Вышивка- история и современность
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Романова Лариса Сергеевна

Разработка урока в 5 классе, для обобщения раздела Ручные швы. Вышивка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vyshivka_istoriya_i_sovremennost.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме «Вышивка – история и современность»

в 5 классе

Работу выполнила: Романова Л.С.,

учитель технологии, МБОУ СОШ №17

Конспект урока

Предмет: Технология

Тема: «Вышивка – история и современность»

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Технология: мультимедийная презентация учителя;

Педагогические технологии: технологии развивающего образования; социально-воспитательные технологии; обучение в сотрудничестве; технология игровых методов - профессиональная проба; проектные технологии.

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстрированный;
  • Проектный метод;
  • Практическая работа;
  •  Рефлексия.

Межпредметные связи: история, КРК, эстетика, изобразительное искусство.

Аннотация:

Урок по теме «Вышивка – история и современность»  является третьим уроком раздела «Художественная обработка материалов». Учащиеся анализирую, сравнивают методы и приемы, используемые в вышивке в прошлом и в современности. Знакомятся с характерными особенностями национальной вышивки. Урок обобщает, закрепляет полученные знания и расширяет кругозор по теме урока и предлагает осуществить профессиональную пробу дизайнера по костюмам.

Цели и задачи урока:

Обучающая цель:

  • Ознакомить учащихся с историей вышивки и способах ее современного использования.

Задачи:

- познакомить с историей зарождения и характерными особенностями рукоделия в разных странах;

- ознакомить со способами вышивания;

- учить обустройству окружающей предметной среды по законам красоты

Развивающая цель:

  • Развивать понимание того, что вышивка, как вид декоративно-прикладного искусства в современном мире, не потеряла своей актуальности и широко используется для декорирования предметной среды

Задачи:

- формировать бережное отношение к произведениям искусства;

- формировать потребность к эстетике труда;

- развивать умение видеть и ценить красоту окружающего мира

Воспитательная цель:

  • Способствовать воспитанию личности умеющей ценить опыт прошлых поколений и использовать его в современной жизни.

Задачи:

- формировать умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать интерес к изучению старинных ремесел .

Оснащение урока:

  • (для учителя) компьютер, мультимедийный проектор, тематическая презентация, опорный конспект.
  • ( для учеников) опорный конспект, рисунки одежды разного назначения для подбора вышивки (формат А-3), фломастеры, маркеры.

План урока:

  1. Организационный момент. (1мин)
  2. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач. (1 мин)
  3. Повторение пройденного материала: (5мин.)
  1. Индивидуальное упражнение - кроссворд.
  2. Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме.
  1. Осмысление новой темы: (10мин.)
  1. Введение.
  2. Изложение новой темы:
  • История вышивки зарубежных стран
  • История русской вышивки
  • История чувашской вышивки
  • Современные способы вышивания
  • Использование вышивки в современной предметной среде.
  1. Физкультминутка. (1мин.)
  2. Практическая работа учащихся: (19 мин.)
  1. Пояснение условий задания
  2. Выполнение практического задания: мини-проект «Создание декоративной отделки костюма, различного назначения: сценический костюм, повседневный деловой костюм, детский летний костюм, детский демисезонный костюм, молодежный летний костюм и молодежный демисезонный костюм.

 Подбор рисунка вышивки и его цветовой гаммы» (групповая работа)

  1. Защита проектного задания
  2. Оценка деятельности
  1. Подведение итогов урока: (3мин.)
  1. Рефлексия.
  2. Обобщение итогов урока.

Изложение новой темы:

История вышивки зарубежных стран

Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков.

Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. До наших дней дошли вышивки, которые созданы в 6-5 веках до нашей эры. Родина их — Древний Китай. Уникальная тонкая вышивка на шелковых тканях шелковыми нитками а так же золотом и серебром. Одежда по традиции была богато украшена вышивкой. Найдены так же вышитые ковры  и декоративные панно. Искусство Японии развивалось под влиянием Китая.  А в европейских странах образцы наиболее древней вышивки в музеях относятся к V ст. н.

Колыбелью вышивки является Восток,  где она применялась  для украшения облачений правителей, жрецов, знати и, конечно же, дворцов и храмов, парадных и боевых колесниц. По свидетельствам, богатством вышивок  славился Вавилон. В Грецию и Рим вавилонские вышивки, наряду с египетскими и фригийскими, привозились купцами.

История русской вышивки

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. 

Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

История чувашской вышивки

Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

Старинный  орнамент – это узоры в форме крестиков, треугольников,   ромбов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались с фигурами людей, птиц, животных, деревьев, цветов, листьев. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – имели символическое значение солнца, как источник жизни, люди – крестики (знаки жизни), горы – треугольники, животные – прямые линии разной направленности , земледелие – две параллельные линии, соединенные наклонными, вода изображалась волнистой линией. 

  •   Основными цветами в вышивках являются красный,  желтый, зеленый, синий, черный.
  • Красный – цвет жизни, источник счастья, радости.
  •  Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила.
  •  Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов.
  • Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.
  • Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости.
  • Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только  контур рисунка. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.

Современные способы вышивания.

Машинная вышивка − это самый молодой вид рукоделия, который пришел в наши дома с появлением первых швейных машин.

История машинной вышивки

История машинной вышивки начинается в далеком XIX веке, а именно с Вартоломея Тимонье, которой в 1832 году решил усовершенствовать такой вид рукоделия, как вышивка.

С появлением первых швейных машин, работники всех ателье побежали осваивать эту чудо-технику. Красота машинной вышивки покорила модниц, и вскоре была разработана первая ручная вышивальная машина.

Виды машинной вышивки

Машинную вышивку можно разделить на два вида:

Свободно — ходовая 

vyshivanie-na-prostoj-shvejnoj-mashine

Вышивание на простой швейной машине

Творчество данного вида не ограничивает экран монитора и умение работать с компьютером. Все ваши фантазии воплощаются на ткани при одном нажатии привода швейной машины. Сложность данного вида вышивки состоит в выборе нужного оборудования.

Сотворить шедевр в свободно — ходовом стиле возможно на каждой швейной машине, достаточно лишь пройти небольшое обучение и закупить материалы.

Компьютерная вышивка 

brother-pr-1000-e---luchshaya-vyshivalnaya-mashina

Данный вид вышивки более прост в исполнении, но вам понадобится специальная вышивальная машина, программа и готовый дизайн вашей вышивки. Если вы всё-таки решили  шагать в ногу со временем, то придется запастись терпением и багажом необходимых знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный интерактивный урок "Республика Марий Эл: история и современность"

Урок для 10 класса, проведен в форме пресс-конференции, рассчитан на 2 часа. Интегрируемые предметы: история, обществознание, экономика, география, право, использован региональный компонент. Урок подг...

План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"

Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....

Урок "Силикатная промышленность: история и современность"

Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...

Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)

В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...

Презентация к уроку "Силикатная промышленность: история и современность"

Презентация сопровождает урок "Силикатная промышленность: история и современность""...

Вышивка крестом в современной культуре

Вышивка крестом в современной культуре...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...