ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
статья по теме

CУХОМЛИНОВА ОКСАНА ИВАНОВНА

Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия творческих способностей личности, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnaya_konferentsiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Сухомлинова О.И

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №89» г. Саратов

Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Состояние здоровья детей школьного возраста имеет особое значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и оборонный потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья школьников рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья нации.

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков важнейшими являются условия внутришкольной среды.                

Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия творческих способностей личности, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей.

Основными направлениями МОУ «СОШ №89» при формировании здоровьесберегающей среды являются образовательное, оздоровительно-профилактическое, социально-психологическое, мониторинговое, просветительская деятельность и консультирование. В образовании усиливается значение воспитания, которое предполагает создание условий, стимулирование развития каждого ребенка, направленное на раскрытие и умножение его творческого потенциала, его адаптацию в обществе как свободной самостоятельной личности. В рамках учреждения образования проблемами сохранения здоровья обучающихся занимаются все категории педагогических работников.

Данные направления сопровождения обеспечили эффективную реализацию всех звеньев образовательного процесса.

Целями моей работы по сохранению здоровья обучающихся в качестве учителя биологии, экологии и ОЗОЖ являются:

  • Повышение приоритета здорового образа жизни
  • Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
  • Создание комфортной среды на уроках.

В своей работе я применяю такие методы в качестве сопровождения формирования здоровьесберегающей среды и социализации школьников: моделирование, тренинги, ролевые игры, внеклассные мероприятия, консультации.

        Вместе с учениками 8-х и 9-х классом мы проводим мониторинг состояния здоровья школьников.

Основные направления мониторинга состояния здоровья учащихся:

• Распределение обучающихся по группам здоровья;

• Распределение по физкультурным группам;

• Мониторинг частоты заболеваний;

• Учет учащихся, имеющих хронические заболевания (патология);

• Эпидемиологическое окружение;

• Охват учащихся физкультурой и спортом;

• Вредные привычки;

• Травматизм;

• Учет учащихся с ограниченными возможностями.

        При проведении мониторингов используются результаты групповых интервью с учащимися, персоналом школ, родителями, организаторами.

        Активно ведется профилактическая работа по предупреждению вредных привычек, зависимостей среди обучающихся 7-х, 8-х и 9-х классов посредством классных часов, предметных уроков, акций, праздников, Дней здоровья.

        Неотъемлемой составной частью педагогического процесса является соблюдение гигиенических условий обучения. Выполняются санитарно-гигиенических требования, регламентированные СанПиНами.

        Кабинет биологии, в котором занимаются обучающиеся на моих уроках, часто проветривается и имеет оптимальную температуру.

        С целью повышения двигательной активности учащихся ежедневно проводится утренняя гимнастика перед уроками. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, включаю в урок физкультминутки, групповую и парную работу, планирую смену вида занятий через 7-10 минут, провожу зарядку для глаз; использую методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу.

В центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

На уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, ситуации успеха, использую индивидуальный подход, корректности и объективности оценки деятельности учеников, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегаю в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как эти эмоции являются здоровьеразрушающими; стремлюсь к доступности и преемственности информации, использую средства наглядности. Эти методы необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Большую работу по укреплению здоровья обучающихся провожу и во внеурочное время, включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни – это беседы, конкурсы, уроки здоровья, досуговые оздоровительные мероприятия с родителями.

Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература

1. Данюшков, В.И. Современное представление о социальном пространстве / В.И. Данюшков // Педагогика. – 2004. – №9 – С. 28 – 33

2. Зарипова, А. И. Школа здоровья [Текст] / А. И. Зарипова // Воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 7-10.

3. Зарипова, А. И. Реализация здоровьесберегающих технологий в современном образовательном учреждении [Текст] / А. И. Зарипова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 1. – С. 92-97.

4. Зарипова, А. И. Практические основы реализации проекта «Школа здоровья» [Текст] / А. И. Зарипова // Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы: Матер. междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: Изд-во АНОО «Приволжский дом знаний», 2006. – С. 39-42.

5. Зарипова, А. И. Особенности сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях [Текст] / А. И. Зарипова // Образование в современной школе. – 2007. – №6. – С.52-56.

6. Педагогика здоровья. Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

ЗАКАЛИВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА И ЕГО МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В презентации представлены: основные принципы, правила и влияние на организм различных видов закаливания. Данная презентация  может использоваться, как методическое пособие при прохождеии новой ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...

Мастер-класс по теме" "Цифровая образовательная среда как средство социализации подростка.

Страничка для родителей. Вебинар по теме" "Цифроваяобразовательная среда как ссредсво социализации подростка" .  Материал поможет родителям сориентироваться в цифровом пространстве...