Доклад "Профориентационная работа- как средство социализации учащихся с ОВЗ"
методическая разработка по технологии (7 класс)
Доклад "Профориентационная работа- как средство социализации учащихся с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическом объединение.
Профориентационная работа- как средство социализации учащихся с ОВЗ
Выполнила: Соколова Н. А.
2020год
Профориентационная работа- как средство социализации учащихся с ОВЗ
Способность к труду присуща всем людям, она развивается на базе биологических предпосылок – задатков способностей в течение всей жизни в процессе индивидуального развития, воспитания, обучения, под влиянием специальных видов деятельности. Чем раньше выявлены у ребёнка с особенностями психофизического развития и нарушениями здоровья задатки способностей и определены эффективные средства, их развивающие, тем успешнее будет формироваться его профессиональная пригодность. Определение потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ, подбор адекватных для обучения профессий – процесс сложный, многоступенчатый, он должен проходить в несколько этапов, захватывая не только период окончания школы, но и более ранние периоды. Важнейшим направлением социализации является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей. Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Психологические и физиологические особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) определяют не только их общую жизнедеятельность, но и влияют на профессиональное самоопределение. Неустойчивые ценностные ориентации, неуверенность в собственной значимости в общественно полезном труде, социальный инфантилизм, недостаточная учебная мотивация, низкие мыслительно-логические способности и коммуникативные навыки существенно ограничивают их профессиональный выбор. В школе для обучающихся с ОВЗ подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни , производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно - воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. В школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом своих способностей и потребности общества. Коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения в школе для детей с ОВЗ. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.
Обучающиеся, завершив профессиональное образование в специальных группах колледжей, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: - неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда ; - отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности; - неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; - неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др. Профессиональное самоопределение - это сложная система, определяющая место человека в социальной и профессиональной среде. Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков.
Это связано со многими ограничениями: - ограниченный перечень рекомендуемых профессий; - ограниченный перечень учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку; - ограниченный перечень возможных рабочих мест и др.
У выпускников коррекционных школ наблюдаются трудности с профессиональным самоопределением и в связи с ограничением по состоянию здоровья, психическими и физиологическими проблемами, недостаточным уровнем знаний, жизненного и коммуникативного опыта, несформированной самооценкой. Процесс обучения в школе, работа учителей, психологов и трудовая подготовка оказывают влияние на выбор профессии. Для осуществления грамотного подхода к выбору профессии организуется профориентационная работа. Профессиональная ориентация является органической частью воспитательной работы учебных заведений, направленной на формирование профессиональных склонностей и интересов обучающихся. Она направлена на взаимодействия личности и общества, на удовлетворение профессиональных потребностей личности. Главная цель профессиональной ориентации - формирование у подрастающего поколения склонностей и интереса к сознательно выбранной профессии. Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: - профессиональная информация, - профессиональное воспитание, - профессиональная консультация. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений. Для профориентации умственно отсталых учащихся, как и для профориентации учащихся общеобразовательных школ, характерно предоставление информации о профессии из различных источников: уроков труда, посещений предприятий, участие в производственной деятельности, встреча с представителями разных профессий, проведение профориентационных уроков и бесед. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Призвано побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности. Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества. Выпускники школы для обучающихся с ОВЗ не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества. Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в нашей школе осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Цели профориентационной работы: - оказание поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Принципы профориентационной работы : - систематичность и преемственность; - дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста, уровня сформированности психических процессов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, воспитательных возможностей семьи; - оптимальные сочетания массовых, индивидуальных и групповых форм профориентационной работы с учащимися и родителями; - взаимосвязь школы, семьи, Колледжа «Подмосковье», центра занятости населения, центра социальной поддержки населения; - связь профориентации с жизнью, с требованиями рынка труда.
Работа с обучающимися осуществляется следующим образом: - индивидуальные и групповые профориентационные беседы, консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии; -посещение Дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования, тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия; -встречи с интересными людьми, представителями профессий, работниками предприятий, учреждений профессионального образования; -экскурсии на предприятия, колледжи, - внеклассные мероприятия; - оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда. Работа с родителями: -индивидуальные беседы и консультации для родителей; - проведение классных и общешкольных родительских собраний .
Профориентационная работа в школе - это сотрудничество всех: родителей, педагогов, обучающихся, медицинских работников, психологов, социальных педагогов и внешних субъектов. А общим результатом будет является безошибочный выбор профессиональной деятельности и успешная адаптация выпускников по выбранной профессии, получение профессионального образования по месту жительства, успешное трудоустройство по приобретенной специальности.
Профориентационную работу начинаю с первых уроков растениеводства, знакомлю с профессиями: садовод, рабочий зелёного хоз-ва, цветовод-озеленитель.
Просматриваем видеофильм о данных профессиях, затем провожу беседу.
- классные мероприятия «Профессии наших родителей»;
-конкурсы рисунков «Все работы хороши»; -экскурсии в мастерские трудового обучения; -вовлечение обучающихся в кружки в соответствии с их интересами.
. Ведущей формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. Уроки трудового обучения формируют у детей интерес к миру профессий, уважительное отношение к труду и его результатам, становление и укрепление у обучающихся положительных качеств личности (аккуратности, бережливости, дисциплинированности, коллективизма . На уроках учащиеся выполняют практические работы, идет формирование профессиональных трудовых навыков.
.Участие в неделе труда, в субботниках .Проведение выставок работ обучающихся кружка , который проходит совместно со СОДЭБЦ.
Экскурсии в учебные заведения города: колледж им. Кузнецова, колледж №11 знакомит детей с профессиями . С коллективом колледжа у нас многолетняя добрая дружба. Мастера колледжа выступают на родительских собраниях, организуем экскурсии в мастерские колледжа.
На пришкольном участке ученики под контролем учителя выращивают и высаживают садовые цветы, знакомятся с профессией-ландшафтный дизайнер.
Ученики осенью видят результаты своей работы и гордятся этим.
В апреле 2021 года ученики нашей школы участвовали в региональном конкурсе» Лучший по профессии». Награждены сертификатом за участие.
Проведенная работа по профориентации не проходит даром, многие выпускники поступают на специальности: растениевод-озелениетель, садовод.
#1060;ролова, С.Л. «Профориентация обучающихся в образовательной среде школы» (кафедра воспитательных систем, д.п.н., профессор кафедры С.Л. Фролова)
2. Е.А. Климов Как выбирать профессию.- М. 1990
3. «Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М., 2006.;
;Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
5. «Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями» / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...
Организация проектной деятельности на уроках математики, как средство социализации учащихся.
Статья о применении проектного метода на уроках математики в среднем звене и его роль в процессе социализации школьников....
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся
Выступление на районном методическом совете по теме самообразования" Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся"...
рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида
В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия т...
Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....
Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся с ОВЗ
Доклад на методическом объединении учителей технологии, ИЗО, физической культуры....