Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) ПРОГРАММА "Первые шаги к моделированию" (техническая направленность)
рабочая программа по технологии (7 класс)

Данилина Ирина Владимировна
Программа «Первые шаги к моделированию» разработана в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в части реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования в Центре дополнительного образования «Школа полного дня» МАОУ «Школа №190». Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 21.05.2020 №316-01-63-919/20, Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г №09-3242 "О направлении информации/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ", Письмом МО НО от 50.05.2014 №316-01-100-1674/14 «О направлении рекомендаций по разработке ОП ОО ДО», Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом требований ФГОС. Направленность: техническая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                      «Школа №190»

Программа принята на педагогическом совете                           МАОУ «Школа № 190»                            протокол  № 9 от 29.08.2022г. 

УТВЕРЖДЕНО:                                            

Приказом директора

от 01.09.2022 № 220-ОД  

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

ПРОГРАММА

"Первые шаги к моделированию"

(техническая  направленность)

Программа разработана в рамках

реализации федерального проекта

 «Успех каждого ребенка»

Центр дополнительного образования

«Школа полного дня»

Возраст детей:  с 11 лет.

Срок реализации: 1 год

Автор программы:         Данилина Ирина Владимировна                                                                                                      учитель технологии первой категории                                                                                            

                                                             

                                                     г. Нижний Новгород

2023 год

Информационная карта программы

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Первые шаги к моделированию»

Автор программы

Данилина Ирина Владимировна, учитель технологии первой категории

Территория, предоставившая программу

Нижний Новгород, Автозаводский район

Название проводящей организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 190»

Адрес организации

603095 Нижний Новгород, ул. Пермякова, 10А

Телефон

299-36-33

Форма проведения

  • практические занятия;
  • конкурсы;
  • презентации;
  • защита проектов,

Цель программы

Создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.

Задачи программы

- Научить пользоваться современными техническими средствами.

- Научить самостоятельному проектированию и изготовлению моделей работ.

- Удовлетворить интерес школьников к художественной обработке дерева как виду декоративно - прикладного и технического творчества.

- Сформировать и развивать умения и навыки работы с различными материалами (древесина,         ДВП, ДСП), инструментами и станками.

- Воспитывать  культуру труда.

Направленность

техническая

Сроки реализации

Один год

Место проведения

МАОУ  «Школа № 190»

Официальный язык программы

Русский

Общее число детей участников

До 15 человек

География участников

Учащиеся образовательного учреждения

Условия участия в программе

Все желающие с 11 лет

Условия размещения участников

Помещения и территория МАОУ «Школа № 190»

Ожидаемый результат реализации программы

  • знают перечень и назначение инструментов и правила пользования;
  • освоили простейшие геометрические фигуры, тела, виды симметрии;
  • владеют условными графическими обозначениями, названиями часто встречающихся технических объектов;
  • знают конструктивные и технологические особенности моделей;
  • читают простейшие чертежи, конструируют изделия из бумаги и картона;
  • умеют конструировать изделия с элементами движения;
  • проектируют и изготавливают простейшие контурные авто, судо и авиамодели;
  • сформировали интерес к науке и технике;
  • приобрели и развили такие качества, как самодисциплина, уважение к труду, усидчивость, аккуратность

Контроль за реализацией программы

Совещание при директоре

Заседание педагогического совета

Пояснительная записка

Программа «Первые шаги к моделированию» разработана в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в части реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования в Центре дополнительного образования «Школа полного дня» МАОУ «Школа №190».

       Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 21.05.2020 №316-01-63-919/20,   Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г №09-3242  "О направлении информации/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ", Письмом МО НО от 50.05.2014 №316-01-100-1674/14 «О направлении рекомендаций по разработке ОП ОО ДО», Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,  с учетом требований  ФГОС.  

Направленность: техническая

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность:

Научно - техническая революция и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности, вызывает возрастающий интерес у детей к современной технике и технологиям.

      Актуальность. Для развития технических интересов и склонностей детей служит дополнительное образование, этой целью создана студия дополнительного образования «Хозяин».         Настоящая программа составлена с учетом  формирования устойчивого интереса к технике и художественной деревообработке.         По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ.

       Новизна. Основную часть каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно - полезную направленность. Программа направлена на развитие пространственного мышления, расширение базы школьных знаний в области практического конструирования. Дает возможность учащимся среднего школьного возраста полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу её конструирования. Программа предусматривает расширение диапазона возможностей в области технического творчества, обеспечивает базу теоретических знаний и практических умений для создания сложных конструкторских моделей, образцов техники. Теоретические знания учащихся в области физики, математики, черчения получают практическое применение в творческой деятельности по созданию технических изделий. Таким образом, учащиеся вовлекаются в процесс трудовой деятельности, близкий по характеру и содержанию трудовой деятельности взрослых, что позволяет получить удовлетворение результатами своей работы.

Программа предполагает развитие творчества во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких

возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта, развитию эстетического чувства и  оценки, развитию воображения, привлечение к научно-исследовательской деятельности. Для этого программой предусматривается:

  • изучение и овладение умениями и навыками работы с различными инструментами и материалами;
  • изучение истории  создания средств передвижения (авто, авиа, судотехники), материалов, инструментов;
  • изучение жизни и деятельности выдающихся изобретателей, ученых; расширение словарного запаса.

Педагогическая целесообразность

Программа помогает учащимся  в итоге почувствовать свою значимость, поверить в собственные силы, дает возможность использовать нормы сотрудничества.

Программа составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности нового учебного материала с учетом совершенствования навыков, роста мастерства детей. Право последовательности изложения тем и выполнения практических работ остается за руководителем  в соответствии с интересом и уровнем подготовленности детей и с учетом состояния материально-технической базы. Данная программа дополнительного образования предусматривает беседы о местном производстве, технические игры. Важная роль отводится формированию у детей культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдение правил безопасности труда.

Каждое занятие начинается с беседы (5-10 мин), во время которой решаются организационные вопросы, даются пояснения по технологии, последовательности работы, повторяются правила Т.Б., делаются сообщения.

Основное время каждой темы - практическая работа (конструирование, изготовление моделей, исследовательская работа).

После завершения работы  по изготовлению модели детям предоставляется возможность поиграть с ней, провести соревнования.

В каникулярное время обязательное проведение конкурсов, соревнований, игр.

Подведение итогов проводится в форме презентации. Итоговое занятие проводится в творческой обстановке с приглашением родителей, одноклассников, педагогов. К ней готовится выставка работ детей, демонстрация наиболее интересных моделей и изделий. Также одним из показателей результативности работы является участие кружковцев в различных выставках, конкурсах и соревнованиях.

      Содержание и методы работы в детском объединении позволяют воспитанникам научиться работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, помогать младшим.

Программа позволяет вести работу по профориентации, а также дать хорошую основу для занятий в дальнейшем любым другим видом технической и творческой деятельности.

Данная программа стала результатом изучения методических рекомендаций и осмысления собственного педагогического опыта.

Цель программы:

        Создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.

Задачи программы:

1. Научить пользоваться современными техническими средствами.

2. Научить самостоятельному проектированию и изготовлению моделей работ.

3. Удовлетворить интерес школьников к художественной обработке дерева как виду декоративно - прикладного и технического творчества.

4. Сформировать и развивать умения и навыки работы с различными материалами (древесина,         ДВП, ДСП), инструментами и станками.

5. Воспитывать  культуру труда.    

 Отличительные особенности программы заключаются  в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Адресат: учащиеся с 11 лет

Срок реализации программы: один год

Форма и режим занятий

 Количество обучающихся в группе - 15 человек. Занятия ведутся 1 раз в неделю (2 часа в неделю). Программа рассчитана на 1 год (74 часов: 13 часов – теоретических, 59 час практический), включая каникулярное время.

Форма занятий:

Учебное занятие, презентация, защита проекта, выставка, техническая игра.

– для решения  обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

   Фронтальная форма

 -предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

2. Планируемые результаты:

  • знают перечень и назначение инструментов и правила пользования;
  • освоили простейшие геометрические фигуры, тела, виды симметрии;
  • владеют условными графическими обозначениями, названиями часто встречающихся технических объектов;
  • знают конструктивные и технологические особенности моделей;
  • читают простейшие чертежи, конструируют изделия из бумаги и картона;
  • умеют конструировать изделия с элементами движения;
  • проектируют и изготавливают простейшие контурные авто, судо и авиамодели;
  • сформировали интерес к науке и технике;
  • приобрели и развили такие качества, как самодисциплина, уважение к труду, усидчивость, аккуратность.

3. Система оценки качества реализации программы          осуществляется  поэтапно:

  1. Фронтальная или индивидуальная беседа;
  2. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
  3. Участие в конкурсах и выставках внутри творческого объединения.

Итоговый контроль  проводится по сумме показателей промежуточного контроля за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы. Педагогический контроль  осуществляется с использованием  «скрытой помощи» обучающемуся педагогом и «коллегами» творческого объединения, одобрения, доверия, поощрения индивидуальной исключительности. Каждый приобретает не только знания, умения, навыки, но и собственный жизненный опыт. По итогам учебного года оформляется: выставка лучших работ,  благодарственные письма родителям. Это закрепляет позитивные качества обучающегося, нацеливает его на дальнейшие занятия полюбившимся делом и обучением других.

4. Содержание программы

      1. Вводное занятие: Ознакомление с деятельностью кружка. Цели и задачи кружка в течение года. Обсуждение плана работ.  Деревообработка одна из древнейших профессий на земле. Охрана местных богатств России. Общие правила техники безопасности на рабочем месте. Дисциплина и порядок во время занятий.

      2. Общие сведения о древесине: Основные породы деревьев, применяемые в изготовлении мебели, архитектуре, паромных переправ, яхт и планеростроении. Свойство древесины различных пород. Разрезы и структурные части ствола дерева. Пороки дерева и древесины. Выбор древесины для работы. Заготовка древесины. Работа с образцами древесных пород.

       Практическая работа. Выполнение вазы из берёзовой коры.

      3. Обработка древесины:        Обработка древесины способам пиления, строгания, резанья с использованием инструмента. Сверление и долбление древесины. Техника безопасности при работе.

      Практическая работа: Отработка приемов техники пиления, строгания, резанья, сверления и долбления.  Выполнение икебаны на древесном спиле.

     4. Игрушки из древесины: История создания игрушки. Народная игрушка (Богородская, Семеновская). Декоративная игрушка. Изготовление игрушек из древесины, фанеры, корней и веток.

     Практическая работа. Изготовление кошки- сувенира с использованием декупажа ( новогодние игрушки и др. варианты работ)

    5. Инструменты, приспособления и станки:        История создания инструмента и  приспособлений. Составные части инструмента. Различные виды приспособлений. Техника безопасности. Разборка и сборка инструмента. Отработка приемов работы. Заточка инструмента.

       Практическая работа. Изучение устройства дрели, лобзика; освоение приёмов работы различными инструментами с применением приспособлений. Изготовление рамки, ключницы.

    6. Элементы графической грамоты: Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Правила работы с линейкой, угольником. Разметка деталей. Применение шаблонов. Перенос рисунка по клеточкам.

      Практическая работа. Построение чертежей изделий ( автомобиля, планера, парусника и др.).

      7. Выпиливание из фанеры: Выпиливание - как один из видов искусств. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Выпиливание игрушек, силуэтов животных, птиц, насекомых.

      Практическая работа. Изготовление брелка для ключей, украшения для цветочных горшков, новогодних игрушек.

       8. Отделка изделий: Различные виды отделки. Отделочные средства и материалы (краска, лаки, морилка). Их свойства и технология применения. Техника безопасности.

        Практическая работа. Выполнение отделки изделий различными материалами.

         9. Поделки из древесины и древесных материалов. Изготовление изделий с использованием реек.

Банк идей. Выбор идеи. Изготовление шаблонов( чертежей); подбор материала для изделия. Изготовление изделий с использованием реек.

       Практическая работа. Изготовление декоративной рамки , полки, подставки под книги и др.)

        10. Выжигание по древесине. Зачистка  изделий. Приёмы выжигания по древесине. Перевод рисунка. Устройство выжигательного аппарата. Техника безопасности при выжигании.

         Практическая работа. Выжигание на разделочной доске, декоративное панно.

         11. Модели автомобилей, кораблей, самолетов: История развития техники. Составные части изготавливаемой модели. Изготовление несложных по технике выполнения моделей. Плоскостные модели.

          Практическая работа. Выполнение моделей ( планер, парусник, автомобиль- тягач и др.работы  по ранее построенным чертежам).

      12. Заключительное занятие: Подведение итогов работы за год. Презентация

выполненных работ для коллектива ОУ (детей, родителей, педагогов). Разработка деятельности кружка.

Учебный план. 

1 год

N

П/П

Темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

4

-

4

2

Техника и технология в жизни человека

2

2

6

3

Основы чертежной графики.

2

6

8

Создание различных изделий, макетов архитектуры, моделей, игрушек из конструкционных и поделочных материалов:

Бумагопластика

Изделия из древесины и фанеры.

    2

18

20

4

Основы проектирования

4

16

20

5

Техническое творчество и основы изобретательской деятельности

6

6

12

6

Виды художественной обработки древесины

2

4

6

7

Промежуточная аттестация. Выставка. Защита творческих работ.

-

2

2

ИТОГО

24

54

78

Календарный учебный график ( группа №1)

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Корректировка

Содержание занятия

Количество часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

14.00-14.40

14.50-15.30

Вводное занятие

Организация труда и оборудования рабочего места

2

фронтальная 

Кабинет 110

Входное тестирование

2

Сентябрь

Правила безопасности труда

2

фронтальная 

Кабинет 110

3

Сентябрь

Техника и технология в жизни человека

 Понятие «технология»

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

4

Сентябрь

Высокие технологии.

Презентация умный настольный лазерный резак Makeblock Laserbox

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

5

Октябрь

.Презентация  модульных станков. (Технолаб)

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

6

Октябрь

Основы чертежной графики

Ее величество линия

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

7

Октябрь

Нанесение размеров

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

8

Октябрь

Геометрические построения.  Выполнение простых плоских чертежей деталей(  деталь «стенка»; подставка под книги, телефон, карандашница, газетница и др.).

2

фронтальная 

Кабинет 110

9

Ноябрь

Выполнение простых чертежей деталей  

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

10

Ноябрь

Создание различных изделий, макетов архитектуры, моделей, игрушек из конструкционных и поделочных материалов.

Инструменты и материалы в бумагопластике ( техническое моделирование).

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

11

Ноябрь

Основные приемы работы с бумагой и картоном.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

12

Ноябрь

Построение разверток моделей фигур техники с последующей сборкой ( по выбору).

2

фронтальная 

Кабинет 110

13

Ноябрь

 Изготовление объемной модели техники.

 Склеивание деталей из бумаги.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

14

Декабрь

Изготовление объемной модели техники.

Сборка изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

15

Декабрь

 Общие сведения о древесине и древесных материалах. Обзор инструментов , приспособлений для работы.  Подбор материала для изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

16

Декабрь

 Эскизы работ. Выбор идей. Разработка своего варианта работы.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

17

Декабрь

Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

18

Январь

 Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

19

Январь

 Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

фронтальная 

Кабинет 110

20

Январь

Основы проектирования

Краткая формулировка задачи. Анализ и исследование

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

21

Январь

 Дизайн - спецификация

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

22

Февраль

. Первоначальные идеи.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

23

Февраль

 Выбор главной идеи.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

24

Февраль

 Проработка главной идеи и изготовление чертежей.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

25

Февраль

 Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

26

Март

 Изготовление изделия.

 

2

фронтальная 

Кабинет 110

27

Март

 Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

28

Март

Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

29

Март

 Изготовление изделия. Презентация работ.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

30

Март

Техническое творчество и основы изобретательской деятельности

 Понятие творчества как вида деятельности человека. Изобретательство.

2

фронтальная 

Кабинет 110

Рубежный

31

Апрель

 Классификация методов технического творчества

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

32

Апрель

 Решение задач по конструированию. Портативные многофункциональные станки. Изучение инструкции по сборке станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

33

Апрель

 Изучение инструкции по сборке ,технике безопасности и эксплуатации модульных станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

34

Апрель

 Сборка портативных многофункциональных станков.

2

фронтальная 

Кабинет 110

35

Май

 Сборка портативных многофункциональных станков.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

36

Май

Виды художественной обработки. древесины. Выжигание по древесине и фанере. Изучение устройства выжигательного аппарата. Выбор рисунка, перевод рисунка на заготовку.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

37

Май

Современные приборы ( устройства) для выжигания : Настольный лазерный резак Makeblock Laserbox. Подготовка к гравировке на лазерном станке.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

38

Май

  Выжигание по древесине и фанере.

Выполнение практической работы по выбору.

2

фронтальная 

Кабинет 110

39

Май

Промежуточная аттестация. Выставка. Защита творческих работ.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

Итоговый

   Итого        :                                                                                                          всего-78ч     теория -24ч            практика -        54ч        

Календарный учебный график ( группа №2)

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Корректировка

Содержание занятия

Количество часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Вводное занятие

1. Организация труда и оборудования рабочего места

2

фронтальная 

Кабинет 110

Входное тестирование

2

Сентябрь

2. Правила безопасности труда

2

фронтальная 

Кабинет 110

3

Сентябрь

Техника и технология в жизни человека

3. Понятие «технология»

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

4

Сентябрь

4. Высокие технологии.

Презентация умный настольный лазерный резак Makeblock Laserbox

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

5

Сентябрь

5.Презентация  модульных станков. (Технолаб)

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

6

Октябрь

Основы чертежной графики

6. Ее величество линия

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

7

Октябрь

7. Нанесение размеров

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

8

Октябрь

8. Геометрические построения.  Выполнение простых плоских чертежей деталей(  деталь «стенка»; подставка под книги, телефон, карандашница, газетница и др.).

2

фронтальная 

Кабинет 110

9

Октябрь

9. Выполнение простых чертежей деталей  

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

10

Ноябрь

Создание различных изделий, макетов архитектуры, моделей, игрушек из конструкционных и поделочных материалов.

10. Инструменты и материалы в бумагопластике ( техническое моделирование).

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

11

Ноябрь

11. Основные приемы работы с бумагой и картоном.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

12

Ноябрь

12. Построение разверток моделей фигур техники с последующей сборкой ( по выбору).

2

фронтальная 

Кабинет 110

13

Ноябрь

 13. Изготовление объемной модели техники.

 Склеивание деталей из бумаги.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

14

Декабрь

14. Изготовление объемной модели техники.

Сборка изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

15

Декабрь

15. Общие сведения о древесине и древесных материалах. Обзор инструментов , приспособлений для работы.  Подбор материала для изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

16

Декабрь

16. Эскизы работ. Выбор идей. Разработка своего варианта работы.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

17

Декабрь

17. Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

18

Декабрь

18. Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

19

Январь

19. Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

фронтальная 

Кабинет 110

20

Январь

Основы проектирования

20. Краткая формулировка задачи. Анализ и исследование

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

21

Январь

21. Дизайн - спецификация

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

22

Январь

22. Первоначальные идеи.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

23

Февраль

23. Выбор главной идеи.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

24

Февраль

24. Проработка главной идеи и изготовление чертежей.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

25

Февраль

25. Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

26

Февраль

26. Изготовление изделия.

 

2

фронтальная 

Кабинет 110

27

Март

27. Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

28

Март

28. Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

29

Март

29. Изготовление изделия. Презентация работ.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

30

Март

Техническое творчество и основы изобретательской деятельности

30. Понятие творчества как вида деятельности человека. Изобретательство.

2

фронтальная 

Кабинет 110

Рубежный

31

Март

31. Классификация методов технического творчества

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

32

Апрель

32. Решение задач по конструированию. Портативные многофункциональные станки. Изучение инструкции по сборке станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

33

Апрель

33. Изучение инструкции по сборке ,технике безопасности и эксплуатации модульных станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

34

Апрель

34. Сборка портативных многофункциональных станков.

2

фронтальная 

Кабинет 110

35

Апрель

35. Сборка портативных многофункциональных станков.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

36

Май

36. Виды художественной обработки. древесины. Выжигание по древесине и фанере. Изучение устройства выжигательного аппарата. Выбор рисунка, перевод рисунка на заготовку.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

37

Май

37. Современные приборы ( устройства) для выжигания : Настольный лазерный резак Makeblock Laserbox. Подготовка к гравировке на лазерном станке.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

38

Май

38.  Выжигание по древесине и фанере.

Выполнение практической работы по выбору.

2

фронтальная 

Кабинет 110

39

Май

Промежуточная аттестация. Выставка. Защита творческих работ.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

Итоговый

   Итого        :                                                                                                          всего-78ч     теория -24ч            практика -        54ч        

Календарный учебный график ( группа № 3 )

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Корректировка

Содержание занятия

Количество часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Вводное занятие

Организация труда и оборудования рабочего места

2

фронтальная 

Кабинет 110

Входное тестирование

2

Сентябрь

Правила безопасности труда

2

фронтальная 

Кабинет 110

3

Сентябрь

Техника и технология в жизни человека

 Понятие «технология»

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

4

Сентябрь

Высокие технологии.

Презентация умный настольный лазерный резак Makeblock Laserbox

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

5

Октябрь

.Презентация  модульных станков. (Технолаб)

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

6

Октябрь

Основы чертежной графики

Ее величество линия

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

7

Октябрь

Нанесение размеров

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

8

Октябрь

Геометрические построения.  Выполнение простых плоских чертежей деталей(  деталь «стенка»; подставка под книги, телефон, карандашница, газетница и др.).

2

фронтальная 

Кабинет 110

9

Октябрь

Выполнение простых чертежей деталей  

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

10

Ноябрь

Создание различных изделий, макетов архитектуры, моделей, игрушек из конструкционных и поделочных материалов.

Инструменты и материалы в бумагопластике ( техническое моделирование).

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

11

Ноябрь

Основные приемы работы с бумагой и картоном.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

12

Ноябрь

Построение разверток моделей фигур техники с последующей сборкой ( по выбору).

2

фронтальная 

Кабинет 110

13

Ноябрь

 Изготовление объемной модели техники.

 Склеивание деталей из бумаги.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

14

Декабрь

Изготовление объемной модели техники.

Сборка изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

15

Декабрь

 Общие сведения о древесине и древесных материалах. Обзор инструментов , приспособлений для работы.  Подбор материала для изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

16

Декабрь

 Эскизы работ. Выбор идей. Разработка своего варианта работы.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

17

Декабрь

Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

18

Январь

 Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

19

Январь

 Изготовление новогодних игрушек и украшений для дома

2

фронтальная 

Кабинет 110

20

Январь

Основы проектирования

Краткая формулировка задачи. Анализ и исследование

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

21

Январь

 Дизайн - спецификация

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

22

Февраль

. Первоначальные идеи.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

23

Февраль

 Выбор главной идеи.

Проработка главной идеи и изготовление чертежей.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

24

Февраль

Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

25

Февраль

 Изготовление изделия.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

26

Март

 Изготовление изделия.

 

2

фронтальная 

Кабинет 110

27

Март

 Изготовление изделия. Презентация работ.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

28

Март

Техническое творчество и основы изобретательской деятельности

 Понятие творчества как вида деятельности человека. Изобретательство.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

29

Март

 Классификация методов технического творчества

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

30

Апрель

 Решение задач по конструированию. Портативные многофункциональные станки. Изучение инструкции по сборке станков.

2

фронтальная 

Кабинет 110

Рубежный

31

Апрель

 Изучение инструкции по сборке ,технике безопасности и эксплуатации модульных станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

Рубежный

32

Апрель

 Сборка портативных многофункциональных станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

33

Апрель

 Сборка портативных многофункциональных станков.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

34

Май

Виды художественной обработки. древесины. Выжигание по древесине и фанере. Изучение устройства выжигательного аппарата. Выбор рисунка, перевод рисунка на заготовку.

2

фронтальная 

Кабинет 110

35

Май

Современные приборы ( устройства) для выжигания : Настольный лазерный резак Makeblock Laserbox. Подготовка к гравировке на лазерном станке.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

36

Май

  Выжигание по древесине и фанере.

Выполнение практической работы по выбору.

2

Индивидуальная, групповая

Кабинет 110

37

Май

Промежуточная аттестация. Выставка. Защита творческих работ.

2

Групповая, подгрупповая, фронтальная 

Кабинет 110

Итоговый

   Итого        :                                                                                                          всего-74ч     теория -22ч            практика -        52ч        

На  заключительном занятии проводится выставка изделий и защита проектов.

  1. Методическое обеспечение:  

Работа по представленной программе требует значительного материально- технического обеспечения, так как предполагается  изучение разнообразных видов декоративно- прикладного искусства.

Для успешного овладения этими видами искусства необходимо просторное помещение  с хорошим естественным и искусственным освещением. Учебное оборудование  кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Большую роль в проведении занятий играет наглядность методических пособий: всевозможные иллюстрации, образцы изделий народного искусства, образцы, изготовленные педагогом и учащимися, журналы, интернет- ресурсы, презентации, книги. Средства наглядности позволяют дать детям разносторонние знания, способствуют более прочному усвоению материала. Неоценимую роль в эстетическом развитии детей играет уютно оформленный кабинет, эмоциональный настрой. Все изделия, наглядные пособия изготавливаются из материала, приобретённого своими средствами.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

Отдельные занятия завершаются созданием коллективной работы, отражающей итог полученных умений и навыков.

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Подобное планирование системы занятий позволяет логически развивать содержательное пространство занятий, систематизировать знания, чередовать и использовать различные виды художественной деятельности, прослеживать рефлексию как в области теоретических знаний, так и в практической работе, Ведётся поиск новых форм с целью разнообразить занятия, сделать их более интересными, продуктивными.

Формы работы выходят за пределы занятий кружка: ребята собирают различный материал по изучаемым темам, выполняют эскизы для будущих работ, делают презентации

Имеются достижения учащихся кружка: каждый год ребята участвуют в выставках, некоторые индивидуальные работы награждены  грамотами районной и городской администрации.

  1. Условия реализации программы

Оборудованный кабинет технологии

Материально-техническое оснащение в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Центра дополнительного образования «Школа полного дня»

Лаборатория технического моделирования:

1.        3Д-принтер – 1 шт.

2.        Лазерный станок – 1 шт.

3.        Учебный модульный станок тип 1 – 2 шт.

4.        Учебный модульный станок тип 2 – 2 шт.

5.        Ресурсный набор к учебному модульному станку – 2 шт.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Дидактическая база.

1.   Шаблоны, чертежи моделей, машин, самолётов, кораблей, игрушек, поделок.

2.   Образцы бумаги, клея, проволоки.

3.   Образцы кузовов моделей.

4.   Образцы изделий.

Методическая база.

1.   Методическая литература для теоретической и практической работы.

2.  Литература и печатные издания в помощь учащимся для самостоятельной работы.

3    Доклады участников НОУ, рефераты кружковцев, плакаты

Материально-техническая база.

1.   Светлое помещение.

2.   Рабочие места-столы.

3.   Набор инструментов (чертёжные и др.)8

4.   Стеллаж для готовых поделок - экспонатов.

5.   Шкафы для хранения материалов, незаконченных работ.

Примерный список материалов и инструментов.

1.   Цветная бумага (для аппликаций, украшения изделий, оригами.)

2.   Картон (для плоских и объёмных изделий, игрушек.)

3.   Древесина и фанера (для моделей).

4.  Проволока, жесть (для изготовления автомоделей, винтов, крепления, соединения).

5.   Различные краски (для окрашивания поделок, моделей).

6.   Бросовые материалы (коробки, пенопласт, и т.д.)

7.   Резинка (рыболовная для резиномотора).

8.   Электромоторчики.

9.   Электробатарейки.

10. Шило, нож, ножницы, линейки, лекала,

11. Миллиметровая бумага, калька.

12. Клей (ПВА, «Момент»).

13. Паяльник, припой.

14. Выжигательный аппарат.

Список литературы для педагога.

1. Э.К.Гульянс «Учите детей мастерить». Москва. «Просвещение».1979 г.

2. О.К Гиевский « Авиамоделирование» . Москва. 1990 г.

3. И.Л,. Дымковский «Художественная резьба и мозаика по дереву». Мипок «Злайдк» 1999 г.

4. Б.А. Журавлев «Столярное дело». Москва. «Просвещение». 1991

5. В.И. Коваленко, В.В. Кулепенок «Объекты труда» Москва. «Просвещение».

6. «Художественная резьба по дереву» «Спектор Сезам - Маркетинг» Москва. 1998 г. 7. В.И. Коваленко, В.В. Кулепенок« Объекты труда» 6кл. Москва «Просвещение» 1991 г.

8. А.Ю. Семенцов «Резьба по дереву» Минск. 2001 г.

9. «Моделист - конструктор» Журналы 2000-2004 гг

Список литературы для детей.

1. Ч. Барта «200 моделей для умелых рук» Санкт - Петербург. «Кристалл» 1997 г. 2. Е Данькевич, В. Поляков «Выпиливание из фанеры» Санкт - Петербург 1998 г. 3. З.В. Рихвк «Мастерим из древесины» Москва. «Просвещение» 1988 г.

4. Э. Хенинг, В. Розембахк «Сделай сам» Берлин 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»

Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Первые шаги» для воспитанников 6-10 лет на 1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Первые шаги»  для воспитанников 6-10 лет.  Программа предполагает вхождение в программу с любого возраста, т...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖУРНАЛИСТИКУ»

Направленность программы «Первые шаги в журналистику» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре про...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в науку»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Первые шаги в науку»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги ГТО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к ГТО» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Первые шаги в инженерию"

Рабочая программа для педагогов дополнительного образования ...