Сообщение
статья по технологии

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriko.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-краеведческая работа в учебной деятельности.

Историческое краеведение играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте ассоциируются с конкретным поселком, деревней,   городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаям и традициям народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Положительная тенденция роста интереса к историческому краеведению в современных образовательных учреждениях в значительной мере связана с введением в соответствии с Законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственности и толерантности. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и  стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Можно выделить несколько основных целей исторического краеведения в школе:

1. Дидактические:  расширение кругозора, стимулирование интереса к учебной и познавательной деятельности, использование в практической деятельности краеведческих знаний, развитие общих учебных навыков;

2. Воспитательные: развитие самостоятельности и волевых качеств личности, формирование мировоззренческих установок и подходов, выстраивание стратегии успешного сотрудничества;

3. Развивающие:  улучшение внимания, памяти, речи, мышления, воображения, способностей к сравнению, осмыслению, сопоставлению;

4. Социализирующие: усвоение социальных норм и ценностей, развитие саморегулирования и способностей адаптации к новым условиям.

Главная задача развития общества – это передать следующим поколениям накопленные ценности общества: знания, опыт  организация и осуществление трудовой деятельности, мораль. Требуется воспитывать активных, самостоятельных, творчески развитых личностей, которые готовы к жизни в обществе. Это представляется невозможным, если не решить такие задачи, как:  

- приобщение детей к истории и природным богатствам родного края;

 – развитие желания к изучению новой информации по родному краю;

 – развитие уважения к малой родине;

– формирование необходимых условий для изучения края;

– развитие у детей своего видения изучаемых проблем;

– воспитание готовности к систематическому образованию и развитию;

– развитие у детей гражданственности и уважения к традициям и культуре своего народа, коммуникативных способностей учащихся;

– формирование у молодежи уважения к окружающей природе, т.е. экологическое воспитание;

 – формирование личностных качеств каждого обучающегося.

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе

использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые

возможности для его применения на уроках технологии.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип

воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного

края, где живет человек.

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием

регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-  волевой сфер личности ребенка.                                                                      

Дети с помощью взрослых познают смысл

искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края.

           Резьба по дереву.  Контурная. Используем иллюстрации Владимира Тодыкова, Ричарда Субракова, графику Алексея Топоева.

Изготовление изделий с национальным орнаментом « инкрустация»

Резьба по дереву

Юрта. При изготовлении изучаем внутреннее убранство юрты, количество углов.

Воин. Ведем беседу об оружии, предназначении, из какого материала делали в старину. Кольчуга - что она представляет, как изготавливалась. Ранние доспехи из кожи быка.

Шкатулка.  Инкрустация

Так же делаем сувенирные макеты оружия времен ВОВ.

Автомат- история создания .

Пушка.

Пулемет Максим.

Самолеты- зачем рисовали звезды на борту.

Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием

регионального компонента знакомит школьников с разными традициями,

обычаями и народными промыслами малой родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, историческое краеведение в школе стимулирует саморазвитие личности, способствует выработке культуры жизненного самоопределения и самостоятельности  учащихся, является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов, одной из важных отраслей исторического образования. 

   Школьное историческое краеведение является мощным ресурсом для всестороннего развития личности, формирования ее социальной зрелости, гражданской позиции при условии организации систематической краеведческой работы педагогов и обучающихся. Необходимы согласованные действия педагогов основного и дополнительного образования, классных руководителей для рационального сочетания всех известных в теории и практике подходов к использованию школьного краеведения.  В краеведческом образовании содержатся широкие возможности для поддержки и стимулирования процесса позитивной социализации учащихся, развития у них социально значимых положительных свойств личности, включения школьников в процесс позитивного преобразования окружающей среды.

   Использование компьютерных технологий позволяет сделать доступным и интересным краеведческий материал различной аудитории, проявить свой творческий потенциал.

   Посредством работы школьных музеев, факультативов, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.      

     На современном этапе развития нашего общества школьное краеведение является важнейшей составляющей обучающего процесса, посредством которого реализуется и воспитательная функция исторического краеведения, направленная на формирование гражданина и патриота своей Родины, творчески активную самодостаточную личность, способную мыслить креативно, нестандартно, принимать решения в сложных условиях.

           Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия

«Аскизская школа – интернат»

                                                        Доклад

Историко-краеведческая работа в учебной деятельности

                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                          Составил: Учитель столярного дела

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                     Боргояков А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений

Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...

Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....

Сообщение на V Сократовских чтениях

Я занимаюсь краеведением в ДОУ. В своём сообщении я, как мне кажется, подняла некоторые проблемы патриотического воспитания в дошколных учреждениях....

Методическое сообщение

Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...