Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода через использование технологии метод проектов»
материал по технологии

Яковлев Евгений Владимирович

Результат проделанной работы доказывает, что применение на уроках технологии метода проектов полностью соответствует требованиям стандарта об использовании системно-деятельностного подхода.  Развивает познавательные навыки; умения самостоятельно получать знания и ориентироваться в информационном пространстве.  А также формировать универсальные учебные действия,  метапредметные и личностные результаты обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода через использование технологии метод проектов».

МАОУ «СОШ № 5»

Учитель технологии Яковлев Евгений Владимирович

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

К. Д. Ушинский

  1. Теоретическая часть

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера (2 слайд).

В связи с этим возникает необходимость вооружить учащегося инструментом, который можно использовать для самостоятельного обучения учащихся. Основной задачей педагога становится формирование у учащихся универсальных учебных действий, ориентированных на получение знаний, которые они в дальнейшем смогут успешно применять в жизни (3 слайд).

Прежде всего, школа должна формировать у обучающегося основные универсальные учебные действия и метапредметные результаты: научить общаться, выражать себя, находить нужную информацию, быть понятым и понимать других (слайд 4).

Что дают универсальные учебные действия: они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками (слайд 5).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей (слайд 6).

Таким образом, ориентация на УУД и СДП позволяет обучающимся формировать:

- умения организовывать свою деятельность – определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми, оценивать достигнутые результаты;

- умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности

 –выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать;

- анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные ситуациям;

- формирование ключевых (универсальных) навыков – решения проблем,  работы с информацией, ее поиск, анализ и обработка, коммуникация и сотрудничества;

способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях (7 слайд).

Основателями проектного метода обучения были Дж. Дьюи, У Киллпатрик и С.Т. Шацкий  (слайд 8). Цель данной технологии: организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся; формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и личностных результатов (слайд 9).

Метод проектов в образовательной области  «Технология» это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.…

Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем (слайд 10).

Если сравнить проектный метод обучения и системно-деятельностный подход можно сделать вывод, что их обязательные этапы соответствуют друг другу и приводят к одинаковым результатам: достижению личностных результатов и формированию универсальных учебных действий (слайд 11).

2.Практическая часть

Мы можем рассмотреть это на примере урока технологии в 6 классе

 «Мини-проекта. Подставка под горячее» (слайд 12).

 Постановка проблемы

  • Цель: Освоить технологию проектирования через изготовление  подставки под горячее.
  • Задачи:

Создание образа

Отображение образа в виде рисунка

Изготовление чертежа (слайд 13).

 Проектирование (алгоритм) 

  • Проблема (идея, задача)
  • Формирование образа
  • Рисунок
  • Чертеж
  • Последовательность изготовления
  • Разработка технологии
  • Технологическая карта

Что необходимо сделать, чтобы изготовить подставку под горячее?

Рисунок и чертеж

  • Определить отличие рисунка от чертежа.

Дать определение.

Что такое чертеж?

Выбрать наиболее точное (правильное), на ваш взгляд (слайд 14).

Технологическая часть (деятельность)

Задание

  • Создание клаузуры  (образ будущего изделия в целом и его деталей), выполненный в виде рисунков).
  • На одном листе изобразить три варианта изделия (слайд 15).

Эксперимент

  • Для проведения эксперимента часть учащихся работают в группах, а часть индивидуально.
  • Определить, какая работа наиболее производительна коллективная или индивидуальная?
  • Сформулировать определение
  • Что такое производительность труда? (слайд 16).

Задание

  • Выбрать лучший вариант подставки под горячее.
  • Продумать и записать последовательность изготовления изделия (слайд 17).

Заключительный этап.

  • Представить выбранный вариант подставки под горячее.
  • Объяснить последовательность изготовления изделия.

Результат этапа проектной деятельности

  • Защита проекта.
  • Представить выбранный вариант подставки под горячее.
  • Объяснить последовательность изготовления изделия.
  • Самооценка и взаимооценка (слайд 18).

Золотой фонд (слайд 19).

Продукт проекта (слайд 20).

  1. Заключение

Результат проделанной работы доказывает, что применение на уроках технологии метода проектов полностью соответствует требованиям стандарта об использовании системно-деятельностного подхода.  Развивает познавательные навыки; умения самостоятельно получать знания и ориентироваться в информационном пространстве.  А также формировать универсальные учебные действия,  метапредметные и личностные результаты обучающихся (слайд 21).

  • Рефлексия
  • Что запомнилось?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Что вызвало особые трудности?  (слайд 22).         


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода через использование технологии метод проектов».

МАОУ «СОШ № 5»

Учитель технологии Яковлев Евгений Владимирович

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

К. Д. Ушинский

  1. Теоретическая часть

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера (2 слайд).

В связи с этим возникает необходимость вооружить учащегося инструментом, который можно использовать для самостоятельного обучения учащихся. Основной задачей педагога становится формирование у учащихся универсальных учебных действий, ориентированных на получение знаний, которые они в дальнейшем смогут успешно применять в жизни (3 слайд).

Прежде всего, школа должна формировать у обучающегося основные универсальные учебные действия и метапредметные результаты: научить общаться, выражать себя, находить нужную информацию, быть понятым и понимать других (слайд 4).

Что дают универсальные учебные действия: они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками (слайд 5).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей (слайд 6).

Таким образом, ориентация на УУД и СДП позволяет обучающимся формировать:

- умения организовывать свою деятельность – определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми, оценивать достигнутые результаты;

- умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности

 –выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать;

- анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные ситуациям;

- формирование ключевых (универсальных) навыков – решения проблем,  работы с информацией, ее поиск, анализ и обработка, коммуникация и сотрудничества;

способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях (7 слайд).

Основателями проектного метода обучения были Дж. Дьюи, У Киллпатрик и С.Т. Шацкий  (слайд 8). Цель данной технологии: организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся; формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и личностных результатов (слайд 9).

Метод проектов в образовательной области  «Технология» это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.…

Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем (слайд 10).

Если сравнить проектный метод обучения и системно-деятельностный подход можно сделать вывод, что их обязательные этапы соответствуют друг другу и приводят к одинаковым результатам: достижению личностных результатов и формированию универсальных учебных действий (слайд 11).

2.Практическая часть

Мы можем рассмотреть это на примере урока технологии в 6 классе

 «Мини-проекта. Подставка под горячее» (слайд 12).

 Постановка проблемы

  • Цель: Освоить технологию проектирования через изготовление  подставки под горячее.
  • Задачи:

Создание образа

Отображение образа в виде рисунка

Изготовление чертежа (слайд 13).

 Проектирование (алгоритм) 

  • Проблема (идея, задача)
  • Формирование образа
  • Рисунок
  • Чертеж
  • Последовательность изготовления
  • Разработка технологии
  • Технологическая карта

Что необходимо сделать, чтобы изготовить подставку под горячее?

Рисунок и чертеж

  • Определить отличие рисунка от чертежа.

Дать определение.

Что такое чертеж?

Выбрать наиболее точное (правильное), на ваш взгляд (слайд 14).

Технологическая часть (деятельность)

Задание

  • Создание клаузуры  (образ будущего изделия в целом и его деталей), выполненный в виде рисунков).
  • На одном листе изобразить три варианта изделия (слайд 15).

Эксперимент

  • Для проведения эксперимента часть учащихся работают в группах, а часть индивидуально.
  • Определить, какая работа наиболее производительна коллективная или индивидуальная?
  • Сформулировать определение
  • Что такое производительность труда? (слайд 16).

Задание

  • Выбрать лучший вариант подставки под горячее.
  • Продумать и записать последовательность изготовления изделия (слайд 17).

Заключительный этап.

  • Представить выбранный вариант подставки под горячее.
  • Объяснить последовательность изготовления изделия.

Результат этапа проектной деятельности

  • Защита проекта.
  • Представить выбранный вариант подставки под горячее.
  • Объяснить последовательность изготовления изделия.
  • Самооценка и взаимооценка (слайд 18).

Золотой фонд (слайд 19).

Продукт проекта (слайд 20).

  1. Заключение

Результат проделанной работы доказывает, что применение на уроках технологии метода проектов полностью соответствует требованиям стандарта об использовании системно-деятельностного подхода.  Развивает познавательные навыки; умения самостоятельно получать знания и ориентироваться в информационном пространстве.  А также формировать универсальные учебные действия,  метапредметные и личностные результаты обучающихся (слайд 21).

  • Рефлексия
  • Что запомнилось?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Что вызвало особые трудности?  (слайд 22).         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики с использованием технологии "Метод проектов"

Это итоговый урок алгебры в 8 классе по теме "Статискика".  Представлены презентации учащихся, которые они выполнили к уроку по теме "Статистика в жизни нашего класса",  разработка уро...

Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"

Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"

Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...

«Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-opиeнтиpoвaннoгo oбучeния учaщиxcя на уроках русского языка и литературы»

Вторые областные педагогические чтения: Педагогические стратегии реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе...

Мастер-класс по теме: "Системно-деятельностный подход к обучению как основа стандартов второго поколения"

Обобщение знаний о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках русского языка....