программа здоровья.
рабочая программа по внеклассной работе (7 класс) по теме
программа используется для проведения бесед по ОЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Mirovye_religii_nov.doc | 84.5 КБ |
programma_zdorove.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский государственный колледж строительства мостов и
гидротехнических сооружений
Реферат
По предмету География
На тему:
«Мировые религии»
Выполнила
Студентка группы 11 ЗО
Рогожина Юлия
Проверил:
Саратов 2003 г.
План:
- Введение……………………………………………………………………..3
- Христианство……………………………………………………………….3
- Католицизм и православие ...……………………………………...........4
- Протестантизм …………………………………………………............6
- Буддизм……………………………………………………………………...6
- Ислам………………………………………………………………………...8
5. Список литературы …..….…………………………………………….11
Введение.
Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях. Рассмотрим три основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам.
Христианство.
Христианство (от греческого слова christos — "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
В Библии нарисована такая картина возникновения Христианства. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от "духа святого" и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя 12 доверенных людей — учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он "вышел из себя", что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, "рабской" формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, "отверзлись гробы" и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и "горный Иерусалим" — небесное божье царство.
Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Сначала это была единая религия, но сегодня она разделена на несколько самостоятельных направлений.
Католицизм и православие.
Первое разделение христианства произошло в XI веке. Появились две крупные церкви: западная - с центром в Риме, и восточная - с центром в Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католическая, от греческого Katholicos - всеобщий, вселенский. Это название отразило стремление западной церкви к вселенскому, всемирному распространению. Глава западной католической церкви имеет титул папы Римского.
Восточная церковь оставила за собой название православной. В этом названии представители восточного христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят о Боге (славят Бога). В отличие от католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждое, более или менее крупное православное образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий, официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Литва), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.
Догматические различия.
- Католическая церковь признает учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца.
- Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет.
- В католицизме существует практика индульгенций (лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.
- С этим же связано и католическое учение о чистилище (принято на Флорентийском соборе в 1439г.) где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть в последствие в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.
- В католицизме принята догма о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.
- Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры.
- Католическая церковь признает святость и богодуховенность Священного писания (Библии) и Священного предания (всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание.
Обрядовые отличия.
- В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду.
- Миропомазание в католицизме (католики называют его конфирмацией) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем.
- В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый.
- У католиков крестное знамение пятиперстное, т.е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие.
- В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике.
Канонические отличия.
- В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.
- Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно.
- В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет.
- Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные.
- У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета.
- Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.
Старообрядчество.
В середине XVII века русское православие претерпело раскол. Возникло старообрядчество. Богословы видят его причины в действии Божественного промысла и спорах о правильности богослужения. Сторонники научного понимания религии связывают его с социально-экономическими прогрессами, происходившими в России этого времени.
В настоящее время в России существуют общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие крещения Руси, старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную старообрядческую церковь.
Протестантизм.
Третьим крупным течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек). Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее активными представителями являются евангельские христиане – баптисты (ЕХБ), адвентисты седьмого дня (АСД), пятидесятники, Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мормоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д.
Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название он получил потому что представлял собой протест верующих Западной Европы на административное засилье Ватикана и римских пап.
Т.о. Протестантизм явился не только причиной второго раскола христианства но и его следствием.
Основателем протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.); его последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог Кальвин (1509-1564); последователи которого стали называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства.
Буддизм.
Свое название религия получила по имени своего основателя Будды (с санскр. – просветленный). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.
Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами.
Основателем буддизм считается Гаутама (563-483 до н. э.) Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов.
В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении «северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако, исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией.
О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней, это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению:
1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение, и подчинение закону рождения есть страдание.
2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д.
3. Прекратить страдание возможно. Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не хочется. Состояние без желаний называется нирваной (с санскр. – покой).
4. Гаутаме открылся так называемый «восьмеричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил:
- «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том, что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;
- «Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;
- «Праведная речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им.
- «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.
- «Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому.
- «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти.
- «Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосредоточиться, самоуглубиться, и созерцать себя.
Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись от искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды, были вегетарианцами и имели при себе только самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они проводили в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри.
С появлением монастырей монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную и единственную форму организации буддистов. Они стали центрами буддизма, своеобразными университетами и библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так возникла Священное писание буддистов – Трипитака (в переводе с пали – тройная корзина. Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины). Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша – посвящена философии.
В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй - монахов, полностью отказавшихся от земной жизни.
В III веке до н.э. индийский император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже, вытесненный индуизмом, он получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию.
Во II веке проник в Китай, где изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм.
Через Китай буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе влияние японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.
Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори.
В VI веке буддизм пришел в страны Тибета, где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды.
Простые верующие совершали большое количество обрядов:
- покаяние за животных (дзул-хурал)
- обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)
- обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)
- обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)
- похоронный обряд.
В настоящее время ламаизм распространен не только на Тибете.
Ислам.
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. В настоящее время в мире нас начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен более чем в 120 странах, в 35 из них - это самая влиятельная религия, в 28 – ислам является государственной религией.
Ислам возник на ближнем востоке, т.е. там же, где иудаизм и христианство. Исследователи считают, что ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и христианство. Однако, ислам отличается от других религий следующими особенностями:
- В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма.
- Ислам более, чем другие религии, требователен соблюдению своих правил.
- Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений. Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди.
- Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.
Мусульманское придание так объясняет появление ислама: есть лишь один, единый для всех людей Бог - Аллах. Именно ему поклоняются все народы мира (язычники, и иудею, и буддисты, и христиане). Но их религия является неправильной, так как их пророки не были верны Богу. Мусульмане считают, что Аллах посылал уже несколько пророков на землю. В XIV веке до н.э. он послал людям пророка по имени Муса (Моисея), но он извратил слово Бога и создал религию иудаизма, в VI веке до н.э. был послан Гаутама, но и он не был верен Богу, объявил себя Буддой и создал Буддизм. В I веке Аллах послал пророка Ису (Иисуса), но и он извратил сущность Бога, возникло христианство. Лишь пророк Мухаммед остался верным богу, а ислам стал единственно правильной религией. Отсюда мусульмане называют себя «правоверными» (т. е. верными Богу, имеющим правильную веру, а представителей всех других религий называют «неверными» Богу). Пророк Мухаммед (он же Мухаммад, Мохаммад, а до середины XX века в России часто Магомед) – историческое лицо. Датой рождения считается 570 г. Он стал проповедником идеи веры в единого Бога – Аллаха. Мусульманские предания содержат сведения о том, что пророк Мухаммед неоднократно встречался и беседовал с христианскими монахами. Основной общий догмат иудаизма и христианства о единобожии был воспринят Мухаммедом и лег в основу его учения об Аллахе. Позднее, уже в 53-х летнем возрасте переезд Мухаммеда в Ясриб изменил его социальный статус: из проповедника новой религии Мухаммед превратился в посланника Аллаха, пророка, передающего людям божественные законы, которым они должны следовать в их земной жизни.
Краеугольным камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая известная фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».
В этом выражении четко выражено самостоятельное главное положение ислама: существует один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и отрицают иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостлив. Он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха зависит все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».
Мусульмане поклоняются Аллаху, падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие, загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает «знамение, чудо».
Другой религиозной книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны. Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» - пять обязательных правил:
- Исповедание веры.
- Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами.
- Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).
- Милостыня. Основанием для милостыни является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого … Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.
- Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этого мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный обряд - никах , похоронный обряд - джиназа.
У мусульман много праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник жертвоприношения. Мавлюд – день рождения пророка Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей) – день всеобщей скорби.
Уже отмечалось, что отличительной чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое влияние на все стороны жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках.
Шариат (от араб. Шарма – ясный путь, по которому надлежит следовать) – мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные, гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия верховного суда.
Ислам, как и др. религии не избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и сунниты (противостояние шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе за устройство мусульманского государства между сторонниками халифата и иммамата), и так же есть другие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Сунниты занимают большую часть мусульман 90 %.
Центральный объект любой религиозной веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей Бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с ней связаны и которые составляют основу целостного религиозного жизнепонимания, мировоззрения.
Список литературы:
- С. А. Токарев. «Религия в истории народов мира». Москва, 1986 г.
- «Религии мира». «Просвещение». 1994 г. Москва.
- «Древний Восток». Книга для чтения. Под ред. В.В.Струве. Изд.4.М.,1961 г.
- Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории» М., «Сов. Россия», 1972 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Здоровье человека относится к глобальным проблемам, решение которых зависит не от усилий отдельных профессиональных групп, а от степени заинтересованности всех государственных структур. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья. Проблема здоровья человека давно вышла за рамки медицинской науки и практики. Поэтому, наряду с совершенствованием диагностических и лечебных возможностей в медицине, обсуждаются и в различной мере реализуются вопросы профилактики. Последние рассматриваются или сравнительно узко, как раннее выявление заболеваний и предупреждение их прогрессирования, или в широком плане – как укрепление здоровья, повышение компенсаторно-приспособительных механизмов организма человека, что увеличивает его устойчивость к негативному влиянию внешних и внутренних раздражителей.
Ориентация на идеи гуманизации и гуманитаризации в народном образовании неразрывно связана с проблемой комфортности личности в сфере деятельности в различных условиях жизни человека, чувством удовлетворенности в реализации своих способностей и потребностей. Это достигается при соответствии выполняемой деятельности (в том числе образовательной) природным (врожденным) способностям человека, которые должны быть выявлены и определены в раннем детстве. Известно, к каким последствиям (психическим и социальным) приводит случайно избранная профессия или, не отвечающая способностям и возможностям ребенка, учебная нагрузка (умственная и физическая). Чрезмерная для конкретной личности вызывает перегрузку и перенапряжение организма и негативное отношение (отвращение) к процессу образования, заниженная – снижает интерес к учебной деятельности, не развивает в должной мере способности ребенка, подростка. При этом невозвратно теряются, не проявляются задатки одаренности и талантливости, в чем так нуждается общество.
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние годы накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения. Установление зависимости индивидуального здоровья от фактов образа жизни (питание, двигательный режим, отношение к курению, наркотикам, алкоголю, психологический микроклимат и т.п.) также не улучшило ситуацию, так как знать еще не означает реализацию своих знаний на практике. Наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни большинства молодежи практическое следование принципам отмечается лишь у 10 – 15 %. Причиной этого является отсутствие внутренних потребностей, ценностной мотивации, которые, как известно, формируются в раннем возрасте в соответствии в закономерностями биологического (в том числе психического) развития организма.
Анализ других компонентов (заболеваемость, рождаемость, смертность, долгожительство) также позволил выявить роль личностных качеств, таких как культурный уровень, соблюдение правил личной гигиены, особенности характера, в реализации позитивных аспектов здоровья. Поэтому вывод о необходимости учить здоровью, принципам здорового образа жизни вполне логично вытекает в ходе развития идей профилактической медицины.
Новое направление в педагогике – развитие здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся средних общеобразовательных школ. Это касается характера обучения и воспитания, уровня педагогической культуры учителей, содержания образовательных программ, условия проведения учебного процесса (расписание, педагогическая техника, оборудование учебных кабинетов), мониторинга психофизического состояния здоровья обучающихся. Главная, отличительная черта здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы.
По выражению академика Н.М.Амосова, «….чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Школа - важнейшее звено социализации подрастающего поколения. Именно в школе перестраивающееся общество может черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблемы становления личности. Решение этих задач возможно при условии, если школа выпустит из своих стен здоровых граждан, научит своих питомцев защищаться от стрессов.
Необходимо помнить о четырех основах здоровья. Соматическое здоровье – удел биологов и медиков, физическое здоровье – сфера культуры и спорта, психическое здоровье – область применения психологических наук, а нравственное здоровье (оно всегда отражает социальную сущность человека) – это тяжкий крест педагогики, ибо формирование нравственности, духовности человека – одна из задач воспитательной работы родителей, педагогов, целых коллективов, а опосредованно всего человечества с его историческим достоянием.
Три здоровьесберегающих принципа – формирование, сохранение и укрепление здоровья должны реализоваться не только последовательно во времени, но в ряде случаев и синхронно. Для их реализации необходимы следующие основные требования:
- Наличие оптимальных для человека биологических, социальных и природных (гигиенических, психологических) условий.
- Рациональный образ жизни, в который входят элементы неспецифической профилактики болезней и вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
- Специфическая профилактика.
Истина, заложенная в принципах, проста и в то же время сложна для понимания: любое нарушение внутри человеческого организма, будь то усталость, инфекция, хроническое заболевание, вызывает дисбаланс и вне него. Грубо искажается энергетическое поле, которое в свою очередь составляет единое целое с энергетической оболочкой всей нашей планеты (биосферы). Отсюда прямая связь состояния нашего здоровья с явлениями, на первый взгляд, такими далекими: социально-политические катаклизмы, экологические катастрофы, стихийные бедствия.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
- Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
- 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».
Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто можно услышать мнение, что все недостатки наших школ, связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей, носят объективный характер. Во многом, такие высказывания справедливы: действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.
В современном научном понимании здоровье школьника включает комплекс признаков:
- соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной;
- гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
- быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям;
- высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
- отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.
Таков современный эталон здоровья школьника. При определении состояния конкретного учащегося (когда его показатели сравниваются с возрастными стандартами развития) выделяют пять групп здоровья.
- Здоровые дети подростки, состояние здоровья которых соответствует эталону (по всем пяти комплексным показателям).
- Дети и подростки, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также пониженную сопротивляемость заболеваниям, повышенную утомляемость.
Эти дети составляют группу риска и нуждаются в эффективном оздоровлении, позволяющем им перейти в 1 группу. Если вовремя не будут приняты меры, то их здоровье может ухудшаться, и школьники переходят в 3 группу.
- Дети, имеющие хронические заболевания, которые проявляются частыми обострениями. Постоянное, болезненное состояние затрудняет их обучение и нередко является основанием для перевода в спецшколу.
- Дети-инвалиды 1-2 группы, обучение которых осуществляется в спецшколах.
Важно не допускать ухудшения здоровья детей 1 группы, вести оздоровительную работу с детьми 2 группы здоровья.
Неумение учителя распознать причины ослабления внимания, двигательного беспокойства, пассивности детей приводит к тому, что он видит в этом нарушение дисциплины и ограничивается замечаниями: «слушай внимательно», «пиши быстрее», «перестань вертеться». Но дисциплина от этого не восстанавливается, поскольку движения изменения позы являются результатом саморегуляции физиологических функций, помогают детям снять утомление, сохранить здоровье.
Учитель должен помочь школьникам переключить внимание, предложить другую рабочую позу, провести физкультминутку. В случае игнорирования им физиологических механизмов саморегуляции детей ученик становится вялым, его работоспособность снижается, появляются жалобы на головные боли, боли в животе. В ходе бесед с родителями выясняется, что ребенок стал раздражительным, плохо спит. Без устранения причины такого поведения трудно добиться успеха в общении.
Действия по выравниванию отклонений здоровья включают:
- Дифференцированную учебную нагрузку (щадящий режим).
- Специальные упражнения, выравнивающие моторное отставание.
- Физкультурные комплексы, формирующие осанку.
- Закаливание, предупреждающее обострение заболеваний.
- Создание воздушного и светового режимов в классе, способствующих устранению причин болезненного состояния.
Заботой учителя является также формирование в ходе учебного процесса правильного дыхания учащихся. Оно практически не выработано у детей, поступающих в школу и слабо сформировано у школьников с заболеванием верхних дыхательных путей. Дефицит кислорода, отсутствие ультрафиолета и легких ионов в воздухе помещений является основной причиной острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), жалоб детей на головную боль и усталость.
Учителям нельзя забывать, что профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания и даже до его появления. Нередко именно учитель замечает отклонения в здоровье школьников. Вот почему постоянное внедрение всего комплекса гигиенических рекомендаций в учебный процесс является повседневной заботой учителя, служит эффективным средством повышения успеваемости.
Объекты программы:
- учащиеся школы;
- семьи детей, посещающих школу;
- педагогический и медицинский коллектив школы;
- общественные организации города.
Предмет программы:
- создание условий для осмысления ребенком ценности собственного здоровья для естественного эффективного развития, саморазвития и его личностного роста;
- повышение знаний педагогов и родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
- определение приоритетных воспитательно-образовательных направлений в работе по формированию, укреплению, сохранению и восстановлению здоровья школьников.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей, педагогов и учащихся культуры здоровья, которая станет неотъемлемой частью настоящих и будущих семей, а следовательно, и будущих учеников.
Идеи программы:
- Идея развития здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся школы (содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, педагогическая техника);
- Идея приоритета здоровья среди других направлений воспитательной работы;
- Идея синхронной реализации трех здоровьесберегающих принципов – формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
- Рациональная организация учебного процесса;
- Организация физкультурно-оздоровительной работы – полноценная работа с учащимися всех групп здоровья;
- Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями;
- Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
- Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы;
- Распространение педагогического опыта через семинары, конференции и издание методических пособий.
Условия проведения программы: в начале: не требуют дополнительных финансовых затрат, помогают создать здоровьесберегающую среду, развивают творческий потенциал участников педагогического процесса, но в дальнейшем требуется оснащение кабинета психологии, ОБЖ и кабинета релаксации.
Используемые методы:
- Рекомендованные и утвержденные методы профилактики заболеваний (нарушения осанки, близорукости, утомления);
- Интегрированные уроки по химии, физике, биологии, физической культуре и т.д. с целью пропаганды здорового образа жизни;
- Проведение классных часов здоровья;
- Модульный курс профилактики курения «Брось» (А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович);
- Профилактика употребления ПАВ «Полезный выбор» (Л.С. Колесова и др.);
- Введение элективных курсов: «Здоровье и его самоконтроль»-9 класс (Л.В.Борисова);
- Тренинги;
- Эстетотерапия: арттерапия (оздоровление посредством искусства), кинезотерапия (оздоровление посредством различных движений), библиотерапия (лечение книгой).
- Лекторий для родителей;
- Психолого-педагогический лекторий для классных руководителей.
Методики исследования:
- Мониторинг психического здоровья детей среднего школьного возраста (по Айзенку);
- Мониторинг психического здоровья детей старшего школьного возраста (Н.В.Сократова);
- Социальный мониторинг здоровья (Н.В.Сократова);
- Анкетирование родителей, учащихся и педагогов;
- Мониторинг учебной мотивации учащихся;
- Изучение уровня комфортности в школе учащихся 1, 5, 10 классов;
- Мониторинг здоровья педколлектива;
- Мониторинг физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Сохранение и укрепление здоровья детей (меньше пропусков по состоянию здоровья, успешнее учеба и т.д.);
- Адекватная самооценка учащихся;
- Школа стала более привлекательной для семей;
- Рост профессионального мастерства педагогов;
- Положительная динамика формирования соответствующих представлений о здоровье.
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.
Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защищенности детей, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
I блок – здоровьесберегающая инфраструктура школы:
- Состояние и содержание здания и помещений школы
- Оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок
- Оснащение медицинского кабинета
- Оснащение школьной столовой
- Организация питания
- Необходимый состав специалистов
II блок – рациональная организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса
- Адекватность методов и методик обучения
- Контроль инноваций
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении
- Рациональная организация уроков физической культуры
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы:
- Полноценная работа с учащимися всех групп здоровья
- Организация занятий по ЛФК
- Организация динамических перемен, физкультпауз на уроках
- Организация часа активного отдыха (динамической паузы)
- Организация работы спортивных секций
- Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий
IV блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
- Модульные обучающие программы
- Лекции (лекторий), беседы, консультации
- Проведение «дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.
- Создание общественного совета по здоровью
V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
- Лекции, семинары, консультации
- Приобретение необходимой научно-методической литературы
- Привлечение педагогов и родителей к совместной работе
VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:
- Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний
- Анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога
- Анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями
- Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Примерный цикл лекций для учителей школы
- Психофизиологические основы и оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.
- Педагогические аспекты здоровьесбережения в школе.
- Здоровьесберегающий урок.
- Роль ВНД и функциональные состояния здоровья школьников и их коррекция.
- Школьные факторы риска.
- Коррекционные методики (профилактика нарушений осанки, зрения, утомления).
- Физкультминутка на уроке.
- Сохранение здоровья учащихся при использовании технических средств обучения.
- Профилактика злоупотребления ПАВ (никотин, алкоголь, наркотики) среди учащихся.
- Создание психологического комфорта личности.
Примерная тематика родительских собраний
- Роль семьи в формировании личности ребенка и формы взаимодействия семьи и школы.
- Могут ли быть дети отличниками или как помочь ребенку в учебной работе.
- Когда наши дети взрослеют или о проблемах возрастного развития.
- Детство – это серьезно! О больших проблемах маленьких детей.
- Осторожно, конфликт!
- Знаете ли вы своего ребенка?
- Поговорим по душам… или о том, умеем ли мы разговаривать с детьми.
- Воспитание доверием.
- Как убедить, когда не хотят слушать…
- Слагаемые нашего авторитета.
- Профилактика употребления ПАВ (никотин, алкоголь, наркотики).
- Профилактика заражения вирусом СПИД.
Примерная тематика классных часов по ЗОЖ
1 - 4 классы
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
- Забота о глазах
- Как сделать сон полезным.
- Воспитание чувств.
- Как предостеречь себя от вредных привычек.
- Режим дня
- Почему мы болеем?
- Кто и как предохраняет нас от болезней.
- Кто нас лечит?
- Прививки от болезней.
- Что нужно знать о лекарствах.
- Игры и игрушки.
- Мой компьютер – плюсы и минусы.
- Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
- Почему мы часто говорим неправду?
- Почему мы часто не слушаем родителей?
- Надо уметь сдерживать себя.
- Как следует относиться к наказаниям.
- Как вести себя, когда что-то болит.
- Недобрые шутки.
- Что делать если не хочется идти в школу.
5 – 6 классы
- Утомление и переутомление.
- Принципы рационального питания.
- От чего зависит рост и развитие организма.
- Физические особенности развития мальчика и девочки.
- Тренировка памяти.
- Память и обучение.
- Слуховое и зрительно утомление.
- Физиология здорового человека.
- Чем заняться после школы.
- Как выбирать себе друзей.
- Нехорошие слова.
- Твоя нервная система.
- Головной мозг.
- Основы закаливания.
- Твое сердце.
7 – 8 классы
- Стрессы и их влияние на здоровье.
- Твое эмоциональное состояние.
- Что меня радует и огорчает в школе.
- Психосаморегуляция (мысленные, аутогенные формулировки)
- Релаксация (мышечной расслабление, расслабление дыхания)
- Сексуальные реакции созревания.
- Эмоции и двигательная активность.
- Питание и восстановление.
- Программирование силовой подготовки.
- Правильное дыхание.
- Способы изучения особенностей своего физического и психического развития.
9 – 10 классы
- Здоровый образ жизни.
- Способы охраны здоровья в школе.
- Лекарственные вещества и рекомендации по их приему.
- Никотин, алкоголь, наркотики.
- Профилактика и преодоление вредных привычек.
- Как относиться к знахарству?
- Питание и здоровье.
- Растительная и здоровая пища.
- Причина в предпочтения в питании.
- Выбор диеты, лишний вес.
- Маркировка продуктов питания.
- Кризисные состояния у подростков.
- Природные факторы в укреплении здоровья.
- Гипертония.
- Массаж и самомассаж.
- Влюбленность.
- ИБППП, методы контрацепции.
Примерный перечень предметных тем для уроков здоровья
(интегрированные уроки)
Химия:
- Химические реакции в полости рта и здоровье.
- Химический состав пресных и минеральных вод и их влияние на здоровье.
- Химический состав кожных выделений и здоровье.
- Химический состав воздушной среды в помещениях и открытого воздуха в различных зонах города.
- Химический состав пищевых продуктов.
Физика:
- Физические свойства воздуха и их использование для здоровья.
- Физические свойства воды и их использование для здоровья.
- Физические характеристики опорно-двигательного аппарата человека и формирование осанки.
- Оптическая система глаз и способы их тренировки для сохранения зрения, гигиена зрительной работы.
- Характеристика шумов и их влияние на человека и всю живую природу.
Биология:
- Типологические особенности нервной системы человека и возможности управления ею.
- Биоритмы и здоровье человека.
- Кожный покров и обменные процессы в организме человека, закаливание.
- Твои возможности самоконтроля физических нагрузок.
- Режим питания и его влияние на здоровье.
- Твои возможности (действия) по выполнению функций «мини- докторов» при несчастных случаях.
- Вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю, наркотикам.
- Как все успеть в школе и дома (индивидуальный распорядок дня и минутки отдыха в ходе занятий).
- Полезные и ядовитые растения, грибы, ягоды.
- Как предупредить многие заболевания.
- Как формировать свою фигуру.
- Что ты понимаешь под здоровьем, каково твое состояние здоровья.
- Что проповедует богиня здоровья «Гигея»?
Физическая культура:
- Движение – это жизнь и как оно действует на человека.
- Продолжительность выполнения физических упражнений, критерии их достаточности.
- Двигательный отдых – лучший помощник при умственной работе.
- Дневник самоконтроля твоего здоровья.
- Закаливание – составная часть физической культуры.
- Связочный аппарат человека и его укрепление с целью профилактики дефектов осанки, плоскостопия.
- Двигательный отдых – лучший помощник при умственной работе.
- Дневник самоконтроля твоего здоровья.
- Закаливание – составная часть физической культуры.
- Связочный аппарат человека и его укрепление с целью профилактики дефектов осанки, плоскостопия.
ИЗО:
- Влияние цвета на здоровье человека.
- Цвет и эмоции человека.
- Изобразительное искусство и здоровье человека.
Музыка:
- Музыка и здоровье.
Иностранный язык:
- Вредные привычки и здоровье человека.
- Спорт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Игровая программа "Здоровому - все здорово"
Пропаганда ЗОЖ, формирование активной жизненной позиции, потребности быть здоровыми...
Игровая программа "Здоровым быть здорово!"
Игровая программа "Здоровым быть здорово!", которую могут провести ученики старших классов для младших....
Программа "Здоровые дети - здоровая нация"
Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....
конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...
Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)
Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа) разработана в целях совершенствования системы питания детей в учреждении и орг...
Программа «Здоровые дети –здоровая нация» 7 "Б" класса МБОУ СОШ №34 г. Ставрополь
По программе «Здоровые дети – в здоровом городе» учащиеся 7-Б класса МБОУ СОШ № 34 работают первый год. Основная цель этой программы – внедрение форм здорового образа жизни, привитие любви...