Предмет | Технология 5 класс |
Раздел программы | «Пища и здоровое питание»
|
Тема урока | «Правила пользования электроприборами и выбор электроприбора для кухни» |
Образовательные цели | 1.Сформировать знания по правилам пользования электроприборами на кухне 2. Приблизить учащихся к принятию самостоятельного решения по выбору электронагревательного прибора (электрочайника) |
Развивающие цели | 1.Развивать умения анализировать жизненные ситуации, осмысливать их и находить варианты решений 2.Развивать знания учащихся о профессии «Продавец-консультант» |
Воспитательные цели | 1. Воспитание культуры общения в социальной среде. |
Тип урока | Комбинированный (изучение нового материала и проблемно-ситуационное обучение с использованием кейс-ситуации). |
Формы обучения | Урок-беседа, самостоятельная работа, путешествие |
Методы обучения | АМО (активный метод обучения) |
Средства обучения и демонстрации | Работа с текстом, демонстрация, модели, справочная литература |
Виды контроля | Текущий, итоговый |
Способы контроля | Устный, письменный |
Формы контроля | Индивидуальный, фронтальный, отчет-рекомендация |
Методы контроля | Беседа, опрос, наблюдение, тестирование |
Используемая литература | Технология, 5 класс, Технологии В.М.Казакевич |
Дидактические средства | Презентация на Microsoft Office PowerPoint «Электроприборы для кухни», Российская электронная школа, 5 класс урок 23, тема: «Кухня. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне» Паспорта электрочайников, ассортимент электрочайников |
Оборудование | компьютер, мультимедиа проектор, экран |
1.Этап урока: Организационный (2мин) |
Цель этапа: Психологическая подготовка учащихся к сотрудничеству |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Приветствует учащихся: «Здравствуйте дети! Я очень рада всех вас видеть в классе». Проверяет готовность обучающихся к уроку. Ученикам предлагает сделать комплимент своей ученице по парте. Использует метод «Комплементов». Создает ситуацию успеха.
| Приветствуют учителя. Слушают учителя. Делают комплементы, добрые пожелания друг другу. Настраиваются на предстоящую совместную деятельность. | Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. | Познает методы толерантного отношения, используемые в жизни. | Планирование учебного сотрудничества учеников и сотрудничество учеников с учителем. | Волевая саморегуляция |
2.Этап урока: Актуализация и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (8мин) |
Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»)
Задает вопрос. Какие знания человека позволяют сохранить наше здоровье при приготовлении пищи?
- Какие это правила?
Проверка изученного материала дома.
Предлагает задания, обеспечивает мотивацию выполнения (оценка после выполнения задания) Демонстрирует задание, используя тренировочные задания Из Российской электронной школыУрок№23. 5кл.
Контролирует выполнение работы, осуществляя индивидуальный контроль.
Организует проверку выполнения заданий
Зачитывает пословицу:
«Посуда любит чистоту»
Побуждает к высказывания своего мнения.
Организует беседу, связывая ответы учащихся с темой урока Вопрос: Изменились ли за долгие годы правила мытья посуды?
Подводит к обоснованию темы урока. -Важно ли для сохранения здоровья и жизни в данном случае правильно пользоваться электрическими приборами используемыми на кухне? Почему?
-Ответы учащихся обобщает выделяя самые важные и главные моменты.
И так как будет звучать тема урока
-Важно ли для Вас каким прибором Вы будете пользоваться на кухне и как правильно подобрать электрический прибор для кухни. Почему? Хотелось ли Вам научиться самостоятельно правильно выбирать электрический прибор? Ответы учащихся обобщает
Учитель проговаривает тему и задачи урока. И так наша тема урока.
«Правила пользования электроприборами и выбор электроприбора для кухни » И так какие задачи стоят перед Вами
| Дают развернутые ответы; отвечают на вопросы учителя; работают на слух; анализируют; делают выводы и умозаключения.
Ответы учащихся:
-Правила гигиены и санитарии.
Используют картинки из таб.№ Правила санитарии и гигиены на кухне (правила закрыты, открыты только картинки)
Находят карточки с правильным ответом (метод подбора правильного ответа) Объясняют свой выбор. - Отвечают, доказывают, приводят примеры. Выполняют задания в тетради. Тест: 1.Зачеркните понятия, которые не являются кухонным оборудованием. Хлебопечка. Электрогриль. Фен. Пылесос Вытяжка. Печь СВЧ. Чайник Вентилятор. Тостер. Миксер Утюг. Кофеварка. 2. Установите соответствие между операцией и кухонным оборудованием, с помощью которого эта операция выполняется. Взбивание | Вытяжка | Очистка воздух | Духовка | Охлаждение | Нож | Запек ние | Миксер | Нарез а | Холодильник |
3. Выделите правильные ответы. Гигиена – это: Наука о здоровье человека Изучает влияние внешних факторов на человеческий организм Рассматривает только вопросы рационального питания человека Изучает влияние человека на микроорганизмы.. 4.Продолжи предложение: Санитария – эт………по соблюдению основных гигиенических правил и норм. Работают в паре. Осуществляют взаимопроверку Взаимопроверку ( +,-) Учащиеся меняются своими тетрадями и проверяют правильность выполнения заданий
Раскрывают смысл пословицы
Рассказывают о приспособлениях, используемых при мытье посуды Говорят о технике для мытья посуды – посудомоечных электрических машинах, электронагревательных колонках. Отвечают. Объясняют.
Отвечают. Ищут ключевые слова для темы урока
Индивидуальные ответы учащихся
Собирают ключевые слова темы урока. Формулируют тему урока.
«Правила пользования электроприборами и выбор электроприбора для кухни»
Проговаривают, 1.Изучить правила пользования электроприборов. 2.Ознакомиться с правилами выбора электроприбора.
|
Самоопределение; осмысление; развитие познавательных интересов; учебных мотивов
| Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Планирование учебного сотрудничества с учителем. Планирование учебного сотрудничества ученик-ученик. | Волевая само регуляция Способность прогнозировать деятельность на уроке, принятие учебной цели, ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. |
3.Этап урока: Первичное усвоение новых знаний и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(10мин). |
Цель этапа: Создание содержательных, организационных условий для восприятия учащимися изучаемого материала и закрепление способов действий, вызвавших затруднения. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Формулирует задание и организует самостоятельную работу учащихся с учебником метод «Инсерт» или (пометка на полях)
Используя учебник Технология стр.90, рис8.7 и ставя пометки (маркировочные знаки) V | + | - | ? | Знаю | Новое | Иначе думал | Не знаю |
на полях в учебнике карандашом изучите правила пользования электроприборами на кухне. Контролирует выполнение работы.
Осуществляет индивидуальный контроль.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в усвоении новых знаний.
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний по правилам пользования электроприборами. |
Вчитываются в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения. Совершенствует читательскую грамотность.
Используя маркировочные знаки, позволяют соотнести новую информацию с имеющимися знаниями.
Выполняют задание. Читают самостоятельно, делают пометки на полях. Осуществляют самопроверку.
Сотрудничают с учителем в процессе выполнения задания
Контролируют и выполняют свои действия по заданному образцу и правилу. Оценивают выполняемую работу.
Запоминают правила. По очереди комментируют, осуществляя взаимопроверку. Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня | Осознание возможностей самореализации коммутативными средствами. Формирование мотивов достижения и социального признания. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
| Построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтактическими нормами языка. Использование речи для регуляции своего действия. | Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Волевая саморегуляция |
4.Этап урока. Первичная проверка понимания новой учебной информации (15мин.) |
Цель этапа: Повторение и закрепление учебной информации ,определение границ применимости новых знаний. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Предлагает индивидуальные задания для выявления понимания новой учебной информации. Учит применять свои знания на практике.
Показывает включение электрического чайника.
Предлагает
Обосновать нужным правилом из текста, правильны ли действия учителя?
Задает вопрос: Почему? Учит контролировать внимание при демонстрации по заданной теме.
Выдвигает проблемную ситуацию используя кейс-метод инцидентов Выдает сообщение: Приложение№1 «Случилось непоправимое, вышел из строя электрический чайник, мастер по ремонту сделал заключение: Надо покупать новый.»
Раздает приложение №2из конструктора Л.С.Илюшина.
Организует беседу по разъяснению работы с приложением №2,для решения кейс - задания.
Осуществляет индивидуальный контроль
Предлагает зачитать оптимальное решение по данной ситуации
Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу по генерации вариантов решения кейс - задания.
Организует беседу. Вопрос учителя: В каком из магазинов в данный момент можно выбрать электрический чайник?
Подводит к образовательному путешествию.
Организует индивидуальную работу составление вопросов для продавца-консультанта по выбору электрического чайника, раздает чистые листы. Осуществляет индивидуальную работу с учащимися.
Осуществляет степень вовлеченности учащихся в составлении вопросов. Осуществляет индивидуальный контроль.
Уточняет понимание у учащихся цели и задачи образовательного путешествия, задавая вопросы. Вопросы: Цель нашего образовательного путешествия. Вопросы: Для чего? Зачем? Нужно ли эти знания в жизни? Можно ли найти в магазине альтернативу чайнику
Ваша задача при общении с продавцом - консультантом.
| Слушают.
Внимательно следят за действиями учителя.
Читают правило№1.Стр.90 Находят неправильные действия учителя
Получают приложение№1 Читают кейс-задание
Получают приложение№2 из конструктора Л.С.Илюшина. Читают кейс-задание, отвечают Индивидуальная работа. Излагают свои соображения, занося их в приложение.№2 по этапам. 1.Этап - ознакомительный. Читают, осмысливают, излагают свое понимание кейс-задания в форме текста. 2.Этап - аналитический. Анализируют ситуацию, с помощью данной таблицы записывают свои умозаключения для принятия обоснованного решения. 3.Этап – синтез. Разрабатывают предложения для решения данной ситуации в данный момент («Здесь и сейчас») 4.Этап – Оценка. Оценивают значимость для себя, семьи. Определяют и записывают оптимальное решение. По очереди высказывают и комментируют свои решения. Называют магазин «Квазар» отдел электротоваров по ул. Интернациональной д.24, отдел электротоваров. Обосновывают свой выбор, приходят к решению задачи в данный момент для всех. Решают совершить образовательное путешествие, которые поможет выбрать электрический чайник, а так же познакомит учащихся с профессией: продавец-консультант электрических товаров. Составляют вопросы для продавца консультанта по приобретению электроприбора по самой профессии «Продавец-консультант электротоваров»
Слушают. Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний.
Отвечают на вопросы
Берут свои записи и ручки, оставляют рабочие места и перемещаются в холл
| Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология» и по применению полученных знаний в жизненных ситуациях. Формирование картины мира, культуры, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.
| Структурирование знания, использование общих приемов решения задач. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формирование собственного мнения (позиции). Построения монологического высказывания в соответствии с грамматическими нормами языка. | Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
5.Этап урока. Физкультминутка (5 мин.) |
Цель этапа: Активно изменить деятельность детей (перемещение учащихся из класса в магазин электротоваров «Квазар». Ослабить наступающее утомление, повысить работоспособность и активизировать мыслительные процессы для продолжения учебного процесса. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученики | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Учитель знакомит с маршрутом, с инструкцией перехода дорог группой и напоминает учащимся об общепринятых правил поведения в общественных местах
| Слушают. Строятся парами. Выполняют движение парами через дорогу. Идут по маршруту в магазин | Развивают умение снимать напряжения в жизненных ситуациях, умения самосохранения собственной жизни. | Закрепляют правила перехода дорог группами При перемещения вдоль трассы изучают знаки дорожного движения | Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других учащихся и партнеров по общению | Умение соотносить свои действия с действием учителя Умение удерживать несколько видов деятельности (двигательную, мыслительную) |
6. Этап урока. Реализация построенного проекта (Образовательное путешествие «Профессия: продавец - Консультант»)30мин. |
Цель этапа: Получение информации и использование ее учащимися в жизненных ситуациях и в профессионального выборе. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | учащиеся | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Организует образовательное путешествие в магазин «Квазар». Консультирует учащихся.
Ставит задачу при общении с продавцом - консультантом.
Взаимодействует с обслуживающим персоналом.
|
Слушают. Запоминают.
Наблюдают и записывают профессиональные действия продавца-консультанта. Задают вопросы, делают пометки, исследуют предложенные ассортименты чайников. Ищут в данном отделе электрический прибор, заменяющий электрический чайник.
| Нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания. Осознание ответственности за общее дело. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Осуществление поиска необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности и способов решения данной проблемы. | Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Построение понятных для партнера высказываний. Умение задавать вопросы, контролировать действия партнера | Волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия. |
7. Этап урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.5мин. |
Цель этапа: Осознание учащимися метода выполнения домашнего задания |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Намечает цели дальнейшей деятельности и определяет домашнее задание для самоподготовки с элементами выбора, творчества. Домашнее задание: подготовить отчет - рекомендацию по выполнению кейс-задания по дисциплине.
Информация о домашнем задании: Дополнительно посетить магазины по продаже электрочайников, исследовать, выбрать и порекомендовать одноклассникам. Инструктаж по его выполнению Контроль за правильностью выполнения способа действия. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. |
участвуют в обсуждении вариантов ДЗ. задают вопросы. Получают критерии оценки домашнего задания. Проложение№3.
| Осознание ответственности за свое дело | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Планирование сотрудничество с родителями и работниками магазинов электротоваров | Адекватное восприятие задания и выбор его по своим силам |
8. Этап урока. Итог урока. Рефлексия.5мин. |
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов самостоятельной деятельности. |
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
учителя | ученика | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Организует рефлексию (символическую с помощью карточек – желтая и красная) и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Предлагает: «Взгляд внутрь себя» Дает краткую качественную характеристику работы класса и выставляет и обговаривает оценку каждого ученика.
| Самостоятельная оценка своего состояния, свои эмоции, результаты своей деятельности и взаимодействия с учителем, одноклассниками и с работниками магазина «Квазар». | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | Рефлексия способов и условий действия. | Формирование собственного мнения (позиции). | Осознание качества усвоения. Адекватное восприятие Оценки учителя. |