского народа – праздником Рождества Христова, который открывал новогоднюю обрядность.
Я надеюсь, что каждый из вас стал хоть на немного ближе к нашей старине, нашим обычаям и обрядам и захотел узнать о них побольше. А главное, стал сегодня чище душой, добрее сердцем, светлее умом. Спасибо всем за участие. Приглашаем всех к праздничному столу.
Используемая литература:
- 14 нестандартных моделей детского досуга. Издательство «Учитель» Волгоград. 2001
- По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений. В.В.Панфилов. РИГ Москва 1997
- Праздничная карусель. МЦ «Вариант» г. Кострома. 2003
- Нетрадиционные праздники в школе. Сталь Шмаков. Москва 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в
Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи; эстетическое воспитание....
Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"
Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....
Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»
Ведущий 1: Добрый вечер, ребята! Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....
Кубанские посиделки
Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни, занимались различными видами рукоделия. Очень интересный, занимательный и п...
Сценарий "Осенние посиделки"
Внеклассное мероприятие, посвященное осени...
"Деревенские посиделки"
формирование представлений о духовных истоках русского народа и его самобытности...
Комментарии
Спасибо!