ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ и их применение на уроках английского языка
статья (10, 11 класс)

Махмутова Оксана Николаевна

 Приведённые технологии принадлежат к обучающей группе. Они описывают процесс обучения с позиции комплексных воздействий учителя на процессы мышления учащихся. Главная цель – придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения задачи и т.д.:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

и  применение на уроках английского языка

Технологии критического мышления

Педагогическая технология – (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С.А. Днепров, В.М. Кадневский);

– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Коджаспировы);

– совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б.М. Бим-Бад).  

 

Некоторые классификации педагогических технологий

(по Г.К. Селевко)

По уровню и характеру применения: 1) социально-педагогические – общепедагогические; отраслевые – частнопредметные; модульные – локальные – узкометодические; конкретно-личностные; 2) монотехнологии и политехнологии (интегративные).

По ориентации на сферы и структуры индивида: информационные (сфера ЗУН), операционные (сфера умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (сфера эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (действенно-практическая сфера), психофизиологические и компетентностные (ключевые компетентности личности).

По характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технологические, валеологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные).

По виду педагогической деятельности:

– обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;

– педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической   помощи;

– социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;

–управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;

– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические,   культурологические.

По типу управления учебно-воспитательным процессом: классическое лекционное (вербальное), классическое традиционное обучение, система малых групп, компьютерное индивидуальное, программированное обучение, взаимообучение, массовое, самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой), современное традиционное обучение с классическими ТСО, индивидуальное (система «консультант»), индивидуальное (система «репетитор»), самоуправление, административное управление.

По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения: активные – пассивные; догматические – продуктивные; объяснительно-иллюстративные – проблемные; убеждения (вербальные) – наглядные – практические; проблемные – поисковые – исследовательские; индивидуальные – групповые – коллективные и т.д.

По подходу к ребенку и воспитательной ориентации: субъект-объектные и субъект-субъектные; интерактивные – интраактивные – экстраактивные; авторитарные – демократические – либеральные; дидакто-, социо-, антропоцентрические; личностно-, деятельностно-, средоориентированные; коллективного воспитания – индивидуальные; технологии сотрудничества – самовоспитания.

   

 Приведённые ниже технологии принадлежат к обучающей группе. Они описывают процесс обучения с позиции комплексных воздействий учителя на процессы мышления учащихся. Главная цель – придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения задачи и т.д.:

  • Технология модульного обучения.
  • Кейс-технология.
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
  • Исследовательская технология обучения старшеклассников.
  • Технология педагогической мастерской.
  • Обучение в сотрудничестве.
  • Технология игрового обучения (игровые технологии).
  • Проектное обучение.

Все эти технологии можно успешно применять на уроках иностранного языка.

В моей практике особое место занимает

Технология развития критического мышления

через чтение и письмо.

       Авторы – американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер (90-е гг. XX века).

       

         Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения.

        Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.

         Применение технологии критического мышления  помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу  инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.            

        Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Фазы технологии развития критического мышления

  1. Вызов.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

     2.Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения

.

     3. Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к понимании

КЛАСТЕР

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.   Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

  Famous people

       

                                Museums

                                              Spare time  

               

             

             History                             the UK 

         

                                                                     English meals

                        Cities  

 Viking center

                                                                                             Traditions                                                 Sights

«Толстые» и «тонкие» вопросы

 

 Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться или задаваться устно.

Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

A camomile of complicated and simple questions

ИНСЕРТ

Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

    I - interactive
    N - noting
    S - system
    E - effective
    R - reading

    and

    T - thinking

    Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

    " V " - уже знал
    " + " - новое
    " - " - думал иначе
    " ? " - не понял, есть   вопросы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
   

"Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
   

                Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V",    3 значка     "+", "V", "?" ,    или 4 значка    "+" , "V", "-", "?" .

                Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

                Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

                 Следующим шагом может стать заполнение таблицы

   ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

 

Мои учащиеся любят не просто заполнять таблицы, но и составляют презентации, как например, после изучения темы “A Guide to the UN Convention”

Презентация:  http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/ispolzovanie-metoda-insert-pri-vypolnenii-domashnego-zadaniya-uchashchimisya-10-kl                           

СИНКВЕЙН

 

Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них сиквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1)    В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

2)    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).

3)    Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4)    Четвертая строка -  это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5)    Последняя строка  - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы  в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Сиквейны моих учащихся.

Music

various, everlasting

supports, inspires, relaxes

It saves our souls

Forever young

Job

Responsible, necessary,

Consider, evaluate, create,

A person must have abilities,

Future.

Money

Easy, dirty,

To earn, to waste, to lose,

Money has no smell,

Banknote.

Profession,

Dreadful and senseless,

Binds, depresses, takes a lot of time,

But it is necessary,

The limits.

Love,

Crazy and affectionate,

Changes, excites, gives energy,

It makes us better,

 Wonder.

English Language,

Challenging and mysterious,

Carries away, fascinates, allures,

It is the most popular,

Uniting.

Мой синквейн о технологиях:

Современные педагогические технологии

Разнообразные, необъятные

Нужно их освоить, разработать, применить

Как точит камень капля - их педагог внедрит

Успешно достигаемые цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Рассказ об используемых педагогических технологиях на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка...

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"

Статья "Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка"...

Инга Юрьевна Гладущик. ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Инга Юрьевна Гладущик,Преподаватель отдельной дисциплины «Иностранных языков»Кадетский корпус (спортивная школа)ФГКВУВО «Военный институт физической культуры» Министерства обор...

Статья "Педагогические технологии и их применение на уроках английского языка"

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...