Вышивка- история и современность
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
Разработка урока в 5 классе, для обобщения раздела Ручные швы. Вышивка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vyshivka_istoriya_i_sovremennost.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по теме «Вышивка – история и современность»
в 5 классе
Работу выполнила: Романова Л.С.,
учитель технологии, МБОУ СОШ №17
Конспект урока
Предмет: Технология
Тема: «Вышивка – история и современность»
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Технология: мультимедийная презентация учителя;
Педагогические технологии: технологии развивающего образования; социально-воспитательные технологии; обучение в сотрудничестве; технология игровых методов - профессиональная проба; проектные технологии.
Формы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстрированный;
- Проектный метод;
- Практическая работа;
- Рефлексия.
Межпредметные связи: история, КРК, эстетика, изобразительное искусство.
Аннотация:
Урок по теме «Вышивка – история и современность» является третьим уроком раздела «Художественная обработка материалов». Учащиеся анализирую, сравнивают методы и приемы, используемые в вышивке в прошлом и в современности. Знакомятся с характерными особенностями национальной вышивки. Урок обобщает, закрепляет полученные знания и расширяет кругозор по теме урока и предлагает осуществить профессиональную пробу дизайнера по костюмам.
Цели и задачи урока:
Обучающая цель:
- Ознакомить учащихся с историей вышивки и способах ее современного использования.
Задачи:
- познакомить с историей зарождения и характерными особенностями рукоделия в разных странах;
- ознакомить со способами вышивания;
- учить обустройству окружающей предметной среды по законам красоты
Развивающая цель:
- Развивать понимание того, что вышивка, как вид декоративно-прикладного искусства в современном мире, не потеряла своей актуальности и широко используется для декорирования предметной среды
Задачи:
- формировать бережное отношение к произведениям искусства;
- формировать потребность к эстетике труда;
- развивать умение видеть и ценить красоту окружающего мира
Воспитательная цель:
- Способствовать воспитанию личности умеющей ценить опыт прошлых поколений и использовать его в современной жизни.
Задачи:
- формировать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать интерес к изучению старинных ремесел .
Оснащение урока:
- (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, тематическая презентация, опорный конспект.
- ( для учеников) опорный конспект, рисунки одежды разного назначения для подбора вышивки (формат А-3), фломастеры, маркеры.
План урока:
- Организационный момент. (1мин)
- Сообщение темы урока. Постановка цели и задач. (1 мин)
- Повторение пройденного материала: (5мин.)
- Индивидуальное упражнение - кроссворд.
- Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме.
- Осмысление новой темы: (10мин.)
- Введение.
- Изложение новой темы:
- История вышивки зарубежных стран
- История русской вышивки
- История чувашской вышивки
- Современные способы вышивания
- Использование вышивки в современной предметной среде.
- Физкультминутка. (1мин.)
- Практическая работа учащихся: (19 мин.)
- Пояснение условий задания
- Выполнение практического задания: мини-проект «Создание декоративной отделки костюма, различного назначения: сценический костюм, повседневный деловой костюм, детский летний костюм, детский демисезонный костюм, молодежный летний костюм и молодежный демисезонный костюм.
Подбор рисунка вышивки и его цветовой гаммы» (групповая работа)
- Защита проектного задания
- Оценка деятельности
- Подведение итогов урока: (3мин.)
- Рефлексия.
- Обобщение итогов урока.
Изложение новой темы:
История вышивки зарубежных стран
Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков.
Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. До наших дней дошли вышивки, которые созданы в 6-5 веках до нашей эры. Родина их — Древний Китай. Уникальная тонкая вышивка на шелковых тканях шелковыми нитками а так же золотом и серебром. Одежда по традиции была богато украшена вышивкой. Найдены так же вышитые ковры и декоративные панно. Искусство Японии развивалось под влиянием Китая. А в европейских странах образцы наиболее древней вышивки в музеях относятся к V ст. н.
Колыбелью вышивки является Восток, где она применялась для украшения облачений правителей, жрецов, знати и, конечно же, дворцов и храмов, парадных и боевых колесниц. По свидетельствам, богатством вышивок славился Вавилон. В Грецию и Рим вавилонские вышивки, наряду с египетскими и фригийскими, привозились купцами.
История русской вышивки
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
История чувашской вышивки
Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.
Старинный орнамент – это узоры в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались с фигурами людей, птиц, животных, деревьев, цветов, листьев. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – имели символическое значение солнца, как источник жизни, люди – крестики (знаки жизни), горы – треугольники, животные – прямые линии разной направленности , земледелие – две параллельные линии, соединенные наклонными, вода изображалась волнистой линией.
- Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.
- Красный – цвет жизни, источник счастья, радости.
- Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила.
- Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов.
- Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.
- Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.
- Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.
Современные способы вышивания.
Машинная вышивка − это самый молодой вид рукоделия, который пришел в наши дома с появлением первых швейных машин.
История машинной вышивки
История машинной вышивки начинается в далеком XIX веке, а именно с Вартоломея Тимонье, которой в 1832 году решил усовершенствовать такой вид рукоделия, как вышивка.
С появлением первых швейных машин, работники всех ателье побежали осваивать эту чудо-технику. Красота машинной вышивки покорила модниц, и вскоре была разработана первая ручная вышивальная машина.
Виды машинной вышивки
Машинную вышивку можно разделить на два вида:
Свободно — ходовая
Вышивание на простой швейной машине
Творчество данного вида не ограничивает экран монитора и умение работать с компьютером. Все ваши фантазии воплощаются на ткани при одном нажатии привода швейной машины. Сложность данного вида вышивки состоит в выборе нужного оборудования.
Сотворить шедевр в свободно — ходовом стиле возможно на каждой швейной машине, достаточно лишь пройти небольшое обучение и закупить материалы.
Компьютерная вышивка
Данный вид вышивки более прост в исполнении, но вам понадобится специальная вышивальная машина, программа и готовый дизайн вашей вышивки. Если вы всё-таки решили шагать в ногу со временем, то придется запастись терпением и багажом необходимых знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный интерактивный урок "Республика Марий Эл: история и современность"
Урок для 10 класса, проведен в форме пресс-конференции, рассчитан на 2 часа. Интегрируемые предметы: история, обществознание, экономика, география, право, использован региональный компонент. Урок подг...
План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"
Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....
Урок "Силикатная промышленность: история и современность"
Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...
Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)
В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...
Презентация к уроку "Силикатная промышленность: история и современность"
Презентация сопровождает урок "Силикатная промышленность: история и современность""...
Вышивка крестом в современной культуре
Вышивка крестом в современной культуре...
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"
Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...