Педагог дополнительного образования: Назарова Елена Александровна.
Место проведения: Учебный кабинет. Время проведения: 14-15 часов (продолжительность занятия – 45 минут). Участники: Незнакомые дети, желающие узнать о деятельности кружка, учащиеся творческой группы кружка «Мягкая игрушка своими руками» (девочки 8 – 12 лет). Цель занятия: Формирование и развитие у учащихся познавательных мотивов учебной деятельности, творческой инициативы и активности. Задачи: Обучающая: Обучить изготовлению простейшей игрушки – сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно. Развивающая: Развить интерес к деятельности объединения, выявить способности детей к шитью, развить внимание, фантазию, воображение, смекалку, память. Воспитательная: Создать атмосферу непринуждённого общения, воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение к старшим и друг к другу. Методическое обеспечение занятия: - Аудиокассеты или диски с записью весёлой музыки, с записью лёгкой музыки. - Диск с компьютерной презентацией «Изготовление игрушки-сувенира «Матрешка» - Методические рекомендации по изготовлению матрешки. -Карточки с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками. Оборудование: - Мультимедийное оборудование. - Компьютер. - Магнитофон.
Материалы и инструменты: - детали кроя сувенира матрешки, иголки, нитки, ножницы, игольницы, синтепон, бязь, кружева, пуговицы, карандаши, акриловые краски, кисточки. Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практическая работа.
Приёмы: Объяснение, показ, напоминание, самостоятельная работа, помощь, поощрение. Форма работы: Групповая, индивидуальная. Тип учебного занятия: Комбинированный. Предполагаемый результат учебного занятия: Формирование у детей первоначальных представлений о деятельности детского объединения, проявление интереса к занятиям. Эмоционально – положительный настрой. Знакомство с новыми понятиями (ручной шов «вперёд иголку», шов «назад иголка», петельный обметочный шов, правила техники безопасности, презентация). Возможность увидеть результат работы уже на первом занятии, игрушка – сувенир, выполненная своими руками . План проведения занятия. Организационный этап: Приветствие, знакомство с детьми. 3 мин. Подготовительный этап: Обозначение темы, постановка цели, задач. 1 мин. Компьютерная презентация. 2 мин. Основной этап: Практическое занятие 20 мин. Конкурс 15 мин. Итоговый этап: Обобщение по пройденному материалу. Опрос детей . 2 мин. Подведение итогов занятия. Мини – выставка. 2 мин. Ход занятия: Организационный этап. (3 мин.) Педагог. Добрый день, ребята! Зовут меня, Назарова Елена Александровна. Я педагог дополнительного образования, веду занятия в кружке «Мягкая игрушка своими руками». Сегодня я предлагаю вам сшить своими руками матрешку, отличный подарок для родных и близких вам людей. А помогать мне будут девочки из нашего творческого объединения. Представьтесь, пожалуйста. (Девочки называют свои имена). А теперь каждый из вас скажет, как его зовут. Ну, вот мы и познакомились! Очень приятно! Подготовительный этап. (3 мин.) Педагог. Наша цель сегодня - познакомиться, подружиться, узнать, чем занимаются девочки в нашем кружке, немого поиграть и сшить небольшую игрушку. Из названия кружка вы наверно поняли, что мы учимся кроить и шить на примере изготовления мягких игрушек. Сначала мы учимся простому, создавая небольшие и незатейливые игрушки. Но постепенно наши задачи усложняются. И по мере освоения изученного материала наши девочки изготавливают интересные, правильно технологически выполненные настоящие мягкие игрушки. Начиная с плоских и полуплоских игрушек, мы заканчиваем объёмными, комбинированными изделиями. Я думаю, что умение шить всегда может пригодится в жизни. Девочки – будущие женщины, мамы, всегда смогут смастерить что-нибудь для себя и порадовать своих близких. Обратите внимание на матрешку, которую мы сшили с девочками для вас. Вам нравится? Но, прежде, чем мы начнём шить, я немного расскажу вам об истории создания этой замечательной игрушки.
Цветастое платье, Румяные щёчки! Её открываем – В ней прячется дочка. Матрёшки танцуют, Матрёшки смеются И радостно просят Тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают Прямо в ладошки - Какие веселые Эти матрёшки! Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – точёную буддийскую фигурку мудреца. Эта фигурка оказалась с «сюрпризом»- она раскрывалась на две части. Внутри была спрятана другая фигурка, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Один божок отвечал за успех в деле, другой за хороший урожай, третий защищал от невзгод и т.д. Японцы утверждают, что первым такую игрушку выточил неизвестный русский монах. А ведь согласно древней легенде, матрёшки были известны значительно раньше. Некоторые древнеиндийские предания относят происхождение этих божественных фигурок к третьему тысячелетию до н.э. и связывают их с древнеиндийской прародиной, располагавшейся на территории современной России. В переводе с древнеиндийского языка имя Матри обозначает мать и является символом материнства, плодородия. Поэтому матрёшка с своим многочисленным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Матрёшка символизирует собой, по сути, семью, да еще состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Видимо, поэтому Матрёшка сразу снискала не только небывалое признание в России, но и любовь. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Каждая из этих матрешек хороша по-своему. Но у всех у них одно общее — все эти игрушки символизируют собой любовь и дружбу, пожелание добра, счастья и благополучия. Практическое занятие. (20 мин.) Педагог: - А теперь, ребята, мы с вами сами попробуем смастерить матрёшку. Для начала посмотрим компьютерную презентацию. (Показ слайдов последовательного изготовления сувенира). Педагог: - Ну, что попробуем? Нам нужно соединить все детали кроя – туловище и голову используя знакомые нам швы. -А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с иголками и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним. (Раздача детям карточек с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками: дети по очереди зачитывают): -Храни иглы и булавки в определённом месте в игольнице. -Сломанную иглу не бросай, а клади в специально отведённую для этого коробку. -До и после работы сосчитай количество иголок. -Не вкалывай иголки и булавки в одежду, в мягкие предметы, занавески и т.д. -Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. -Не отвлекайся во время работы с иглой. -Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. -Передавай ножницы кольцами вперёд. -Работай ножницами только на своём рабочем месте Педагог. Девочки – помощницы заранее скроили нам детали матрешки из ткани. А теперь приступаем к работе. У кого возникнут трудности, смело обращайтесь за помощью.
Практическая работа детей по изготовлению игрушки, основные этапы: - Соединить попарно детали головы с деталями туловища, используя при этом шов «вперед иголка», «назад иголка». - Сложить получившиеся две детали лицевыми сторонами вовнутрь, сшить. -Заполнить получившуюся деталь синтепоном. -Аккуратно пришить заготовленное личико к голове матрешки, используя при этом петельный шов. -Используя краски, рисуем личико матрешки. - Пришиваем к голове платочек, а к туловищу – кружево и фартучек. (Наглядный показ педагогом последовательных действий изготовления игрушки). Педагог:- Ну вот, наша матрешка готова. Ребята, вы прекрасно поработали! Молодцы! А теперь, пока девочки оформляют выставку ваших поделок, давайте немного отдохнём. Конкурс. (15 мин.) Предлагаю разделиться на 2 команды (можно рассчитаться на первый - второй или разделить детей по партам) и посоревноваться в конкурсах. Задания будут несложные. Итак, у нас 2 команды. Придумайте названия своим командам и выберите капитана. (Называются команды). 1 конкурс. Дополни пословицу. - С миру по нитке – голому,……….. рубаха. - Длинная нитка – ленивая ………...швея. - Где тонко, там……………………. .и рвётся. - Какова пряха – такова на ней…… рубаха. - Глаза боятся, а руки………………делают. -Начатое дело доводи……………... до конца. -Куда иголка, туда и……………… нитка. -Семь раз отмерь, один раз ………..отрежь. -Кто шьет да вышивает, тому ……………скучно не бывает. -По одежке встречают, по уму………. провожают. -Шей да пори, не будет…………….. скучной поры. -Иголка, иголочка - ты остра и колка. Не коли мне пальчик, сшей-ка ………………………………………………………………..сарафанчик. -Не учись безделью, а учись…………………………… рукоделью. -Не одежда красит человека, а………………………… добрые дела.
2 конкурс “АНАГРАММЫ”. 1) АЗОГОТКВА (заготовка) 2) ИЕЕЛДЗИ (изделие) 3) ОНБЛША (шаблон) 4) ИПЛА (пила) 5) УРАБОНК ( рубанок) 6) ОМОЛОТК (молоток) 7) ПЕРСНАТОК (наперсток) 8) ЦЫНИНОЖ (ножницы) 9) НОЛОКВО (волокно) 10) УФНРТИРУА (фурнитура) 11) ЫВАТКЧА (вытачка) 12) КСАЛКДА (складка)
3 Конкурс “ЗАГАДКИ”. - Кручу – верчу, кручу – верчу!
Любой шуруп я закручу! (Отвертка) - Я скрепляю и скрепляю
Без шурупов и винтов (Клей) - Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!
А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь) - По реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг) - Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)
- Стежок за стежком встали рядком. (Строчка)
- Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)
- Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,
- Папе пишет он программы, набирает тексты маме.
И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер) - Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.
- Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)
- Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток)
- Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)
Итоговый этап (4 мин.) Педагог: - Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали о нашем кружке? А как вы считаете, достаточно ли одного занятия, чтобы научиться шить красиво и правильно? (Ответы детей). Я надеюсь, вам тоже захочется научиться всему и продолжить занятия в швейном кружке. Посмотрите на мини – выставку, которую оформили наши помощницы: какие красивые игрушки у вас получились! Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое, что вы сегодня пришли, что мы с вами познакомились и подружились. Ну и, конечно, в память о нашей встрече ваши поделки останутся с вами.
|