Урок технологии в 6 классе "Волокна животного происхождения"
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Учебный предмет, класс | Технология 6 класс |
Тема урока: | Волокна животного происхождения. Раздел «Материаловедение» |
ФИО | Ларионова Анна Владимировна |
Место работы | МБОУ «Еланцынская СОШ» |
Образовательная цель | Систематизировать знания о текстильных натуральных волокнах; Научить использовать естественнонаучные знания в жизни. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Познавательные: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность. |
Тип урока | Комбинированный. |
технология | |
Оснащение урока | Компьютер, мультимедийный проектор, коллекции шерсть и шелк, образцы тканей |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент | ||
Проверка готовности учащихся к уроку. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Повторение общих правил по технике безопасности на уроках технологии. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | Личностные: Формирование собранности, аккуратности |
II.Актуализация знаний | ||
Эпиграф к уроку: ««Каково волокно, таково и полотно» - Русская народная пословица На уроках технологии, в разделе материаловедение учащиеся занимаются изготовлением швейных изделий. - Какие вы знаете швейные изделия? (Ответы учащихся…) Ткань –это материал. Который хорошо всем знаком… -Приведите примеры изделий изготовленных из ткани, кроме одежды… (мебельная ткань, палатки, сумки, парашЮты (русский язык). А всегда было так? Древние люди не знали, что такое ткань, а потому они прикрывали тело кусками звериных шкур, листьями растений… -Как же появилась ткань? Из чего она сделана? Сегодня мы подробно узнаем о натуральных волокнах животного происхождения: шерсть и шЁлк (Русский язык). | Беседуют и повторяют ранее изученный материал. | Познавательные: Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий |
III. Мотивация учебной деятельности и целеполагания | ||
| Проявляют интерес к новому материалу. Пытаются ответить на проблемный вопрос. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Познавательные : умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме |
IV. Основной этап | ||
Ребята, давайте с вами вспомним, какие волокна мы уже изучали? На какие две группы они делятся? Ответ ребят: Натуральные и химические. По происхождению натуральные бывают растительного и животного происхождения. Какими свойствами обладают натуральные волокна растительного происхождения? Ответ ребят: гигиенические, теплозащитные свойства, прочность, светостойкость, высокая гигроскопичность, теплозащитность, легкий уход за изделиями из тканей натуральных волокон. Отгадайте загадки и определите, о каких волокнах пойдет речь на уроке. 1.По горам, по долам ходит шуба и кафтан. (Овца) 2.Он ни ночью, ни днем, без работы не сидит: а из тутовых листочков золотую нить сучит. (Тутовый шелкопряд) Какое имеют отношение к нашему уроку овца и тутовый шелкопряд? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Давайте попробуем разобраться: почему шёлк волокно животного происхождения. (показ видео). Шерсть одно из самых древних волокон известных человечеству. | Работа в группах распределяют роли, выполняют задания, готовятся к выступлению. После обсуждений, краткой записи заданий выступают перед аудиторией со своими предложениями, аргументами и рекомендациями. | Личностные: Осознание важности информации для понимания особенностей свойств тканей. Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку, использовать естественнонаучные знания для объяснения свойств пользы натуральных волокон. Коммуникативное: уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь формулировать мысли, строить речевое высказывание, составлять рассказ, готовить выступление |
V. Рефлексия учебной деятельности | ||
- Какую цель ставили в начале урока, достигли ли ее? - Какие факты о натуральных волокнах вы уже знали и какие новые знания вы получили на уроке? | Участвуют в обсуждении результатов своей работы на уроке. Отмечают и оценивают уровень своих знаний | Личностные: умение оценивать свои достижения, выявлять причины неудачи. Познавательные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; использование приобретённых знаний в повседневной жизни Коммуникативные: умение адекватно оценивать результат. |
Практическая часть (первичное закрепление знаний)
Напомнить о правилах техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Работа групп на своих местах.
Инструкционная карта №1 «Отличительные признаки волокон» (Приложение 1)
Инструкционная карта №2 «Определение свойств тканей» (Приложение 2)
Приложение 1
Инструкционная карта №1
«Отличительные признаки волокон»
Оборудование и материалы: образцы тканей, пинцет, толстая игла, спички.
1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;
2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;
3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения;
4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;
5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;
6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.
Фактура поверхности | Шероховатая, матовая, гладкая, блестящая |
Мягкость | Мягкая Жесткая Средней жесткости |
Извитость | Малоизвитые Прямые Извитые |
Вид обрыва нитей | Ватка, кисточка из прямых волокон, кисточка с расходящимися извитыми волоконцами, связанная масса волокон |
Горение | Серый пепел, запах горелой бумаги, черный шарик, запах жженого пера |
Признаки | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Фактура поверхности | ||||
Мягкость | ||||
Извитость | ||||
Вид обрыва нитей | ||||
Горение |
Приложение 2
Инструкционная карта №2
«Определение свойств тканей»
Оборудование и материалы: образцы тканей, чашка с водой, толстая игла, иголка с ниткой.
Порядок выполнения работы:
1. Определить сминаемость тканей:
а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке;
б) положите его на стол и оставьте на несколько минут;
в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.
2. Определить драпируемость тканей:
а) верхний срез лоскута по длине соберите на нитку; | Плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани образуют глубокие частые складки. |
б) внимательно рассмотрите образовавшиеся складки. |
3. Определить намокаемость тканей:
а) намочите кусочек ткани в чашке с водой;
б) пронаблюдайте, как быстро впитывается вода.
4. Определить осыпаемость тканей:
а) возьмите кусочек ткани размером 3х5 см; | Ткань считается легкоосыпаемой, если легко вынимаются пять нитей вместе, три-четыре - средней осыпаемости, одна-две - неосыпаемой. |
б) ручной иглой выньте из образца одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее; |
Свойства | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Сминаемость | ||||
Драпируемость | ||||
Намокаемость | ||||
Осыпаемость |
Текст по теме
“Ткани из волокон животного происхождения”
(история)
Прочитайте внимательно текст:
Одним из самых древних и ценных видов текстильного сырья является шерсть, обладающая такими особыми свойствами, как способность к валке и сохранению тепла. Шерсть - это волосяной покров животных, который поддается переработке в пряжу или войлок.
Историки и ученые предполагают, что ткани из шерсти у многих народов возникли гораздо раньше льняных. Ведь в самые древние времена человек сначала имел дело со шкурами животных, из которых строил свои жилища и шил одежду. Добыча волокна из растений возникла гораздо позже, поэтому и предполагается, что первой ниткой человека была именно шерстяная.
В 9—10 тысячелетии до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличие от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру. Остатки шерстяных тканей находили во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей.
Основную массу шерсти получают с овец. Шерсть, полученную после стрижки овец, называют руном. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Меринос - это уникальная порода овец, которая уже не один десяток лет разводится исключительно ради тонкорунной шерсти высокого качества. Эта шерсть удивительно мягкая, прочная и долговечная. Мериносы вплоть до 18 века разводились исключительно в Испании, ведь эта страна владела монополией на производство их шерсти. А вывоз овец этой породы за пределы страны карался смертной казнью. В средневековье изделия из шерсти мериносов было позволено только членам королевской семьи.
Однако после поражения, которое Испания потерпела от Англии, мериносы попали в руки предприимчивых британцев. И именно с их судов они впервые попали в английские колонии – Австралию и Новую Зеландию, где сейчас разводятся. Несмотря на жаркий климат, эти страны стали идеальным местом для разведения мериносов. Только в Австралии сейчас действует 70 тысяч хозяйств, которые профессионально разводят овец. Для Новой Зеландии многие десятилетия шерсть мериноса была первой строкой экспорта и ее визитной карточкой.
Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были ламы, викуньи, альпаки, в Азии — верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а из грубого волоса делали приводные ремни для машин, долго считавшиеся самыми прочными.
А теперь узнаем еще об одном уникальнейшем волокне животного происхождения как шелк. Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового или дубового шелкопряда. Разные виды шелкопряда нуждаются в разных условиях для жизнедеятельности. Тутовый шелкопряд еще называют домашним шелкопрядом. При разведении его в закрытом помещении цикл роста составляет около 40 дней. Дубовый шелкопряд является диким, его разводят в лесных массивах, цикл роста – 6 месяцев. Родиной шелка считается древний Китай. Согласно множеству легенд, культура шелководства возникла около V тыс.лет до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Наиболее примечательно предание о ЛэйЦзу, первой супруге Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад. Переехав к мужу из юго-западной части страны, ЛэйЦзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда.
Более 2000 лет тому назад император Уди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.
Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантастические представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц... За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но жажда прибыли (а ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота, фунт на фунт) взяла свое.
Приблизительно в V веке шелк был вывезен из Китая, и одновременно началось его производство в нескольких странах мира. Опять таки по легенде, один хитрый индийский раджа посватался к китайской принцессе. А в качестве приданого возжелал - угадайте, что? И бедная невеста привезла личинок тутового шелкопряда и семена шелковицы... прямо в своей высокой свадебной прическе.
В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение примерно в то же время, когда в Константинополь из Китая впервые доставили грену (яйца) тутового шелкопряда. В роли контрабандистов были монахи, спрятавшие личинок в пустотах своих посохов.
В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе вовсю ткали собственный шелк.
Выполните задания к тексту:
1.Выделите в тексте красным цветом основные понятия определений “шерсть” и “шёлк”.
2.Заполните таблицу:
Шерстяные ткани | Шёлковые ткани | |
Начало производства | ||
Историческая родина | ||
Сырьё |
3.Вычеркните лишние слова из текста:
Шерсть для производства шерстяных тканей дают: овцы, козы, коровы, лисицы, верблюды, альпаки, ламы, песцы и викуньи.
4.Ответьте на вопросы к тексту:
А) Лучшую шерсть дают овцы породы:
Б) Из волосяного покрова каких животных изготавливали приводные ремни для машин:
В) Какой вид шелкопряда считается диким?
Г) Какой римский император использовал шёлковые ткани украшения своего триумфа?
Д) Куда прятались коконы шелкопряда, что бы вывезти их из Китая:
5.Вставьте пропущенное слово:
Шерсть, полученную после стрижки овец, называют
6. Что означает выражение “золотое руно”.
Запишите свои предположения:
Источники информации:
http://ovechka-marta.ru/stati/interesnye-fakty-o-shersti-avstralijskogo-merinosa
nsportal.ru›shkola/tekhnologiya/library/…
faunistics.com›tutovyj-shelkopryad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"
Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....
конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая, групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...
Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс Тема: "Натуральные волокна животного происхождения"
урок для 6 класса...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»
Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...
Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения"
Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения"...