Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Профильный труд» для 9 класса
календарно-тематическое планирование по технологии (9 класс)

Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Профильный труд» для 9 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

1 Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Профильный труд» для 9 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный Закон от №273ФЗ (ред. от с изменениями, вступившими в силу ) «Об образовании в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Профессионально-трудовое обучение (столярное дело) » 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой, Москва 2010 год (автор Л. С. Иноземцева);

Рабочая программа ориентирована на учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательство «Владос», 2001 год;

Основной целью предмета является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области столярного дела, а также к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

  • обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
  • постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и качеству;
  • систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
  • связь теоретических знаний с практической работой;
  • совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
  • повышение работоспособности и выносливости учеников;
  • раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

На освоение предмета «Профильный труд / профессионально-трудовое обучение» в 9 классе отводится - 9 класс 408 часов (12 часов в неделю)

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы 8 вида, которая способствует подготовке школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися в 5, 6, 7 и 8 классах, а так же на уроках рисования, истории, математики.

Программа включает практические и теоретические занятия. Затронуто эстетическое воспитание учащихся. Большое внимание на занятиях по столярному делу уделяется технике безопасности.

Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету, а так же при обучении столярному делу в 9 классе первостепенное значение уделяется правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают изделия, аналогичные ранее изготавливавшимся.

При подготовке к занятиям следует особенно тщательно подбирать конструкцию указанных в программе изделий и материал для них, так как эти обстоятельства в значительной мере способствуют овладению новым трудовым приемам.

Изучение курса 9 класса рассчитано на 12 часовую недельную нагрузку. Для организации контрольных и проверочных работ используются тесты, технологические карты и практические задания.

Необходимость составления программы вызвана тем, что в государственной программе четко не выделены основные

понятия курса, не обозначены формы контроля, не распределено количество часов по разделам и темам.

Цель программы: подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению несложных видов работы на предприятиях различных отраслей народного хозяйства, преимущественно в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Для ее достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

1) Формирование доступных школьникам технических и технологических знаний; 2) Развитие у обучающихся обще трудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

3) Обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

4) Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование, необходимых в повседневной производственной деятельности, качеств личности: чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т.п.

5) Максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.

Логика построения программы: соответствует государственной программе, способствует решению основных задач программы.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

9

96

96

132

84

408

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

Учащиеся должны знать:

- инструменты для художественной резьбы

- правила пожарной безопасности

- устройство и токарного станка по дереву и ТБ при работе на нем

- технологию обработки криволинейных поверхностей

- виды соединений и последовательность их выполнения;

- технологию выполнения плотничных работ

- некоторые статьи трудового законодательства

- круглые лесоматериалы и пиломатериалы

- технологию изготовления строительных инструментов, приспособлений и инвентаря для плотничных работ

- виды отделки древесины

- технологию изготовления моделей мебели

- технологию изготовления несложной мебели с облицовкой поверхности

- виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий

- технологию изготовления оконного блока

- виды столярных и плотничных работ

- виды изоляционных и смазочных материалов

- сущность автоматизации и механизации мебельного производства

- технологию изготовления секционной мебели

- кровельные и облицовочные материалы

- технологию настилки линолеума

- виды листовых древесных материалов

Учащиеся должны уметь:

- правильно выполнять художественную резьбу

- соблюдать правила пожарной безопасности

- обрабатывать криволинейные поверхности

- работать на токарном станке по дереву, соблюдая технику безопасности

- выполнять столярные соединения, - выполнять плотничные работы

- различать лесоматериалы и пиломатериалы

- изготавливать строительные инструменты, приспособления и инвентарь для плотничных работ

- проводить отделку древесины, - изготавливать модели мебели

- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности

- различать мебельную фурнитуру и крепежные изделия

- изготавливать оконный блок

- выполнять столярные и плотничные работы

- различать изоляционные и смазочные материалы

- изготавливать секционную мебель

- различать кровельные и облицовочные материалы

- различать листовые древесные материалы

5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I четверть

Вводное занятие (3ч.)

Задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей и рабочих мест. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда. Правила противопожарной безопасности. Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской. Хранение инструментов и уход за ними. Экономное расходование материалов

Художественная отделка столярного изделия (36ч.)

Изделия. Шкатулка. Коробка шахмат, шашек, нард.

Теоретические сведения. Виды художественной отделки столярных изделий. Эстетические требования к изделию. Особенности отделки изделия в технике геометрической резьбы. Материал для геометрической резьбы. Цвет, текстура разных древесных пород. Шкатулка: детали, материал, вид соединения деталей, отделка. Ориентировка по чертежу. Выполнение технического рисунка.

Практические работы. Выпиливание и изготовление деталей шкатулки по заданным размерам. Соединение деталей шкатулки на клею и при помощи петель. Перевод композиции при помощи шаблона на поверхность шкатулки. Резание композиции. Прозрачная отделка шкатулки.

Практическое повторение (44ч)

Виды работы. Изготовление подставки для кухонных ножей.

Самостоятельная работа (13ч)

Отделка поверхности подставки для ножей геометрической резьбой.

II четверть

Мебельное производство

Вводное занятие (2ч.)

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Правила противопожарной безопасности в учебной мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.

Изготовление мебели (37ч.)

Изделия. Стул.

Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.

Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, шта-пик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.

Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.

Трудовое законодательство (6ч.)

Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.

Строительное производство

Плотничные работы (9ч)

Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.

Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электро рубанок, устройство, работа, правила безопасности.

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки изделия(7ч)

Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды доски в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).

Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.

Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.

Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.

Изготовление строительных инструментов, приспособлений,

инвентаря для плотничных работ (13ч)

Изделия. Терки. (Дополнительно - гладилка).

Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.

Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.

Самостоятельная работа (12ч)

Изделие. Ручка для молотка, деталь цилиндрического сечения, толкушка, нож-косяк

III четверть

Мебельное производство

Вводное занятие (2ч)

План работы на четверть. Инструктаж по охране труда. Инструктаж по противопожарной безопасности.

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности. (50ч.)

Объект отделки геометрической резьбой. Стул.

Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками. Эстетические требования к изделию. Особенности отделки изделия в технике геометрической резьбы. Материал для геометрической резьбы.

Практические работы. Перевод орнамента геометрической резьбы на ножки стула. Резание орнамента. Прозрачная отделка стула.

Мебельная фурнитура и крепежные изделия 9ч.)

Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.

Практическое повторение (45ч)

Изделие. Дверная ручка.

Строительное производство.

Элементы оконного блока (14ч.)

Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.

Столярные и плотничные ремонтные работы (8ч)

Объекты работы. Столярные верстаки, парты.

Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.

Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин.

Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.

Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы

Самостоятельная работа (4ч)

Изделие. Скалка

IV четверть

Мебельное производство

Вводное занятие (2ч)

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Правила противопожарной безопасности в учебной мастерской.

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (10)

Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции

Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение. Гидроизоляционная пленка, виды, применение.

Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервировации металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.

Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.

.

Изготовление секционной мебели (14ч)

Изделия. Школьная мебель.

Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полу ящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.

Практические работы. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.

Практическое повторение (38ч)

Изделия. Трибуна.

Строительное производство

Плотничные работы (4ч)

Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.

Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.

Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.

Практические работы. Монтаж пола, в строении из деревянных конструкций.

Кровельные и облицовочные материалы (3ч)

Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные

мастики: свойства, применение.

Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.

Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.

Настилка линолеума (4ч)

Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.

Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.

Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.

Фанера и древесные плиты (7ч)

Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.

Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.

Лабораторно-практическая работа. Определение названий пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.

Контрольная работа (5ч)

Изделия. Соединение УС-3, соединение УЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА профильного труда (швейного дела) 6 класс

Программа предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Данная программа разрабо...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)  для детей  с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (декоративно-прикладное искусство), первого года обучения разработана  для обучающихся  Государственного бюджетного...

Рабочая программа учебного предмета "Профильный труд" 5 класс

Образовательная область "Технологии".Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отстлостью (интеллектуальными нарушениями) . 1 вариант  5...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...