Блог классного руководителя
статья по внеклассной работе (7 класс) по теме
Это небольшая статья, созданная на основе доклада, подготовленного для Конференции по электронному образованию в АППО Санкт-Петербурга. Речь в ней идет о возможностях, которые предоставляет данная форма работы, Сама Конференция состоялась в марте 2011 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Блог классного руководителя history344.blogspot.com. Для чего он нужен? Что он должен представлять собой?
Блог – интернет-дневник[1], содержание которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для него характерны хронология, короткие записи, публичность, возможность полемики в комментариях.
Его цели:
- получение информации (первоначальная цель),
- развлечение (именно эта функция позволяет и делает рентабельной коммерческую эксплуатацию блога, этим он привлекателен для обычного читателя),
- отслеживание реакции на информацию (имеются в виду комментарии, которые читатели могут оставлять на странице блога, статистика его посещения, ответы на анкеты, которые в нем встречаются),
- социализация (усвоение социальных норм, идеалов и духовных ценностей, существующих в обществе или отдельном коллективе. Однако блог часто выражает субъективную позицию автора и поэтому воспринимается большинством читателей критически)[2],
- психотерапевтическая функция (он предоставляет возможность выплеснуть публично отрицательные эмоции и в результате этого успокоить нервную систему, получить ответную реакцию, что важно – часто от незнакомых людей).
Мне кажется, что к этим общепризнанным функциям необходимо добавить еще одну, которую почему-то не выделяют исследователи. Это функция установления и поддержания доброжелательных отношений, комфортного микроклимата внутри замкнутого сообщества. В данном случае это сообщество - классный руководитель, учащиеся, их родители. Поясню, особенности этой цели не передача информации, не усвоение норм поведения, тем более не утешение, а создание атмосферы взаимной симпатии и уважения чужих интересов и потребностей. С выделением этой цели в прочитанной литературе я не встречался, притом что большинство прочитанных мной работ написаны профессиональными психологами. Больше того, возможно эта проблема ставится впервые.
Мой блог существует очень короткое время – с 10 марта 2011 года, но я попытаюсь проанализировать некоторые выводы, к которым я пришел, оценивая реакцию детей на него. Хочу предупредить, что речь идет о семиклассниках, при этом они учатся в физико-математическом лицее № 344, то есть в учебном заведении повышенного уровня, к тому же я не являюсь профессиональным психологом. Школьников этого класса я веду уже три года. Первоначально блог замышлялся как посвященный истории и обществознанию в классах, где я их преподаю, но затем трансформировался в электронный повседневник моего класса. В значительной степени эта перемена связана с бурной положительной реакцией именно этих учеников на страницы, посвященные им.
Вот выводы, к которым я пришел.
1. Большое значение имеет цветовое решение, размеры шрифта и его тип – лучше выбрать спокойные тона (я остановился на светло-зеленом, травяном), шрифт не должен быть крупным и избыточно сложным или чрезмерно изощренным. Важная информация должна быть выделена несколькими способами. Привлечь внимание лучше всего можно сочетанием цвета, увеличением размера шрифта, введением полосы выделения текста, одновременным использованием курсива; одного из этих компонентов оказывается обычно недостаточно – школьник привык к беглому обозрению страницы Интернета, часто не вникая в ее содержание. Кроме текста необходимы зрительные образы, которые обычно в нем играют роль развлечения или рекламы и из-за этого стали привычными для подростков. К примеру, гаджеты, которые резко должны отличаться от привычных, используемых в Интернете. Здесь их цель другая - сосредоточить внимание пользователя, нацелить его на вдумчивое восприятие информации, часть из них может стать традиционными. Я остановился на введении в заголовок сменяющихся в предельно медленном темпе фотографий заката солнца, в музыкальном оформлении блога используются медленные традиционные мелодии классического джаза. При отсутствии какого-либо символического смысла эти изображения и музыка концентрируют внимание и художественными достоинствами выгодно отличаются от набивших оскомину привычных флэшей и подобных им гаджетов.
2. Школьник хочет ощущать собственное соприсутствие на страницах, но не в форме комментария (эта предложенная мной ученикам форма не встретила у них энтузиазма), а в качестве героя самого сообщения. Школьник этого возраста с радостью видит себя на странице блога и читает о себе сообщение, но при условии, что это сообщение составлено другим человеком. Здесь можно найти краткие сообщения о достижениях школьников. В блог я вставил короткометражки, снятые самими школьниками (они - артисты, авторы сценария, монтажеры, редакторы). Приведу сюжет одной из них. На контрольной работе двоечника посещает Муза. Ее появление, невидимое одноклассникам, вдохновляет его на решение сложнейших заданий. Но Муза исчезает каждый раз после неосторожного движения героя, и результат этой контрольной работы в конце концов ничем не отличается от всех предыдущих.
3. Важно, чтобы существовала преемственность с событиями прошлых лет, чтобы прослеживались некие изменения в личности школьников. Я ввел рубрику «Видеоархив класса», где размещены видеозаписи прошлых лет. Все их ребята уже видели раньше, более того многие из них однотипны проводимым мероприятиям текущего года (первенства класса по футболу, пионерболу, шахматам, дартсу являются ежегодными), но именно в этом состоят достоинства этих фрагментов. Можно проследить положительные изменения. Выводы при этом способны сделать сами школьники. Особенно это заметно не столько при сравнении спортивных состязаний, сколько при сличении сопутствующих обстоятельств: интервью победителей, чаепития после матча, реакции болельщиков-одноклассников, присутствующих на матче зрителей из других классов…
4. В сознании школьника создается иллюзия единого пространства, которое объединяет участников блог-сообщества, но оно не только физическое (Автор - Читатели, разделенные расстоянием вытянутой руки), но и временное (Прошлое, в которое можно легко погрузиться, – Настоящее, в которое ты затем возвращаешься). Более того, блог дает возможность многократного возвращения к событию, которое вызывает положительные эмоции. Эта возможность особенно важна в минуту неудачи или осложнения отношений с одноклассниками.
5. Блог либо формирует модель отношений между классным руководителем и учениками, либо закрепляет уже сложившуюся: форма обращения, его тема, манера . Часто в сознании самого взрослого формируется обманчивое представление о его формах общения с детьми, он выдает желаемое за действительное, или наоборот, видит все в мрачном свете под влиянием второстепенных факторов. Блог дает возможность посмотреть на себя со стороны. Оценить зафиксированные в форме Интернет-дневника конкретные события, сравнить их между собой, сделать выводы о достоинствах и недостатках.
6. Очень важна фиксация информации в блоге. Не секрет, что в школе часто реальное отношение к человеку отличается от декларируемого, но более опасно другое – учитель или администратор меняет свое решение, и, чтобы иметь такую возможность, не фиксирует его в письменной форме. Здесь есть именно фиксация, которая демонстрирует доверие и готовность автора отстаивать свои позиции. Ясно, что в значительной степени эта фиксация формальна, и впоследствии, при желании, можно отредактировать любую страницу, но, тем не менее письменная, пусть и временная, фиксация лучше, чем ее полное принципиальное отсутствие.
Еще раз подчеркну, что опыт ведения блога у меня не велик, его технические возможности еще предстоит изучать. Опирался я на мнение только школьников, без учета мнения родителей, речь идет только о семиклассниках и только одного конкретного класса.
Использованная литература:
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
Жичкина А.Е. Идентичность пользователя и особенности поведения в Интернете: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000.
Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:, 2007.
Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. B.C. Собкина.- М., 2000.
Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999.
Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование "Я " в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете. / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
[1] Зайцева Ю. Е. Роль ведения Интернет-дневника в становлении индивидуальности, - в сборнике "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet". Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:, 2007.С.103
[2] Соколов М. М.Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации, - в сборнике "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet". Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:, 2007. С.9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Блог класса в работе классного руководителя
Городская конференция «ИКТ в образовании: опыт и перспективы»"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции"В.Су...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....