Лен. Получение льняного волокна
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Тропина Анастасия Тимофеевна

Технологическая карта урока по теме: «Лен. Получение льняного волокна» 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_5kl_poluchenie_lnyanogo_volokna.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Громовская средняя общеобразовательная школа»

Приозерский район Ленинградская область

Технология

Тема: «Лен. Получение льняного волокна»

5класс

Выполнила: Тропина А.Т., учитель технологии высшей квалификационной категории

Суходолье

2022г

Технологическая карта урока

по теме: «Лен. Получение льняного волокна» (5-2)

Место проведения урока:

Школьные учебные мастерские, кабинет технологии.

Методы обучения: основной: проблемно-поисквые (проблемное изложение); практический,

                                 дополнительные: иллюстрация, видеометод, ситуативный метод; демонстрация приёмов (упражнения),

Выбор программы и характеристика класса

Примерные программы по учебным предметам (технология 5-9 класс) под редакцией  А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М.Кондакова.

  • Рабочая программа по предмету составлена на основании примерной программы «Технология. 5-9 классы» ФГОС и авторской программы Соколовой В. А. «Технология. 5-9 классы» (для девочек)            

рабочая программа по технологии (предметная линия учебников « Вентана - Граф» под редакцией В.Д. Симоненко)

 

На трудовое обучение в 5классе выделено 2 часа в неделю(68 часов в год).

Материальная база кабинета соответствует «Типовому перечню» на 85% и обеспечивает выполнение практической части программы по всем разделам, включая и раздел «материаловедение». На уроке обучающиеся изготовили образец по схеме. Учитель проверил наличие льно – тресты для практической работы.

Цель: 

1Эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства

Задачи:

Деятельностная:

1. Приобретение самостоятельного опыта постановки и решения проблемы.

2.Формирование умений обучающихся сотрудничать с учителем и сверстниками.

3. Закрепить знания гигиенических и технологических свойствах ткани

4. Дать представление о классификации ткани по виду волокон.

Предметно-дидактическая: изучение нового материала и овладение технологией получения льняного волокна.

Тип урока

1. По ведущей дидактической цели - изучение нового материала.

2. По способу организации - синтетический (или комбинированный).

3. По ведущему методу обучения – частично проблемный.

Методы обучения:

основной: проблемный; демонстрация приёмов (упражнения);

дополнительные: групповые способы обучения, беседа, иллюстрация, ситуационный метод, видеометод, объяснение;

Используемые технологии

  • организация группового взаимодействия (работа в бригадах);
  • выполнение практической работы
  • взаимоконтроль,
  • рефлексивное обучение

Структура урока

1.Организационный момент – 2мин НОТ

2.Активизация (повторение) – 4мин        

3.Актуализация -6-10мин (поисковая исследовательская деятельность)

4.Подведение обучающихся к формулированию проблемы – 5мин

5.Постановка наводящих вопросов – 3мин

6.Заполнение листка ученика 5 – 7 мин

7.Вводный инструктаж  - 5мин

8.Практическая работа – 45 – 50мин

9.Первый обход 10 -12мин (с целью проверки)

10.Второй обход 10-12мин (с целью проверки, собеседование)

11.Текущий инструктаж -2мин

12.Третий обход 10мин

13.Рефлексивно – оценочный (самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока) – 5мин

14.Подведение уроков – 5мин

Итого – 90 минут

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Средства обучения. УМК (учебно-методический комплекс)

Оборудование рабочих мест, инструмент

Основная и дополни-тельная литература

ИКТ (информационно - коммуникационные технологии)

Натурально-вещественные модели

Дидактические материалы:

  • компьютер, мульти проектор, ноутбук,
  • лен - треста
  • волокно
  • нитки льняные
  • ножницы, иголки, нитки
  • ручки-держалки,
  • деревянные ножи

  • рабочая программа (автор Симоненко)
  • программа под редакцией  А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова.
  • программа Соколовой В. А. «Технология. 5-9 классы» (для девочек)            
  • рабочая программа по технологии (предметная линия учебников « Вентана - Граф» под редакцией В.Д. Симоненко)
  • учебник (автор Симоненко) и т.д.
  • В.А. Соколова «Ткачество браных поясов»
  • Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань-Ритуал-Человек» (традиции ткачества славян восточной Европы).

  • мульти-проектор,

-экран, диски.

  • видеофильмы,
  • презентация

«технология выращивания льна»

  • плакаты, картины
  • технические образцы.
  • Таблицы по композиции

  • Образцы поясов, тканей
  • Ассортимент изделий, вытканные на ткацком станке, на бердо
  • инструкционные карты.
  • Карты контроля, критерии оценок
  • Раздаточные материалы графических схем и образцов (на каждую парту)

Таблица №1. Технологическая карта. Планируемые результаты урока

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и уметь:

Метапредметные УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Знать назначение волокна, его особенности.

Правила начала и окончания изготовления волокна из льно – тресты.

Охрана труда и ТБ

Регулятивные:

Осознавать, что усвоено и что необходимо усвоить, чтобы выполнить практическую работу. На предыдущих уроках усвоены – технологические свойства ткани, нитей, но не полностью  освоена технология тканья пояса на дощечках.

уметь:

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

понимать значение «умение планировать процесс своей деятельности»;

Принцип изготовления волокна

Логические УУД:

анализировать готовые образцы и находить соответствие с производственными.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации;

уделять внимание развитию своего технологического мышления

Отличать технологию изготовления  волокна массового  производства

от индивидуального крестьянского.

Познавательные УУД:

сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров (ассортимент изделий)

Развивать трудолюбие и ответственность за качество своего изделия

Уметь

Определить гигиенические  и технологические свойства ткани.

Отделить волокно от костры льняной соломы.

 

Владеть алгоритмом работы получения льняного волокна.

Процесс изготовления волокна состоит из нескольких этапов:

1.мочение / стлание – ранее подготовительный процесс.
2.мятье тресты

3.трепание тресты

4.чесание

5.волокно, полученное после чесания.

Владеть последовательностью изготовления волокна из льно – тресты.

                                                                                           Информационная карта урока

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Результаты обучения

Оценка/

самооценка

учителя

обучающихся

предметные

Метапредметные (УУД)

1.Организационный момент

Приветствие, контроль посещаемости.

Рабочее место учителя: план урока, оформление «Сегодня на уроке»: готовые образцы, поэтапное изготовление волокна из льно- тресты ,

-эскизы, шаблоны, инструменты

-подготовлен экран с презентацией и другие

дидактические материалы

Организуют рабочее место: вешают портфели на крючок, достают тетради, карандаши, нитки

Старший по группе достаёт листок учёта ЗУН и УУД.

Обучающиеся убирают волосы под вязаные повязки (вязали спицами на уроках вязания).

На столах стоят рабочие коробочки с ножницами, нитками, дощечками  иголками.

Листок учета, где указываются фамилии и имя учащихся,  дата, тема урока, критерии и баллы.

Знать охрану труда и ТБ

   

Регулятивные:

самостоятельная организация рабочего места;

-НОТ,  стремление к рациональности, своевременному исполнению всех поручений;

К уроку обучающиеся

должны готовиться самостоятельно, так как оценки за подготовку и организацию рабочего места выставляются бригадиром  в тетрадь учёта под контролем учителя.

Личностные:

понимать значимость  планирования своей деятельности.

Ответственный за бригаду осуществляют готовность к уроку и заполняют баллы в тетрадях учёта.

по следующим критериям:

Критерии:

- аккуратное хранение изделия -2 бал.;

- раскладка инструмента -1 бал.;

- НОТ -1 б. (рациональность, своевременность);

2.Активизация (повторение)

Учитель дает  проверочную работу по закреплению полученных знаний по материаловедению, применяемые инструменты для работы, проверка практических умений.

Тестирование, проверка практических умений.

Взаимоконтроль обучающихся.

Знать охрану труда и ТБ

Личностные:

стремление к самостоятельному определению последовательности изготовления  пояса.

Наблюдение учителя

3. Актуализация - (поисковая исследовательская деятельность)

 

Видеоме-тод;

Применение знаний на практике.

Знакомимся с технологией возделывания льна. (содержание технологических сведений).

Но для успешной работы мы должны вспомнить какую роль выполняет льняное полотно в традиционном русском костюме. На экране крупным планом вы видите только пронумерованные образцы тканей. Учитель задает наводящие  вопросы, которые направляют деятельность детей.

 Проанализируйте и исследуйте образцы тканей определите их применение.

Попробуйте сделать выводы

 Для определения знания гигиенических и технологических свойствах ткани на листках с номерами, лежащих на столах, напишите виды свойств соответствующих тканям.

Ожидаемые ответы:

1-в; 2-а; 3-б;

Интересуется ответами и поздравляет обучающихся с положительными ответами.

Обучающиеся проверяют ответы, выставляются

оценки (только 4 и 5)

Сравнительная характеристика свойства  тканей

свойства

Виды свойств

1

Физико механические

А

Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность

2

гигиенические

б

Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах

3

технологические

в

Прочность, сминаемость, драпируемость

1-в; 2-а; 3-б;

1.Проявляют технико-технологическое мышление

2.Знают терминологию.

3. Знают.

Правила начала и окончания получения волокна из льно - тресты

 

1.Уметь пользоваться свойствами  тканей.

2. сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров

Взаимный контроль: оценки выставляются в тетрадь бригадира:

за 5 правильных ответов-5б,

 за 4 правильных ответов-4. б за 3- правильных ответа-3 б.

В журнал выставляем  только 4 -5. Остальные учащиеся потом сдадут зачёт по свойствам тканей

4.Создание проблем-ной ситуации для освоения учащимися нового материала

Постановка учебной проблемы

Проблемно-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный

Учитель задает вопросы.

Представьте, что вы хорошо научились получать волокно. Какие идеи возникли у вас? Что бы хотели изготовить из льняных ниток и для кого?

Обобщение ответов обучающихся, мотивация на выбор темы творческого проекта, связанной с воплощением своей идеи в изделии.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся разрабатывают свои идеи по выполнению творческого проекта.

Применение  волокна в изготовлении тканей.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

Логические УУД:

должны уметь анализировать готовые образцы, находить соответствие с графическими схемами.

5.Активизация учащихся к выпол-нению практичес-кого задания

Объяснительно-иллюстративный

1.мочение / стлание – ранее подготовительный процесс.
2.мятье тресты

3.трепание тресты

4.чесание

5.волокно, полученное после чесания.

 Где можно применить волокно? (нитки, ткань, одежда)

Обучающиеся отвечают на вопросы, быстро повторяют общий алгоритм и выделяют особенности изготовления волокна из льно – тресты.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

6.Решение проблемы

комбинированный

Учитель помогает сформулировать вывод, что общий алгоритм изготовления волокна из льно – тресты  подходит к изготовлению ниток для тканья.

Учащиеся определяют последовательность изготовления волокна, фактически составляют план работы:

1.вымочка льняной соломы и ее сушка были проведены заранее учителем.
2. Мятье тресты
3. Трепание тресты
4. Получение ниток (скручивание волокна вручную)

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

 7.Заполнение «листка ученика»

комбинированный

Учитель подводит обучающихся к формулированию темы урока и определению окончательной темы практической работы «получение льняного волокна »

Заполняют в тетради:

Тема урока и практической работы  «Получение льняного волокна»

Термины, ожидаемый результат выполнения практического задания -алгоритм:

1.вымочка льняной соломы и ее сушка
2. Мятье тресты
3. Трепание тресты
4. Получение ниток (скручивание волокна вручную)

5. Оформление ниток.

Алгоритм последовательности выполнения практического задания или план работы (инструкционная  карта).

Критерии оценки.

7. Вводный инструктаж

Проблемно-поисковый.

Объясни-тельно-иллюстративный.

Учитель знакомит  с планом работы, демонстрация учителем основных приемов работы, знакомство с техническими условиями выполнения работы, заложенными в технологической карте, определение критериев оценки выполняемой практической работы с учетом соблюдения правил охраны труда и санитарных гигиенических требований, закрепление вводного инструктажа.

Обучающиеся соблюдают все нормы и требования к уроку.

Знать правила охраны труда и техники безопасности

умеют сотрудничать с  учителем и одноклассниками 

Физкультурная минутка для глаз

8. Практическая работа

45-50мин

Практический;

репродуктивный

Учитель дополнительно демонстрирует  основные приемы  работы, образцы пооперационного выполнения. Предъявление основных требований по выполнению работы.

Практическая работа:

1.мочение / стлание – ранее подготовительный процесс.
2.мятье тресты

3.трепание тресты

4.чесание

5.волокно, полученное после чесания.

6.Получение ниток из волокна

7. Нить накручивают на маленькие бабинки.

         Ведется беседа о роли льняной одежды в традиционном русском костюме. Сообщение обучающимся о сравнении получения волокна в крестьянстве  с  современными технологиями.

Перед практической работой ребята проводят гимнастику для глаз.

Практическая работа:

1.мочение / стлание – ранее подготовительный процесс.
2.мятье тресты

3.трепание тресты

4.чесание

5.волокно, полученное после чесания.

6.Получение ниток из волокна

7. Нить накручивают на маленькие бабинки.

умеют  работать самостоятельно и в группах.

умеют сотрудничать с  учителем и одноклассниками

Самоконтроль

Критерии -5 б:

- т/б -1 б,

-согласованность работы в группе -1б,

-затрата времени (базовый уровень)-1,5б.;

-качество работы –

 1,5 б.;

 -Оценки в баллах выставляются в тетради учёта

Проверяет учитель во время обхода.

-соблюдение санитарно-гигиенических требований и охрана труда – 1 б

-Влажно-тепловая обработка  (ВТО)

-1 б.;

9. Первый обход  - (с целью проверки)

Практический;

репродуктивный

Контролирует правильность выполнения работы, следит за выполнением правил охраны труда, соблюдением санитарных гигиенических требований.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований.

Обучающиеся  проверяют качество отделения костры от волокна

умеют  работать самостоятельно и в группах.

Личностные:

стремление к самостоятельному определению последовательности изготовления  пояса

Самоконтроль учащихся. Равнение на шаблон образца ткачества

10. Второй обход (с целью проверки, собеседование)

Обяснительно -иллюстративный

Проверяет и фиксирует в тетради учета специальные умения обучающихся, следит за качеством работы, проводит индивидуальный инструктаж по выполняемой работе, проверяет знание терминологии отдельных обучающихся, умение пользоваться инструкционными картами.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований и чтобы работа была правильно выполнена   с соблюдением технологических требований.

умеют  работать самостоятельно и в группах.

фиксирует только хорошие результаты работы Ф.И обучающихся  в листке учёта формируемых ЗУН и УУД.

11. Текущий инструктаж

комбинированный

Учитель напоминает о соблюдении правил охраны труда и санитарных гигиенических требований.

Обращает внимание на общие недостатки в работе: на неровное волокно, остатки костры в волокне, демонстрирует правильное получение волокна; настраивает на успешное окончание работы.

Анализируют свои работы;

 делают выводы.

исправляют недочёты;

при необходимости  учитель оказывает помощь обучающимся;

12. Третий обход

(проверка качества)

Применение знаний на практике

Учитель проверяет результативность. Начинает выставлять предварительные оценки успевающим обучающимся, повторно проверяет качество работы, фиксирует специальные умения обучающихся в тетради учета и контроля, предусмотренные планом работы.

Собеседование с обучающимися с целью определения степени понимания терминов.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований.

По окончании работы, полученную нить накручивают на маленькие бабинки.

выполнять качественно работу при получении волокна

 стремление качественно выполнить работу при получении волокна

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям;

Учитель оценивает работы и, складывая оценки учащихся в баллах, совместно выводят общий балл,

стараясь никого не обидеть.

Учитель выставляет оценки за практическую работу.

13. Рефлексивно – оценочный (самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока)

Применение знаний на практике

Учитель проверяет результативность обучения обучающихся, самоанализ деятельности обучающихся (чему новому научились на уроке),

По каким критериям оценивается качество выполненной работы?

Контроль (получение информации о деятельности и её результатах)

самоанализ деятельности обучающихся (чему новому научились на уроке), оценка качества своей работы.

(соотношение реальных результатов с запланированными)

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям

14. Подведение итогов

Подведение итогов работы (без акцента на неуспевающих обучающихся). Краткий анализ выполненных работ по степени их завершенности, прокомментировать и похвалить особо успешных обучающихся (каждого ученика отметить с положительной стороны, если он выполнил не качественно,  но при этом соблюдал дисциплину труда, технику безопасности и т.д.).  Оценка теоретических знаний, оценка выполненной работы, занести результаты в классный журнал.  Выставка выполненных образцов.  

Записать домашнее задание:

создать проект изделия (творческая работа)

выставка выполненных образцов получения волокна и нити.

Записать домашнее задание:

создать проект изделия (творческая работа).

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям.  Учитель оценивает работы и, складывая оценки учащихся в баллах, совместно выводят общий балл,

стараясь никого не обидеть.

Учитель выставляет оценки за практическую работу.

Итого:

90мин

Учебный методический комплекс:

программы:

В.А. Соколова  «Программа по трудовому обучению девочек 5 – 9 классы»

В.А. Соколова  «Тематическое и поурочное планирование по программе трудового обучения девочек в 5 – 9 классах»

Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев  «Сборник нормативных документов. Технология», «Дрофа», Москва, 2007г

А.В. Марченко Программно-методические материалы «Технология» 5 – 11 классы, издательство «Дрофа» 2001г Министерство Образования РФ (по технике безопасности)

А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков «Примерные программы по учебным предметам» Технология 5-9классы М. «Просвещение» 2010 (ФГОС)

Литература для учителя:

  • А.В. Соколова «Ткачество браных поясов» традиционные ремесла, издательство «Союз художников» С – Пб, 2010г
  • Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань-Ритуал-Человек» (традиции ткачества славян восточной европы).
  • А.А.Влвсова «Рукоделие в школе» СПБ «Динамит» 1996 г
  • И.А.Андреева «Шитье и рукоделие» Б.Р. энциклопедия, Москва, 1999г
  • П.Шапкин «Рукоделие» Асцедент, М-1994г
  • Н.Т.Климова «Народный орнамент в композиции художественных изделий» М. изобразительное искусство1995г
  • Е.А.Киселева и др. «Технология» 5-11кл развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симаненко, Волгоград, 2011г
  • Н.А.Пономарева «Технология» 5-11кл «Проектная деятельность на уроках»,  Волгоград, учитель, 2010г

Учебники для обучающихся:

  1. Т.И. Еременко «Технология ручной вышивки» М. Просвещение 2000 год
  2. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» М. Просвещение  2000год
  3. В.Н. Чернякова «Технология обработки ткани» М. Просвещение, 2002
  4. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, В.Н. Правдюк «Технология» рабочая тетрадь 5кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2005г
  5. В.Д. Симоненко «Технология» рабочая тетрадь 6кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2007г
  6. Н.В. Синица  «Технология» рабочая тетрадь 7кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Процесс получения льняного волокна и ткани".

Данная  презентация разработана в виде сказки...

Презентация "Хлопчатобумажное волокно. Получение и его свойства"

Презентация к уроку по швейному делу в 5 классе школы с интеллектуальными нарушениями...

Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.

Данный материал знакомит учащихся  с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных  волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...

"Льняное волокно. Получение, свойства"

Данная презентация может быть использована при изучении растительных волокон хлопка и льна, их свойств, познакомит с получением льняного волокна....

Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна

Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...

Презентация "Получение льняных тканей"

Презентация по технологии швейное дело (6 класс) на тему "Получение льняных волокон"...

Презентация"Технология обработки льняного волокна"

Презентация"Технология обработки льняного волокна"...