«Развитие самоконтроля учащихся при выполнении практических заданий»
методическая разработка по технологии

«Развитие самоконтроля учащихся при выполнении практических заданий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ларьякская специальная /коррекционная/ общеобразовательная национальная школа - интернат VIII вида

Доклад на тему:

«Развитие самоконтроля учащихся при выполнении практических заданий»

Подготовил: Козлов А.Н.

Развитие самоконтроля учащихся при выполнении практических заданий

Многие вопросы текущего инструктирования учащихся так или иначе связаны с их умениями контролировать свои действия. Задача развития контрольных действий в труде у учащихся вспомогательной школы имеет исключительно важное значение.

Умение правильно проконтролировать каждый этап своего труда закладывается у школьников до начала комплексной практической работы, в основном на подготовительных занятиях. В это время у них формируются соответствующие образы-эталоны промежуточных и конечного результатов труда, а также актуализируются образы двигательных действий. В ходе работы учащиеся постоянно сопоставляют воспринимаемый ими объект труда, различные положения инструмента, рук, прилагаемые усилия с теми образами, которые хранятся в их памяти. Если же образ эталона изделия был сформирован неправильно или неполно, то контрольные действия не принесут нужного результата — учащиеся, допустив ошибки в работе, их не заметят. Чтобы найти ту или иную ошибку в этом случае, ученики должны возвратиться к анализу образца изделия— уточнить свои представления об эталоне, после чего их контрольные действия могут дать нужный результат.

Учащиеся вспомогательной школы часто допускают ошибки и в самом контрольном действии (ошибки самоконтроля) . Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнять контрольное действие (применить линейку, угольник, штангенциркуль), другие объясняются отсутствием такого действия в нужный момент работы. В последнем случае учащиеся могут правильно представлять эталон изделия (действия), но это представление в нужный момент не актуализируется. Таким образом, инструктаж учителя во время практической работы должен строиться с учетом характера возникновения ошибок у школьников.

В настоящее время еще можно встретить неправильный подход к текущему инструктированию учащихся, когда учитель не пытается установить причину ошибки, а сразу сообщает им результат контроля, который выполнил сам. Например, подойдя к верстаку ученика, учитель говорит: «Ты неправильно склеил коробку: клапаны должны находиться внутри, а на твоем изделии они снаружи». И далее он указывает, каким образом нужно исправить брак. Подобная «помощь» не только не развивает общетрудовые умения этого ученика, но и приучает его действовать бездумно, только по указанию учителя.

Более высоких результатов в развитии самоконтроля достигают учителя труда, оказывающие на первоначальном этапе.инструктажа минимальную помощь школьникам, допустившим ошибки в работе. Прежде чем делать замечание или объяснять ошибки, учитель стимулирует мышление учащихся, для того чтобы каждый из них попытался сам найти свои ошибки. Так. в приведенном выше примере сначала целесообразно задать вопрос ученику: «Правильно ли ты сделал коробку?» Этот вопрос активизирует контрольные действия школьника. Он начинает внимательно осматривать изделие и нередко находит ошибку сам. Учитель указывает ученику, что он допустил ошибку из-за того, что забыл выполнить общее правило работы, согласно которому, закончив операцию или изделие в целом, следует проверить правильность работы. Неумение школьника применять это правило на практике должно быть учтено учителем, чтобы в дальнейшем научить его действиям самоконтроля.

Можно предположить, что на этот вопрос ученик мог и не дать определенного ответа или сказать, что коробка сделана правильно. Такой ответ не всегда выявляет тип ошибки, так как для учащихся с глубокой степенью дебильности вопрос учителя недостаточно конкретен (в нем нет указания, на какую из выполненных операций нужно обратить внимание). Для таких учащихся необходимо конкретизировать вопрос: «Правильно ли ты приклеил клапаны коробки?» Если и теперь ученик не находит ошибки, то это, с большой степеньювероятности, свидетельствует о недостатках формирования образа эталона изделия в ходе подготовительных занятий.

В практике обучения могут быть моменты, когда собственные контрольные действия учащихся (даже направляемые учителем) не дают нужных результатов. В этом случае учитель непосредственно указывает на ошибку, однако для воспитания трудовой самостоятельности полезнее и здесь не давать готовый ответ о характере ошибки, а попытаться еще раз заставить учащихся проанализировать изделие путем сравнения с предметным образцом.

Многие ошибки технологического характера школьники допускают из-за того, что не придают должного значения контрольным операциям. Например, в устном отчете о плане предстоящей работы ученик говорит, что он будет размечать, разрезать, склеивать, выполнять швы и т. п., но обычно не упоминает о действиях контроля.

О некоторых мерах по воспитанию направленности сознания учащихся на контроль своей работы говорилось при обсуждении методики подготовительных занятий (включение контрольных операций в планы выполнения изделий и в общие правила работы). Во время комплексных практических работ с этой целью используются различные методические приемы, совершенствующие контрольные действия учащихся и в то же время воспитывающие внимательное отношение к этим действиям.

Один из таких приемов заключается в организации взаимоконтроля учащихся, когда контрольные действия направлены как на проверку объекта работы, так и на определенную технологическую операцию. Перед работой учитель распределяет учебную группу на пары и объясняет, что учащиеся будут контролировать работу друг друга. Например, взаимоконтроль при оценке правильности движений напильником во время операции опиливания может быть организован следующим образом. Если упражнение проводится впервые, то учитель объясняет и практически показывает, как нужно контролировать движения опиливания. Когда один из учеников начинает опиливание, второй контролирует его действия. Через несколько минут учитель останавливает работу и предлагает учащимся поменяться ролями. Такая взаимопроверка помогает исключить многие ошибки в трудовых приемах, выполняемых при изготовлении изделий, так как учащиеся привыкают контролировать действия друг друга. На итоговом занятии (когда закончена работа группы над определенным изделием) учитель оценивает наряду с другими показателями умение учащихся контролировать свою работу и работу товарища. Итоговое занятие должно проходить в форме беседы.

Эффективный способ обучения самоконтролю — индивидуальный показ контрольных действий непосредственно на рабочем месте ученика. При этом учитель может продемонстрировать приемы самоконтроля на предметном образце технологической карты и на объекте труда школьника. Показав контрольные действия, он предлагает ученику их повторить и найти ошибку самостоятельно.

Обнаружив ошибку, учащийся должен дать ей характеристику («В конце бруска завал», «Пропил зашел за риску», «Надрез сделан не по разметке» и т. п.).

Необходимо отметить, что умение охарактеризовать ошибку сформировать у школьников особенно трудно, когда учитель сам дает неконкретные характеристики ошибок («Ты сделал недостаточно хорошо», «Можно сделать лучше», «Качество твоей работы низкое» и т. и.). Следует иметь в виду, что высказывания учителя относительно ошибок учащихся, как и приемы, их определения, всегда носят обучающий характер.

Основы умений контролировать свои действия, результаты трудовых операций, работу в целом закладываются на теоретических и подготовительных занятиях. Во время комплексных практических работ эти знания и умения совершенствуются, происходит формирование навыков самоконтроля. При проведении комплексных работ отчетливо выявляются учащиеся, которым очень трудно даются умения контролировать свою работу. Для таких учащихся характерно стремление применять более простые безорудийные приемы труда вместо относительно более сложных орудийных. В частности, это проявляется впривычке контролировать форму и размеры изделия только на глаз, без применения контрольно-измерительных инструментов.

Развитие умения производить глазомерный контроль — важное направление в подготовке рабочего-профессионала. Такой вид самоконтроля, если он отвечает заданной технологии, значительно повышает производительность труда. В то же время необходимо учитывать, что с ростом требований к качеству продукции повышается роль самоконтроля, осуществляемого с помощью специальных контрольно-измерительных инструментов.

В трудовом обучении необходимо развивать как глазомерные, так и инструментальные способы самоконтроля. Однако на практике это положение далеко не всегда учитывается. Например, сравнивая результаты контрольной работы, выполнявшейся по одному чертежу в столярной или слесарной мастерской, часто можно видеть, что даже по своим габаритным размерам изделия неодинаковы. Причем большие отступления от заданных допусков в раз-, мерах можно обнаружить и у школьников, которые сравнительно успешно освоили основные технологические операции.

Такие результаты — следствие заниженных требований к точности работы учащихся, когда учитель положительно оценивает и те изделия, которые значительно отличаются по своим размерам от образца. Обычно в этих условиях приемы инструментального контроля у школьников бывают сформированы недостаточно, что и является наиболее распространенной причиной ошибок в их работах.

Здесь необходимо отметить большие трудности в приобретении умений контролировать свои действия учащимися, для которых характерно сочетание слабоумия с глубоким нарушением эмоционально-волевой сферы. Такие учащиеся с большим трудом и только в старших классах овладевают правильной оценкой собственных успехов в труде. В начале трудового обучения вследствие некритичности в оценке своей работы они часто не обнаруживают в ней явных ошибок, что затрудняет развитие ил контрольных умений в целом.

По отношению к рассматриваемой группе школьников меры, направленные на уменьшение недостатков самоконтроля, обычно малоэффективны, если они не включены в решение более общей задачи: коррекции эмоционально-волевых нарушений.

В ходе комплексных практических работ таким учащимся полезно предоставлять возможность чаше сравнивать объект работы с эталоном изделия или эталоном промежуточной операции. Для этого предметный образец может находиться на рабочем месте школьника. Необходимо поощрять любые шаги в направлении объективной оценки ими своей работы. В то же время в отношении этих школьников ставится задача научить их правильно воспринимать объективную оценку, данную учителем или товарищами по группе.

На занятиях труда во вспомогательной школе выявляется сравнительно небольшая группа учащихся, у которых недостатки самоконтроля связаны в основном с глубоким нарушением пространственной ориентировки. Такие учащиеся затрудняются охарактеризовать форму изделия или взаимное расположение деталей (элементов). Они путают значения слов «право» и «лево», значения предлогов, обозначающих пространственное расположение. Небольшое усложнение изделия вызывает у них непропорционально высокие трудности в формировании предметного образа. Во время самостоятельной работы они допускают значительные ошибки, которые не сразу замечают.

Специальные исследования показывают, что недостатки таких учащихся поддаются коррекции. Учителю необходимо больше уделять им внимания, прежде всего на этапе ориентировки в трудовом задании. Учащиеся этой группы обычно перед началом практической работы 2—3 раза повторяют характеристики изделия-образца.

Используя различные методические приемы, можно формировать у них устойчивые представления об эталоне изделия, а через эти представления научить приемам самоконтроля.



Предварительный просмотр:

Ларьякская специальная /коррекционная/ общеобразовательная национальная школа - интернат VIII вида

Доклад на тему:

«Обучение учащихся планированию практической

деятельности»

Подготовил:        Козлов А.Н.

   

Исследования практической деятельности умственно отсталых школьников показывают, что учащиеся начинают выполнять предложенное им задание без должного анализа условий и требований, без продуманного выбора способов и последовательности действий. Наиболее отчетливо несовершенство способов действий обнаруживается у школьников при выполнении заданий по различным инструкциям. Неумение пользоваться инструкцией является одной из причин, вследствие которых умственно отсталые школьники не могут        самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с определенным планом, придерживаться заранее установленной последовательности операций и осуществлять их при помощи намеченных способов и приемов.

Обучение планированию.

После того, как учащиеся усвоили цель (конечный результат) своих действий, они приступают к составлению подробного плана работы, включающего последовательность и содержание всех этапов работы. Задача по составлению плана может быть сильна лишь в том случае, если учащиеся предварительно усвоили основные трудовые приемы, с помощью которых можно выполнять предстоящую работу.

В самом начале трудового обучения, когда учащиеся еще не знакомы с основными трудовыми приемами, они приступают к изготовлению изделий по плану, который целиком сообщает учитель. В этот период учитель не только объясняет последовательность и содержание работы, но и показывает практически полностью. Перед объяснением и показом он предупреждает учащихся: «Я сейчас буду выполнять работу и объяснять действия, а вы после этого расскажите, что и в каком порядке я делал, какой инструмент использовал».

Изготовив несколько изделий по готовому плану, данному учителем, учащиеся перед изготовлением других изделий составляют план коллективно, в ходе беседы. В этот период большая часть трудовых процессов им уже знакома. При планировании они встречаются только с некоторыми новыми приемами работы.

Одним из недостатков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы состоит в том, что они с большим опозданием начинают осмысливать значение развернутой ориентировки в задании и развернутого плана выполнения практической работы. Содержание подготовительного занятия кажется им ненужным, не имеющим отношения к практической работе. Поэтому учитель вынужден строить подготовительные занятия так, чтобы уделить внимание не только ориентировке учащихся в задании, но и убедить их в необходимости предварительного планирования.

Например, в 5 классе учащиеся должны знать, что перед началом работы следует внимательно изучить образец изделия, подумать с какой операции нужно начать работу и, что закончив операцию, нужно проконтролировать изделие.

Организуя подготовительные занятия, учитель преследует цель не только усвоения школьниками плана изготовления конкретного изделия, но и развития их общего умения планировать свою работу. В младших классах полезно обсудить план работы дважды: перед началом работы и на заключительном этапе после того, как она будет закончена всеми учащимися.

При обучении умственно отсталых школьников планированию на уроках труда, особенно на первых этапах, важную роль играют различные наглядные пособия, позволяющие активировать и направлять практическое мышление школьников.

  1. В качестве дидактического пособия при обучении планированию можно использовать предметную технологическую карту.

Это пособие отражает основные этапы изготовления изделия, оно состоит из предметных образцов выполненных операций. Во всех случаях предметная технологическая карта содержит образец исходного и конечного результата труда. Число образцов, технологически расположенных между заготовкой и законченным изделием бывает различным.

Количество предметных образцов технологической карты должно полностью соответствовать числу технологических операций, как правило, лишь в начале трудового обучения, а в старших классах такие карты применяются в мастерских для обучения подростков с более низким интеллектом. В старших классах число образцов предметного плана делают меньше числа операций, совмещая некоторые операции на одном образце.

  1. Более полно план работы отражает комбинированная технологическая карта, содержащая кроме предметных образцов набор табличек с названиями технологических операций или трудовых приемов. Такие наглядные пособия позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу.
  2. Простая технологическая карта.

Операция работы. Операция. Инструмент.

  1. Наиболее эффективный метод формирования у школьников готовности к составлению письменных планов - фронтальная беседа. В ходе ее учащиеся с помощью учителя определяют последовательность и содержание этапов предстоящей работы.

Перед проведением фронтальной беседы учителю необходимо реально оценить возможности и имеющийся опыт школьников: предусмотреть вопросы, которые могут задать учащиеся.

Опыт показывает, что положительное отношение к предстоящей беседе формируется заранее. Вопросы должны быть рассчитаны на активизацию мышления учащихся. Пассивное или отрицательное отношение к теме урока приводит к тому, что учитель вынужден вместо беседы проводить объяснение учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel»

Обобщающее занятие: «Выполнение практических заданий в табличном процессоре MS Excel» проводится для студентов 1 курса СПО в форме олимпиады....

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Русский язык»

Методические указания по выполнению практических заданийпо дисциплине «Русский язык»Владение речью - показатель интеллекта человека. Высокая речевая культура, которой способствует грамотность – неотъе...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине «Иностранный язык»

Методические указания  по выполнению практических заданий предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Иностранный язык», которая является важн...

Настоящее простое время. Выполнение практических заданий.

1. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple.1. My sister (to get) up at eight o'clock. She (to go) to school in the afternoon. 2. Jane (to do) her morning exercises every day. 3. For ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по теме «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ. РАБОТА В ПРОГРАММЕ MS EXCEL» по предмету «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

Пособие содержит минимум теоретического материала, необходимого для практической работы: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, ...