Конспект урока по технологии (девочки) 7 класса «Химические волокна»
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Тема урока: «Химические волокна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коноваловская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по технологии (девочки)
7 класса
Тема урока:
«Химические волокна»
Никифорова Ж.С.
учитель технологии
с. Коновалово
Конспект урока по технологии
Тема: Химические волокна.
Цели урока:
Образовательные:
- представление о видах химических волокон, познакомить со способами их получения, свойствами и технологией обработки и применении в окружающей жизни.
Развивающие:
- научить разбираться в свойствах тканей и применять эти знания в жизни.
- развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.
Воспитательные:
- воспитывать активность, аккуратности, умение работать в группе.
Планируемые УУД:
Предметные:
- планирование технологического процесса и процесса труда
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ
- соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
Метапредметные:
- освоение умения принимать учебную цель и задачи
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
- отражение в устной и письменной форме своих действий
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач разных источников информации (словари, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.
- согласование совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
Личностные:
- самооценка умственных и физических способностей
- проявление познавательных интересов
- развитие ответственности за качество своей деятельности
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Оборудование: образцы тканей из химических волокон, раздаточный материал, инструкция по технике безопасности, таблица «Классификация текстильных волокон», наглядное пособие «Текстильные волокна», учебник, рабочая тетрадь.
Словарь: химические волокна, искусственные волокна, синтетические волокна, штапельные волокна.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности учащихся
Сообщение темы и цели урока
- Повторение пройденного материала
Опрос учащихся:
Ткани растительного и животного происхождения (Что это за ткани?)
Хлопок и лен относятся к волокнам… (растительного происхождения)
К волокнам животного происхождения относятся… (шерсть, шелк)
Вставьте пропущенное слово:
Самое тонкое волокно… (шелк)
Самое гладкое волокно… (лен)
Самое короткое волокно… (хлопок)
Самое пушистое волокно…(шерсть)
- Изучение нового материала
1) Словесно-иллюстративный рассказ.
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и др. С развитием земледелия начали выращивать хлопчатник (прочное волокно).
Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна слишком короткие, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. Поэтому люди стали искать сырье, из которого можно было бы получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную.
Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, целлюлозы, из древесины, отходов хлопка. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическими. Сырьем является нефть, газ, каменный уголь.
Химические волокна в природе не встречаются, они производятся с помощью специальных химических процессов на заводах (в виде непрерывных нитей и штапельных волокон) ткани их химических волокон производятся менее трудоемко и более дешево.
Практические предпосылки для создания искусственного шелка были созданы изобретателями 19 века. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в Мытищах, и в 1913 году он дал первую продукцию.
Хлопковые и лубяные волокна содержат целлюлозу. Было разработано несколько способов получения раствора целлюлозы, продавливая его сквозь узкое отверстие (фильеру) и удаления растворителя, после чего получались нити, похожие на шелковые. В качестве растворителей использовали уксусную кислоту, щелочной раствор гидроксида меди, едкий натр и сероуглерод. Полученные нити называются ацетатными, медноаммиачными и вискозными.
Большую группу нитей, выходящих из фильера, вытягивают, скручивают вмести и наматывают в виде комплексной нити на патрон.
Для получения штапельного волокна комплексную нить после отделочных операций разрезают на волокна заданной длины.
Синтетические волокна вырабатывают из полимерных материалов. Волокнообразующие полимеры синтезируют из таких широко распространенных продуктов переработки нефти, бензол, фенол, аммиак и т.д. изменяя состав исходного сырья и способы его переработки, синтетическим волокнам можно придавать уникальные волокна, которых нет у натуральных волокон. Синтетические волокна получают в основном из расплава, например, волокна из полиэфира, полиамида, продавливаемого через фильеры.
В зависимости от вида химического сырья и условий его формирования можно вырабатывать волокна с самыми различными, заранее намеченными свойствами. Например, чем сильнее тянуть струйку в момент выхода ее из фильеры, тем прочнее получаются волокна. Иногда химические волокна даже превосходят по прочности стальную проволоку такой же толщины. Синтетические волокна также выпускаются в виде мононитей, комплексных и текстурных нитей, штапельного волокна.
(Показ волокон и образцов ткани).
2) Работа в тетрадях (зарисовка, записи)
Таблица
Запись в тетрадь основные этапы процесса производства химических волокон.
Свойства искусственных и синтетических волокон.
Вискозное волокно.
Сырье для получения волокна служат древесная целлюлоза (опилки, еловая щепа) и химические вещества. Вискозное волокно очень похоже на волокно натурального шелка. Длина и толщина волокон могут быть любыми, цвет зависит от добавленных в раствор красителей.
Волокна мягкие, гладкие, прямые, с сильным блеском, менее прочные, чем волокна натурального шелка, имеют малую упругость, поэтому ткани из волокон сильно мнутся.
Хорошо впитывает влагу и быстро сохнет.
Горит вискозное волокно, как и хлопок, желтым быстро бегущим пламенем. После сгорания остается пепел серого цвета и запах жженой бумаги.
Ацетатное волокно.
Получают путем соединения отходов от хлопка с химическими веществами. Волокно имеет произвольную длину. Они прямые, тонкие, мягкие, прочные, стойкие к износу, упругие, поэтому ткани из них почти не мнутся, имеют резкий блеск или совсем не имеют блеска. Плохо впитывают влагу. Цвет волокон зависит от добавленных в раствор красителей.
Горит волокно медленно, желтым пламенем, на конце образуется оплавленный шарик, и чувствуется особый кислый запах.
Свойства тканей – гладкие, с резким блеском или матовые, более тяжелые, толстые, жесткие, чем ткани из натурального шелка, имеют малую усадку и теплозащитность. Эти ткани прочные, но в мокром состоянии прочность снижается, хорошо драпируются, плохо пропускают воздух и впитывают влагу. Хорошо стираются в мыльных растворах. Дают небольшую усадку.
Полиэфирные волокна (лавсан, кримплен и др.).
Волокна имеют гладкую. Матовую поверхность. Прочные, стойкие к износу, не мнутся. В пламени сначала плавятся, затем медленно горят желтоватым пламенем, выделяя черную копоть. После остывания образуется твердый черный шарик.
Недостаток полиэфирных волокон – низкие гигиенические свойства.
Полиамидные волокна (капрон, найлон, дедерон)
Волокна имеют гладкую блестящую поверхность, хорошо смачиваются водой, но быстро сохнут. Полиамидные волокна чувствительны к действию тепла, уже при температуре 65 он прочность, поэтому утюжить изделие из этих волокон надо осторожно.
Волокна прочные, стойкие к износу.
Гигиенические свойства – низкие.
Волокно горит слабым голубовато-желтым пламенем с выделением белого дымка. При остывании на конце образуется твердый шарик.
Полиакрилонитрильные волокна (нитрон, акрил, перлан и др.)
Эти волокна пушистые, матовые, по виду напоминают шерсть, поэтому их часто называют «искусственной шерстью». Прочность и стойкость к износу ниже, чем у полиамидных и полиэфирных.
Гигиенические свойства невысокие.
Горит волокно вспышками, выделяя большое количество копоти. После остывания образуют наплыв, который можно раздавить пальцами.
Эластановое волокно (лайкра, дорластан).
Волокна чаще всего используют в смеси с другими волокнами.
Волокна очень эластичны, способны увеличивать свою длину при растяжении в 7 раз, а затем сокращаться до первоначального состояния.
Ткани из синтетических волокон отличаются гладкостью, блеском, высокой прочностью. Устойчивы к истиранию, легко стираются, быстро сохнут. После стирки часто не требуют утюжки.
Недостатки тканей: низкие гигиенические свойства, скольжение, осыпаемость, раздвигаемость нитей.
- Итог урока.
Опрос учащихся:
- Зачем людям потребовались новые виды волокон?
- О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
- Что служит сырьем для производства искусственных волокон?
- Что служит сырьем для производства синтетических волокон?
-Назовите основные этапы процесса производства химических волокон.
Анализ урока.
Выставление оценок.
Запись домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность
«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"
урок для 6 класса...
Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"
Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения" Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие:...

Конспект урока по технологии .6 класс."Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон первичная обработка шерсти».
Самоанализ урока....
конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения"
конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения" по учебнику О.А. Кожиной...
План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс
План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс. Раздел "Художественные ремесла". Тема: "Декоративно-прикладное искусство"...