ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
статья по технологии

Татьяна Николаевна Письмаркина

Педагогичекий опыт

тема "Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opytoffice_word.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема опыта: «Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»

Сведения об авторе: учитель трудового обучения

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Письмаркина Татьяна Николаевна

Актуальность опыта

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.

Наиболее сложной категорией детей к включению в творческую деятельность являются дети с нарушением интеллекта. У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта, о наличии их вообще. В лучшем случае, педагоги развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительную, а более сложная и важная сторона творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Такая тенденция в коррекционном образовании особенно негативно отражается на учащихся с нарушением интеллекта, в результате чего, у них отмечается неустойчивая мотивация, слабо сформирована направленность к обучению. Таким образом, можно потерять будущую личность, ведь такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, может оказаться недееспособным.

Основной задачей обучения учащихся с нарушением интеллекта сегодня должна стать возможность адаптации их в современном обществе, выпускники должны быть готовы к жизненным изменяющимся условиям; в связи с этим развитие творческих способностей становится сегодня одной из проблем коррекционного образования.

Таким образом, доказана необходимость развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.

Основная идея педагогического опыта

Условия возникновения, становление опыта определяется тем, что развитие творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения имеет ряд преимуществ.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом:

1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся с нарушением интеллекта в развитии творческих способностей, в обучении (трудовом, эстетическом, нравственном) будет заключаться в том, чтобы научить детей   всесторонне обдумывать задания, практическом их выполнении.

2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.

3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.

Теоретическая база опыта

Педагогика и психология накопила значительный опыт исследования по теории развития творческих способностей: М. С. Гафитулин, Н. И. Кирнос, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев; идеи практической психологии и диагностики развития творчества изложены в работах отечественных ученых Л. С. Выготского, Р. М. Грановской, Ю. С. Крижанской, В. Я. Ляудис, Н. П. Щербо.

В работе многих известных педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская, И. Я. Лернер, Т. Д. Марцинковская, А. М. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе коррекционного образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - опыта развитий творческой деятельности. Исследования показывают, что коррекционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью обучающихся с нарушением интеллекта, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. 

Работы таких известных ученых как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого,     М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского убедительно доказывают необходимость развития творческого подхода к работе самого преподавателя для успешного развития творческих способностей обучающихся с нарушением интеллекта.

Проблемой трудового обучения, как и воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов,      Г. М. Дульнев, и др. Все они отмечают, что знания, полученные учащимися на уроках трудового обучения, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков. 

Технология опыта

Большую роль по развитию творческого потенциала учащихся с нарушением интеллекта играют уроки профессионально-трудового обучения. Практика показывает, что развитие творческих способностей у учащихся в ходе учебного процесса является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приемы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. 
На своих занятиях мы используем технологию проблемного обучения: перед учениками ставится проблема и им предоставляется возможность самостоятельно ее решить. Такое обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Проблемное обучение предполагает постановку проблемных ситуаций, проблемных заданий и вопросов. 
Например, в 5 классе новая тема «Сумка хозяйственная». После того, как учащиеся  рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, предлагаем самостоятельно составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, «Мешочек для хранения работ», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему. Например, очень ответственная операция – раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На уроках по раскрою перед девочками ставится проблема – самостоятельно разложить выкройку на ткани с учётом рисунка, структуры, экономии. При этом активность обучающихся появляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему.  

Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. 
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. 

Работая по теме «Практическое повторение», разрешаю выполнять учащимся работу по своему желанию. Это повышает у ребят интерес к учёбе, чувство ответственности, развивает творческие способности учащихся, формирует готовность к выбору как черту характера. 

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). 
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет работа по изготовлению поделок. Создание красивых вещей – процесс творческий. Учащимся предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Однако изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. 
У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает, к чему ему нужно стремиться.  

Еще одним направлением в развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения является участие воспитанников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по трудовому обучению. Мероприятия, проходящие в рамках тематических недель, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, творческие и познавательные способности. Чтобы развивать творческие способности детей, внеклассные мероприятия можно проводить в форме игр, различных конкурсов, КВН, праздничных мероприятий, ярмарок, посиделок, мастер-классов, журналов и т.п. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.

При правильном педагогическом руководстве во время подготовки и проведении таких мероприятий, у учащихся с нарушением интеллекта развиваются способности, формируются организаторские и актерские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива и личностного роста.

Одним из средств развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта является создание педагогом на уроках  условий, благоприятствующих их формированию. Решая данные проблемы, можно выделить ряд факторов, обеспечивающих успех: 
создание соответствующего психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности: доброжелательного и уважительного отношения к учащимся, радостного отношения к познанию, положительных эмоций; 
оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как в урочной, так и во внеурочной деятельности; 
стиль и тактика педагога: педагогу необходимо побуждать ребенка к творчеству, проявлять понимание к его неудачам, терпеливо относится даже к необычным идеям, исключать в оценке деятельности ребёнка замечания и осуждения; 
положительная поддержка личности каждого ребенка, умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых; 
создание у ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах; 
максимальный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей, переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом; 
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений); 
соблюдение принципа "права на ошибку". Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; 
служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы; 
обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, творческих отчетов, выпуск предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов, проведение предметных декад).

Результативность опыта

Как бы ни был низок уровень общего развития учащихся с нарушением интеллекта, у них имеются свои потребности и интересы, при удовлетворении которых они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам.

Для создания условий развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами.

Необходимо использование специальных методов и приемов обучения, целесообразный подбор материала в качестве основы для развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.

Список литературы

1. Андреева О. Ю., Балакина Е. С., Киселева П. С., Сырова Н. В. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1006-1009.

2. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.

3. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

4. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении. 2005. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...